Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ФЕВРАЛЬ. «Помоги пройти по дорожке»(см






«Помоги пройти по дорожке» (см. Приложение 2, с. 129)

Чему учится ребенок: различать сходные по звучанию звукоподражания (му-ме); соотносить звукоподражания с образами домашних животных (коза, ко­рова); получать радость от совместной игры и общения со взрослым.

Оснащение: небольшие игрушки (корова, коза); лист картона размером А4 с двумя желтыми полосками («дорожками»).

Ход игры: обратитесь к ребенку: «Смотри! Я сейчас помогу корове пройти по дорожке». «Проведите» корову по дорожке, имитируя движение. При этом про­износите: «Му-му-му».

Скажите ребенку: «Покажи, как ты поможешь корове!»

Игрушки меняются: берется коза (ме-ме-ме). Когда ребенок проведет козу, попросите его провести по дорожке корову. Спросите ребенка, как мычит ко­рова. Попросите его помычать сначала громко, затем тихо.


МАРТ

«Паровоз и машина» (см. Приложение 2, с. 130)

Чему учится ребенок: различать и произносить новые звукоподражания (ту­ту, би-би); соотносить звукоподражания транспорта (паровоз, машина); продол­жать выработку коммуникативных навыков.

Оснащение: небольшой игрушечный паровоз и легковая машина (игрушки должны быть соразмерны).

Ход игры: 1. Проверьте, различает ли малыш эти игрушки. Спросите: «Где паровоз? Где машина?» 2. Продолжайте: «Паровоз гудит — ту-ту, машина — би-би». Спросите: «Как гудит паровоз?» Если малыш затрудняется, скажите сами и предложите сказать вместе с вами. Потом спросите малыша: «Как гудит машина» (проведите игру аналогично игре с паровозом).

3. Предложите малышу обе игрушки. Попросите катать ту игрушку, сигнал которой он слышит в данный момент. Закройте нижнюю часть лица экраном и произнесите длительно: «Ту-ту-у-у-у-у». Ребенок должен покатать паровоз. Если он затрудняется это сделать, покатайте его вместе, напевая: «Ту-ту-у-у-у». Так же обыграйте машину.

Если ребенок усвоил предложенные звукоподражания, можно усложнить игру: предложить два паровоза (большой и маленький). Петь звукоподражания громко (гудит большой паровоз) и тихо (гудит маленький паровозик). Аналогично можно поиграть и с двумя машинами.

АПРЕЛЬ

«Топаем и стучим»

Чему учится ребенок: различать звукоподражания, сходные по звучанию, произносить их в различном темпе; получать радость от совместной игры с ва­ми; продолжать развивать умение определять темп звучания звукоподражания.

Ход игры: сядьте с ребенком на стулья друг напротив друга. Сначала говорите и делайте одновременно:

Мы топаем ногами: топ-топ-топ. (Как мы топаем?)

Мы стучим молотком: тук-тук-тук. (Как мы стучим?)


Затем говорите и делайте паузу, чтобы малыш докончил фразу сам.

Мы топаем ногами... Мы стучим...

Если ребенок молчит, договари­вайте за него.

Когда вы провели игру, можно еще раз потопать ногами, произнося «топ-топ» вместе с малышом, и постучать молотком, имитируя движение и про­износя «тук-тук». 39


МАЙ

«Кто пришел домой» (см. Приложение 2, с. 131)

Чему учится ребенок: различать сходные по звучанию двусложные слова (мама—папа, баба—деда, Ваня—Маня) и произносить их; соотносить слово с изо­бражением на фотографии; продолжать совершенствовать коммуникативные на­выки.

Оснащение: картонные карточки 20x10 см с фотографиями или рисунками из книг; на каждой карточке — два портрета: Ваня—Маня, папа—мама, деда— баба.

Ход игры: игра начинается с рассматривания одной карточки, которая выкла­дывается перед ребенком: «Где папа? Где мама?» «Это... Это... (малыш договари­вает)». Остальные карточки рассмотрите так же.

СЕНТЯБРЬ

«Покажи мне, покажи»

Чему учится ребенок: дослушивать просьбу взрослого до конца и осмысли­вать ее; продолжать развивать остроту слуха; совершенствовать взаимоотноше­ния со взрослым при помощи жестов и облегченных слов; понимать существи­тельные, обозначающие части тела, дифференцировать их.

