Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль внимания






Для лучшего запоминания устного сообщения нужно научиться слушать внимательно. Поэтому необходимо понять механизм внимания.

Каждое мгновение мы воспринимаем массу различ­ной информации. Зрительные образы, звуки, запахи, прикосновения, вкусы — все это одновременно попадает в наши анализаторы. И как только мы концентрируем внимание на каком-либо конкретном виде этой инфор­мации, все другие ее виды блокируются в нашем созна­нии. Когда мы погружаемся в чтение, то уже меньше воспринимаем окружающие звуки. Но как только раз­дается телефонный звонок, внимание переключается на слух, и мы уже почти не видим того, что происходит вокруг. Такое избирательное переключение внимания известно как «сенсорное переключение». Самым ярким примером сенсорного переключения является перегруз­ка одного из анализаторов, что полностью блокирует все другие виды восприятия.

4—309


82.


Запоминание услышанного



 


 


Изменение диапазона внутри одного анализатора на­зывается избирательным вниманием. Вероятно, Вам случалось бывать на совещаниях или на многолюдных собраниях, где участники пытаются говорить одновре­менно. Услышать отчетливо, о чем говорят все и каж­дый, невозможно, в этом случае Вы обычно обращаете внимание на одного человека. Только в этом случае и то после некоторого усилия Вам действительно удается услышать именно те звуки, в которых Вы заинтересова- ны. Избирательность внимания связана конечно, со способностью сосредоточиваться, что блокирует не толь­ко избыточную сенсорную информацию, но также и по­мехи, возникающие в результате отвлечения внимания.

А что можно сказать о звуках? Не остаются ли они незамеченными? Видимо, нет. В экспериментах «приглу­шения», когда в наушники подаются одновременно два разных сообщения, участники должны повторить слова, которые они слышат в одном наушнике. Участники эк­сперимента повторяют большую часть услышанного ма­териала. Подтверждается и то, что они одновременно запоминают и часть сообщения, услышанного по друго­му каналу, но запоминают его скорее на уровне слыша­ния, чем слушания. В сообщении, передаваемом во вто­рой наушник, обычно можно различить человеческий голос, определить мужской голос или женский. Можно опознать некоторые другие сигналы. Но участники эк­сперимента не могут вспомнить содержания сообщения. И все же если сразу после прослушивания попытаться вспомнить неприглушенные слова, то восстанавливается лишь конец сообщения. Это значит, что мы действитель­но слышим то, к чему не прислушиваемся, но слышим лишь ограниченную часть.

Таким образом воспринятая информация запоминает­ся всего на несколько секунд, после чего полностью за­бывается.

Интересным примером «приглушения» является синх­ронный перевод. Переводчикам приходится слушать, переводить в уме и говорить в одно и то же время. Ана­логичное происходит с каждым, кто пытается слушать и писать одновременно. (Попробуйте, к примеру, делать пометки, слушая говорящего.) Он чувствует, что «раз­рывается», поскольку текущая информация входит в сенсорную систему автоматически, а запоминание и за­пись только что сказанного требуют более сложной об-


работки. А это в свою очередь частично блокирует вни­мание, обращенное на слушание.

Следовательно, прежде чем пытаться запомнить уст­ную информацию, лучше ее точно записать, предвари­тельно убедившись в правильности понимания сущест­ва вопроса. Имея дело с простой информацией, как, на­пример, номер телефона, 'обе операции можно делать одновременно, но при усвоении более сложной, инфор­мации, касающейся, например, запутанной проблемной ситуации, слушая сообщение, лучше не пытаться де­лать подробных записей.

Если Вы уж начали слушать, то крайне необходимо понимать, что Вы слышите, и верным путем к этому яв­ляется внимание. Мы усваиваем не просто набор звуков, а фразы, имеющие определенный смысл. Вот почему мы иногда ошибочно слышим то, чего нам не говорят, пос­кольку фраза звучит как нечто такое, что мы уже слы­шали ранее.

Запоминание услышанного происходит благодаря связи с имеющимися знаниями и прошлым опытом, ко­торую мы устанавливаем в каждой новой ситуации. Вот почему так трудно общаться с незнакомцем или с чело­веком другой культуры, участвовать в разговоре на но­вую тему.

В этих случаях я мог бы добавить: слушать необхо-димо более внимательно.

Известно, что чем лучше мы понимаем предмет бе­седы, тем легче ее запоминаем. Это обнаружено в ре­зультате многочисленных исследований, подтвердивших, что человек различные виды материала запоминает по-разному. Обычно трудности возникают при запоминании чисел, особенно больших, поскольку числа не имеют ни­какого собственного значения. Мы значительно лучше запоминаем отрывки из связного повествования. Легче всего запоминаются (и воспроизводятся) краткие, выра­зительные и созвучные словосочетания, часто исполь­зуемые в рекламе (поэтому они там и применяются). ' Обычно легко припоминается то, что мы сделали сами, особенно если эго действие или событие вызывало силь­ные эмоции, поскольку личный опыт для каждого из нас имеет самую большую значимость.

Мало услышать сообщение, его еще надо понять, иначе оно попадет в кратковременную память и легко забудется.


84'


Запоминание услышанного



 


 


Наша память может быть визуальной и слуховой, у специалистов еще нет единого мнения о характере свя­зей между этими видами памяти. Традиционно счита­ется, что зрительная память сильнее и надежней, ведь недаром гласит пословица: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Это наблюдение подтверждается ре­зультатами исследований, во время которых испытуемым показывали тысячу рисунков лиц и после этого просили опознать предъявленные рисунки, взятые попарно с другими рисунками, которых не показывали ранее. Слу­чаи точного узнавания составили до 90%, что значи­тельно больше, чем в аналогичном эксперименте с чис­лами и именами. В то же время слуховая память чело­века может быть сильнее тактильной или обонятельной памяти.

Зрительные и слуховые впечатления оставляют в па­мяти разные следы. Припоминание услышанного проис­ходит значительно быстрее, чем увиденного, но это пос­леднее оказывается более устойчивым. Конкретное сообщение лучше запоминается при использовании ви­зуальных средств отображения информации,, тогда как абстрактные идеи и концепции лучше запоминаются на слух. Поэтому конкретные данные, как, например, но­мера телефонов, имена и т. п., лучше всего просто за-^ • писывать. Однако концепции, принципы и идеи лучше V запоминаются после их обсуждения и усвоения в про­цессе устного общения. Полезно для облегчения запо­минания сочетать визуальные и вербальные образы с оптимальными по объему записями.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.