Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что такое “калям”?






Ибн Хульдун [20], да смилуется над ним Аллах, в " Мук’аддима" говорит: " Знание, заключающее в себе аргументы (доводы) о вероубеждениях, на доказательствах разума". Мук’аддима ат-Тарих стр. 350

С момента его возникновения, " калям" встречал только лишь осуждение, со стороны учёных Салафов. Сами же Имамы, никогда не говорили о делах Имана, языком " каляма", даже в опровержении " мутакаллимов" [21] хотя были, самыми знающими людьми в арабском языке и знании Корана и Сунны. Они прокладывали путь в понимании Корана и Хадиса, методом Сахабов, Табиинов. Считали что " ак’ль", - разум, может ошибаться, а " нак’ль", - тексты Корана и Хадисы, - безошибочны, и опираясь на разум, они не сталкивали одну часть писания в своём понимании разума, с другой её частью, опровергая её и считая что необходимо заменять внешний смысл, на то, что ему явно противоречит, т.к. знали что это путь к заблуждению, это то, о чего предупреждал Пророк когда услышал, что люди разногласили о аятах в Коране; он вышел, и лицо его было в гневе, и сказал : " Поистине были погублены те, кто были до вас, своими разногласиями в Книге". Муслим 4/2053.

А другая передача у Бухари: " Поистине этим же самым, погубили себя те, которые были до вас, они сталкивали (ставили в противоречие) одну часть Книги Аллаха, с другой её частью. А Аллах ниспослал Книгу, чтоб подтвердила одна её часть, другую. Приказываю вам, не сталкивайте (не ставьте в противоречие) одну часть Книге, другой! То, что знаете, говорите, а то, что не знаете, оставьте для знающих! " Приводит Имам Бухари в книге " Хальк аф`али ибад" стр.99. а так же Имам Ахмад 2/185. Хадис " хасан" хороший.


Я считаю, что путь Пророка и его объяснения в Хадисе о вере в Аллаха, и Его Атрибуты, самодостаточен, и является единственно правильным путём в познании Аллаха.

Спросили Имама Абу Ханифу, да смилуется над ним Аллах: " Что вы говорите о том, что ввели новое в разговор об органах и телах? Он ответил: " Размышления философов. Я советую тебе держаться наследия дороги праведных предков и предостерегаю от всяких новшеств в убеждениях, поистине они “бид’а”". Приводит ибн К’удама в " заму таьвиль" стр.245

Сказал Имам Малик ибн Анас, да смилуется над ним Аллах: " Я предостерегаю вас от новшеств (бид’а)", спросили его: " О Абу АбдуЛлах, а что за “бид’а”? ". Он ответил: " Приверженцы “бид’а”, - это те, которые говорят о Именах и Атрибутах Аллаха, и Речи Его, Знании Его, и Могуществе Его, и не останавливаются в разговоре там, где остановились Сахабы и последовавшие за ними с искренностью". Приводит Багави, Захаби.

Сказал Имам Малик ибн Анас, да смилуется над ним Аллах: " Я считаю не желательным " калям" в религии, и не переставали Ученые нашей местности считать так же, и отстранять от него; и это " калям" опирающийся на мнение Джахма и (разговоры) о предопределении, а так же все [22] что похоже на это. Я не люблю " калям", кроме того, за которым следует дело. А " калям" в религии и " калям" о Аллаха, здесь молчание лучше...". Имам Ибн Абдул-Барр, да смилуется над ним Аллах, комментирует: " То, что сказал Малик, на этом мнении и в прошлом и в настоящем, - группа Ученых из " Ахлю аль-Асар" и Фатвы, противоречили им, лишь приверженцы нововведений, такие как м’утазилиты и другие секты, а " Джамаа" [23] всегда было на том, что сказал Малик". Книга " Джамиу баян аль-Ильм" том 2 стр. 116.


Передается о Имаме Малике: “Передал Абдуррахман бин Махди сказав: " Я зашёл к Малику, когда у него находился какой-то мужчина, задававший ему вопросы. Малик спросил его: “Должно быть, ты из числа последователей Амра бин Убайда [24]? Да проклянет Аллах Амра бин Убайда, ибо он ввёл в религию эту ересь (бид’а), относящуюся к “каляму”. Если бы “калям” являлся наукой, то сподвижники и их последователи обязательно говорили бы о нём, как они говорили об установлениях Шариата, однако “калям” “батыль” (т.е. не состоятелен) и указывает на “батыль”". Приводит Имам Багави в " Шарху Сунна" 1/217, так же Асфахани, Захаби.

Здесь Имам говорил о сути, “каляма” му`тазилитов[25], которая ничто иное как, постулаты, от которых они отталкивались рассуждая о Именах и Атрибутах Аллаха, и которые унаследовали ашариты[26].

