Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Байка «Букварь с пеленок», или Обучение чтению до года 6 страница






 

Мораль: прежде чем предложить ребенку что-то, нужно обдумать, зачем и кому это нужно.

Комментарий: когда-то великий историк В. Ключевский сетовал, что современная молодежь много читает и совсем перестала думать. Когда мы сетуем, что современная молодежь не читает, адекватны ли мы в своих претензиях? Во-первых, современное поколение родителей много читало, так как это был наиболее распространенный способ получения информации. Теперь можно скачать из Интернета практически любую аудиозапись и слушать новые и старые книги. Можно прочитать их в Интернете.

Во-вторых, если нам нужно, чтобы дети прочли то, что мы хотим, то, возможно, лучший способ реализации нашего желания – прочитать им эту книжку самим. Недаром в XIX в. так распространено было семейное чтение, на котором ребенок не просто слышал содержание книги, но и знакомился с реакциями взрослых на него. Почему не вернуть старые традиции, если новое – хорошо забытое старое?

Диапазон применения байки: консультация родителей относительно развития творческих способностей и мышления детей.

 

№ 102. Байка «Если вы хотите, чтобы ребенок увлеченно чем-то занимался, займитесь этим сами»

 

 

Во всех учебниках по психологии воспитания можно найти в том или ином варианте эту директиву.

 

Мораль: дети копируют поведение взрослых, которые в дошкольном периоде являются для них непререкаемым авторитетом.

Комментарий: у меня нет информации, кто первый придумал эту фразу. Но совершенно очевидно, что все умные родители в конечном итоге приходят к ней. Глупо предполагать, что ребенок начнет бегать по утрам, если родитель до 12 часов не может встать с кровати. Бессмысленно думать, что он будет учить языки, если родителю не интересно их знать.

Личность ребенка выстраивается, как и в библейской истории, по образу и подобию взрослого. Наблюдая за увлеченным взрослым, он сам становится увлеченным, вбирая те ценностные представления, которые разделяет наставник. Видя упорство взрослого, он и сам будет упражнять свою волю, доводя начатое дело до конца. Импринтинг направляет ребенка на воспроизведение поведения родителя. Любя, дети в максимальной степени копируют этот эталон.

Диапазон применения байки: консультация будущих родителей, молодых родителей, тех, кто обращается по поводу развития творческих способностей у детей.

 

№ 103. Байка «Пилигримы»

 

 

Это стихотворение И. Бродского [11]:

Мимо ристалищ, капищ,

мимо храмов и баров,

мимо шикарных кладбищ,

мимо больших базаров,

мира и горя мимо,

мимо Мекки и Рима,

синим солнцем палимы,

идут по земле пилигримы.

Увечны они, горбаты,

голодны, полуодеты,

глаза их полны заката,

сердца их полны рассвета.

За ними поют пустыни,

вспыхивают зарницы,

звезды горят над ними,

и хрипло кричат им птицы:

что мир останется прежним,

да, останется прежним,

ослепительно снежным,

и сомнительно нежным,

мир останется лживым,

мир останется вечным,

может быть, постижимым,

но все-таки бесконечным.

И, значит, не будет толка

от веры в себя да в Бога.

...И, значит, остались только

иллюзия и дорога.

И быть над землей закатам,

и быть над землей рассветам.

Удобрить ее солдатам.

Одобрить ее поэтам.

 

Мораль: важно не то, к чему человек стремился, а то, как он прожил свою жизнь.

Комментарий: родители могут заставить ребенка верить в Бога, могут научить надеяться на свои силы. Важно, чтобы иллюзии, которые они предложат детям в виде сценария и представления о самом себе, позволяли ему максимально реализовывать свои возможности, а не закрывали его от мира.

Диапазон применения байки: тренинг личностного роста у подростков, консультации родителей относительно воспитания детей.

 

№ 104. Байка «Компетенция и почему ее требуют?»

