Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Март, 3-4 неделя






«Поезд, пароход, машина, мышка»

Чему учится ребенок: различать близкие по звучанию звукоподражания: «ту-ту-ту», «ду-ду-ду», отличающиеся звонким и глухим согласным одной пары; показывать соответствующую звукоподражанию картинку; понимать и упот­реблять в речи глаголы «гудит», «ревет»; называть виды транспорта: «поезд», «пароход», «машина».

Оснащение: пары картинок: пароход и поезд, машина и мышка.


Ход игры: покажите ребенку пару картинок: пароход и поезд. Расскажите: «Это поезд. Это пароход». Попросите ребенка показать поезд и пароход. Спро­сите: «Что это?» (показывая на картинку с изображением поезда), «Что это?» (показывая на картинку с изображением парохода). Прочтите рифмовку:

Поезд едет и гудит: ту-ту-ту. Пароход плывет, ревет: ду-ду-ду. Слушайте внимательно, Думайте старательно: что это?

Произнесите: «ту-ту-ту» или «ду-ду-ду». Ребенок слушает и показывает соответ­ствующую картинку, называя вид транспорта: «Это поезд» или «Это пароход».

Покажите ребенку вторую пару картинок: машину и мышку. Расскажите: «Это машина. Это мышка». Попросите ребенка показать машину и мышку. Спро­сите: «Что это?» (показывая на картинку с изображением машины), «Что это?» (показывая на картинку с изображением мышки). Спросите: «Как гудит ма­шина?», «Как пищит мышка?». Прочтите рифмовку:

Ну-ка, не зевайте,

Ну-ка, угадайте:

Машина или мышка? (произнесите «пи-пи» или «би-би)

Ребенок показывает соответствующие изображения. Расскажите: «Машина, пароход, поезд — это транспорт». Соберите картинки с транспортом в коробочку.


АПРЕЛЬ, 1-2 НЕДЕЛЯ «Лучики и ручейки»

Чему учится ребенок: различать сходные по звучанию слова: «лучики-ру­чейки»; понимать и употреблять глаголы «потянулись», «сияй», «побежали», «посылай»; развивать мелкую моторику, выкладывая лучики, ручейки из поло­сок; совершенствовать навык пространственной ориентировки; находить нуж­ные полоски по цветовому соответствию.

Оснащение: фланелеграф.

Ход игры: выложите на фланелеграфе желтый круг. Скажите: «Это солнышко». Спросите малыша: «Что это?» — «Солнышко».

Прочтите стихотворение:

Ласковое солнышко, Ты сияй, сияй, Лучики на землю Щедро посылай.

Спросите: «Где же лучики?» Выложите вокруг кружка желтые полоски. По­просите ребенка помочь выложить лучики. Скажите: «Они вот такие, желтые!» (Покажите желтую полоску.) Ребенок выкладывает вокруг кружка желтые полоски. Спросите: «Что это?» (показывая на лучики) — «Лучики». Прочтите рифмовку:

Потянулись лучики. Побежали ручейки.

Спросите: «Где же ручейки?» Ребенок начинает выкладывать внизу фланеле-графа изображение ручейка из синих полосок. Попросите его помочь выклады­вать ручейки: «Нужны вот такие, синие полоски». Он подбирает синие полоски, выкладывает ручейки. Спросите: «Что это?» — «Ручейки». Скажите:

Потянулись лучики. (покажите лучики вокруг кружочка) Побежали ручейки. (покажите ручейки из синих полосок)

Скажите: «Весна пришла».

АПРЕЛЬ, 3-4 НЕДЕЛЯ «Дорожки—сапожки»

Чему учится ребенок: различать сходные по звучанию слова; договаривать последнее слово в стихотворной строке в рифму; знать и называть предметы обуви; понимать и употреблять в речи глагол «обували».

Оснащение: картинка с изображением различной обуви, наборное полотно.

Ход игры: прочтите рифмовку:

Были маленькие детки,

Обували им пинетки, (покажите картинку с изображением пинеток)

Побежали по дорожке —

Обуваем им сапожки.


