Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эмпатическое слушание






Как видно из самого названия, эмпатическое. слушание состоит в передаче слушающим говорящему чувства эмпатии к нему. Для этого применяются приемы реф­лексивного слушания, о которых говорилось в четвер-той главе, т. е. посредством уточнения, перефразирова­ния и резюмирования.

Эмпатическое слушание отличается от активного, рефлексивного слушания установкой, а не приемами. Оба вида слушания означают одно и то же: внимание и отражение чувств. Разница заключается в цели или на- мерениях. Цель активного, рефлексивного слушания — осознать как можно точнее сообщение говорящего, т. е. значение его идей или переживаемых чувств. Цель эм­патического слушания — уловить эмоциональную окрас­ку этих идей и их значение для другого человека, про­никнуть в систему его внутренних ценностей и понять, что истинно означает высказанное сообщение и какие чувства при этом испытывает собеседник. Эмпатическое слушание — это более интимный вид общения, чем ак­тивное слушание, оно является прямой противополож­ностью категоричного, критического восприятия.

Подумайте, к примеру, как могли бы Вы ответить на такое заявление: «Каждый раз, когда я предлагаю новую идею, ее заваливают! Поэтому зачем пытаться?» Равнодушный или нечуткий собеседник может отве­тить примерно так: «Действительно, почему бы и не прекратить попыток?» или «Я бы не беспокоился об этом, пока у тебя есть эта работа». Более отзывчивый собеседник мог бы ответить так: «Ты просто устал». А еще более чуткий (эмпатический) собеседник сказал бы примерно следующее: «Когда все идеи отвергают, опускаются руки» или «У тебя настолько отбили охоту, что ты готов сдаться. Но сама мысль об этом тебя бес-

ПОКОИТ».

Легко понять, что положительным будет ответ лишь при эмпатическом общении. Пренебрежение или катего­ричность со стороны собеседника (как в первом ответе) не воодушевит его на дальнейшее выражение чувств. Как говорит Карл Роджерс, «когда меня глубоко пони­мают и разделяют мои чувства, не проявляя при этом ' желания анализировать мое поведение или судить меня, это создает условия для самовыражения и становления


как личности». Эмпатическое слушание труднее, чем активное, поскольку требует придерживаться установки применять технику рефлексивного слушания. Эмпатия означает искреннее желание понять другого человека, несмотря на риск услышать в ответ критику или требо­вание изменить поведение в связи с услышанным. Эм­патическое слушание необходимо в ситуациях с высоким эмоциональным напряжением, как, например, при раз­решении конфликтов между людьми, решении проблем или; проведении переговоров.

Давно известно, что женщины — более эмпатические слушатели, чем мужчины.

Многое зависит от того, какой аспект эмпатии име­ется в виду. Что касается чуткости в общении или по­нимании чувств других, находящих свое выражение в мимике, то мужчины и женщины обладают равными способностями. Но в эффективности выражения или сопереживании чужим чувствам, несмотря на одинако. вое понимание, женщины, как правило, превосходят мужчин. Поскольку эмпатия имеет большое значение для говорящего, мы легко можем понять, что слушаю­щие женщины часто кажутся более эмпатичными, чем мужчины. Этот факт был выявлен при изучении стиля управления мужчин и женщин. По сравнению с мужчи­нами женщины-руководители оказались более заботли­выми и внимательными, более осведомленными о рабо­те своих подразделений, более, восприимчивыми к иде­ям своих подчиненных и более эффективно поощряли усилия своих подчиненных.

Объяснение более высоких эмпатических способнос­тей женщин лежит в различии социальных ролей муж­чин и женщин. Мужчины стремятся активно совершен­ствовать свое окружение, контролировать свои чувства. Женщины придают особое значение воспитательным от­ношениям. Они также учатся представлять себя на мес­те другого человека и поэтому эффективнее могут пе­редавать в общении свои ответные реакции. Более вы­сокие способности эмпатического общения женщин являются в основном результатом обучения.

Многие, прошедшие соответствующие курсы, улуч­шили свои способности восприятия и эмпатического вы­ражения чувств. Мужчины, занятые воспитательной pa-

Rogers and Stevens. Person to Person, p. 90.








© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.