Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 3 Игры с элементами драмы в работе школьного психолога






 

Говоря о «драме», мы имеем в виду переживания человека, находящегося в ситуации выбора. Выбор необходимо осознать, осуществить и принять все вытекающие из него следствия. В «играх-драмах» все методические приемы работают на главную цель: сделать момент совершения выбора и проживание его следствий значимым личностным опытом, который можно осознавать, анализировать и т. д. Значительную часть такой игры занимает этап погружения в ситуацию, ее личностного проживания и выход из игры.

«Игры-драмы» – самый сложный и неоднозначный вид игровой деятельности, моделируемой нами для школьников и педагогов. Мы считаем, что их стоит относить к разряду «игр не для всех», относя это как к участникам, так и к ведущим. Об этом подробно говорилось во «Введении» к этой книге.

Прежде чем сделать выбор в пользу проведения такой игры, необходимо тщательно проанализировать как собственные профессиональные возможности, так и возможности той группы участников, с которой предстоит работать. «Игра-драма» предполагает открытый сюжет: он развивается в том или ином направлении в соответствии с поступками участников. Практически невозможно во всех деталях предсказать дальнейший ход событий, а значит, ведущий должен быть готов действовать по ситуации, не упуская при этом из виду как цель игры, так и все коллизии сюжета. Это непросто. Желательно иметь как личный опыт участия в психодраматических группах, так и опыт ведения психодраматических сессий. Нужно очень тонко чувствовать процессы, происходящие в игре в тот или иной момент, и это тоже непросто, учитывая, что ведущий находится вне сюжета, вне игрового действия.

Что касается участников, то они тоже должны быть психологически готовы к погружению в такого рода действо. Необходим опыт участия в более простых «больших» играх, в частности – в «играх-проживаниях». Нужно иметь определенный уровень личностной и интеллектуальной зрелости, быть готовым принять ситуацию выбора, проанализировать ее с разных сторон, совершить поступок. При этом характер внутригрупповых отношений участников не играет определяющей роли: «игра-драма» может быть полезна как коллективу с конфликтными отношениями, так и группе высокого уровня развития.

Особое значение в «играх-драмах» приобретает этап обсуждения. По времени и эмоциональному накалу он вполне может быть приравнен к основному действию. У каждого участника должна быть возможность отреагировать на ситуацию сначала из роли, затем из своей личной позиции, дать «обратную связь» другим игрокам. На этапе обсуждения игра для участников должна действительно закончится, то есть превратиться в уже случившийся личный опыт, помогающий жить и развиваться дальше.

Еще несколько слов об участниках. Пожалуй, не всем подросткам и не во всяком душевном состоянии полезно участвовать в «играх-драмах». Нужно, чтобы в них ощущался личностный ресурс, который поможет превратить игровое событие в личностное, при этом не сломав, не разрушив хрупкое внутреннее равновесие. Некоторых детей мы оберегаем (под разными уважительными предлогами) от участия в драмах. Других заранее «страхуем» ролью, которая дается в игре, незаметными подсказками или советами или просто имеем в своем распоряжении специалиста-психолога, готового в любой момент игры или после нее оказать индивидуальную поддержку и помощь тому или иному участнику.

В данной главе представлены 3 «игры-драмы».

«Мальчики – девочки» – игра адресована учащимся 8–9 классов и ориентирована на построение межполовых отношений в ученической группе. В ходе игрового действия мальчики и девочки строят свои собственные независимые уникальные миры, наполненные смыслами и ценностями, которые частично задаются правилами, а частично участники привносят сами. На определенном этапе у них появляется возможность познакомиться с другим миром и при желании даже наладить с ним определенные отношения. Глубина этих отношений зависит только от участников и, увы, предполагает некоторые потери и жертвы. Невозможно приобрести новые ценности и смыслы, не отказавшись от чего-то.

Игра предъявляет определенные требования к помещению, антуражу, количеству ведущих.

«Спасатели» – игра для 9-10 классов. По своей сути это космическая одиссея: люди, согласившиеся принять в ней участие, «обречены» на выборы и личностные изменения, испытания и принятие ситуаций неизбежности. Пафос этой игры может быть выражен одной фразой: «Жизнь, какой бы она ни оказывалась, достойна того, чтобы прожить ее до конца и внести в нее свои личные смыслы и ценности». Об этом вся игра. В ней есть ситуации проживания и построения отношений, но еще больше событий (это во многом игра-действие) и ситуаций выбора.

«Звездные перекрестки» – одна из самых сложных и драматичных игр, созданных нами. Она ориентирована на смешанные коллективы педагогов и самых старших учеников. Она масштабна и по своим задачам, и по поднимаемым в ней гуманитарным проблемам, и по своему исполнению. Эта игра может быть действенна только в том случае, если ее участники искренни. Для ее успешного проведения необходим достаточно сложный внешний антураж (свечи, костюмы, определенное помещение с занавесом или перегородкой, музыкальное оформление и многое другое). В данном случае оформление – это не эстетическая прихоть, а важный элемент погружения участников в игровую ситуацию. Однако самое главное, что необходимо для проведения этой игры, – это умелые и уверенные в себе ведущие. Их должно быть минимум трое, и они должны иметь опыт участия в подобного рода играх.

 

«Мальчики – девочки»

 

Время игры – 1 час 20 минут.

Место проведения – актовый зал.

Возможности игры

Мужской и женский миры. Подростки встречаются с ними каждый день в своей реальной жизни, но не осознают этого. Сфера межполовых отношений с трудом поддается влиянию со стороны подростка; он смотрит на общение мужчины и женщины сквозь призму стереотипов, навязанных ему обществом, родителями, педагогами, и это часто мешает строить самостоятельные зрелые отношения с представителями своего и «другого» мира.

Цели и задачи игры: дать возможность «проиграть» мужские и женские стереотипы, осознать особенности этих культурных миров, самоопределиться в своем мире, «пощупать» границу между ними, построить отношения с миром противоположного пола.

Игра строится в виде проживания ситуации и небольшой «драмы» в конце. В игре предлагается принять участие подросткам 14–16 лет, проводится она во внеурочное время.

Содержание игры и игровая цель

Мы приглашаем ребят вместе с нами в удивительный фантастический мир, в придумывании которого они будут иметь возможность принять участие. Игра не требует большой предварительной подготовки.

В процессе разминки участники оказываются разделенными на две группы: группу юношей и группу девушек, и до определенного момента каждая группа существует автономно. Они обладают разными способностями, согласно которым обустраивают и обживают свое царство – царство женственности или мужественности, и только из преданий знают о существовании другого мира. А потом эти миры встречаются, и их обитатели знакомятся друг с другом, открывая для себя совсем других «существ». Как будут миры жить после этой встречи, изменится ли их жизнь или они захотят, чтобы она осталась прежней, зависит от выборов, которые сделают участники игры…

Материалы и требования к организации игры

Необходимые материалы:

• занавес, разделяющий зал пополам;

• карточки с описанием свойств «мужского» и «женского» миров;

• предметы для оформления «мужского» и «женского» миров;

• бумага, мелки, карандаши;

• большие куски разноцветной ткани;

• магнитофон;

• музыка (медитативная, торжественная, «Баллада о любви» В. Высоцкого);

• 2 листа ватмана;

• микрофон;

• емкость для сжигания;

• 6 чистых карточек.