Повторите стихотворение, не договаривая последнее слово в строке, показы­вая соответствующую картинку:

Были маленькие детки, обували им... Побежали по дорожке, обували им...

Ребенок договаривает нужное слово. Спросите: «Какую обувь еще надевают на ножки?» Дайте малышу картинки с изображением предметов одежды и обу­ви. Он сам выбирает только предметы обуви, выставляет на наборное полотно, называет обувь, изображенную на картинках.

МАЙ, 1-2 НЕДЕЛЯ «Обед»

Чему учится ребенок: различать близкие по звучанию слова: «ложка—Алеш­ка», «суп—зуб»; договаривать подходящее по смыслу слово в конце строки; знать и называть предметы посуды; отвечать на вопросы косвенных падежей.

Оснащение: предметы игрушечной посуды.

Ход игры: поставьте перед ребенком предметы игрушечной посуды: кастрюльку, тарелку, ложку, поварешку.

Называйте и показывайте их:

Это кастрюля. (показывая)

Это тарелка. (показывая)

Это поварешка. (показывая)

Это ложка. (показывая)

Покажи кастрюлю.

Что это? (показывая отдельно каждый пред-

мет посуды)

Надо сварить малышу Алеше суп. В чем будем варить суп? — В кастрюле. Чем будем наливать суп? — Поварешкой. Куда нальем суп? — В тарелку. Что дадим Алеше к супу? — Хлеб. Алеша будет кусать хлеб зубками.


Прочтите рифмовку:

За столом Алешка, У Алешки ложка. Очень вкусный суп, суп. Хлеб кусает зуб, зуб.

Попросите ребенка помочь вам прочесть стихотворение. Малыш договаривает последнее слово в строке.

За столом... У Алешки... Очень вкусный... Хлеб кусает...

Скажите: «Наелся, встал, спасибо сказал».

МАЙ, 3-4 НЕДЕЛЯ «Жуки—комары»

Чему учится ребенок: различать оппозиционные звуки «ж-з» (изолирован­ные); знать и по возможности называть насекомых; соотносить звук с соответст­вующим насекомым.

Оснащение: картинки с изображением жука и комара.

Ход игры: прочтите рифмовку:

Солнышко греет, Трава зеленеет, Птички поют, Уснуть не дают.

Предложите ребенку поехать на полянку. Спросите: «На чем поедем?» — «На поезде».

Встаньте друг за другом, двигайтесь топающим шагом с ускорением, затем замедляйте движение, останавливайтесь.

Скажите: «Приехали на полянку. Давай полежим на травке». Ребенок ло­жится на животик. Расскажите ребенку: «Послушай, кто-то летит, грозно жуж-


жит: ж-ж-ж. Это жук (покажите картинку с изображением жука). Кто-то летит, звонко звенит: з-з-з. Это комар (покажите картинку с изображением комара)». Прочтите рифмовку:

Слушайте внимательно, Думайте старательно: Кто это?

Скажите: «Жужжит, как жук» или «Звенит, как комар». Ребенок показыва­ет соответствующую картинку и называет насекомое.

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ

Одним из показателей положительного эмоционального состояния — радости — яв­ляется улыбка. Когда и в связи с чем она появляется? Большинство исследователей, изучавших генезис улыбки у новорожденных, считают, что улыбка первоначально имеет безусловно рефлекторную природу и что ее функция — установление эмоциональной связи между матерью и ребенком. Движения лица, внешне напоминающие улыбку, появляются в первые часы после рождения, обычно во время сна, и по сути своей являются рефлекторными.

В целом эмоциональная шкала новорожденного достаточно узка, самочувствие его колеблется между двумя полюсами — либо он благодушен и спокоен, либо беспокоен, раздражен, криклив. Его крик — сигнал о помощи: он голоден, у него что-то болит, мокрые пеленки. После удовлетворения той или иной органической потребности ма­лыш успокаивается и засыпает, но положительных эмоциональных состояний (радо­сти, возбуждения) у него при этом не возникает.

