Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Условия, в которых появляется и распространяется христианство.






Христианство возникает в сложный период для Римской империи. В первом веке до н.э. – первом веке нашей эры устанавливается новый политический строй империи – принципат, что приводит к политической нестабильности, столкновениям цезаря и сената. \ В год рождения Христа на престоле его основатель – Октавиан, казнь Христа и первые апостольские деяния относятся ко времени его пасынка Тиберия. Затем на престол восходит целая плеяда печально известных императоров: Калигула, Клавдий, Нерон. К тому же, несмотря на в общем успешную внешнюю политику Августа, рим находился под угрозой Парфянского царства (а с третьего века н.э. его сменило Сасанидское царство) с одной стороны и набегами германцев с другой (9 год н.э. – битва в Тевтобургском лесу с Арминием). Нелегкое политическое положение усугубляется экономическим кризисом и духовно-религиозным кризисом (см. предыдущий билет о философских школах). В таких условиях, с одной стороны, новая религия могла распространиться способ выхода из кризиса, с другой, империя, испытывая нестабильность, боялась всего, что могло поколебать ее устои, к тому же в такой ситуации всегда нужен некий абстрактный враг, которого можно обвинить во всем происходящем (яркий пример – пожар в Риме при Нероне, в котором обвинили христиан).

Иудея в период возникновения христианства. После завоевания Иудеи Александром Македонским (после распада империи Александра она отошла Селевкидам), она начинает испытывать сильное эллинистическое влияние. Внутри иудеев образовались партии за эллинизм и за сохранение национального характера (фарисеи – борцы за сохранение национальной культуры и соблюдение чистоты религии от греческого влияния, саддукеи и асмонеи = высшее пресвитерство, вставшее на сторону селевкидов в их эллинистической политике). В 63 году до н.э. Птолемей подчинил Иерусалим Риму. Со времен Августа Иудея управлялась сначала местным царем, затем с 6 века н.э. римским прокуратором, как и большинство провинции принцепса.

Мессия.

Пророчество о грядущем спасителе, который своей смертью искупит грех мира и возвестит начало нового времени и грядущее торжество Царствия Божьего, было дано в Библии, об этом говорится, когда описывается грехопадение Адама и Евы. Но, по представлениям иудеев, спаситель должен был явиться, когда «исполниться полнота времен» (Апостол Послание Галатам 4 глава 4 стих). Спасение возможно только, когда человек стремиться к нему. В течение всей ветхозаветной истории происходит приготовление человеческого рода ко Христу: в Иудействе приготовлялось спасение для Иудейства, а в язычестве — спасение для человечества. Иудейский народ подготовлялся положительным образом, чрез непосредственное водительство Божие, язычники же были предоставлены сами себе, но не оставлены Богом. Закон, данный Моисею, носит нравоучительных характер, он представлял то, чего человек не мог достичь, и показывал глубину искажения грехом человеческой природы. Это должно было привести к ожиданию спасения. Язычники же должны были исчерпать свои духовные силы и прийти к духовному кризису, чтобы начать внутренний поиск другого пути.

К миссии Христа относились по-разному. Определенный удар по христианству впоследствии нанесет, в частности, восприятие части иудеев Христа как спасителя именно народа Божьего (послание Иакова), они сформируют иудеохристианство, которое отделиться от основной христианской церкви примерно в конце 2 века. Против этой идеи будет направлена деятельность апостола Павла – проповедника язычникам. Также многие иудеи не приняли христианство, так как для них приход Мессии должен был стать приходом во славе нового и вечного Царя, который освободит Израиль.

В первом веке н.э. в иудаизме существовало несколько направлений, ряд сект, проповедовавших разные пути исполнения закона и ожидания Мессии. Впоследствии некоторые из них признали Христа и оказали влияние на христианство.

Сетка – еретическое учение в иудаизме, которое не отходит от канонов, но трактует их по-иному. Немногочисленны, рассеянны по Иудее.

Ессейство – оригинальное учение в иудаизме, предшествующее христианству, верили в посмертное воздаяние, требовали аскетизма в жизни, верили в физическое воскресение мертвых. По их мнению, иудаизм осквернен эллинизмом. Совершали общие ритуалы, молитвы и трапезы. 3 года человек подвергался испытаниям до принятия в ессейство. Практиковали отшельнический образ жизни.