Участники

Подростки 14–16 лет (не больше 30 человек), двое ведущих. Мы не проводили эту игру в смешанном коллективе детей и взрослых, но не видим серьезных аргументов против такого состава участников.

Сценарий игры

Разминка, проводимая вначале, должна подготовить ребят к игре, но можно обойтись и стандартным набором упражнений, которые разогреют участников.

Группа юношей и группа девушек останавливаются у разных входов в помещение, где будет проходить игра, здесь их встречают ведущие. До определенного момента группу юношей и группу девушек сопровождают в игре разные ведущие, задавая необходимые инструкции, синхронизируя время работы на каждом этапе.

 

 

...

Ведущий. Вы попали в удивительный фантастический мир. Здесь существуют люди только одного пола, т. е. вашего. Вы обладаете тремя уникальными способностями…

 

Каждая группа получает таблички с указанием способностей, которыми наделены ее представители. У юношей это: вечная жизнь, неиссякаемая физическая и интеллектуальная сила, доступность любого научного знания. У девушек – возможность рождения ребенка с такими данными и способностями, которые пожелает мать, неувядающая до самой старости и смерти красота, способность поддерживать в доме постоянный покой и уют («Вечный очаг» – так именовалась эта способность на карточке).

 

 

...

Ведущий. Предлагаю вам войти в зал и организовать в нем свою жизнь с учетом своих пожеланий и тех свойств, которые присущи вашему народу, на это дается 20–30 мин Вы можете оформить этот мир, как считаете нужным.

 

Участников отделяет непрозрачный занавес, а в центре каждого пространства сложены разнообразные предметы, которые традиционно связываются в нашей культуре с женскими или мужскими интересами. У девушек это – игрушечные младенцы, предметы обихода, посуда, одежда, косметика, украшения, шарфы, сумочки и многое другое.

Для юношей можно приготовить игрушечные машинки и мотоциклы, оружие, удочки, банкноты, мужские аксессуары и т. д. Для изображения тех предметов и сфер жизни, которые не представлены реальными вещами, каждой группе предлагается бумага, мелки, карандаши и большие куски ткани. Группы с энтузиазмом погружаются в создание собственного мира. Необходимо дать им для этого достаточно времени.

 

 

...

Ведущий. Приглашаю ваш народ на общий сбор, на котором вы можете обсудить, кто как себя чувствует в обустроенном пространстве.

 

Участники собираются, еще раз осматривают и обсуждают результаты своего труда, делятся впечатлениями и чувствами, которые они пережили во время этого процесса.

 

 

...

Ведущий. А теперь закройте глаза и представьте себе: вы живете в этом мире, который вы только что создали, уже много лет. Это действительно ваш мир, вы в нем родились и прожили много счастливых дней. Представьте себе один из этих дней: как и где он начинается, какими делами и радостями наполнен, как вы проводите вечер, ночь…

 

Участники под негромкую музыку представляют день, прожитый в их мире, а затем делятся своими фантазиями друг с другом.

 

 

...

Ведущий. Когда-то очень давно ваш мир имел короткий, необычный контакт с другой цивилизацией (соответственно: миром мужчин или женщин). Было в такие далекие времена, что документальных свидетельств об этой встрече не осталось. Только лишь слухи, легенды, мифы… Вообразите, что вы собрали все эти странные, полумифические воспоминания и решили создать картину, на которой запечатлелись бы все ваши представления о той встрече, о том неведомом мире.

 

Каждой группе предлагается лист ватмана и восковые мелки для того, чтобы коллективно нарисовать картину, аллегорически изображающую ту далекую встречу двух миров.

Обычно после нескольких уточняющих вопросов ребята увлеченно начинают выполнять задание, они ничего не знают о мире, который построила другая группа, но им это не мешает. Они рисуют самые разные картины, например, одна группа девочек представила мужской мир в виде военной баталии, изобразила самые разные виды оружия и военной техники.

После того как работа закончена, ведущий предлагает группе снова сесть в круг и еще раз посмотреть на рисунок. Он задает уточняющие вопросы, просит участников поделиться чувствами, которые они испытывали, когда рисовали картину, и рассказать, почему они изобразили именно то, что изобразили.

Далее звучит громкая торжественная музыка и голос невидимого ведущего.

 

 

...

Ведущий. Спустя 10 тысяч лет ваши миры на 5 минут снова стали открыты друг для друга. Сейчас откроется занавес, вы увидите на полу две параллельные черты. Их переступать нельзя. Можно смотреть, можно задавать вопросы. Прикасаться друг к другу нельзя, иначе контакт прекратится.

 

Занавес впервые расходится, и глазам участников представляется другой мир, не похожий на тот, в котором они живут. Они не могут удержаться от вопросов, комментариев, недоумевающих восклицаний, особенно много вызывает вопросов картина-фантазия об их мире. Надо дать возможность группам пообщаться друг с другом, только внимательно следить за соблюдением правила черты. Потом занавес снова закрывается, и ведущим часто даже не приходится предлагать участникам поделиться впечатлениями друг с другом. Занавес не успевает закрыться, а между ними уже начинается эмоциональный обмен мнениями.

И снова голос ведущего произносит в микрофон.

 

 

...

Ведущий. Вы видели друг друга, теперь вы знаете, что не одни во Вселенной. У вас есть возможность изменить положение вещей. Можно выбрать один из трех вариантов общения с другим миром: просто видеть друг друга, не имея возможности взаимодействовать; встречаться несколько раз в год на общих праздниках; слиться друг с другом в новый единый мир. Но за все нужно платить. Если вы выбираете первый вариант, вам придется отказаться от одной из трех способностей, присущих вашему народу, и привести один веский аргумент в пользу своего выбора. Второй вариант требует отказа от двух способностей и наличия двух серьезных аргументов. Третий – отказа от всех трех способностей и трех аргументов. Можно вообще не контактировать и жить по-прежнему.

 

Каждая группа принимает решение самостоятельно, за закрытым занавесом. Нередко оно проходит очень бурно, вызывает много споров, и вот решение принято… Занавес еще закрыт, группы сообщают о своем решении в микрофон и могут слышать, как реагирует на их решение и аргументы «другой мир». (Способности, от которых группа отказывается, заносятся в карточки и отдаются ведущему сразу после объявления решения группы.)

Как дальше пойдет игра, зависит от решения участников. Если, например, одна группа выбрала слияние, а другая – видеть друг друга, миры остаются в пределах видимости, но общаться не могут.

При выборе первого варианта жизнь обоих миров не меняется. Ведущие предлагают участникам вернуться к повседневной жизни: девочки воспитывают младенцев, обустраивают очаг, можно провести общее домашнее чаепитие и т. д.; мальчики тоже продолжают заниматься теми делами, что и до встречи. Миры могут наблюдать друг за другом – занавес открыт, но ведущие внимательно следят, чтобы не было разговоров через черту и чтобы никто из участников не переступил ее.

При выборе второго варианта обеим группам предлагается провести один из ритуальных праздников, присущих их миру. Группы устраивают празднование, приглашая жителей другого мира в гости. Сначала праздник проходит в одном мире, затем в другом, возможно, игроки придумают общее завершение праздников. Затем занавес закрывается, миры расходятся до следующего года.