К концу первого месяца для того, чтобы вызвать улыбку и двигательное возбужде­ние, необходима зрительная и слуховая стимуляция — человеческий голос и лицо. К двум месяцам малыш широко улыбается после двух-трех обращений к нему. К трем месяцам формируется «комплекс оживления»: реакция на человека, на человеческое общение. Он характеризуется положительным эмоциональным состоянием: улыбкой, двигательным возбуждением, гулением. После того как «комплекс оживления» как реакция на человека сформирован, малыш начинает эмоционально положительно реа­гировать на красочные игрушки. Сначала после длительного сосредоточения (не менее четырех минут); на втором и третьем месяце жизни значительно быстрее; к 2, 5-3 ме­сяцам у правильно воспитываемого ребенка преобладает радостное состояние. При воз­действии на него стимулов, которые стали для него условными сигналами (лицо мамы, звуки ее голоса), эмоционально-положительный комплекс оживления возникает сразу во всей полноте.


К середине первого года жизни ребенок проявляет стремление к эмоциональному общению: старается привлечь внимание взрослого, положительно реагирует на добро­желательный тон голоса, улыбку. К году (у некоторых детей несколько позже) начина­ет развиваться собственное речевое общение ребенка. Эмоциональные мотивы общения сохраняются. Наряду с эмоциональными появляются мотивы делового общения и по­знавательные. В возрасте около двух лет ребенок стремится к совместным действиям со взрослыми, охотно участвует в совместной игре, проявляет активный интерес к ок­ружающим предметам и явлениям.

Исследования развития ребенка раннего возраста показывают, что своевременное появление положительных эмоций и соответствующих им реакций имеет большое зна­чение для неврологического, психического и физического развития малыша. В против­ном случае обнаруживаются задержки и нарушения в развитии. Чтобы этого не про­изошло, необходимо следить за соответствием умений малыша его возрасту.

От 0 до 3 месяцев

Эмоциональное развитие ребенка должно осуществляться преимущественно в си­туациях общения со взрослыми. Дефицит общения приводит к фиксации новорожден­ного на отрицательных эмоциональных переживаниях и способствует формированию комплексов тревожности, эмоциональной черствости, что сказывается на последую­щем развитии.

Общение протекает наиболее эффективно, если новорожденный находится на руках у взрослого.

Кормление также должно происходить только на руках (даже если вы кормите из бутылочки). Благодаря этому усиливается привязанность, расширяется ориентировка у малыша. Важен физический (тактильный) контакт и контакт «глаза в глаза».

У новорожденного необходимо блокировать отрицательные переживания. Это дос­тигается своевременным удовлетворением нужд и потребностей ребенка. Только на фоне нейтрального эмоционального состояния, вызванного удовлетворением основных органических потребностей, в ситуациях общения у новорожденного начинают форми­роваться положительные эмоции, укрепляется ощущение безопасности.

Помните, что новорожденный автоматически «впитывает» то эмоциональное состоя­ние, в котором находитесь вы. Наблюдения за новорожденными показывают, что они достаточно адекватно дифференцируют эмоциональное отношение ухаживающего за ними взрослого. Уже в родильном доме новорожденный положительно реагирует на ласковое обращение няни или плачем — на холодное, безразличное или недостаточно ласковое обращение. Мать, которая чем-то обеспокоена, хотя внешне и не проявляет своего беспокойства, тем не менее вызывает у ребенка тревогу.

Новорожденный восприимчив не только к эмоциональному состоянию матери, но и к эмоциональной атмосфере в семье. Конфликтная, тревожная, неблагоприятная се­мейная атмосфера обычно способствует формированию у малыша повышенной тревож­ности, фиксации на отрицательных эмоциональных состояниях, раздражительности, что приводит к задержке и деформации развития.

Замечено, что если ребенок отделен от матери в первый месяц после рождения, то в дальнейшем установление биопсихической связи между ребенком и матерью проис­ходит с большими трудностями. Если такая связь не формируется, возникает тяжелое психическое расстройство.