Оснащение: две куклы — мальчик Ваня и девочка Маня, картинки с их изо­бражением (идеально — фотографии игрушек), зеркало.

Ход игры: предложите ребенку поиграть. Посадите его на ковер, сядьте на­против малыша. Посадите перед ним кукол и скажите: «Это Маня». Прикосни­тесь к кукле рукой.

Так же представьте вторую куклу.

Прочтите ребенку рифмовку, выполните действия по ее содержанию.


Я с малюткой-крошкой

Поиграю так немножко.

Я свой нос покажу, он большой —

Вот такой.

А у Вани — маленький,

Курносенький, забавненький.

А у Мани нос — такой.

Он курносый и рябой.

А у нашей детки, крошечки конфетки,

Нос такой, такой, такой,

Нос любимый, золотой.

Посмотрите — вот такой!

Когда закончите читать стихотворение, поцелуйте ребенка в нос, покажите указательным пальцем его нос, прижмите ребенка к себе.

Посадите кукол перед ребенком и попросите показать нос. Спросите: «Где нос у Мани? А у Вани?» Когда ребенок научится уверенно показывать нос на игруш­ках, попросите показать нос у него.

Если ребенок затрудняется это сделать, посадите его перед зеркалом, возьми­те руку ребенка, выделите указательный палец и пальцем ребенка покажите его нос. Показывая нос, произносите: «Носик, замечательный носик!»

Предложите ребенку самостоятельно показать нос. Аналогично поиграйте с кар­тинками.

Усложнение: 1 год — 1 год б месяцев — показывать две части тела (ноги, ру­ки); 1 год 6 месяцев — 2 года — показывать четыре части тела (глаза, нос, рот, руки).

Показывайте части тела в таком порядке: на взрослом или другом ребенке, на игрушке, на себе.

ОКТЯБРЬ

«Дай мне игрушку»

Чему учится ребенок: продолжать совершенствовать остроту слуха, соотно­сить слово с предметом; выбирать из двух игрушек названную; общаться с взрос­лым при помощи движений, звукоподражаний («бум-бум» — мяч); произносить облегченные слова (Ляля — кукла).

Оснащение: резиновый мяч средних размеров, небольшая кукла.

Ход игры: закройте красивым платком игрушки. Подведите малыша к «тай­нику», сдерните платок. Возьмите появившуюся куклу, скажите: «Ой, Ляля!» Дайте ребенку куклу в руки, пусть он рассмотрит ее, потрогает волосы, нос, одежду.

Возьмите у ребенка куклу и посадите ее на пол на расстоянии 2-3 метров от него. Дайте ребенку мяч, предложите обследовать и положите рядом с куклой. Подойдите к ребенку, наклонитесь так, чтобы вагае лицо было на уровне лица ребенка, и четко произнесите: «Дай Лялю».


Если ребенок затрудняется выполнить поручение, постарайтесь выполнить задание вместе с ним. Подведите ребенка к кукле и скажите: «Вот Ляля». Дайте ребенку куклу. Когда ребенок поиграет с куклой, возьмите ее, посадите на преж­нее место и скажите: «Дай мяч».

Замените игрушки картинками и так же проведите игру с ребенком.

Усложнение: в разный возрастной период количество игрушек разное. 1 год 6 месяцев — 1 год 8 месяцев — выбор одной игрушки из трех. Просьбу форму­лируйте двумя словами: «Принеси мяч», «Дай мяч». Предложите ребенку при­нести игрушку из другой комнаты, но при этом ребенок должен видеть вас через открытую дверь.

1 год 8 месяцев — 2 года — выбор одной из пяти игрушек. Давайте ребенку поручения, в которых есть слова-действия (брось, принеси, покажи, дай...).

В этом возрасте просите малыша выполнять три разных действия с одной игрушкой:

мяч — покатай, брось, принеси;

машина — поставь, покатай, принеси;

кубики — возьми, покажи, поставь;

кукла — покорми, покачай, положи.

Просите ребенка дать, показать, принести ту игрушку, которую вы просите. Старайтесь не сопровождать свою просьбу указательными жестами.

НОЯБРЬ

«Чудесные картинки»

Во втором полугодии ребенок должен стараться произносить полные слова, обозначающие названия игрушек, картинок с их изображением.