Имам Шафии, да смилуется над ним Аллах, сильно порицал науку “каляма” и говорил: " Я никогда не спорил ни с кем в науке “каляма”, кроме единственного раза и за это я прошу прощения у Аллаха". Приводит Захаби аш-Шафии в " Сире" 10/30.

Сказал Имам Шафии, да смилуется над ним Аллах: " Встретить Аллаха с любым грехом кроме ширка, легче, чем встретить Его увлечённым “калямом”". Абу Хатим книга " манакьиб аш-Шафии". 182 стр.

Сказал Имам Шафии, в своей известнейшей книге " Рисаля" стр. 8.: " Хвала Аллаху... Который (таков) как описал Сам Себя, и (Который) над тем, над чем описывают Его, Его творения".


Из этих слов Имама, ясно познаётся мазхаб его, и наглядно видно, что его мазхаб свободен от “каляма” и новшеств, которые приверженцы “каляма” предпочли методу Корана и Сунны, и взяли их убеждением в основе религии.

Передается о Имаме Шафии: Приводит Захаби от Шейхуль-Ислама Абу Хасана аль-Хакари, с иснадом до Абу Сауру и Абу Шу’айба, оба они от Имама Шафии, что он сказал: " Слово о Сунне, на котором я, и на котором я застал людей, как Суфьян и Малик и др., это подтверждение что “Ля илях1а илляЛлах1, Мухаммад расулюЛлах1”, и то, что Аллах на Арше (Троне) Своём, на Небесах, приближается к творениям Своим, как пожелает и нисходит на небо – “Дуния” как пожелает". " Улюв" 176 стр.

Спросили Ибн Мубарака [27], да смилуется над ним Аллах: " Как нам познать Господа нашего? ", он ответил: " Над небесами Его, на Троне Его". Имам Бухари в книге " Хальк аф`аль ибад фи аля му’аттыля" стр.25. Издательство " дар ибн Аффан". Каир.2003 г.первое издание.

Сказал Фудейль ибн Айяд [28] да смилуется над ним Аллах:

Quot; إ ذ ا ق ا ل ل ك ج ه م ي أ ن ا أ ك ف ر ب ر ب ي ز و ل ع ن م ك ا ن ه: ف ق ل أ ن ا أ ؤ م ن ب ر ب ي ف ع ل م ا ي ش ا ء ".

" Если сказал тебе джахмит [29]: " я не верую в Господа, который удаляется с места своего, то скажи ему, что я верую в Господа, который делает что пожелает". Имам Бухари в книге " Хальк аф`аль ибад фи аля муаттыля" стр.41. Издательство " дар ибн Аффан". Каир.2003 г.


Сказал Абу Усман Исмаил ибн Абдурахман ас-Сабуни аш-Шафии (373-449 г. Х), да смилуется над ним Аллах, в своей книге, " Ак’идату ас-Салаф ва Асхабуль-Хадис" или др. название, " Рисаля фи и`тикад ахлю-Сунна ва асхабуль-Хадис ва Аимма".

-" ”Асхабуль-хадис”, да сохранит Аллах живущих из них и смилуется над умершими, свидетельствуют Аллаху о Единственности Его, и посланнику Аллаха (c) о послании пророческом, и знают Господа своего, в Качествах и Атрибутах Его, с которыми пришло Откровение и свидетельствовал о них посланник Его... и утверждают Ему то, что Он Сам утвердил о Себе в Книге Своей, или на языке посланника Своего. И они (учёные хадиса), не убеждены в уподоблении Качеств Его, качествам творений, и говорят; поистине Он создал Адама, Своими (двумя) Руками, как пришло в аяте; " Он сказал: «О Иблис! Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворили Своими обеими Руками? " сура Сод 75 аят., и они не подменяют они слова, перенося смысл слова обе Руки, на две милости или две мощи, как делают му`тазилиты и джахмиты, да погубит их Аллах, и не пытаются они постигнуть их образ-форму, задаваясь вопросом " как? " и не уподобляют они Руки Его, рукам творений, как делают придающие форму “мушаббиха”[30], да поразит их Аллах.

Спас Аллах Ахлю-Сунну, от изменения, и от того, чтоб задаться вопросом " как? ", и даровал им познание и понимание, так, что они проложили путь Единобожия “тавхида” и очищения “танзиха”, и оставили разговоры о глубоком объяснении и о уподоблении, последовав Слову Аллаха: " Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий". Сура Шура 11 аят.

И таким же образом, говорят они обо всех Качествах, о которых упомянул Коран и достоверная Сунна... без уподобления чего-либо из этих Качеств, качествам созданий.