В Кумране тоже ересь (источник - Рукописи Мертвого моря) Кумраниты жили в ожидании конца света (эсхатологический характер ереси), освобождения Израиля. Не согласны с традиционным храмовым руководством, ушли в пустыню. Дуалисты: Бог наделил человека и духом праведности и духом беззакония.

Эвиотниты. Тоже в пустыни. Они гностики, то есть во главу угла ставили познание. Есть истинное знание, позволяющее познать истину, для его получения нужно пройти испытания. Божественный дух научил Адама истинной религии, но под влиянием злого начала материи люди отошли от этого знания. Пророки – проявление Бож. Духа. Потом религия пророков извращалась, поэтому был послан Христос, чтобы возвестить истину.

Терапевты. - («поклонники» с греческого) аскетическая секта в Александрии с 1 века нашей эры. Радикальные иудеи. Филон Александрийский дал примерное описание этой секты: требовалось строгое соблюдение дисциплины, в секте состояли не только мужчины, медитация составляла преимущественное занятие. Их влияние на Александрийскую аллегорическую школу (осн. Ориген), против них выступят антиохийцы.

Жизненный путь Христа и основание церкви(Граждане, прочитайте пожалуйста Евангелие от Матфея и Деяния апостолов, это все небольшое, а как вы будете сдавать церковь, если не читали Евангелия).

О Христе свидетельствуют и библейские, и внебиблейские источники. Историчность его доказывается свидетельствами Тацита, который писал свои Анналы в 115-117, Светония, писавшего, что Клавдий изгнал из Рима иудеев, возмущенных проповедью Христа, об этом же факте пишет историк Лука. Так, есть несколько независимых исторических свидетельств о реальности существования Христа. Важнейшим, пожалуй, является письмо Плиния Младшего императору Траяну, в котором описываются христиане и несколько раз упоминается Христос. Среди иудеев свидетельств почти нет, Иосиф Флавий упоминает только Иоанна Крестителя, видимо, потому что для них христиане на первых порах были очередным течением, не заслуживающим особого внимания.

Особенно обширные сведения о Христе, его детстве и юности дают апокрифические тексты и неканонические Евангелия (например, Евангелие к евреям), однако, достоверность этих фактов сомнительна.

В основе литературы о Христе как о личности и о его учении лежат 4 канонических Евангелия (от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна). Их историчность является доказанным фактом по следующим причинам: 1) Древность евангелий засвидетельствована еще памятниками конца I и начала II в., — посланием Климента Римского, Св. Игнатия, «Учением 12-ти апостолов». 2) Подлинность, аутентичность евангелий, т. е. принадлежность их евангелистам, заверяется для первых двух и 4-го евангелия Иоанна, мужем апостольским Папием Иеропольским (у Евсевия Ц. И. III, 39) в первой половине II в. и с полною определенностью для всех четырех у того же Св. Иринея. Наибольшим нападкам подвергалось наиболее позднее Евангелие – Евангелие от Иоанна вследствие его мистичности и наименьшей историчности (то есть оно обращено скорее не к событиям, а к их духовной подопленке), но именно оно подтверждается обстоятельнее всего. 3) Наконец достоверность евангельских рассказов не может подлежать сомнению, ибо ученики Иисуса Христа и их спутники имели возможность наблюдать жизнь Иисуса Христа или чрез верное посредство воспринимать его учение (для Марка — ап. Петр, для Луки — ап. Павел)