При выборе третьего варианта в последний раз открывается занавес, и под «Балладу о любви» народы начинают совместно обживать новый мир. Миры объединились, перемешались, необходимо прожить эту ситуацию. В новом мире все устраивается по-новому, ребята вместе обустраивают «дома», вместе проводят досуг. Новый народ получает шесть чистых карточек, на которых пишет шесть ценностей, которые приобрел их новый мир. Конечно же, появляются «любовь», «взаимопонимание», но они звучат из уст ребят по-новому и с надеждой.

Часто обсуждение начинается еще во время обустройства нового мира, но если миры не соединились, их надо собрать вместе на обсуждении. Что за чувства испытывали участники, как принимали решение – все это необходимо обсудить, дав слово не только игрокам, но и ведущим.

Личный опыт

Игра представляет собой комбинацию ситуации «проживания» и ценностного выбора. Она может проводиться как в классном коллективе, так и в сборной группе. В первом случае она прежде всего способствует развитию отношений внутри класса, во втором – личностному развитию участников.

Таблица 1 Общая схема игры «Мальчики – девочки»

 

 

Игра дает участникам возможность осознать себя «мужчинами» и «женщинами», почувствовать свою природу. Она также помогает взглянуть на противоположный пол, как на загадочный, привлекательный, незнакомый «народ», живущий по своим законам, обладающий своими традициями и обычаями. Как правило, после игры участники начинают относиться друг к другу с большим уважением, нежели до этого, и становятся более терпимыми.

 

«Спасатели»

 

Время игры – 2 часа.

Для проведения игры необходимы два помещения (это могут быть две аудитории).

Возможности игры

Вашему вниманию предлагается «игра-драма», в которой мы играли не только со старшеклассниками, но и с педагогами, представителями администрации, психологами. Игра сложна как для проводящих ее, так и для игроков. Они предполагают создание ситуации, в рамках которой:

• каждый участник должен совершать личный выбор и прожить последствия своего поступка;

• существует жизненная необходимость принятия групповых решений;

• необходимо уметь слышать друг друга, действовать сообща;

• необходимо анализировать свои действия и поступки других участников.

Содержание игры и игровая цель

Участники игры становятся командой космического корабля-исследователя. Они возвращаются из научной экспедиции и на пути домой попадают в необычную ситуацию. Они находятся в состоянии ожидания встречи с домом, родными, но корабль вынужден совершить экстренную посадку на неисследованной планете, а там находятся потерпевшие бедствие собратья-исследователи. Команда не может оставить их в беде, отправляет помощь, но уже собственные разведчики пропадают в неизвестности. А потом сама планета обращается к пришельцам, невольно вторгшимся в ее пространство. Отныне у всех землян есть только один путь, тот, который выберут они сейчас. Космос полон тайн и опасностей, но каждый из нас вправе решать, как он проживет свою жизнь… Кто-то предпочтет прожить свою жизнь в человеческом обличье, кто-то готов попробовать рискнуть и получить новые возможности, ощущения, отказавшись при этом от чего-то привычного. Выбор каждый делает сам, и сам сталкивается с последствиями своего выбора…

Материалы и требования к организации игры

Необходимые материалы:

• листочки с информацией для участников;

• план корабля (см. Приложение 1, схема корабля);

• нагрудные таблички по количеству участников;

• ручки, карандаши, цветные восковые мелки;

• веревка;

• большой лист бумаги для рисования общего мира;

• музыкальное сопровождение;

• зеркальный шар для создания бликов в помещении;

• микрофон;

• синтезатор для моделирования космических звуков.

Ведущие максимально отстранены от игры, чтобы не возникало ощущения взаимодействия, информация передается в виде инструкций, письменных текстов, все устные тексты читаются в микрофон.

Участники

Ученики старших классов, взрослые (желательно, чтобы количество участников не превышало 30 человек). Данный вариант игры рассчитан на 11 человек, ведущих может быть от двух до пяти человек (зависит от количества участников).

Сценарий игры

После разминки участникам игры предлагается сесть в круг и расслабиться, в это время постепенно гасится свет и звучит напряженная музыка. На этом фоне ведущий зачитывает в микрофон следующий текст.

 

 

...

Ведущий. Судьбу не выбирают.

Не выбирают эпоху, страну и родителей.

Но мы приходим в этот мир, обладая свободой воли, разумом и душой. Судьбу не выбирают, но мы вправе решать, как проживем нашу жизнь в Мире, который выбрал нас.

Судьбу не выбирают, выбирают образ жизни. И отведенные ему десятилетия, годы и дни каждый волен прожить так, как считает правильным.

В нашей власти наполнить Мир вокруг смыслами и ценностями, которые выбрали мы.

Судьбу не выбирают.

Выбирают и строят свою жизнь.

Итак, мы начинаем…

 

Музыка меняется, в ней слышится тема космоса, в темноте появляются звездные блики, в микрофон звучит уже другой голос.

 

 

...

Ведущий. Необъятные просторы Галактики… В этом таинственном пространстве летите вы – группа ученых-исследователей космоса. Космоса, который уже достаточно освоен; землянами совершено много дальних космических полетов, открыты другие космические цивилизации и системы. Вы совершаете не первый рейс. Это было длительное исследование, долго планировавшееся землянами. Земля рассчитывала получить новые знания о третьей планете второго ряда планет – Пангее. Для этого были собраны вы – ученые-исследователи разных направлений, работавшие в области экзобиотворения жизни. Вашей задачей стало исследование планеты, сбор всей доступной и недоступной информации о ней и установление контактов с той формой жизни, которую могли бы там обнаружить.

Так вы, специалисты высшего класса, прибыли на планету. Мало того что вы отлично выполнили свою работу, вы совершили два очень важных и значимых открытия, которые стали для вас полной неожиданностью. Вы везете информацию о них на Землю.

Вы хорошо поработали и довольны собой. Но есть и усталость. Вас долго не было на Земле. Вас очень ждут ваши родные, дети… На корабле царит расслабленная, не совсем рабочая обстановка, потому что вам хочется домой, все дела сделаны, и даже оборудование, с которым работали, осталось на планете Пангея.

И теперь вы думаете только о том, как вам хочется домой, к жене или подруге, к любимому или детям. Как хочется обнять всех, полежать на теплой травке, а не на полке космического корабля…

Вы хорошо поработали, и хочется хорошо отдохнуть…

 

Еще некоторое время звучит негромкая музыка, потом она постепенно стихает, включается свет. На стенде висит нарисованный макет космического корабля, на котором схематично выделены его отсеки. Роли распределяются следующим образом: управление кораблем – капитан, штурман, пилот; радиорубка – радист, инженер по жизнеобеспечению; санчасть – врач и биолог; научный отсек – специалист по внеземным цивилизациям, археолог, химик; бортмеханик. Ведущий просит участников подойти к схеме.

 

 

...

Ведущий. Вы видите схематическое изображение вашего корабля и состав команды, ваша задача сейчас – выбрать себе роль, каждому будет выдана табличка с указанием его специальности.

 

Участники распределяют обязанности между собой. Задача ведущего – не вмешиваться в процесс, он помогает только в крайнем случае, если участники не могут распределить роли.