Нет, они останавливаются в них на том, что сказал Аллах и Его посланник, без добавления к ним чего-либо, и постижения формы этого, задаваясь вопросом " как? ", без уподобления и без изменения и подмены, и без удаления от “лафза” произношения, той вести, которую понимают арабы, накладывая на неё ложную метафору “маджаз”. Они “Асхабуль-Хадис” проходят его на внешнем (смысле)". Страница 106-108.

Также приведу слова ученного шафиитского мазхаба Худжатуль Ислам Абу Ахмад ибн Хасан аш-Шафии Асбахани известного как ибн Хаддад (родился в 464 г. умер в 517 г. Хиджры), да смилуется над ним Аллах: "...Мы описываем Аллаха, тем чем Он Сам Себя описал в Книге Своей великой, и на языке посланника Своего, не прибавляя к этому и не убавляя ничего, останавливаемся на этом, и не входим в рассуждения об этом опираясь на мнение и сравнения “к’ияс”, т.к. Он далёк от форм и классов, родов; " Поистине это по Милости Аллаха к нам, и к людям, но большая часть людей - неблагодарны! " Сура Бакара 234 аят, и то что Он, Свят Он и Велик, Вознёсшийся над Троном Своим, над всеми творениями Своими, как оповестил Он нас в Книге Своей, и на языках посланников Своих (мир им всем), без “ташбиха” уподобления, без “та`тиля” опустошения, без “тахрифа” изменения и без " та’виля" аллегорического толкования, и таким же образом обо всём, что пришло в Коране о Качествах и Атрибутах Его, проходим их как они пришли, без добавления в этом, и следуя в этом пути Учёных Салафов ас-Солих, да будет доволен ими Аллах, молчим там, где они молчали, и толкуя то, что они толковали, потому что они пример нам, как сказал Аллах: " Это – те, которых Аллах наставил на прямой путь. Они и есть обладающие разумом". Сура Замр 18 аят,... и поистине Коран Слово Аллаха Господа Миров, снизошёл с ним (с Кораном) Ангел верный, на сердце Мухаммада печати всех Пророков... и поистине он (Коран) несозданный, поистине суры, аяты, буквы, услышанные и слова совершенные, которые сделали бессильными людей и джинов, чтоб создать и прочитать что-то подобное им (Словам Аллаха), даже если будут одни из них (джины) помогать другим (сморите суру Исра аят. 88), несозданные. Суры, Аяты Корана


несозданные, в отличие от ереси му’тазилитов. Суры и аяты Корана, не " и`бара" - выражение, как сказали Куллябиты[31]…

Словом наших праведных предков было: “ (Коран) от Него начат и к Нему возвращается”. А термин " ляфзия", само понятие " произношение Кораном созданное" ввели нововведенцы- джахмиты, так говорили Имамы Ахмад и Шафии.”

Далее ибн Хаддад приводит риваят[32] с иснадом[33] от Имама Шафии, который говорил: " Кто скажет, что Коран в произношении или произношение Кораном созданное, тот джахмит”. Книга ибн К’аийма Джавзия " Иджтима джуюшь аль Исламия фи гьазви муаттля ва джахмия" стр. 177-178.

Слова Имама шафитского мазхаба, в его время. Абу Аббас Ахмад ибн Умар ибн Сурейдж, да смилуется над ним Аллах, Факих мазхаба Шафии. Был из величайших шафиитов и Имамом мусульман, в его время, его предпочитали над всеми шафиитскими учёными и говорили ему; " Поистине Аллах избрал Умара ибн Абдул Азиза, да смилуется над ним Аллах, на рубеже первого столетия по Хиджре, чтоб прояснилась Сунна и померкли все новшества, и облагодетельствовал Аллах нашу Умму, на рубеже второго столетия, Имамом Шафии, да смилуется над ним Аллах, прояснил он Сунну и скрылось всё новшество, и облагодетельствовал Аллах Всевышний, тобой нашу Умму, на рубеже третьего столетия, и снова стала сильной Сунна и ослабло всё новшество". Умер он в возрасте 57 лет, в месяце “джумадуль-уля” 306 г. по Хиджре". Читайте о нём у Субки в " табакат Шафиия" 2/87, а так же у Захаби в " Сир" 1/185.

Ответ Абу Аббаса ибн Сурейджа на вопрос о Сифатах Аллаха:
" Скажу следующее, а успех от Аллаха: " Запрещается разуму, - уподоблять Аллаха Свят Он и Велик, а воображению, - ограничивать Его, а мысли (мнению), - категорически утверждать (о Нём), а совести, - углубляться, а для людей, - обдумывать, а


помышлениям, - стараться охватить собой, а проницательным умам, - описывать его, кроме как тем, чем Он Сам Себя описал в Книге Своей и на языке посланника Своего.