 

 

В 2002 г. был проведен эксперимент, в котором участвовали 32 страны, в том числе Россия. Целью эксперимента было оценить знания подростков в школах разных стран. Чтобы создать равноценный экзаменационный материал, соответствующий знаниям, предлагаемым в школе, в каждой стране четыре независимых эксперта брали один и тот же материал, который они затем адаптировали к возможностям детей своей страны. Россия в этом исследовании оказалась на 28-м месте, хотя мы постоянно говорим о том, что у нас самое лучшее образование. На первом месте оказалась Финляндия. В чем состояла проблема наших детей? Они хорошо воспроизводили теоретический материал из учебника, но совсем не умели применять его к жизненным ситуациям. Возможность использовать полученные данные как раз и называется компетенцией.

 

Мораль: эффективность освоения знания – это не хорошая память, а возможность применять выученное на практике.

Комментарий: современное российское образование предполагает, что ребенок должен заучивать массу материала, не опираясь на эксперимент. Количество лабораторных и исследовательских работ катастрофически мало. При этом во многих других странах акцент ставится не на охват максимально большого объема информации, а на возможности ребенка находить информацию, уметь ее применять в жизни, самому открывать законы и правила, поставив соответствующий эксперимент. Задача родителей, хотя бы до того момента, пока ребенок не пошел в школу, состоит именно в создании возможности самостоятельного освоения им наиболее фундаментальных знаний свойств природы.

Диапазон применения байки: беседы с воспитателями, учителями начальных классов, консультирование родителей подростков.

 

№ 105. Байка «Я никогда не наказываю своего ребенка»

 

 

Однажды я участвовала в студенческой конференции, на которой был сделан доклад «Воспитывать без наказания». Я решила задать вопрос докладчице по поводу того, что наказание – это метод, при котором у ребенка из поведения убирают социально неприемлемые элементы. Можно ли не пользоваться им? И тогда докладчица голосом, в котором звучал металл, сказала: «Я никогда не наказываю своего ребенка». Услышав этот жуткий голос, все поняли, как может быть страшно ребенку, мама которого думает, что не наказывает, когда говорит с ним ТАКИМ голосом. Никто не стал задавать больше вопросов, в аудитории повисло молчание.

 

Мораль: то, что думает родитель о своем поведении по отношению к ребенку, не обязательно так же воспринимается и ребенком.

Комментарий: в данной истории молодая мама полагала, что наказание может быть только физическим. Но видов наказания очень много, а наиболее сильный и опасный вид наказания – отвержение ребенка, которое производится через голос, через уход от ребенка, через соответствующие мимику и поведение родителя. Страх остаться в одиночестве для человеческого существа может быть самым сильным. Недаром Сократ предпочел выпить из чаши с цикутой (яд) альтернативе – изгнанию из Афин.

Но это сделал взрослый. Можно представить себе, как пугается ребенок перспективе отвержения родителями, даже если родители думают, что не наказывают ребенка. Это путь взращивания зависимого человека.

Есть правило наказания. Согласно ему, мать, наказывая ребенка, сначала говорит или каким-то образом дает понять, что она любит ребенка, принимает его и он – самое любимое ею существо на Земле. Затем она говорит, что наказывает его за конкретный поступок, подчеркивая либо в этот момент, либо позднее, когда она в спокойном состоянии разговаривает с ребенком и объясняет ему правила взаимодействия между людьми, что она отделяет ребенка, который важен для нее всегда, от его поступка, который она желает изменить.

Диапазон применения байки: консультирование родителей относительно методов поощрения и наказания в семье.

 

№ 106. Байка «Антон Палыч Чехов однажды заметил...»

 

 

Это стихи Б. Ш. Окуджавы [28]:

Антон Палыч Чехов однажды заметил,

что умный любит учиться, а дурак – учить.

Скольких дураков в своей жизни я встретил —

мне давно пора уже орден получить.

 

Дураки обожают собираться в стаю.

Впереди их главный во всей красе.

В детстве я верил, что однажды встану,

а дураков нету – улетели все.

 

Ах, детские сны мои – какая ошибка,

в каких облаках я по глупости витал.

У природы на устах коварная улыбка...

Видимо, чего-то я не рассчитал.

 

А умный в одиночестве гуляет кругами,

он ценит одиночество превыше всего.

И его так просто взять голыми руками,

скоро их повыловят всех до одного.

 

Когда ж их всех повыловят – наступит эпоха,

которую не выдумать и не описать...

С умным – хлопотно, с дураком – плохо.

Нужно что-то среднее. Да где ж его взять?

 

Дураком быть выгодно, да очень не хочется,

умным – очень хочется, да кончится битьем...