Пока участники распределяют роли, в зале при помощи самой обыкновенной веревки создается космический корабль (выкладывается контур на полу).

 

 

...

Ведущий. После того как вы разделитесь по ролям, вам надо придумать те два важных открытия, которые вы совершили на Пангее и которые везете домой.

Прошу команду занять свои места в соответствии с ролями и планом корабля. Теперь все, что за пределами контура – космос. Вы в корабле, на своем привычном месте. Корабль летит домой. Вместе с вами на Землю летят два важных открытия, которые вы совершили на Пангее. Что это за открытия? Чем они важны для вашей родной планеты? Сейчас вам надо это придумать и обсудить всем вместе.

 

Команда работает, обсуждает предложения. Когда выбор сделан, рассказывает о своих открытиях ведущим. Снова выключается свет, звучит тихая музыка, светят звезды.

 

 

...

Ведущий. Вся команда погружена в сон, вам снится прошедшая экспедиция, разные интересные случаи и моменты, а еще вы видите Землю, ваших родных и близких, дом, который ждет вас на Земле…

 

Музыку заглушают звуки метеоритной атаки, а потом звуки посадки, звездные блики гаснут, включается неяркий свет. Капитан получает информацию – ведущий передает ему листок бумаги.

Информация капитану: «Корабль попал в зону метеоритной атаки. Оценив опасность, корабельный компьютер принял решение о посадке на ближайшую планету с плотной атмосферой. В течение 5 минут произойдет приземление на планете».

После посадки разным участникам одновременно приходит следующая информация (ее оперативно раздают ведущие).

Информация радисту: «На планете находится земной корабль типа “Исследователь”», посылающий сигнал бедствия. Других земных кораблей в зоне действия сигнала нет».

Информация специалисту по жизнеобеспечению: «Данные о планете из картотеки корабля: планета изучена только с помощью приборов дальнего видения, из космоса. Условия приближены к земным. Сведений об опасности нет, подробной информации нет».

Информация капитану: «Свойства атмосферы планеты не позволяют подавать сигналы на земные станции связи. Связи с Землей нет».

Информация специалисту по внеземным цивилизациям: «С большой вероятностью можно предположить существование на планете высокоразумной не гуманоид ной формы жизни».

Информация биологу: «Приборы фиксируют необычное состояние экологической системы планеты: она чрезвычайно высокоразвита и сбалансирована. Можно предположить существование искусственного воздействия на параметры биосферы планеты».

Некоторое время игроки обсуждают происходящее, делятся информацией. Иногда они обращаются с вопросами к ведущим, но лучше не вдаваться в пространные обсуждения, достаточно пояснить непонятные термины, ссылаясь на то, что вся информация у игроков в руках. Это поможет участникам занять автономную от ведущих позицию, они не будут подсознательно ожидать подсказки или помощи со стороны. Во время свободного обсуждения приходит следующая информация.

Информация капитану: «Корабельный компьютер напоминает о том, что в соответствии с параграфом 5 пункта 12а Кодекса исследователя дальнего космоса считается недопустимым покинуть планету, не предприняв всех возможных действий для спасения людей или выяснения причин трагедии.

Группа, направляемая капитаном для проведения разведки, должна включать в себя не менее трех человек».

Количество человек, входящих в группу разведки, можно менять, учитывая количество участников игры.

Информация штурману: «Корабль, посылающий сигналы бедствия, имеет внешние повреждения. На сигналы не отвечает».

Дальше игра может развиваться по-разному.

Если участники не впечатлены полученной информацией, не обсуждают ее, не высказывают предположений о том, что дальше делать, ситуация нагнетается при помощи сообщения, произносимого ведущим в микрофон.

 

 

...

Ведущий. Компьютер предупреждает, что каждый час пребывания на планете отодвигает срок возвращения на Землю на 1 год. Принимайте решение и не теряйте времени.

 

Возможно, игроки решат взлетать с неизвестной планеты, нарушив кодекс. Ведущий в микрофон напоминает о кодексе разведчиков, затем раздаются звуки взлета и опять посадки. Корабль не может взлететь.

Информация бортмеханику: «Взлет корабля невозможен. Причина – поломка одного из реле. На ремонт требуется 3 часа». (20 минут игрового времени.)

Это время экипаж проводит в корабле, ему не поступает никакой новой информации, ничего не происходит. Возможно, что он принимает решение все-таки выяснить причину поломки второго корабля. Если же разведчиков не отправляют, то после повторной попытки старта приходит следующая информация.

Информация капитану: «Старт корабля невозможен. На корабль воздействует гравитационное поле планеты».

Затем звучит «Голос планеты». Смотрите подробно об этом этапе немного ниже.

В нашей практике экипаж ни разу не пытался покинуть планету, не предприняв попытки выяснить причину гибели второго корабля. Выборы группы разведчиков обычно проходят очень бурно, предлагаются разные варианты, очень сложно бывает удержаться в рамках роли ведущего и не начать обсуждать кандидатуры вместе с экипажем. Постарайтесь все-таки удержаться на нейтральной позиции и не забудьте передать информацию перед отправкой разведчиков.

Информация капитану: «Экипаж, отправляющийся на разведку, в качестве обязательного оборудования имеет при себе биодатчики. Эти приборы позволяют отслеживать местонахождение людей. В случае их гибели биодатчики прекращают подавать сигналы».

Разведчики удаляются из поля зрения корабля, лучше вывести их из помещения, сохранив при этом возможность разговаривать с кораблем. Если же таких технических средств нет, то можно завести ребят за ширму или передавать информацию через одного из ведущих. Разведчики получают от ведущего, который выходит вместе с ними, записки с информацией. То, как разведчики распорядятся полученной информацией, решают только они сами. Связь с кораблем моделируется также через ведущего, который дословно передает информацию от одной группы к другой и обратно. Информация передается разведчикам с интервалом 3–5 минут.

Информация группе разведчиков:

1. «Природные условия приближены к земным. Атмосфера плотнее, чем на Земле, из-за этого необходимо тратить больше усилий при передвижении. Вы видите предметы искусственного происхождения, но определить их назначение не удается. Живых существ в поле видимости нет».

2. «Местность, на которой вы находитесь, покрыта густым плотным туманом. Поле видимости минимальное».

3. «У вас отказали приборы, поддерживающие связь с кораблем. Группа потеряла ориентацию в пространстве. Ваше местонахождение вам неизвестно».

У разведчиков действительно прерывается «связь» с кораблем, они переводятся в другое помещение, там они проводят некоторое время. А корабль в это время получает от компьютера следующую информацию.

Информация капитану:

1. «Связь с группой разведчиков прервана. Экипаж жив, местонахождение можно определить по сигналам, исходящим с биодатчиков».

2. «Запас кислорода у группы разведчиков подходит к концу. Через 10 минут разведчики будут вынуждены снять скафандры».

Атмосфера на корабле накаляется все сильнее и сильнее. Что предпримет команда, какой выбор сделает в этой ситуации? Опять возможны варианты. Может быть, она примет решение покинуть негостеприимную планету, но не тут то было, коварная планета не отпустит свою добычу…

 

Информация капитану: «Старт корабля невозможен. На корабль воздействует гравитационное поле планеты».

А затем звучит «Голос планеты».

