Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Промышленные» или «технические» веревки.






 

Эта глава была написана в то время, когда в странах СНГ был жестокий дефицит специальных веревок для альпинизма, кейвинга и спасательных работ.

Несмотря на то, что сегодня купить специальную веревку не представляет особого труда, неплохо разбираться в веревках более широко. Тем более, что веревки, произведенные для нужд промышленности, прежде всего, рыболовецкие капроновые веревки или фалы, не слишком уступают по своим характеристикам специальным.

Нас интересуют преимущественно веревки кабельной конструкции, то есть имеющие оплетку и сердцевину и полиамидного волокна. Большинство из них годится для использования в качестве линейных опор для передвижения и для иных спуско-подъемных операций. Но никак не для страховки при свободном лазании. Это надо знать.

Существует несколько конструктивных разновидностей веревок промышленного назначения (назовем их «промышленными» или «техническими»), каждая из которых имеет свои эксплуатационные ограничения. При этом не будем путать эти веревки с веревками для промышленного альпинизма и высотных работ — так называемыми «рабочими» (work rope), имеющими характеристики подобные статическим спелеоверевкам.

какую конструкцию имеют ее оплетка и сердцевина.-Поэтому первое, что приходится делать для определения пригодности промышленной веревки нашим целям, это смотреть

Оплетка почти всех кабельных веревок мало отличается друг от друга, поэтому основное внимание должно быть уделено сердцевине. Самыми опасными являются веревки с сердцевиной выполненной из полиамидного волокна, не скрученного в нити. На срезе такой веревки волокно выглядит, как пух. Такие веревки имеют самые низкие показатели прочности и относительного удлинения, и применение их допустимо только для операций, не связанных с риском для человека.

Гораздо более надежны веревки с сердцевиной в виде пучка тонких крученых нитей они уже имеют некоторую способность к удлинению под нагрузкой.

Наилучшими характеристиками обладают веревки с сердцевиной из крученых нитей и шнуров различного диаметра (как раз такую конструкцию имеет большинство специальных веревок).

Промышленные веревки выпускаются широкого диапазона диаметров, причем с нарастанием диаметра значительно увеличивается их жесткость.

Жесткость промышленных веревок стала предметом многочисленных шуток среди вертикальщиков. Измеряют, например, «стойкость» веревок равную длине конца веревки, который можно поставить вертикально так, чтобы веревка не согнулась под своим весом, и т. п.

По своим статико-динамическим характеристикам промышленные веревки производства стран СНГ занимают как бы промежуточное положение между специальными динамическими и статическими веревками. Прежде всего, они значительно уступают им по своей первоначальной практической прочности. Лучшие образцы диаметром 11, 0 — 11, 5 мм имеют первоначальную прочность порядка 1750 кГ, что, в принципе, довольно неплохо, но..., как говорится, есть с чем сравнивать!

Относительное удлинение промышленных веревок при разрушении в большинстве случаев колеблется в пределах от 6 до 20%, что явно недостаточно для использования их как динамических.

В то же время удлинение при нормальном использовании (статической нагрузке 80 — 100 кГ) может достигать 7 — 9%, что не позволяет считать эти веревки статическими.

И все же по совокупности свойств промышленные веревки стоят ближе к статическим спелеоверевкам, чем к динамическим альпийским (сравните с Таблицей 2).

Если промышленные веревки кабельной конструкции по своим характеристикам ближе к статическим, то промышленные веревки крученой конструкции (без оплетки, в виде трех скрученных между собой жгутов) — ближе к динамическим. При том же конструктивном диаметре крученые веревки имеют 6Ольшую прочность и удельное удлинение. Существенным недостатком таких веревок, ограничивающим их применение, является стремление их раскрутиться под нагрузкой, что приводит к вращению идущего по такой веревке человека или подвешенного на ней груза. Однако повышенные прочность и удельное удлинение крученых шнуров малого диаметра используется при изготовлении жил сердцевины веревок кабельного типа.

Промышленные веревки не рассчитаны на обеспечение безопасности экстремалов-вертикальщиюов, и контроль производителя за их качеством предельно упрощен. Поэтому каждую промышленную веревку необходимо тщательно проверять на отсутствие сплесней и других ослабленных уже при изготовлении мест. Как производить такой контроль, мы расскажем ниже. Важно помнить одно — сомнительные места на веревке подлежат безжалостному вырезанию.

Приведенные нами расчеты и выкладки справедливы для любых веревок, в том числе и для промышленных, а в совокупности с данными стендовых испытаний — достаточно убедительно показывают возможность применения их даже в технике SRT. Но только при правильном отборе и обращении с ними, грамотном хранении, периодических испытаниях и проверках на пригодность.

Отметим следующее. Даже при том хаосе, который царит порой среди вертикальщиков-зкстремалов всех мастей в представлении о веревках, а еще более в обращении с ними (хранение на свету, отсутствие надлежащей стирки, навеска с трением по всему отвесу, использование предельно изношенных «лохматых» веревок) — мало кто может привести примеры разрушения веревок при использовании их в качестве навески. Хотя такие случаи, и с трагическими последствиями, известны, — они очень немногочисленны. Причем каждый являлся следствием предельно-небрежного отношения к веревке.

Логично предположить, что при соответствующем обращении с веревками, устранении возможности их перетирания о рельеф и своевременной замене — обрыв веревки на отвесе становится достаточно маловероятным.

Мы не имеем в виду случаи грубых нарушений правил техники одинарной веревки: неправильную навеску, ошибки в маневрировании или применение заведомо негодных веревок. Безграмотность или неумелость исполнителя не может являться ни отрицательной, ни положительной характеристикой самого метода работы на вертикали.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.