У природы на устах коварные пророчества.

Но, может быть, когда-нибудь к среднему придем.

 

Мораль: все та же – нет в мире совершенства.

Комментарий: как бы ни планировал родитель предназначение своего ребенка, он не сможет уберечь его от трудностей. Любой яркий человек будет вызывать сопротивление общества. Чем оригинальнее будет ребенок, а потом и взрослый, тем интереснее, но и труднее, будет его жизнь.

Диапазон применения байки: консультирование родителей по проблемам воспитания, тренинг личностного роста у подростков.

 

№ 107. Байка «Ребенок и творчество»

 

 

Типичная сцена в детском саду: мать приходит за ребенком. Он подбегает к ней с рисунком и торжественно показывает. Мать лениво смотрит на рисунок и говорит: «Ты же вчера уже это рисовал. Одевайся быстрее». Комкает рисунок, кладет в карман и ждет, когда ребенок оденется.

 

Мораль: творчество нуждается в поощрении и увядает под ленивым маминым взглядом.

Комментарий: в разных байках уже были представлены две позиции об отношении к творчеству детей. Поскольку очевидно, что человеку, создавшему нечто новое, придется в жизни преодолевать много трудностей, то некоторые специалисты предполагают, что таким детям не стоит излишне помогать – они должны с детства научиться преодолевать препятствия. Есть и другая точка зрения: помогать творческому человеку нужно всегда, поскольку творческий потенциал и пробивные способности не идут рука об руку, и часто инициатива погибает от равнодушия общества.

Возможно, в подростковом возрасте в зависимости от того, насколько устойчив ребенок, эффективны оба подхода. Но для дошкольника доказанным является лишь одна позиция: талантливыми могут быть многие дети, но творческими людьми становятся лишь те из них, которых матери или те люди, которые занимают эту позицию, очень любят и делами которых восхищаются.

Начав рисовать, дети один и тот же сюжет «отрабатывают» достаточно долго, создавая подряд абсолютно идентичные рисунки. Это только со стороны кажется, что ребенок делает бессмысленную работу. Но важность этих однотипных каракуль состоит в том, что ребенок осваивает предметный мир, соотносит свои действия с полученным результатом, он познает возможности карандаша и бумаги, собственной руки. Мозг не может вдруг обрести навык, каждое действие требует длительного оттачивания.

Диапазон применения байки: в рамках консультирования, когда мать чрезмерно критикует своего ребенка и предъявляет к нему высокие требования.

 

№ 108. Байка «Прометей прикованный»

 

 

У Эсхила в «Прометее прикованном» [40] есть замечательные строки, смысл которых вечен:

Ах, как легко тому, кто в безопасности,

Увещевать и поучать попавшего

В беду.

Молю, молю вас, будьте сострадательны,

Беду чужую видя. Ведь без устали

Кочует злополучье от одних к другим.

 

Мораль: не стоит осуждать другого родителя, когда его ребенок капризничает в общественном месте.

Комментарий: типичная ситуация в наше время – ребенок плачет в транспорте или на улице. Обязательно найдутся люди с осуждающими взглядами и с замечаниями о том, что «в наше время...» или «у нас дети никогда не плакали». Несчастная мать, которая не может успокоить ребенка, под воздействием этого негативного облака набрасывается на ребенка, начиная его увещевать, он плачет еще пуще, чувствуя, что мать отдаляется от него. Есть масса причин, по которым ребенок плачет: он может хотеть спать, у него что-то болит. И нет людей, у которых ребенок бы никогда не плакал.

Очень приятно, когда окружающие настолько чувствительны, что понимают это и предоставляют маме возможность самой справиться с ситуацией, не упрекая ее словами или взглядами. Сама же мама в этих случаях должна понимать, что чем больше она будет волноваться, что доставляет с ребенком неудобства окружающим, тем сильнее, чувствуя это волнение, но не понимая его причину, будет плакать ее ребенок. Нужно либо взять его на руки, если он плачет от усталости, либо воспитывать привычным способом, не реагируя на внешние косые взгляды.

Диапазон применения байки: консультирование молодых родителей.