Если же участники не решились улететь, бросив своих товарищей на произвол судьбы, они могут предпринять попытки помочь им, отправляя следующую группу разведчиков, а потом еще…

Правда, результат будет один и тот же: связь с разведчиками сразу обрывается, успевает прийти только следующая информация.

Информация специалисту по жизнеобеспечению: «Группы разведчиков объединились. Жизнь и здоровье участников в безопасности. На этом связь с группой прервалась».

Группы действительно объединяются, поскольку и вторая, и третья группы разведчиков ведущими приводятся в ту комнату, где «отдыхает» первая группа.

Напряжение игроков на корабле и в «разведке» достигает наивысшей точки. Обычно сильнее переживают те, кто остался на борту, мучаясь неизвестностью, переживая из-за невозможности узнать судьбу своих разведчиков. Но вот… выключается свет и в микрофоне звучит «Голос планеты», который объясняет все, но… (этот текст читает один из ведущих, оставаясь невидимым для зала).

Разведчики, находящиеся в комнате, так же слышат этот голос. Один из ведущих приходит к ним в виде существа, живущего на этой планете. Для обеих групп тексты звучат одновременно.

 

 

...

«Голос планеты». Инопланетяне, внимательно слушайте меня! С вами говорю я, планета.

Я – земля, воздух, ветер, облака, камни, подземный огонь и все живое. Много веков я создавала свой Мир – единый и живой. Мир, в котором все дышит одной целью, все взаимосвязано и дружественно друг другу, Мир гармонии и великих возможностей. Каждый атом здесь – это я; все объединено единым информационным полем. Мы – единое целое, мы – это я. Мои частицы обладают разумом в различной степени. Есть среди моих «я» существа, обладающие разумом, значительно превышающим ваш. Внешне они не похожи на вас. Каждое из этих существ обладает свободой воли, творчества и любви. Им доступно полноценное индивидуальное существование!

Но им доступно и другое – слияние друг с другом, со всей планетой в единое разумное целое. В этом состоянии их возможности познания безграничны, их чувства – бездонны, их творческий потенциал – безмерен. Прибыв на планету (для разведчиков в тексте: «Покинув корабль…»), вы помимо своей и моей воли стали частицей моей экосистемы. Мы уже не можем отпустить вас – последствия могут быть необратимыми и для вашей биологической жизни и для нас. Но здесь и сейчас у вас есть выбор. Вы можете остаться людьми и прожить на отведенном вам участке планеты свою индивидуальную жизнь, я обеспечу вас всем необходимым.

Вы можете слиться со мной. Потенциала вашего мозга хватит, чтобы превратиться в самое высокоразвитое существо нашей системы. Биологический облик придется изменить: он помеха дальнейшему развитию. Вы познаете жизнь, недоступную вашему воображению.

 

Принимайте решение каждый за себя. У вас есть 5 минут. В противном случае я решу за вас.

Каждый участник и те, кто остался на корабле, и разведчики, принимают решение за себя. Ведущий просит каждого озвучить свой выбор. Тех, кто решил слиться с планетой, собирают в одном месте, тех, кто остался в облике человека, переводят в помещение, где раньше находились разведчики. В каждой из этих групп работает по одному ведущему. Вначале ведущий предлагает каждому еще раз проговорить свой выбор и объяснить его причины. После того как все объяснят причины принятого решения, поделятся переживаниями друг с другом, каждая группа предоставляется сама себе и обсуждает дальнейшую жизнь. Как живут, что переживают, о чем думают и мечтают, на что надеются, какими делами занимаются… Потом группам предлагают встретиться.

 

 

...

Ведущий. Некоторое время вы прожили на этой планете. Вы ничего не знаете о жизни тех, кто сделал иной выбор, и вот вы встретились. Вы не можете поговорить, но вы можете нарисовать свою прожитую жизнь, свой новый обретенный мир, и таким образом показать его своим бывшим соратникам.

 

Снова звучит музыка. На большом листе бумаги обе группы разноцветными мелками рисуют свои миры. Через некоторое время ведущий предлагает объединить их. Если участники не хотят объединяться, не стоит настаивать. Предложите еще раз посмотреть на картину. Обратите внимание участников на то, что она нарисована на общем листе, и даже если миры не могут слиться друг с другом, они существуют в одном пространстве, на одной планете.

Музыка постепенно затихает, свет гаснет, участникам предлагается через 5-10 минут собраться в другом помещении, чтобы обсудить игру.

Личный опыт

Бывает, что при распределении ролей дети заходят в тупик, так как управлять кораблем хочется многим. На одной из игр на роль капитана претендовали шесть человек, каждый из них объяснил, почему он хочет занять это место, договориться между собой не получалось, и процесс затягивался. Ведущий предложил группе самой выбрать капитана. Претенденты разошлись по помещению, и каждый член группы подошел к претенденту, которого он хотел бы видеть в роли капитана. Большинством голосов решили, кто из ребят будет капитаном корабля в этот раз, а он уже набрал себе команду в рубку управления из остальных претендентов. Таким образом удалось решить проблему и не дать разгореться конфликту.

 

«Звездные перекрестки»

 

Время игры – 3 часа.

Место проведения: достаточно большое помещение – актовый зал либо большая классная комната.

Таблица 2 Общая схема игры «Спасатели»

 

Возможности игры

Игра является драматической, работа идет с серьезным погружением в ситуацию, которая предполагает:

• личностный и гражданский выбор, принятие ответственности за собственной выбор;

• ответственную позицию в отношении глобальных гуманистических проблем человечества;

• применение и закрепление навыков самоанализа и рефлексии;

• навыки коллективного взаимодействия старших подростков и педагогов.

Это далеко не полный перечень задач, которые может решать данная игра. Как и любая драматическая игра, она слишком многопланова и подчас непредсказуема для того, чтобы можно было описать ее всю целиком. Поэтому еще раз хочется подчеркнуть, чтобы вы, выбирая ее для своей работы, очень внимательно подумали, зачем она вам нужна, чего вы хотите добиться и хватит ли у вас мужества и опыта справиться с процессом и результатами этой игры.

Эта игра проводится только после определенной работы с детьми. Например, она может быть замечательным окончанием в цикле занятий, направленных на самопознание, принятие ответственной позиции.

Игра рассчитана на старшеклассников (13–14 лет и выше). В нашей практике есть опыт проведения этой игры как в отдельном коллективе старшеклассников, так и в смешанном (дети и педагоги). Контингент участников определяет те цели, которые можно достигнуть в игре. Нам кажется, что для детей игра становится более ценной, если она проводится во взаимодействии со взрослыми.

Так как игра продолжительная и «драматическая», она должна проводиться во внеурочное время; чтобы дети имели возможность потом уйти домой, остаться наедине со своими мыслями.

Содержание игры и игровая цель

В основе игры – реальная литературная основа, повесть Клиффорда Саймака «Станционный смотритель».

В малолюдном районе Техаса проживает одинокий человек. Если бы у этого человека были соседи, то они могли бы отметить его подозрительное долголетие. Он действительно живет в этом доме уже более ста лет. Он – смотритель Галактической пересадочной станции.