Достоверно известно и утверждено, и стало ясно для всех последователей Ахлю-Сунна валь Джамаа, из предшественников, Сахабов, Табиинов и праведно - руководствующихся Имамов, известных до наших дней, что все аяты пришедшие от Аллаха в описании Сущности и Качеств Его, и хадисы, в достоверности которых убедились учёные хадиса; на всех верующих лежит обязанность веры в каждый из них, как он (аят или хадис) пришёл, и оставлять дело этого, Аллаху Свят Он и Велик, как Он приказал. И это как-то, что пришло в Слове Аллаха: " Неужели они ожидают чего-либо иного, кроме как того, что Аллах придёт к ним, осенённый облаками, вместе с ангелами, и все будет решено? К Аллаху возвращаются дела". Сура Бакара 120 аят. И как в Слове Его: " …и твой Господь придет с ангелами, выстроившимися рядами". Сура Фаджр 22 аят. и Слово Его: " Милостивый вознёсся на Трон". Сура Та-ха 5 аят. А так же Слово Его: "...а ведь вся земля в День воскресения будет всего лишь (к’абдатуху) Пригоршней Его, а небеса будут свёрнуты Его Правой (Рукой) ". Сура Толпы 67 аят. и другие подобные им, из того, что пришло в Коране, как " фоувкьия" (присущее " над"), и " нафс" (" зат") Сущность, две Руки, Слух, Зрение, Речь, Глаза, Взгляд, Желание (Воля), Довольство, Гнев, Любовь, Неприязнь, Помощь, Близость, Отдаление, Стеснение, Приближение,... и Призыв Его к пророкам (мир им), и Слова Его ангелам, и Хватка Его и распростёртость (Рук) Его, и Знание Его, и Единственность Его, и Мощь Его, и Желание Его, и Единственность Его, в нужде творений в Нём (ас-Сомадия), и Первичность Его, и то, что ничего не будет после Него, и Жизнь Его, и Предвечность Его, и постоянство Его, и свет Его и Величие Его, и Лик Его, и творение Адама Руками Его, и то, что в Словах Его: " Неужели вы уверены в том, что Тот, Кто на небе, не заставит землю поглотить вас? " Сура Мульк 16 аят... и другие, из Качеств относящихся к Нему и упомянутых в Книге Его, ниспосланной пророку Его, и всё что произнёс избранник Его из Качеств Его, как: то, что Он Руками Своими, посадил Джаннат “Фирдавс” и дерево Туба, и написал Товрат (Тору) Рукой Своей, и Смеялся и Удивлялся, и положит “кадам” Ступню Свою на Ад, и тот скажет:


" всё, всё", и упоминание Пальцев, и Снисхождение каждую (треть) ночи на небо “Дуния”, а так же в ночь “Ляйлятуль – Кадр”... и то, что Он не одноглаз, и подтверждение Речи Его, звуком, буквами, на языке со словами, сурами, и поднимание слов, дел и душ к Нему, и история о " Ми`радже" вознесении Пророка душой и телом к Нему, и то что он видел Ад и Рай, и достиг “Арша” (Трона) и того (предела), что не было между ним и между Аллахом Всевышним, ничего кроме (хиджаба) покрывала Величия,... и другое, из того, что достоверно известно от Пророка.

A убеждение наше в этом, и в аятах “муташабихат”[34], таково, что мы принимаем их не отвергая и не толкуя толкованием противоречащих (Сунне), и не придаём значение уподобления, и не добавляем и не убавляем ничего в них, и не задаёмся вопросом " как? "... а скажем так, как сказал Аллах, и поясним так, как пояснил это Его Пророк и его Сахабы, и Табиины и Имамы, из предшественников наших в религии, и будем держаться за то, за что они держались, сдадимся перед внешними указаниями аята и хабара (вести) ниспосланного, и не будем говорить, толкованием му`тазилитов, ашаритов [35], джахмитов, а так же толкованием придающих тело (муджасима), и уподобляющих (мушаббиха), и каррамитов, воображающих " как? ". Нет, мы примем их без толкования, и уверуем в них без уподобления, и скажем, что вера в них обязательна, а говорить ими желая толкования их - это “бид`а” (новшество)". Книга


Мухтасар " Улув" Имама Захаби стр. 226-227. Книга " Иджтима джуюшь аль-Исламия". Ибн К’айима Джавзия стр.170-174.

