Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Значение слова «церковь».






Объект, предмет и метод истории церкви.

Объект истории церкви – церковь, а предмет – сами тексты, материальные носители (иконы, храмы, книги, миниатюры), правовые нормы, акты.

Смежные науки: искусствоведение, религиоведение, филология, социология, археология, юриспруденция, богословия, экономика, этнология, сфрагистика, историческая география и др.

Понятие «Церковь»

Юридическое определение. Церковь для современного законодателя – это просто «религиозная организация», ничем сущностно не отличающаяся от религиозных организаций других конфессий.

Слово «Церковь», экклесиа (от древнегреческого глагола «созывать»), означает «созыв», народные собрания. По закону Солона— это чрезвычайное собрание всего народа для разрешения самых важных государственных дел, превышавших полномочия постоянного управления. Этот термин часто используется в греческом Ветхом Завете для обозначения собрания избранного народа перед Богом, особенно когда речь идет о собрании у горы Синай, где Израиль получил скрижали закона и был установлен Богом как Его святой народ. Называя себя «экклисиа», первая община веровавших во Христа признает себя наследницей этого собрания. Эта ясная идея сохранена у тех народов, которые удержали само слово: например, римляне точно передали его, переписав латинскими буквами — «ecclesia»; от них термин заимствовали нации, ставшие христианскими благодаря римской Церкви, например, французы — «é glise», итальянцы — «chiesa», испанцы — «iglesia».

Термин «кюриакэ», от которого произошли «Church», «Kirche» и русское «Церковь», означает «принадлежащая Господу»; под этим термином понимается собрание верующих, принимающих живое, деятельное участие в жизни и событиях Церкви.

Сам Иисус Христос проповедовал своим современникам по-арамейски и, вероятно, пользовался для названия Церкви арамейским словом эдма.

В Евангелиях слово «экклесиа» встречается лишь три раза у Матфея – в Мф. 16, 18: «ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее»; и дважды в Мф. 18, 17: «если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь».

Значение слова «церковь».

Юридическое. Победоносцев в конце XIX века отмечал, что в североамериканском законодательстве «проведено резкими чертами отделение государства от церкви, имеющей юридическое значение духовной корпорации».

Богословское. Первые богословские осмысления Церкви восходят к апостолу Павлу.

Павел, размышляя о смысле Божественного явления миру, происшедшего во Христе, приходит к пониманию того, что Бог «поставил Его [Христа. – Авт.] выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего всё во всём» (Еф. 1, 22-23). «Христос, – пишет Павел ефесянам, – глава Церкви, и Он же Спаситель тела»; «Церковь повинуется Христу» (Еф. 5, 23, 24), потому что «Он есть глава тела Церкви» (Кол. 1, 18).

Итак, апостольское время формулирует главную богословскую посылку христианства о Церкви, исходящую из того, что Церковь есть не просто некая организация, основанная одним из народных учителей: Церковь есть сущностное единство всех, кто входит в нее, с ее основателем – Второй Ипостасью Единого Бога. Павел говорит о смысле этого единства практически в естественнонаучных терминах, которые не допускают двусмысленности: «Тело Его, которое есть Церковь» (Кол. 1, 24).

¾ Католики. Современный Катехизис Католической Церкви, разработанный после II Ватиканского собора, учит о Церкви следующим образом: «В христианском языке слово “Церковь” означает литургическое собрание, но также и местную или всю вселенскую общину верующих. Эти три значения на самом деле нераздельны. “Церковь” – это народ, который Бог собирает во всем мире. Она существует в местных общинах и находит исполнение как литургическое и особенно евхаристическое собрание. Она живет Словом и Телом Христовым и так сама становится Телом Христовым». «Церковь пребывает в истории, но в то же время она трансцендентна (иноприродна) по отношению к ней. Только через веру можно видеть в ее зримой реальности одновременно и духовную реальность, носительницу Божественной жизни». «Церковь в жизни века сего есть таинство спасения, знамение и орудие общения Бога и людей»; «Церковь – это Тело, Глава которого – Христос: она живет Христом, во Христе и для Христа; Он живет в ней и с нею»; «Церковь есть храм Духа Святого. Дух есть как бы душа мистического Тела, начало его жизни, единства в многообразии и богатстве даров и благодати», «таким образом, Вселенская Церковь предстает как народ, получающий единство от единства Отца и Сына и Духа Святого», при этом, «хотя она включает в себя грешников, она есть “непорочность, состоящая из грешников”».

«Церковь есть одновременно:

¾ общество, обладающее иерархическими органами, и мистическое Тело Христово,

¾ зримое собрание и духовная община,

¾ Церковь земная и Церковь, наделенная небесными дарами».

Для католика (впрочем, как и для православного) катехизически важна святоотеческая посылка о том, что «нет спасения вне Церкви». Существенными моментами, идентифицирующими Церковь как Церковь, являются иерархическая структура и церковные Таинства.