Внутри его скромный дом выглядит совсем не так, как снаружи: он нашпигован неизвестной человечеству аппаратурой. Находясь внутри дома, смотритель не стареет, имеет доступ к сокровищам культуры и техники многих планет Галактического союза; время от времени встречается и беседует с галактическими путешественниками, некоторые из них уже стали его друзьями. Вне станции он – обычный сельский житель.

В определенный момент происходит драматическое событие: по некоторым причинам пересадочная станция на Земле закрывается, и ее смотрителю Галактический совет предлагает выбор: или остаться на Земле, доживая свой век «простым смертным», или влиться в Космос, став смотрителем на одной из планет Вселенной, принятых в космическое содружество. Земля к этому содружеству не принадлежит, и предлагать ей это не собираются по причине крайней агрессивности нашей цивилизации. Сейчас неважно, какой выбор делает за своего героя К. Саймак, важно, что через некоторое время смотритель становится причастным к еще одной драме. Галактический совет, всерьез обеспокоенный развитием событий на Земле, приходит к выводу, что существующая на ней цивилизация опасна для остальной части населения Галактики. Совет склоняется к мнению, что по отношению к этой агрессивной земной цивилизации стоит применить меру, которая не раз была опробована на других мирах и время от времени приводила к позитивным изменениям. Эта мера – лишение землян разума на несколько поколений. Человечество погружается в варварство и дикость, а через несколько десятков тысяч лет имеет шанс возродиться как прогрессивная, гуманная цивилизация. Этакое «оглупление». Герой Саймака, его личный выбор имеет некоторое значение для Галактического совета, его окончательного решения. Если он сможет убедительно защитить человечество…

Если читателю интересно, как это все разворачивается у самого Саймака, мы переадресуем его к первоисточнику. Для разработки и проведения игры нам было достаточно этой информации плюс общее этическое и нравственное ощущение, которое возникло после прочтения повести.

Материалы и требования к организации игры

Необходимые материалы:

• стулья по числу участников;

• магнитофон;

• кассеты с музыкой;

• микрофон;

• стенды для рисунков;

• булавки;

• листы бумаги формата АЗ (для рисунков «Мои миры»);

• мелки для рисования;

• маленькие свечки (для «звездной дорожки»), 2 большие свечи в подсвечниках;

• емкость, в которой можно сжигать бумагу;

• листочки «Земля» и «Галактика» (для каждого участника);

• фломастеры по числу участников;

• 2 символа Земли и Космоса (у нас это светящиеся глобусы);

• символ Земли (для тех, кто выберет Землю);

• спички;

• столик и свеча (для Галактического совета);

• занавес, делящий помещение пополам;

• покрывало (на случай «оглупления» Земли);

• костюмы для ведущих (черные балахоны до полу, серебряные шарфы и серебряные полоски на голову).

В помещении, где проводится игра, должны соблюдаться следующие условия:

• там должно быть много розеток;

• хорошая вентиляция;

• комната должна быть просторной;

• должна быть возможность перегородить помещение посередине;

• должно быть 2 входа.

Поскольку игра достаточно объемная и сложная, для облегчения задачи ведущего мы сделали «шпаргалку» ведущему и схему посадки участников (см. Приложение 2, схема посадки участников и «шпаргалка» ведущему).

Сценарий игры

Начинается игра с традиционной разминки. Первые два упражнения выбирайте по своему усмотрению, в качестве последнего упражнения предлагаем игру «Ассоциации». Все сидят в общем кругу. Зажигается свеча, и ведущий предлагает, передавая свечу по кругу, придумывать ассоциации к слову «Вселенная». По окончании ведущий выходит со свечой из зала. Выключается свет. Участники сидят в широком кругу в полной темноте, звучит торжественная, космическая музыка.

 

 

...

Первый ведущий (за занавесом). Вся наша жизнь, каждый час, каждый ее миг – Выбор. Чаще всего своими мыслями и поступками мы определяем, как будут прожиты ближайшие часы и дни. Иногда наши выборы определяют течение и финал всей жизни. Часто в выборы вплетаются жизни и судьбы других людей, близких и далеких. Бывают минуты, когда они определяют судьбу народа, Земли, Вселенной. О таких выборах и пойдет речь сегодня вечером…

 

Голос звучит негромко, в микрофон, за занавесом. Этим создается эффект отдаления ведущего от участников игры.

 

 

...

Второй ведущий (за занавесом). Я обращаюсь к каждому из вас. Вы – единственный человек на нашей планете, имеющий необычно сложную жизнь и судьбу. Вы – тайный смотритель космической пересадочной станции на Земле. Как она возникла, почему именно вы – ее смотритель, сейчас уже неважно. Умение молчать, пытливость ума… Вас выбрала Судьба, Вы избрали свой Путь.

В определенные часы вы идете в неприметное место в московских закоулках-переулках, где за небольшой дверью – космическая станция и ваша работа. Представьте себе это место снаружи и внутри… Здесь вы встречаете и провожаете космических путешественников, которые делают остановки на Земле: на несколько минут, часов, иногда дней. Некоторые уже стали вашими хорошими знакомыми. Вы имеете возможность общаться с существами с других звезд, они щедро делятся своими знаниями, обычаями, культурой. У вас на станции есть целый музей из подарков и непонятных вещиц, забытых и подаренных вам путешественниками. Попробуйте представить и его тоже…

Да, еще. На станции вы не стареете. Но все это – только на станции. По условиям договора вы не имеете права использовать свои новые познания и технические открытия вне станции, ее рассекречивать нельзя. У Галактического совета есть на то веские резоны: Земля не готова вступить в Содружество, ее цивилизация агрессивна и негуманна. Зная, как устроена жизнь на других мирах, вы не можете с этим не согласиться…

 

На этом этапе участникам дается достаточно времени, чтобы осмыслить необычную ситуацию, предложенную Голосом. Спешить здесь нельзя. Под спокойную музыку, наполненную звуками природы или моря, каждый, как может, вживается в новую роль.

Вы можете заметить одно серьезное противоречие. Станционный смотритель – один на Земле, а в игре принимают участие до 20 человек. Дело в том, что в течение первой половины игры постоянно подчеркивается и поддерживается ощущение одиночества: уникальность существования, принципиальная самостоятельность выбора каждого. Только спустя некоторое время, после мощного погружения, появляется некоторое сообщество смотрителей, сделавших на определенном этапе одинаковые выборы. Но в любом случае в течение всей игры человек встает в активную, ответственную позицию и принимает все решения настолько самостоятельно и осознанно, насколько он к тому готов в данный момент времени.

Основная тема озвучивается голосом другого ведущего. Параллельно по залу ходят помощники и зажигают свечи, расставленные по углам. Ведущие уже одеты в игровые костюмы: черный длинный балахон, серебряные шарфы и серебряные повязки на голову, сделанные из простой фольги.

 

 

...

Третий ведущий. (Сидит в кругу вместе со всеми.) Представьте себе, что каждый из вас, ведя такой образ жизни, не может держать все свои знания, чувства, ощущения в себе. Каждый все это время пишет дневник, где изливает накопившиеся чувства, эмоции. Пролистайте его; посмотрите, в какое время, о чем вы писали; как эмоционально окрашены ваши переживания? Чего в них больше: радости или печали, удивления или уныния? О чем чаще всего вы пишете в дневнике?..