 

№ 109. Байка «Детские прятки»

 

 

Наверное, все родители, имеющие ребенка от года до 2 лет, играли с ним в прятки. Особенность этой игры с ребенком данного возраста состоит в том, что малыш всегда прячется в одном месте, да и искать мать сам предпочитает в том же месте, где только что прятался. Более того, предложение другого родителя, наблюдающего за игрой, поменять место обычно вызывает протест. Поэтому родитель честно считает, затем долго ходит вокруг стола, громко сообщая ребенку, где он его «ищет», а потом, в сотый раз, как бы нечаянно заглядывает под стол и, делая изумленное выражение лица, находит там ребенка, которого переполняет восторг.

 

Мораль: ребенок формулирует правила игры в соответствии с собственным представлением об устройстве мира.

Комментарий: играя в прятки, ребенок до 3 лет желает, чтобы его нашли, и ждет этого. Это позднее значимой станет именно невозможность найти его. Маленький ребенок обладает свойством, которое Ж. Пиаже назвал детским реализмом [31]. Малыш на определенном этапе развития не воспринимает вещи в их внутренних отношениях, а лишь такими, какими они видятся в непосредственном контакте с ними. Именно поэтому он искренне полагает, что Луна движется за ним и играет с ним в прятки. Вспомните, когда вы идете по дороге ясным лунным вечером, Луна как бы движется за вами. Однако всякий взрослый человек научился не верить своим глазам. Он точно помнит усвоенную в школе картину мира, согласно которой Луна – огромный холодный шар в бесконечном космосе, который вращается вокруг еще большего шара – Земли, на которой и стоит человек, видящий, что Луна перемещается вслед за ним. Это дополнительное знание позволяет ему сделать вывод, что если Луна и движется, то явно не за ним, а исключительно по своим лунным законам. Она безразлична не только к нему, но и к человеку вообще, так же как и к любому другому объекту во Вселенной.

Малыш еще не был в школе и не приобщился к книжной мудрости. Непосредственное восприятие он принимает за реальность и полностью уверен, что Луна следит именно за ним. Тени гор на Луне создают иллюзию лица, которое ребенок легко интерпретирует как улыбающееся лично ему. У него даже есть точное (с его точки зрения) доказательство собственной правоты. Можно закрыть глаза – и Луна исчезнет, можно их открыть, и она – на тебе! – смотрит и благодушно улыбается. Мама может долго говорить о бесконечности Вселенной, о темном, твердом образовании, несущемся с огромной скоростью по кругу в холодном космосе. Ребенок точно знает, что Луна – очень теплая, потому что желтая, и ласковая – она не ругается, но всегда готова молча играть с ним, когда взрослые о чем-то долго и нудно говорят.

Мгновенное восприятие ребенок считает истинным, поскольку не отделяет себя от мира. Ему достаточно закрыть глаза, чтобы думать, что его никто не видит. А затем радостно распахнуть их и приобщиться к миру, наивно полагая, что именно в этот момент окружающие вновь видят его.

В реализме выражается парадокс детской мысли: с одной стороны, ребенок ближе к непосредственному наблюдению, с другой – он одновременно и более отдален от этой реальности. Случайные отношения в мире при этом способе его восприятия принимаются за причинные.

Малыши долго играют не в прятки, как думает взрослый, а в «отыскалки». Им важно не спрятаться, а быть найденными. Именно поэтому они испытывают столько восторга, когда взрослый в который раз находит их на том же самом месте. Они ведь еще не знают, что взрослый их видит. Закрывая глаза и прячась каждый раз под один и тот же стол, малыш полагает, что взрослый будет искать его по всему миру, а не прямо пойдет к известному ему месту. Поэтому так тревожно ожидание и столько радости, когда взрослый все-таки находит потаенное место. Понимание законов физики о том, что свет распространяется по прямой линии, придет к ребенку с опытом, когда он вдруг сам догадается, что если он видит кого-то, то и этот кто-то тоже видит его.

Диапазон применения байки: консультирование молодых родителей относительно возможностей восприятия дошкольников.

 

№ 110. Байка «Исправить детский рисунок»

 

 

Картинка в детском саду: ребенок рисует человека. Это странный человек: у него огромная голова, составляющая единое целое с телом, от которого горизонтально отходят две палки, обозначающие руки, и вниз идут еще две, обозначающие ноги. Воспитатель начинает подправлять рисунок, чтобы он получился более похожим на реального человека. Рисунок действительно становится более понятным, но ребенку он не нравится, и он отказывается показывать его родителям.