Для католиков с точки зрения иерархии является важнейшим «учение об установлении, непрерывности, значении и смысле священного Первенства Римского Понтифика и о его безошибочном учительстве», а также «учение о Епископах, преемниках Апостолов, которые с Преемником Петра, Наместником Христа и зримым Главой всей Церкви управляют домом Бога Живого», – учение, согласно которому «в лице Епископов, которым помогают пресвитеры, среди верующих присутствует Господь Иисус Христос, Верховный Первосвященник.. Особую категорию в Церкви составляют миряне, «собранные в народ Божий и составляющие единое Тело Христово под одним Главой». Епископы, пресвитеры и миряне призваны в Церкви «по-своему и вместе с тем единодушно сотрудничать в общем деле», причем задача мирян, «особым свойством» которых является «их секулярный характер», состоит, преимущественно, в том, чтобы, «следуя своему призванию, ведя мирские дела и устрояя их по Богу, искать Царства Божия»..

У Лютера нет определения Церкви. В принципе, она как жесткая централизованная система в его богословие совсем не вписывается: он вспоминает о ней только тогда, когда прокламирует свою веру в то, что «в Церкви Своей Христос милостиво прощает мне и всем верующим все грехи». Больше от нее никакого толка и нет: ведь каждый христианин обладает царственным священством и «через царство свое властвует он над всем земным, через священство свое правит он с Богом, ибо Бог творит то, о чем он молится и желает», поэтому, в конце концов, ни специальный институт священства, ни епископат, «которых Бог не устанавливал», ни литургическая система оказываются не нужными. «Вера, в которой определенно содержится исполнение всех заповедей, сполна оправдает всех, кто имеет ее, так что ни в чем они больше не нуждаются, чтобы быть праведными и благочестивыми».

Согласно Аугсбургскому исповеданию (протестантскому Символу веры), «Церковь – это собрание святых, в котором верно преподается Евангелие и правильно отправляются Таинства». Как Таинства, так и Слово действенны по той причине, что они учреждены и заповеданы Христом, даже если они преподаются [отправляются] неблагочестивыми людьми.

Православная церковь. Филарет, митрополит Московский «Пространный христианский катехизис»: «Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных Православной Верой, Законом Божиим, священноначалием и Таинствами». «Глава ее есть Богочеловек Иисус Христос, исполненный благодати и истины, и тело Свое, т.е. Церковь, наполняющий благодатью и истиной (см.: Ин. 1, 14-17)». «Церковь едина потому, что она есть одно духовное тело, имеет одну Главу, Христа, и одушевляется одним Духом Божиим». «Хотя Церковь и видима, но невидима усвоенная ею и освященными в ней (людьми) благодать Божия, которая и есть собственно предмет веры в Церковь. … Хотя Церковь видима, поскольку она пребывает на земле и к ней принадлежат все православные христиане, живущие на земле, в то же время она и невидима, поскольку она есть и на Небесах, к ней принадлежат все, скончавшиеся в истинной вере и святости». Церковь, таким образом, в потенциале стремится объять собою всё человеческое общество, включить в себя всё вообще, что создано Богом.

Гегель, анализируя существо христианства, рассматривает Церковь как «последователей Христа, объединяющихся» в том смысле, «чтобы быть как дух или чтобы стать сыном Бога, гражданином Его Царства», «и задающихся целью жить духовной жизнью»; эти последователи «образуют общину, которая есть Царство Божие». «Община есть действительная, настоящая жизнь в духе Христа».

В общем Церковь – это:

1) Богочеловеческий организм, мистическое Тело Христово, не ограниченное историческим временем и пространственными рамками видимого мира. Однако в этом своем статусе Церковь не подлежит историческому исследованию.

2) Церковь - социальное явление, общественный институт в форме централизованного религиозного объединения,

¾ формирующее общность верующих на основе конкретной системы религиозного вероучения (христианское вероучение),

¾ обладающее установленной в соответствии с исторической традицией иерархической организационной структурой,

¾ с амоуправляемое на основе исторически закрепленных правил общественного поведения внутри объединения и в его взаимоотношениях с обществом и государством (канонов),

¾ руководствующееся в своей деятельности закрепленными исторической традицией правилами отправления религиозной практики (культа),

¾ преследующее цели индивидуального и публичного исповедания и распространения христианского вероучения, также осуществления хозяйственной деятельности, необходимой для поддержания жизнеобеспечения Церкви в целом и входящих в ее состав организаций (общин) верующих.

Задача исторической дисциплины, изучающей Церковь как общественное явление, – составить объективное научное представление о предметах, которые конституируют Церковь в качестве Церкви, а также проследить пути развития Церкви в историческом времени.

В предмет изучения историей Церкви входят также история отпадения от Церкви различных вероучительных течений, со временем принявших определенную организационную форму, отношения церкви и государства, церкви и общества, история миссии, состав и устройство общин.

Методы. Как наука историческая, история Церкви пользуется основными методами исторической науки (историко-критический метод, индукция, дедукция, сравнительно-исторический метод, методы статистического анализа и др.). В истории Церкви широко используется как хронологический принцип (изложение фактов в строго хронологическом порядке, что дает возможность понять факты в их естественном, закономерном, генетическом развитии и помогает установить прагматическую причинно-следственную связь между ними), так и диахронический принцип (группировка исторических фактов, имевших место в различных географических пространствах, по принципу их исторической современности в рамках определенной временной последовательности).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.