 

Перед словами третьего ведущего участникам дается возможность обменяться своими ощущениями. Некоторое время ведущий может подождать за занавесом, чтобы дать возможность чуть-чуть поговорить, т. к. следующее действо будет разворачиваться в жанре слегка упрощенной социальной драмы.

На этом этапе участники игры должны максимально глубоко вжиться в роль станционного смотрителя. Это становится возможным благодаря «чтению дневников».

 

 

...

Третий ведущий. (В кругу.) Давайте поговорим о том, что вы прочитали в дневниках, чем вы до этого ни с кем не делились.

 

Одна из вариаций, которую мы использовали на этом этапе, была такова: участники вместо создания дневника делали мини-фильм о своей жизни. Задание звучало так: «Представьте себе, что каждый из вас снимает фильм о своей удивительной жизни «станционного смотрителя». Каким он будет по жанру? Какая фраза или известное выражение могли бы служить девизом вашего фильма? Как он мог бы называться?» Участники записывали для себя ответы на эти вопросы, затем по кругу рассказывали о своих фильмах. Здесь были и научно-фантастические фильмы с большим количеством технических подробностей, и драмы, и комедийные сюжеты. Кто-то ощущал себя естественно и спокойно в роли человека, ведущего двойную жизнь, кто-то мучительно переживал невозможность помочь человечеству, обладая такими уникальными знаниями.

Мы не окончательно отказались от этой формы задания. Просто нам показалось, что создание дневника более глубоко погружает «станционных смотрителей» в свои личные переживания.

 

 

...

Третий ведущий. Такие разные у всех впечатления и эмоции. У каждого такой неповторимый внутренний мир, который, конечно, невозможно вот так описать в нескольких словах, но… было очень интересно послушать друг друга, приоткрыть завесу одиночества.

 

Сейчас внимательно посмотрите друг на друга, вспомните то, о чем писали другие «смотрители». Теперь подойдите и положите руку на плечо тому, чьи дневниковые записи, идеи и эмоции оказались вам ближе всего.

Участники игры свободно ходят по залу, еще раз напоминают друг другу о том, что они говорили. И, как показывает практика, образуется несколько групп, их может быть 4–5. Ничего страшного нет, если кто-то захочет остаться один – это его выбор. Группы садятся в круг, но «кучками» – так, чтобы все-таки некоторое «общее» состояние сохранялось, чтобы пространство не разрывалось.

 

 

...

Третий ведущий. Если вы помните, у каждого из вас дома, на станции, есть очень много необычных, интересных вещиц – сувениров от друзей-путешественников из других миров.

Сейчас каждая из образовавшихся групп подумает и создаст свою небольшую коллекцию из самых любимых или ценных, полезных или красивых предметов. Расскажите о своей коллекции. Какой экземпляр в ней самый ценный? Чем он вам дорог?

 

Группы создают коллекции.

Коллекции получаются очень разные, интересные. Ведущий должен задавать как можно больше уточняющих вопросов, чтобы всех вовлечь в процесс обсуждения. Например: чем дорог, ценен для вас тот или иной предмет, экземпляр из коллекции? Что у вас с ним связано? Кем подарен?

 

 

...

Второй ведущий. Представьте еще раз каждый свой день, занятия, дом с дорогими вашему сердцу вещами. Нарисуйте свою жизнь, свое состояние «смотрителя». Вы живете сразу в двух мирах, ваш внутренний мир уникален. Как он выглядит в цвете и форме?

 

Не надо ограничивать время на рисование, но и затягивать тоже не стоит.

По мере того как участники доделывают рисунки, ведущий помогает их развешивать. Причем, учитывая пожелания рисовавшего, они могут быть размещены в центре, рядом с другими, в углу, отдельно от остальных и т. д.

Необходимо особо отметить, что в то время как один ведущий делает «выставку рисунков», другие занимаются изменением помещения, не привлекая внимания участников игры. Предлагаем даже стенд вешать так, чтобы при изучении выставки ребята оказались к залу спиной.

Итак, другие ведущие по-новому оформляют помещение. Внимание! Стулья ставятся спинками внутрь! Это делается для того, чтобы подчеркнуть одиночество каждого «смотрителя», самостоятельность его выбора, и разворотом стула обозначить окончательность выбора и готовность принять его последствия.

После рисования, когда все участники игры сели на стулья, включается тревожная музыка. Первый ведущий начинает говорить не сразу: он дает участникам некоторое время посидеть в полной тишине и темноте, переживая все, что с ними уже произошло. Только потом звучит очень торжественно, но спокойно и размеренно, голос первого ведущего (за занавесом).

 

 

...

Второй ведущий. Так произошло, в этом нет вашей вины, но по ряду объективных причин Галактический совет принял решение закрыть ту сеть станций, в которую входит и ваша. Просто развитие коммуникаций в направлении Солнечной системы оказалось неэффективным, нерентабельным. (Пауза.) Вам предложен выбор: остаться на Земле простым жителем, потеряв связь с Галактическим содружеством, или перейти смотрителем на станцию, которая входит в Содружество, то есть стать гражданином Галактики. Но связь с Землей будет потеряна навсегда. Вы можете выбирать. Каждый, сделавший выбор, поворачивается лицом в круг.

 

После того как ведущий закончил говорить, участникам раздается по 2 карточки, на которых написаны слова «Земля» и «Галактика».

 

 

...

Второй ведущий. Вы сейчас сделали выбор. Теперь каждый по очереди проходите в центр и сообщайте свое решение.

 

Те, кто выбирает Землю, остаются в кругу. Им вручается какой-ни-будь «живой» символ Земли. Это может быть все что угодно. (В последнюю игру мы выбрали вечнозеленую еловую ветку.) Выбравших Галактику ведущий провожает за чуть приоткрытый занавес по «звездной дорожке». За занавесом уже поставлен круг из стульев и горит глобус-карта звездного неба.

Здесь мы хотим обратить ваше внимание на один существенный момент. Мы никогда не знаем заранее, как с этого момента будут развиваться события. Все зависит только от того, какие выборы сделают участники. Может быть, все уйдут в Космос, или наоборот. Вы всегда должны быть готовы к любому повороту. Если получится только одна группа – «Галактика» или «Земля» – значит, игра будет вестись только с одной группой. Честно говоря, за всю нашу практику еще ни разу не случалось так, чтобы получилась одна группа.

Итак, выбор сделан. За последним участником, выбравшим Галактику, плотно закрывается занавес и тушится «звездная дорожка»: пути назад нет.

Далее начинается работа в группах. В каждой работает один ведущий. Вначале они помогают участникам поделиться впечатлениями, желающие могут объяснить причины своего решения. Некоторое время может быть использовано для обсуждения неизбежных потерь, которые повлекло за собой закрытие пересадочной станции.

 

 

...

Второй и третий ведущие (каждый в своей группе). Вы сделали свой выбор. Как вам это далось: тяжело ли, легко? Поделитесь своими чувствами. Если хотите, если можете, расскажите о тех причинах, которые побудили вас принять решение.

Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте свое новое бытие, проживите «про себя» свою новую жизнь, ощутите все ее преимущества и недостатки… Теперь представьте, что прошел целый год. Чем он был наполнен? Как вы его провели? Как проходили дни вашей новой жизни? Теперь разбейтесь на пары и расскажите друг другу о том, как вы увидели свою жизнь, какие чувства она у вас вызывает. Как прожили этот год, что с вами произошло? Что нового появилось, что вы потеряли?