 

Мораль: в рисунке ребенок не столько стремится к соответствию реальности, сколько к изображению своего представления этой реальности.

Комментарий: ребенок строит свой рисунок как интеллектуальную модель мира, а не как его зримый аналог. Он рисует не то, что видит, а то, что знает. Это знание в рисунке он обобщает до символического описания, доступного ему на этом уровне развития. Но для взрослого важна внешняя похожесть рисунка ребенка на то, что он изображает. Предлагая ребенку технику повышения точности изображения, взрослые обедняют детское рисование, лишая его «мироустроительной» функции, а детское творчество – внутренней самостоятельности. Возможно, весь дошкольный период взрослый должен работать не с техникой рисунка, которая сменится, как только ребенок перейдет на другой интеллектуальный уровень, а с личностью ребенка, возможностями его восприятия и обобщения результатов этого восприятия.

Подобные ошибки взрослые совершают регулярно. По дороге домой из детского сада, желая быть внимательными к малышу, они спрашивают ребенка о том, что было в детском саду. Ему нечего ответить на это, так как в данный момент движения по дороге он ошеломлен потоком событий, совершающихся вокруг него. Все это так разительно отличается от того, с чем он сталкивался в течение дня, что ему хочется приобщиться к этому. Если бы взрослый говорил с ним об этих сиюминутных событиях, то научил бы его видеть. А вечером перед сном, когда нет внешних отвлекающих моментов, или за совместным ужином, где все рассказывают о своих делах, ребенок гордо, как и другие «большие», мог бы припомнить, что происходило тогда, когда взрослых не было рядом с ним. Пытаясь же ответить на вопрос матери по дороге домой, под отвлекающий аккомпанемент внешнего мира, он обучается не замечать его, а значимыми постепенно будет считать требуемые от него взрослыми мысленные конструкции о переживаниях, которых не испытывает.

Диапазон применения байки: консультирование молодых родителей относительно возможностей восприятия маленького ребенка.

 

№ 111. Байка «Личное пространство»

 

 

Типичная сценка: мама гуляет с полуторагодовалым ребенком. К ней походит подруга, с которой мама начинает с воодушевлением разговаривать. В этот момент с ребенком что-то происходит: он ведет себя так, как будто хочет разрушить это общение, кричит, капризничает, просится на руки, хотя только что увлеченно играл самостоятельно.

 

Мораль: у ребенка есть личное пространство, нарушение которого ведет к изменению его поведения.

Комментарий: в данном случае всю ситуацию можно объяснить следующим образом. У ребенка почти до 2 лет личное пространство – это не только ближайшее к нему пространство, но и его мать. Как только чужая тетя переходит невидимую демаркационную линию, все его существо заставляет его отстаивать собственное личное пространство. Он плачет, кричит или капризничает. Мама поступит неправильно, если будет говорить ему что-то. Но если она возьмет его на руки или обнимет, он окажется с ней вместе в неразделенном пространстве и быстрее успокоится, хотя тетя все еще будет мешать ему.

То, что у детей этого возраста большое личное пространство, можно увидеть, наблюдая за их игрой в песочнице. Каждый ребенок сидит в своем углу, наблюдает за действиями соседа, но не стремится непосредственно с ним общаться. Но уже к концу второго года жизни, и особенно с 3 до 5 лет, личное пространство ребенка становится действительно только его личным, «освобождается от матери», уменьшается, он легко общается с другими детьми и подходит намного ближе к другим людям. Ко времени поступления в школу личное пространство у ребенка практически исчезает. Он очень близко подходит и к сверстникам, и к воспитателю. До пубертата (подросткового возраста, периода полового созревания) это расстояние минимально. Но затем оно постепенно увеличивается, и чем старше человек, тем труднее ему завязывать новые отношения. Теперь он комфортно чувствует себя лишь на расстоянии двух вытянутых рук. Ведь именно рукопожатие фиксирует у взрослых ту границу, за которую другой человек не должен заходить. Родителю необходимо учитывать знания о личном пространстве ребенка.

Диапазон применения байки: консультирование родителей, имеющих детей любого возраста.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.