Чему учится ребенок: выполнять просьбу взрослого независимо от силы голо­са, которым ее произносят; выполнять действия с тем предметом, о котором просит взрослый (указывать, приносить); продолжать развивать слуховое вни­мание, память; пополнять активный словарь ребенка (1 год — 1 год 6 месяцев — звукоподражаниями, облегченными словами: мяч — «бам-бам», машина — «би-би», кукла— «Ляля»).

Оснащение: картинки с изображением куклы, машинки, мяча.

Ход игры: проверьте, соотносит ли ребенок игрушку с ее изображением на картинке. Покажите малышу куклу, назовите ее: «Это Ляля. Дай мне Лялю». Возьмите куклу и спрячьте ее. Покажите ребенку вместо куклы картинку (хо­рошо, если вместо картинки будет фотография этой же куклы) и с восторгом скажите: «Вот Ляля!» Так же поиграйте с другими игрушками и картинками с их изображением.

Усложнение: в разном возрасте количество картинок должно быть разным. 1 год — 1 год 6 месяцев — ребенок выбирает по словесной инструкции одну кар­тинку их двух.

Просьба-предложение должна быть краткой (два слова), четкой, внятной: «По­кажи мяч», «Дай мяч».


1 год 6 месяцев — 2 года — ребенок выбирает по словесной инструкции одну картинку из четырех. Проведите игру с картинками по аналогии с игрушками.

При проведении игр с детьми раннего возраста не забывайте о том, что ребе­нок лучше усваивает материал эмоционально окрашенный, поэтому старайтесь внешним видом, поведением, интонацией показывать вашу заинтересованность в игре.

Поощряйте ребенка в любом случае, даже если он неправильно выполнил задание. Сделайте задание правильно в присутствии ребенка и с его помощью. Восторг можно выражать разными способами. Детям очень нравится, когда взрос­лые радостно хлопают в ладоши, зажигают свечку, звенят в колокольчик.

Очень хорошо стимулируют деятельность ребенка сюрпризные моменты — прикрывание звучащих предметов, появление звучащих предметов на игрушеч­ном грузовике или самолете.

ДЕКАБРЬ

«Где наш мишка?»

Чему учится ребенок: понимать и выполнять словесные инструкции взрос­лого: «Дай», «Покажи», «Принеси»; продолжать развивать слуховое внимание и память; соотносить слово с предметом; активизировать мыслительную дея­тельность, запоминать, выбирать, соотносить; пополнять активный словарь су­ществительными, обозначающими названия игрушек (мишка, зайка).

Оснащение: игрушечные медведь, заяц, кукла.

Ход игры: постройте из пяти кубиков дорожку. Возьмите куклу за туловище, проведите ее по дорожке, при этом приговаривая: «Ляля идет, топ-топ». Поса­дите куклу на последний кубик в конце дорожки. Куклу посадите на пол. Возь­мите медведя, покажите его ребенку и скажите: «Это мишка». Возьмите его за туловище и также проведите его по дорожке. Посадите медведя рядом с куклой. Укажите рукой на куклу и скажите: «Ляля сидит», затем укажите на куклу и скажите: «Миша сидит».

Предложите малышу принести вам одну из игрушек. Просьба должна быть четкой и краткой: «Дай мишку». Если ребенок затрудняется выполнить зада­ние, подойдите вместе к игрушке, скажите: «Вот мишка», прикоснитесь рукой малыша к игрушке и попросите ребенка принести мишку вам или провести мишку к вам по дорожке. Когда ребенок выполняет задание, вы можете приго­варивать: «Мишка идет, топ-топ!»

Можно проговаривать небольшую рифмовку:

Ходит мишка по дорожке:

Топ-топ, топ-топ!

Ходит мишка вместе с крошкой:

Топ-топ, топ-топ!

Очень длинный вышел путь.

Песню спеть ты не забудь:

«А-а! А-а!»


Усложнение: за счет увеличения количества игрушек, изменения их размера (большая и маленькая куклы, большой и маленький мишки, изменение факту­ры игрушек и т. д.); проведения игры с тремя игрушками.

ЯНВАРЬ

«Зайка, мишка и лиса, вот какие чудеса»

Чему учится ребенок: понимать прбстые словесные инструкции, выражен­ные двумя словами; выбирать из трех игрушек или картинок, их изображаю­щих, ту, которую просит взрослый; называть игрушку облегченным словом.

Оснащение: игрушечный заяц, медведь, лиса; картинки или фотографии, их,
изображающие, кубики, сюрпризная коробка (красиво украшенная коробка из- \
под обуви).!