Дефицит любви и заботы, нежности, ласковых слов, эмоционального тепла, объятий с неизбежностью ведет к формированию такого поведения личности, при котором че­ловек не способен ни любить, ни быть любимым.

Важно постоянно говорить с малышом, со сменой интонации и мимики. Ребенок должен слышать ваш смех, пение.

Важно поощрять исследовательскую деятельность малыша: давайте ему и подвеши­вайте яркие, блестящие игрушки, чаще меняйте положение ребенка в кроватке, под­вязывайте к его ножкам (пинеткам) колокольчики (бубенчики).

С 3 до 6 месяцев

Расширяйте жизненное пространство малыша: катайте его в коляске, носите на руках, опускайте на ковер.

Подносите малыша к зеркалу, это важно для развития его самосознания.

Развивайте врожденную способность к имитации. Учеными точно установлено, что дети всего лишь 12 дней от роду имитируют взрослых, когда те показывают им язык.

Продолжайте поощрять исследовательскую деятельность: знакомьте с новыми иг­рушками и предметами.

Продолжайте укреплять чувство привязанности к взрослому: покачивайте, погла­живайте, обнимайте.

С 6 до 9 месяцев

Развивайте совместную деятельность (учите катать мяч, снимать крышку с кастрю­ли, вынимать оттуда игрушки).

Не ограничивайте малыша в пространстве, но-позаботьтесь о его безопасности.

Создавайте возможность выбора общения с незнакомыми людьми.

Разрешайте малышу играть самостоятельно.

Поощряйте развитие подражания при выполнении простых действий («Ладушки», «Дай ручку»).

Учите новым действиям с игрушками по подражанию (пирамидками, кубиками, мячами).

С 9 до 12 месяцев

Отвечайте на стремление ребенка к общению.

Поощряйте любопытство, активность. В целях стимуляции речи поддерживайте раз­говоры с ребенком, продолжайте поощрять развитие подражательности (игры «Соро­ка-ворона», «Догоню-догоню»).

Для преодоления чувства страха играйте в «Ку-ку» (сначала прячете игрушку, за­тем накрываете свое лицо косынкой, затем лицо или голову малыша).

С 11 месяцев играйте с малышом «В поручения»: «Покорми собачку», «Поводи миш­ку», «Покачай лялю», «Дай мяч». Оценивайте достижения ребенка, внимательно от­носитесь к результатам, хвалите малыша.

1-2 года

Оценивайте деятельность малыша, а не его промахи, действия малыша, а не его личность. Оценка должна быть подробной (почему не так, как надо), эмоционально окрашенной.


Речь взрослого должна быть образцом для подражания. Говорите с малышом нето­ропливо, отчетливо. Произносите все слова, четко отделяя одно от другого паузой. Не пользуйтесь только упрощенными предложениями. Используйте не только закончен­ные фразы, но и развернутые высказывания.

Постепенно побуждайте ребенка к активной речи. Это достигается путем включения вопроса, ответ на который малыш может позаимствовать из только что услышанного \ образца вашей речи, например: «Дай большое колечко!» Когда ребенок его нашел, спросите: «Какое колечко ты нашел?» Нельзя настойчиво требовать от ребенка, чтобы он повторял сказанное, так как у него может появиться негативное отношение к речи, что увеличит срок ее появления. В этом возрасте не следует требовать от малыша пра­вильного воспроизведения звукового и слогового состава слова, так как повторить пра­вильно малыш еще не может из-за несовершенства произносительных навыков.

Малыш должен общаться со сверстниками, благодаря этому происходит дальнейшее формирование механизмов коммуникации с внешним миром и другими людьми.

Продолжайте поощрять исследовательскую деятельность малыша: учите его играть с мячом, пирамидками, различными вкладышами, с куклами и другими образными игрушками. Сочетайте их с двигательными играми, с посудой, одеждой, мебелью, соз­давая предпосылки для развития сюжетной игры. В заключение предлагаем подроб­ные описания нескольких игр на формирование эмоционального контакта между взрос­лым и ребенком.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.