Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Запоминание услышанного. Кратковременная память — это по существу емкость нашего внимания








 


 


Кратковременная память — это по существу емкость нашего внимания. Она удерживает разнообразные виды информации, включая зрительные образы, вербальную информацию и отвлеченные образы. И если сенсорные анализаторы только фиксируют звуки, которые мы слы­шим, то кратковременная память позволяет восприни­мать значение слов и интерпретировать их с учетом кон­текста. И все же наше внимание очень ограничено как по времени (обычно менее 30 секунд), так и по емкости, определяемой числом запоминаемых единиц (7±2). Так, если Вам по телефону называют десять имен, то запом­нится самое большее пять-шесть, а то и меньше. Но кратковременную память можно улучшить проверенны­ми методами, которые обсуждаются в этой главе.

Говоря о памяти, обычно имеют в виду долговремен­ную память. Для того чтобы ввести информацию в долго­временную память, необходимо не только слушать, но сознательно и тщательно обработать эту информацию. Обработка информации означает установление ассоциа­ций с уже известной информацией. Насколько надежна и точна наша долговременная память — вопрос спорный. По мнению психологов, большая часть информации, хра­нимой в долговременной памяти, глубоко связана с под­сознанием и относительно устойчива к сознанию или мыслям человека. Однако непроизвольные попытки вспомнить прошлое вызывают в сознании смесь реаль­ного и вымышленного, что свойственно памяти в целом.

Исследования свойств памяти показывают, что мы забываем большую часть того, что слышим, сразу же, но что-то все же остается. Это «что-то» зависит от того, на­сколько информация -интересна, нова и полезна, какое эмоциональное воздействие она оказывает и т. п.

Основная причина забывания — торможение, или от­рицательное влияние одной информации на другую. Простой иллюстрацией этого является беспрерывная работа с большим объемом однородной информации. Положим, к примеру, Вас на совещании или на приеме последовательно и быстро представляют пяти-шести ли­цам. Знакомясь с последним, Вы, вероятно, уже не пом­ните имени первого. Лучше всего запоминается инфор­мация, поступившая последней. Первая порция запоми­нается несколько хуже, чем последняя, а средняя забывается. Поэтому если Вы хотите, чтобы собесед­ник что-то запомнил, говорите об этом в самом начале,


а если Вьгхотите, чтобы он это сразу же сделал, ос­тавьте просьбу на конец беседы.

Другой важной причиной забывания являются эмо-ции, особенно чувство беспокойства, отрицательно влия­ющее на эффективность слушания. Простейшим приме­ром, является реакция на критику или обвинения. Эмо­ции при этом настолько сильны, что мы рискуем, если не пропустить основную часть информации, то воспри­нять ее в искаженном виде. То же самое происходит, когда мы пытаемся вспомнить что-либо, вызывающее волнение. Когда к Вам подходит начальник (независимо от его к Вам отношения) и просит сообщить ему какие-либо данные, с которыми Вы работаете и которые вер­тятся у Вас на языке, то подчас может возникнуть чув­ство «полного отсутствия присутствия». Это, конечно, объясняется волнением. Раздражение руководителя только усиливает волнение. В этих случаях лучше всего человека приободрить. И как только Вы перейдете к решению другой проблемы, необходимая информация без каких-либо усилий неожиданно и быстро всплывает в памяти, главным образом потому, что Вы успокоились.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.