Сказал Имам Абу Хасан аль-Курджи [36] (умер 532 г. Х), да смилуется над ним Аллах, он из учённых шафиитов 5 века: " И не переставали Имамы шафиитского мазхаба отрицать и отчуждаться того, чтоб относиться к Ашари, а так же чуждались того, на чём он строил свой мазхаб (в Ак’иде), и предостерегали друзей своих от нахождения рядом с ними (ашаритами), и это то, что я слышал от многих Шейхов и Имамов". Приводя в пример Шейха Шафиитского мазхаба в своё время, Абу Хамида аль-Исфраини[37] (умер в 406 г. Х), которого называли " Шафии-третий", который был очень жёсткий с " мутакаллимами", что даже


в " усуле фикха" [38] он старался отличаться от " усуля" Ашари, и не считал их (ашаритов) учёнными шафиитского мазхаба". Книга " Тисьиния" ибн Теимии стр. 238-239.

Приводит Имам Юсуф ибн АбдуЛлах ибн Абдул-Барр, да смилуется над ним Аллах, так же известный как Абу Умар Куртуби (умер 463 г. Х) от Факиха маликитского мазхаба в Магрибе, Ибн Хувейза Миндада (умер в 390 г. Х), что он сказал в книге своей " Шахадат", пояснением к словам Имама Малика, да смилуется над ним Аллах: " Нельзя принимать свидетельства нововведенцев и последователей страстей", и сказал: " Люди страстей у Малика и всех остальных наших сторонников, - это люди " каляма", каждый " мутакаллим" является последователем страстей и нововведений, ашарит он или не ашарит, не принимается от него свидетельство в Исламе (имеется в виду в шариатском суде), необходимо отдалятся от него, предупреждать, чтоб он оставил " калям". " Джамиу баян аль-Ильм". 2/117.

А так очень интересные, слова Абдуль-К’адира Джиляни (умер 561 г. Х), да смилуется над ним Аллах, которые приводит Шеихуль-Ислам Ибн Теймия да смилуется над ним Аллах, говоря; что даже “ахлю-сулюк”[39], считали убеждения ашаритов, делающими невозможным путь достижения к " виляя" [40] и к верному руководству: " Спросили однажды Абдуль-К’адира Джилани: " Был ли у Аллаха “Вали” (любимец), который имел убеждения, отличающиеся от убеждений Имама Ахмада, да смилуется над ним Аллах? " Он ответил: " Не было и не будет". Книга " Истикьама" стр. 81, 105.


Нет в убеждениях Салафов Асхабуль-Хадис
никакого “ташбиха” (уподобления)

Поистине Аллах Смилостивился над теми, кто последовал Сахабам и Табиинам в этом вопросе Качеств и Атрибутов Аллаха, и отстранился от " каляма" джахмитов, му`тазилитов и их последователей. “Асхабуль-Хадис” не выходят в этом вопросе за рамки Корана и Хадиса, они последователи, а не новоизобретатели, они не уподобляют и не задаются вопросом " как? ", не опустошают, а напротив подтверждают все, что сказал о Себе Аллах и оповестил о Нем Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует, они убеждены, что Качества и Атрибуты Его, истинные, и пречистые от уподобления и опустошения, и слова их о Качествах и Атрибутах, как слова их о “зате” (Сущности) Аллаха, так же как “Зат” Аллаха - Истинный и неподобный (зават) сущностям творений, так же Качества и Атрибуты Его - Истинные, и не подобны качествам творений. Это и есть убеждения Салафов “Асхабуль-Хадис”, спасшейся группы и Имамов Ахлю-Сунна, которые чисты от мазхабов уподобления и опустошения, они в своей чистоте и пользе для верующих подобны тому, что: " между пометом и кровью, – чистым молоком, приятным для пьющих", - чистому молоку приятному для пьющих. (Сура пчёлы -66 aят).

Вот слова Ибн К’удамы Макдаси [41], да смилуется над ним Аллах, из его небольшой книги " Замму Та’виль" [42], он говорит: “Основа в этом (вопросе Качеств и Атрибутов), - это то, что " калям" о Качествах и Атрибутах, - это ветвь " каляма" о “Зате” (Сущности Аллаха), и из этого следует идентичность выводов.

Если нам известно, что подтверждение Господа миров, - это утверждение Его существования, а не утверждение определения Его, и придавание (Ему в Его Сущности) какого-либо образа-формы, то таким же методом Качества и Атрибуты Его; поистине


- это утверждение существования их, а не утверждение определения их, и придавание формы-образа для них.

И если мы сказали, что у Аллаха Всевышнего Рука, Слух, Зрение, то поистине это утверждение Качеств и Атрибутов, утвердил Аллах их для Себя, и не скажем мы, что смысл “Рука” - это мощь, и что смысл “Слух” и “Зрение”, - это Знание, и не скажем мы, что это органы тела, и нет уподобления в них с руками, слухом и зрением, которые являются органам”.