О Христе известно не так много. Он родился в Вифлееме в царствование Ирода, был крещен Иоанном Предтечей, который первым возвестил о нем как о сыне Божьем. Большую часть жизни прожил в Капернауме, откуда уходил для проповеди. Первые ученики Христа –рыбаки Андрей и Филипп. Как свидетельствует Евангелие, уже в раннем детстве Христос учил в Храме так, что фарисеи удивлялись, откуда он так хорошо знает Закон, и уже в детстве осознавал себя как Сына Божия. В жизни свое Христос предстает одним из раввинов, пророком, учителем, целителем и даже воскресителем из мертвых – всеми этими дарами позже будут обладать последователи Христа: кто-то будет великим проповедником, кто-то пророком, кто-то целителем. Но все это не является конечной целью, все это Христос творит как бы мимоходом из любви и жалости к тем, кто просит. Главное дело Христа – восстановление и спасение избранного народа (Он сам говорит, что послан спасти погибших овец дома Израилева), при этом он не отказывается от ветхозаветных заповедей и утверждает, что «пришел не упразднить Закон, но исполнить». Поснов пишет, что Христос, не придавая особого значения обрядам, морализует заповеди и ставит на первое место их суть, при этом углубляя и расширяя ее понимание (в заповедях говориться «не убий», а Христос говорит даже «не гневайся», то есть не совершай того внутреннего греха, который может довести тебя до убийства). Вся его жизнь – это послушание Богу, конечное исполнение Закона, с чем и завершается Ветхий Завет. Смерть и воскресение Христа начинают Новый Завет, в основании которого уже не Закон, а Христос (в Евангелии говорится, что никто не оправдается Законом, а только верой, и все христиане должны каким-то своим образом повторить путь Христа). В учении Христа строгое отношение к соблюдению морально-нравственных норм сочетается с верой в милость и человеколюбие Бога. Новое отношение к богатству: у иудеев богатство было важно, так как оно представало некоторым индикатором благочестия (т.е. если ты благочестив, то тебе посылается благополучие, а если нет, то будешь жить в нищете), Христос же говорит, что легче верблюду пройти сквозь иголочное ушко, чем богатому войти в царство вечной жизни. Характерен мирабилизм («Придите ко мне труждающиеся и обремененные и аз успокою вы»). Ни политическим, ни социальным деятелем Христос не был, его учение только религиозно-нравственное – Пилат не нашел за ним никакого преступления против властей, а отношение Христа к государству выражает фраза «кесареву - кесарево, а Богу – Божье».

Христос говорит, как правило, притчами, героями которых становятся простые люди, такие же, как апостолы, рыбаки, сеятели, виноградари. Например, самая известная притча о сеятеле:

Матф. 13, 1–23; Марк. 4, 1–20; Лук. 8, 4–15.
Иисус Христос находился на берегу озера Генисаретского; множество народа окружало вошел в лодку и оттуда стал говорить следующую притчу:
«Вышел сеятель сеять. И когда он сеял, то иное семя упали при дороге, и налетели птицы, и поклевали его.
Иное упало на каменистое место, где немного были земли, и скоро взошли, питому что не глубоко было в земле, ни от зноя солнечного погорело и, не имея корня, засохло.
Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило семя..
Иное упало на добрую землю и принесло плод в тридцать, в шестьдесят и во сто».
Когда апостолы спросили Иисуса Христа о значении сей притчи, Он объяснил им ее таким образом:
«Семя есть слово Божье. Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово Божье, но к которым тотчас приходит дьявол и похищает слово, посеянное в сердцах их».
«Посеянное на каменистом месте, продолжал Иисус, означает тех, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но слово Божье не пускает в них корня; по временам они веруют, а во время искушения отпадают».

«А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и прино­сят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат»

 

Вехи в жизни Христа, которые сейчас празднуются как важнейшие (так называемые двунадесятые) христианские праздники: крещение, преображение, вхождение в Иерусалим, Тайная Вечеря с учениками, смерть на кресте и воскресение, вознесение (те, кто этим никогда не интересовался, почитайте Евангелие от Матфея, оно самое короткое, а вы будете представлять, о чем идет речь, ибо писать об этом билет не так-то просто). В память о Тайной Вечере совершается главное из христианских таинств – евхаристия – принятие освященного хлеба и вина как тела и крови Христа.

После воскресения через 40 дней Христос явился ученикам и пришел с ними на гору и вознесся на небо, обещав послать благословление Отца: «И, приблизившись, Иисус сказал им: дана мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого духа, уча их соблюдать все, что я повелел вам; и вот, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.»(от Матфея), «И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возносится на небо». После Христа осталась небольшая община (всего не более 500 человек).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.