Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






УПРАЖНЕНИЯ. Одобрение. С тем, чтобы выяснить, как Ваши установ­ки влияют на способность слушать, выберите двух со­беседников: одного






Одобрение. С тем, чтобы выяснить, как Ваши установ­ки влияют на способность слушать, выберите двух со­беседников: одного, с которым у Вас хорошие взаимо­отношения, и другого, с которым общение далеко от нормального. Затем проследите за Вашей установкой по отношению к каждому из них, ответив самому себе на следующие вопросы:

Чувствуете ли Вы, что этот человек хочет Вам ска­зать что-то дельное?

Верите ли Вы в то, что этот человек ведет себя честно?


Считаете ли Вы, что этот человек имеет право на выражение своего мнения?

Насколько теплы и душевны Ваши отношения к это­му человеку?

Склонны л'и Вы быть резким и категоричным с ним? Изменяется ли Ваша установка?

Поскольку установка.одобрения по отношению к го­ворящему создает благоприятные условия для эффек­тивного общения, спросите себя, достаточно ли искрен­ним бывает Ваше.одобрение.

Самоодобрение. Изучите навыки и способности, свой­ственные людям с оптимальным уровнем, и уясните, насколько полно Вы обладаете каждым из них:

Какими Вы владеете лучше всего?

Какими владеете хуже всего?

Как эти сильные и слабые стороны влияют на Ваше умение слушать? Склонны ли Вы временами защищаться?

Боитесь ли Вы критики в свой адрес?

Одобрение со стороны других прямо зависит от на­шего внутреннего самоодобрения, поэтому чем больше мы узнаем о наших скромных возможностях, чем менее болезненно мы к ним относимся, тем меньше наши не­достатки будут помехой в общении.

Эмпатическое слушание. Припомните последний слу­чай Ваших жарких разногласий дома или на работе. Если в Ваш адрес было брошено обвинение в непонима­нии, тем лучше: Вам есть над чем-поработать! Оцените уровень Ваших способностей слушать эмпатически, от­ветив на следующие вопросы:

В чем заключалась, по Вашему мнению, мысль со­беседника?

Действительно ли Вы поняли собеседника, когда за­кончили разговор?

Как Вы говорили с собеседником: одновременно или по очереди?

Не сбивали ли Вы репликами друг друга с мысли?

Что приковывало Ваше внимание: содержание речи или чувства собеседника?

Применяли ли Вы приемы рефлексивного слушания?

Использовали ли Вы уточняющие вопросы, перефра­зирование, отражение чувств, резюмирование?

Перед тем как продолжать объяснение своей точки зрения, повторяли ли Вы мысль собеседника?


64__________________________________________________ >

Помните, что приемы эмпатического слушания более всего необходимы в ситуациях эмоционально напряжен­ных, особенно при разногласиях или при решении ка-

ких-либо проблем.

Выражение эмпатии. Адекватно ли Ваше выражение эмпатии? Легко ли это Вам дается? Когда последний раз Вы выразили эмпатию? Было ли это в ответ на чье-то горе? Или это было по случаю радости или дол­гожданного успеха? Можете ли Вы общаться так каж­дый день?

Когда Вам удается эмпатическое поведение, когда собеседник мужчина или женщина? Это зависит от лич­ности человека или отношений с ним?

В следующий раз, когда Вам представится удобный случай слушать кого-либо (в ответ на глубоко пережи­ваемые чувства или, возможно, при решении совместно с кем-либо общей проблемы), соберитесь с силами и выразите эмпатическое отношение. Помните, что при­менение рефлексивного слушания более эффективно, чем простое ответное сочувствие.


ГЛАВА

Наши представления о невербальном общении находят отражение во многих общепринятых фразеологических оборотах. О счастливых людях мы говорим, что они «пе­реполнены» счастьем или «сияют» от счастья. Про лю­дей, испытывающих страх, мы говорим, что они «за­мерли» или «окаменели». Гнев или злость описывается такими словами, как «лопнуть» от злости или «дрожать» от ярости. Нервничающие люди «кусают губы», т. е. чувства выражаются средствами невербального обще­ния. И хотя точки зрения специалистов в оценке точных цифр расходятся, можно с уверенностью сказать, что более половины межличностного общения приходится на общение невербальное. Слушать собеседника по­этому означает также понимать язык невербального об­щения.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.