А Аллах наделяет успехом, Хвала ему бесконечная, Пречист Он от всего, чем описывают его уподобляющие и опустошающие, мир и благословления Его посланнику, нашему любимому Пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам, и всем тем, кто последовал за ними с искренностью до Судного дня, довольствуясь тем, чему он научил в методе " танзиха" (очищения) и отстранившись от нововведений.


Оглавление

Кто они, “Асхабуль-Хадис”?. 3

Кто критикует Асхаб аль-Хадис?. 5

Что такое “калям”?. 7

Нет в убеждениях Салафов Асхабуль-Хадис никакого “ташбиха” (уподобления) 18

 


[1] Предшественников

[2] Последователей

[3] Речь идет о некоторых последователях М. Ковсари, которые с его подачи, обвиняют Имамов Ахлю-Сунна в " таджсиме", а в отношении некоторых из них говорят, что они своими убеждениями выходят из Ислама.

[4] Усман Ибн Саид Ибн Халид Ибн Саид Дарими аш-Шафии ас-Сиджистани, умер в 280 г. Имам, Выдающийся (Ученый), Хафиз, Критик, Шейх тех местностей. Абу Саид, ат-Тамими, ад-Дарими, ас-Сиджистани, автор большого " Муснада", и (других) произведений. Родился немного позже 200 года, обошел повсюду требуя знания. Имам Захаби аш-Шафии в " Сияр", том 2 стр. 2652.

[5] Мухаммад ибн Исхак Ибн Хузейма ибн Мугира ибн Салях ибн Бакр, аш-Шафии по прозвищу Имам Имамов, он являлся " сосудом" Знания и " морем" в нем, (он был) из тех, кто путешествовал в поисках знаний по разным странам, отправлялся " за горизонт" требуя Знания и слушая Хадис. Написал много книг и собрал много трудов, из его работ " Сахих", (эта книга) из полезнейших и величайших книг. Он был из Муджтахидов в религии Ислам. Ибн Касир аш-Шафии в " Бидаят ва Нихаят" том 2 стр 1696.

[6] Али ибн аль-Мадини, Имам Мухаддисов, выдающийся Ученый, соратник Имама Ахмада ибн Ханбаля, учитель Имама Бухари.

[7] Победоносная община.

[8] Спасенная группа.

[9] Язид ибн Харун аль-Васатий. Был " Факьихом" -Ученым в Фикьхе, " Абидом" - поклоняющимся, достойным доверия, родился в 128 г. умер в 206 г. Читайте о нем в " Тарих аль-Багдад" 14/337; " Табакьат аль-Хуффаз" стр. 132.

[10] Заменители. Т.е. Ученые " авлия Аллаха", которые имеют истинные знания, и если умирает один из них, то Аллах заменяет его на другого, так, что всегда на земле будет группа Ученых, твердо стоящая на истинных знаниях.

[11] Известный ученик Имама аш-Шафии.

[12] Абу Мухаммад ‘Абдул-К’адир ибн Аби Солих ‘АбдуЛлах аль-Джилий аль-Ханбалий, Ученый аскет, Шейх Багдада. Сказал аз-Захаби: "...в общем Шейх Абдул-К’адир (ученый) большого значения, хотя есть некоторые замечания в некоторых его высказываниях,...а многое что приписывается к нему, есть наговоры....Из работ его " аль-Гьанияту"...Родился он в Джилане в 471 г. умер в 561 г. Читайте о нем в " Сияр" 20/439; в " Бидаят ва Нихаят" в главе произошедшее в 561 г.

[13] Говорит о нем Имам аз-Захаби аш-Шафии в книге " Сияр" 3/3298: " Мухаммад ибн Идрис аль-Ханзали ар-Рази: Имам, Хафиз, Критик, Шейх Мухаддисов, был морем Знания, был кружившим в поисках его (Знания) повсюду, был блестящ в познании " Иснада" и " матна", многое собрал и написал из книг, критиковал и одобрял, подтверждал достоверность и указывал на слабость (в Хадисе). Родился в 195 г. по Хиджре..."

[14] Приверженцев новшеств в религии.

[15] Приверженцев Хадиса и наследия от Салафов.

[16] Ахмад ибн Синан ибн Асад ибн Хиббан ибн Каттан аш-Шафии, Хафиз, Худжа, передавал (знание) от Имама аш-Шафии, Вакьии, Абдурахмана ибн Махди, Язида ибн Харуна, и т.д. От него передавали Хадис; ат-Тирмизи, Ибн Хузейма и сын его Джаффар и многие другие. Сказал Абу Хатим: " Он Имам в его время, умер в 266 году". См. у аз-Захаби в " Сияр" 12/233; у Субки в " Табакьат аш-Шафиия Кубра" 1/186.

[17] Приверженцам Хадиса.