Ход игры: постройте с помощью ребенка три домика (ребенок может по вашей просьбе подавать кубики для постройки). Обратите внимание ребенка на красоч­ную коробку, скажите с удивлением: «Ой, что там?» Подвиньте коробку побли­же к ребенку и предоставьте ему возможность доставать игрушки (при проведе­нии игры в первый раз игрушек должно быть две).

Когда ребенок достанет одну из них, удивитесь и скажите: «Это зайка». Ана­логично поиграйте со второй игрушкой. Когда обе игрушки окажутся перед ребенком и коробка будет пуста, уберите ее от ребенка. Обратите его внимание на построенные из кубиков домики и предложите отнести мишку в дом. Когда ребенок поместит мишку в дом, скажите: «Мишка в доме». Игрушку поместите так, чтобы ребенку была видна голова. Так же спрячьте зайца. Если ребенок справился успешно с заданием, попросите его принести вам мишку из дома, а затем зайца.

Не забывайте хвалить ребенка за выполненную работу, пусть даже выполнен­ную не совсем правильно. В игровой форме вместе постарайтесь исправить допу­щенную ошибку.

Усложнение: возможны варианты: если ребенок успешно справляется с зада­нием, предложите ему принести игрушку из другой комнаты, в которой вы заранее посадите две или три игрушки (зайца, медведя, лису); аналогично про­ведите игру с фотографиями или картинками, изображающими эти игрушки; если малыш затрудняется в выборе одной игрушки из трех, начните игру с двух игрушек, постепенно переходите к выбору одной из трех.

При проведении игры в очередной раз старайтесь менять игрушки по раз­меру, фактуре, цвету (медведь большой, маленький, пластмассовый, плюшевый и т. д.).

ФЕВРАЛЬ «На ферме»

Чему учится ребенок: продолжает развивать остроту слуха; вырабатывать более прочную связь между предметом (игрушечные кошка, собака, корова) и сло­вом; выговаривать существительные, их обозначающие (облегченными словами);


по просьбе взрослого выполнять различные действия с предметами (брать, пока­зывать, приносить, «кормить» ту игрушку, которую его попросили); выбирать одну из трех игрушек.

Оснащение: игрушечные кошка, собака, корова; пять кирпичиков из строи­тельного набора, лежащих в коробке; красивый платок.

Ход игры: предложите ребенку построить вместе с вами из кирпичиков забор. Скажите: «Давай строить забор». Придвиньте к ребенку коробку (или корзин­ку) с кирпичиками. Возьмите 1 кирпичик, покажите его ребенку и скажите: «Это кирпичик». Поставьте кирпичик на узкую сторону. Попросите ребенка дать вам еще один кирпичик. Продолжайте работать до тех пор, пока коробка не опустеет. Покажите ребенку пустую коробку, сказав при этом: «Все, кирпи­чиков нет». Проведите ладонью руки вдоль забора, сопровождайте свое движе­ние словами: «Это забор. Вот какой забор».

Если ребенок устал, то прервите игру на некоторое время.

Прогуливаясь с ребенком по комнате, как бы невзначай найдите красивый платок, подведите к нему малыша. Спросите: «Кто там?» Дайте возможность ребенку самому сдернуть с игрушки платок и взять игрушку. Когда ребенок возьмет игрушку, скажите: «Это киска, мяу-мяу!» Поставьте игрушку около забора.

Когда все игрушки будут извлечены из коробки, предложите поводить их по забору. Прочтите рифмовку и выполните действия по ее содержанию:

Шла собака у забора:

«Ав-ав-ав-ав!» (проведите собаку по забору)

По забору пробирался кот:

«Мяу-мяу-мяу-мяу!» (проведите кошку по забору)

Их корова услыхала,

Очень громко замычала:

«Му-му-му-му, (проведите корову по забору)

Что творится — не пойму!»

Когда инсценировка будет показана, положите перед ребенком три игрушки, участвовавшие в инсценировке, и попросите его выполнить поручение в два последовательных действия: «Возьми киску. Проведи киску по забору». Попро­сите ребенка взять и провести по забору всех домашних животных, стоящих перед ним.

Предложите каждому животному что-то съесть: собаке — косточку, кошке — рыбку, корове — травку. Угощения можно нарисовать на плотном картоне, вы­резать по контуру, сложить их на блюдце. Скажите малышу: «Дай собачке кос­точку. Молодец. Вкусная косточка! Собачке она очень понравилась».

