Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исходный текст

(1) О Бородинском сражении написаны сот ни

книг, каждая минута этого драматического события

изучена вдоль и поперек в мельчайших деталях.

(2) Но есть один момент, таинственный, почти мис-

тический, который требует глубокого осмысления.

(З) Представим, что вы играете в шахматы с

уважаемым гроссмейстером. (4) Ваше положе-

ние – аховое, столпившиеся зрители уже обре-

ченно махнули рукой, предлагают вам не тянуть

понапрасну время и выбросить белый флаг.

(5) Что сделает в такой ситуации любой человек,

знакомый с правилами игры? (6) Он проанали-

зирует позицию на доске и, осознав бесперспек-

тивность своего сопротивления, смиренно капи-

тулирует.

(7) Естественно, пример с шахматной пар тией

лишь отчасти поясняет то положение, в котором

оказался Кутузов во время Бородин ского сра-

жения. (8) На карту поставлена судьба отчизны.

(9) Картина сражения меняется чуть ли не каж-

дую минуту. (10) Грохот пушек, свист пуль, крики

атакующих... (11) Ежесекундно шлют донесения,

которые порою противоречат друг другу. (12) При-

летает ординарец от Барклая де Толли, бывше-

го командующего русской армией. (13) Барк-

лай передает: держаться более

невозможно, нужно отступать...

(14) Тяжело ранен Багратион,

враг теснит измотанных русских

солдат. (15) Положение почти без-

надежное! (16) На чем же держит-

ся решимость Кутузова? (17) На

упрямстве? (18) На неуступчивой

злобе? (19) На отчаянии? (20) Или просто воля па-

рализована страхом и полководец попросту бесси-

лен принять какое-либо решение? (21) Нет!

(22) Почему шахматист не сдается опытному

противнику? (23) Возможно, он видит выиг-

рышный ход, которого остальные, загипнотизи-

рованные авторитетом его соперника, не замеча-

ют. (24) Кутузов видел не только общую картину

боя: она явным образом складывалась не в нашу

пользу! (25) Он, в отличие от других, видел глаза

солдат. (26) Мудрому, опытному Барклаю, трез-

во оценившему ситуацию, казалось бессмыслен-

ным сражаться с более сильным противником, и

эта шахматная логика имеет свой резон. (27) Но

она не учитывает одного: люди – это не бездуш-

ные фигурки, подчиненные фатальной воле грос-

смейстера. (28) Солдат может бросить оружие и

поднять руки, а может стоять насмерть. (29) Куту-

зов ясно видел: бойцы сражаются и не собирают-

ся уступать противнику. (30) Нельзя же в такой

момент подойти к артиллеристу или гренадеру

и сказать: ≪ Все, мужики, прекращаем бойню!

(31) Мы проиграли! ≫ (32) На поле боя властвова-

ла не логика военной тактики, а личные качества:

воля, решимость, упорство. (33 Это в шахматах

пешка, подчиняясь правилам, обречена уступить

мощи ферзя. (34) В реальном бою другая система

измерений, и о самоотверженность и отвагу про-

стого солдата может разбиться хитроумный план

увенчанного лаврами полководца. (35) Кутузов

понимал это лучше остальных.

(36) ≪ Любую другую армию мы бы разгромили

еще до полудня! ≫ – говорил один из французских

полководцев, и в этих словах отчетливо звучала

растерянность, вызванная тем, что привычные

расчеты, соотношения, меры, закономерности

вдруг перестали действовать, потому что вместо

пешек с врагом сражались воины.

(37) История – это поистине учебник жизни,

просто не всегда ее нравственный урок укладыва-

ется в ясную и четкую формулу. (38) Но главное,

что выясняется, когда знакомишься с прошлым

и пытаешься осмыслить причины былых побед

и поражений, расцветов и упадков, – это огром-

ное значение тех будто бы малозаметных, порою

невидимых элементов, из которых складывает-

ся человеческая личность. (39) Трусость и бес-

страшие, честолюбие и благородство, алчность и

бескорыстие, эгоизм и самопожертвование, ко-

варство и преданность — силовой энергией этих

свойств определяется развитие человечества,

и осознание нравственного смысла минувшего

делает нас не сторонними наблюдателями, а да де-

ятельными участниками истории.

(По И. Бардышеву*)

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Позиционные системы счисления




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.