[18] Абу аль-Касим, Исма’ил ибн Мухаммад ибн аль-Фадль ибн ‘Али аль-Кьурейши ат-Теймий аль-Асбахани аш-Шафи’и, прозванный " Блюстителем Сунны". Выдающийся Ученый, Шейх аль-Ислам, Имам, Хафиз, Муфассир, обладатель сильной памяти, блестяще знавший арабский язык, науку о передатчиках хадисов. Автор многих книг: " ат-Таргьиб ва ат-Тархиб", " аль-Джами’ фи ат-Тафсир", " аль-Худжа" и другие. Родился 457 г., умер в 535 г. Читайте о нем у аз-Захаби в " Сияр" 20/70; у аз-Заркьали " А’лям"; у Ибн Касира в " Бидаят ва Нихаят".

[19] Имам, возможно, указывает, на некоторые разногласия, происходящие среди “Асхаб аль-Хадис”, в подходе принятия некоторых хадисов, на которые как следствие они и опирались. В этом у разных Ученых, разных подход, и не исключено, что один из них считал приемлемым тот хадис, который другой Ученый не принимал в своих убеждениях в силу слабости передатчиков. Поэтому мы можем встретить небольшие разногласия в некоторых аспектах “’Акьиды” (вероубеждений) у некоторых Ученых “Асхаб аль-Хадис”. К примеру можно указать на то, что Имам Ибн Хузейма, не считал приемлемым хадис о " Сурат" (Образе), другие же принимали этот хадис как достоверный, однако отрицали в нем указание на " ташбих" - уподобление. Однако, по сути, это разногласие относится к приемлемости того или иного хадиса, а не к основе " ’Акьиды" вероубеждений, т.е. если хадис приемлем, то они безоговорочно принимают его.

[20] Ибн Хульдун (732—808 г. хиджры) — известнейший историк, социолог.

[21] Приверженцев ‘каляма”.

[22] Эти слова Имама явно предостережение всем кто пожелает проложить путь первых приверженцев " каляма", взяв себе за основы их рациональные правила суждения о Аллахе и что Ему не подобает, отрицая ясные тексты Корана и Сунны, придавая им ложные значения.

[23] Возможно Ибн Абдул-Барр имеет ввиду в этом выражении, Ахлю-Сунна валь-Джамаа, т.к. просто " Джамаа", является так же одним из эпитетов " Ахлю-Сунна".

[24] Один из основоположников секты му`тазилитов.

[25] Му’тазилиты (" обособившиеся", " отделившиеся") – представители первого крупного направления в каляме, которое появилось между 105 и 110 г.х. Му’тазилиты получили свое наименование в связи с обособлением от кружка аль-Хасана аль-Басри его учеников Василя б. Ата и Амра б. Убейда.

[26] Ашаризм – это еще одно направление в каляме, возникшее в III веке по мусульманскому летоисчислению. Эпонимом этой школы стал Абу аль-Хасан аль-Ашари, который долгое время был одним из величайших ученых- му’тазилитов. Впоследствии он отказался от этих воззрений и основал свою школу каляма.

[27] Имам АбдуЛлах ибн Мубарак аль-Марвази, Имам Факих Хурасана, Великий Алим, муджахид, ученик таких Имамов как Суфьян Саури, Имам Малик. Он родился в 118 и умер 182 году. Читайте о нем в " Хулятул Авлия" 8/162.

[28] Фудейль ибн Айяд ибн Масуд ибн Бишр аль-Хурасани, Шейхуль-Ислам, родился в Самарканде примерно в 107 г., был великим Имамом, на которого все равнялись, благонадежным, аскетом, жил в Мекке не далеко от Запретной мечети, умер примерно в 190 г. Читайте о нем у Имама Захаби в " Сияр".

[29] Джахмизм – это одно из направлений “каляма”, последователи которого причисляют себя к мусульманам, однако исповедуют еретические взгляды в отношении к вере и к прекрасным именам и качествам Аллаха. Эпонимом и основателем этой школы был Джахм ибн Сафван, известный как Абу Мухриз.

[30] Мушаббихиты (" уподобляющие", " отождествляющие") – это антропоморфисты, которые уподобляют качества Аллаха качествам творений либо судят об Аллахе человеческими представлениями. Одними из первых проповедниками этого направления были Кахмас б. аль-Хасан ат-Тамими (ум. 149 г.х.), Мудар б. Халид аль-Асади, Ахмад б. Ата аль-Худжейми, Давуд аль-Джавариби и др. Мусульманские доксографы делили мушаббихитов на тех, кто уподоблял божественную сущность Аллаха телам творений, и тех, кто уподоблял качества Аллаха качествам творений. К первым относятся крайние шииты, шииты-хашимиты, каррамиты, а ко вторым – хашавиты.