Усложнение задания: возможны разные варианты — замена игрушек на их фотографии, вырезанные по контуру изображения или картинки с их изображе­нием; имитация взрослым ситуации непонимания; замена игрушек (другая ве­личина, фактура); различные варианты поручений в два последовательных дей­ствия «покажи + принеси», «возьми + принеси», «возьми + покорми» и т. д.


МАРТ

«Машинапоезд»

Чему учится ребенок: дослушивать задание до конца и выполнять соответст­вующие действия; выполнять просьбу, состоящую из двух последовательных действий; отвечать словами, близкими к общеупотребительным, на вопросы взрос­лого: «Кто?», «Что?», «Где?», «Что делает?»; получать от совместной игры удо­вольствие; называть игрушку, находящуюся вне поля зрения, по звукоподража­нию.

Оснащение: игрушечные машина, паровоз; две дороги, вырезанные из кар­тона, ширма.

Ход игры: спрячьте под нарядно украшенную коробку паровоз и машину. Подведите малыша к ней и с восхищением скажите: «Ой! Что это? Что там?» Дайте возможность ребенку достать их из-под коробки. Когда ребенок возьмет машинку, скажите: «Это машина», а когда он возьмет паровоз: «Это паровоз». Поставьте игрушки около дороги. Покажите ребенку, как катать паровоз по дороге. Катая паровоз, приговаривайте: «Паровоз гудит: ту-ту! Ту-ту!». Катая машину по дороге, приговаривайте: «Машина гудит: би-би». Предложите ребен­ку взять машинку и покатать по дороге.

Спросите ребенка: «Что это?», «Как гудит паровоз, а как машина?».

Усложнение: смена игрушек; поездка машины домой (вместе с ребенком по­строить в конце дороги дом из кубиков); поездка паровоза к башне, построенной из четырех кубиков.

АПРЕЛЬ

«Помогаем маме»

Чему учится ребенок: продолжать развивать остроту слуха; выполнять пору­чения, состоящие из трех разных действий с одним предметом; выбирать один предмет из четырех; активизировать словарный запас, называть обувь и произ­водимые действия с ней.

Оснащение: обувь детская и взрослая — тапки, туфли.

Ход игры: предложите ребенку собрать разбросанную обувь на полку для обуви. Возьмите большой тапок и предложите малышу найти такой же. Когда ребенок найдет второй тапок, поставьте их вместе на полку и скажите: «Тапки. Большие папины тапки».

Найдите детский тапок и предложите ребенку найти такой же. Когда ребенок найдет свой второй тапок, предложите ему поставить второй тапок рядом с пер­вым на обувную полку. Спросите ребенка: «Чьи это тапки?» Если ребенок за­трудняется ответить, скажите сами за него: «Маленькие тапки. Это Ванины тапки». Еще раз повторите вопрос.

При повторном проведении игры возможно увеличение количества пар тапок до трех.

Усложнение: проведение игры с вырезанными из картона тремя парами обуви (тапки, туфли, сапоги).


МАЙ

«Моем, моем, всю посуду перемоем...»

Чему учится ребенок: продолжать развивать слуховое внимание, память; ак­тивизировать словарь существительными, обозначающими название посуды (чашка, тарелка, ложка); глаголами, обозначающими действие (есть, пить, мыть); выполнять поручения, состоящие из двух действий с одним предметом.

Оснащение: пластмассовая посуда (чашка, тарелка, ложка); такая же игру­шечная посуда; тазик, полотенце, непромокаемый фартучек для ребенка, губка для мытья посуды.

Ход игры: сообщите ребенку, что скоро будет обед, а посуда вся грязная. Предложите ему сложить посуду в пластмассовый тазик. Попросите ребенка взять со стола чашку и положить ее в тазик (это же задание ребенок должен выполнить с тарелкой, ложкой). Дайте ребенку губку, покажите, как надо мыть тарелку, сопровождайте свои действия комментариями (краткими, четкими). Вымытую посуду поставьте на стол. Предложите ребенку принести полотенце, заранее положенное на видное место. Покажите, как можно вытирать посуду. Предложите ребенку сделать это вместе с вами. После окончания работы полю­буйтесь результатом, похвалите ребенка.

Усложнение: возможно за счет смены посуды на другую — кукольную; увеличе­ния количества или смены материала, из которого сделана посуда (металлическая).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.