[31] Последователи АбдуЛлы ибн Куляба аль-К’аттана, одного из имамов мутакаллимов, умер примерно в 240 году.

[32] Передача

[33] Цепочка передатчиков

[34] Иносказательных аятах.

[35] Некоторые последователи " каляма", подвергали сомнению возможность встречи Ибн Сурейджа с Абу Хасаном Ашари, тогда, когда последний оставил му’тазилизм, и примкнул к другой группе мутакаллимов, выражая свое личное мнение на основе " каляма", но уже опровергая му’тазилитов. Подтверждением возможности этого следующее:

Ибн Асакир в своей книге " Табьийн казиб аль-муфтари" на стр 14 говорит: " …Более верно, что он (Абу Хасан Ашари) умер в 324 г., так же сказал Абу Бакр ибн Фаврак, и таким образом 300 год, будет годом, когда он вернулся на мазхаб Ахлю-Сунна. Возвращение его было при жизни Джубаи (его шейха му’тазилита), и дискуссии его с ним после его (Абу Хасана Ашари) возвращения (от мазхаба му’тазилитов), дело очевидное. А умер Джубаи как упомянули знающие (ученые) в 303 г в Шаьбан месяце".

То, что Джубай умер в 303 г. указал так же Имам Захаби в своей книге " Тарих аль-Ислам".

Отсюда становится ясно, что Абу Аббас Ахмад ибн Умар ибн Сурейдж умерший в 306 году, как указал Имам Захаби в " Тарих аль-Ислам", застал Абу Хасана Ашари на его самостоятельном мнении.

[36] Мухаммад ибн Абдул-Малик ибн Мухаммад ибн Умар, Абу Хасан аль-Курджи. Имам, Факих шафиитского мазхаба, родился в 458 г. по Хиджре,... предавали знание и хадис от него, Ибн ас-Самьани, Абу Муса аль-Мадани и группа (других ученых).

Сказал ас-Самьани: " Я встретил в Курдже (местность), Имама, набожного, Факиха (знатока Фикха), Муфтия, хорошего Мухаддиса, литератора и поэта, посвятившего всю свою жизнь собиранию знаний и распространению их".

Ему принадлежит известная " к’асыда" (поэма) о Сунне (так ученые называли науку Ак’иды в ранний период), в которой около 200 строк, в которой он поясняет “ак’иду” (убеждения) Салафов. У него есть так же работы в Тафсире и мазхабе, я (говорит Захаби) очень много писал от него.

Из этой “к’асиды” следующие строки:

Убеждения их в том, что Бог Сущностью Своей

На Троне Своем, и знает Он все, что поразительно (удивительно для нас) ". Шамсуд-дин Захаби (673-748 г.) в своей книге " Тарих аль-Ислам" (521-545 годы) стр. 394.

[37] Ахмад ибн Мухаммад ибн Ахмад, Абу Хамид аль-Исфраини. Имам, Факих, глава всех шафиитов в свое время, его маджлисы уроков посещало более 300 факихов. Ученые из его современников, были единодушны в предпочтении его над всеми. Родился он в 344 г, и умер в 406 г. по Хиджре. Читайте о нем в книгах " Тарих Багдад", " Бидая ва Нихая" и другие.

Сказал Имам Абу Хамид аль-Исфраини, да смилуется над ним Аллах: " Мой мазхаб и мазхаб аш-Шафии, да смилуется над ним Аллах, и всех Ученых, это то, что Коран - Речь Аллаха (КалямуЛЛах)- не созданный, а кто скажет, что он созданный, тот неверный. А так же то, что Джибриль, мир ему, слышал его (Коран) от Аллаха, а Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, слышал его от Джибриля, а Сахабы, да будет доволен ими Аллах, слышали его от Мухаммада. Так же то, что все буквы из него (Корана), как буква " ба", " та" - это Речь Аллаха и она не созданная".
Это в его собственной книге " Усуль Фикх", так же упомянул эти слова Шейх аль-Ислам Ибн Теймия в книге " Аджвиба Мисрия", сказав: " Шейх Абу Хамид открыто противостоял Кадзию Абу Бакру ибн Тоийбу в вопросе Корана". Так же это приводит Ибн К’аийим Джавзия в книге " Иджтима джуюшь аль-ислямия". Стр. 192.

[38] Наука основ Фикха.

[39] Одно из наименований приверженцев тасаввуфа.

[40] Степени праведников и любимцев Аллаха (Авлия).

[41] Абу Мухаммад, АбдуЛлах ибн Ахмад ибн Мухаммад ибн К’удама ад-Дамашки Ханбали, Муджтахид, Имам в Тафсире, Фикхе, Хадисе, Аскет, родился в 541, умер в 620 г. по Хиджре.

[42] Критика та’виля.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.