 

Следующий необходимый этап игры – это «проживание» своего нового состояния. У «жителей Галактики» – это открытие неизведанных миров и возможностей и те чувства, которые у них вызывает эта ситуация. У «землян» – жизнь несмотрителя, жизнь без пересадочной станции, может быть, другая работа, семья, либо одиночество, отшельничество. Навязывать варианты не следует – каждый должен самостоятельно представить свое положение, возможности, которые открылись в связи с происшедшим, новые ценности.

Так как работа ведется в парах, то ведущие на только следят за обсуждением, не дают участникам выключиться из игры, чего, впрочем, на этом этапе игры уже не бывает. А затем, четко синхронизируя время, удаляются из своих групп.

Внимание! Необходимо, чтобы группы проходили эти этапы примерно в одно время, и не было сильного опережения или отставания. Нужно, чтобы все имели возможность «прожить» новую ситуацию полностью и успели все обсудить.

Гасится свет, и некоторое время звучит очень тяжелая, тревожная музыка. Далее следует текст, в котором участникам предлагается сделать второй Выбор. Выбор драматичный и сложный, поэтому текст должен читаться очень четко, размеренно, неторопливо.

 

 

...

Первый ведущий (за занавесом). Выбор, сделанный нами, часто бывает необратимым. Вы уже давно не «смотрители станций», но Судьба снова призывает вас к действию. Галактический совет всерьез обеспокоен тем, как развивается земная человеческая цивилизация. Она стоит на пороге войны. Войны, в которой может сгореть не только она сама. Увы, экологические и энергетические последствия самоуничтожения разумной жизни на Земле отразятся на всем Галактическом сообществе. Контакты с земными правительствами недопустимы: каждое из них постарается извлечь из него свою выгоду, использовать как политическое, так и техническое преимущество в конкуренции с другими государствами. Что делать? Часть Совета предлагает подождать еще, дать Земле время для того, чтобы одуматься, измениться. Другая часть настаивает на применении в отношении землян крайней меры, так называемого «оглупления»: на несколько поколений люди на Земле лишаются разума, впадают в первобытное состояние. Они не смогут использовать ныне существующие технические достижения, так как вернутся в эпоху варварства. Те, кто выживут, естественно… Затем, через 200–300 лет, разум будет возрожден. Опыт применения такой меры показывает, что ряд цивилизаций после этого выбирает другой путь развития: гуманный, разумный, и спустя тысячелетия раса приходит в Галактическое содружество. У бывшего «станционного смотрителя» есть определенный авторитет в Совете. К его мнению готовы прислушаться. Итак, каждая группа – и «земляне», и «граждане Галактики» – имеют возможность повлиять на решение Совета. Для этого вы должны определиться в своих выборах: сначала каждый человек решает для себя, а затем группа принимает общее решение.

 

Когда прозвучит текст, участники должны начать обсуждение. Задача каждой группы – решить: «оглуплять» Землю или нет.

Ведущие за занавесом все слышат и контролируют. Как только они понимают, что группы приняли некоторое предварительное постановление, они выносят и ставят посередине зала стол со свечой и стулья.

Время на этом этапе не ограничено! Участники должны прийти к решению сами без всякой помощи и поддержки.

Входит Галактический совет. Это те трое ведущих, которые вели всю игру. Занавес открывается, и впервые за долгое время группы могут видеть друг друга. Перед каждой группой горит ее глобус.

 

 

...

Ведущие. (За столом.) Итак, вы обсудили положение, приняли решение.

Мы готовы вас выслушать.

 

Группы высказываются.

Решение о судьбе Земли будет принимать Галактический совет – но чьи аргументы определят его выбор? Галактический совет выслушивает обе группы.

Основная задача состоит в том, чтобы каждая группа и каждый участник взяли на себя ответственность за принятое решение. Нам известно несколько вариантов развития ситуации на этом этапе игры.

Первый вариант. «Жители Галактики» говорят, что Землю надо «оглупить». Каждый из них должен проговорить свое согласие с этим решением, подтвердить его.

«Земляне»: согласны с «оглуплением», каждый подтверждает согласие; просят помощи.

Всю ответственность должны принять на себя сами жители Земли, никакой помощи Галактический совет им предложить не может. Как бы трудно Галактическому совету ни было, он не может «жалеть» «землян».

У нас был такой случай. Лидер «землян» выступил с длинной речью, суть которой сводилась к следующему: «Раз вы такие сильные и умные, так и помогите нам, дайте свои технологии». В ходе речи лица остальных мрачнели: многие чувствовали неубедительность его аргументов. Когда член Галактического совета выразил недоумение по поводу несамостоятельности «землян», в их рядах возникло замешательство, затем встал один из до сих пор молчавших учеников десятого класса. После долгой паузы он заговорил. Да, Земля не в состоянии сама решить свои проблемы, да, она оказалась слабой и агрессивной. Она, как ребенок, надеется на помощь, но она не в состоянии будет ею распорядиться. Землей надо жертвовать. В его глазах были слезы. Чувства участников к этому моменту явно перешли за рамки игры. Чувства ведущих тоже. Это был очень сильный момент. Нам предстояло сделать выбор… Но о выборе позже.

Второй вариант. «Земляне» говорят о нежелании «оглупляться» и приводят достаточно веские аргументы в защиту своей позиции. Галактический совет должен услышать конкретные, четкие предложения «землян» по изменению «нынешнего положения дел»: агрессивности наций, войн, катастроф, плохой экологической обстановки. Каждому «землянину» нужно сказать, что он лично будет предпринимать для изменения ситуации. Причем если «земляне» сами не выходят на такую активную позицию, то искусственно стимулировать ее не надо. Если они не готовы взять личную ответственность (не знают как, боятся, просят помощи и т. д.), то насильно ее навязывать нельзя.

«Жители Галактики» не предлагают свою помощь «землянам», высказывают свое мнение о способности «землян» нести ответственность за свое решение.

Третий вариант. «Жители Галактики» могут предложить «землянам» свою помощь, тогда и те и другие должны рассказать о своем личном вкладе в развитие Земли. В этом случае «жители Галактики» переходят (через занавес) к «землянам». Причем перейти могут не все: ведь у перешедших теряется всякая возможность контактировать с Галактикой, они становятся обыкновенными жителями Земли.

Галактический совет тоже может «играть». Один из ведущих может быть против «землян» – стоять за безоговорочное «оглупление» (тем более если аргументы «землян» неубедительны). Другой – может эмоционально поддерживать «землян», говорить о «последнем шансе» и т. п. А третий – это «третейский судья», который и принимает решение.

Здесь важно как-то договориться о конце Совещания – когда уже все аргументы выслушаны, позиции понятны (или совсем непонятны, и необходимо за занавесом самим разобраться в своих чувствах – бывает и такое). Важно – вовремя уйти.

Галактический совет удаляется для принятия решения.

Итак, возможны три варианта и более. В любом случае результат принимаемого решения зависит от качества аргументов групп в защиту Земли, от принимаемой каждым ответственности.

В конце игры обязательно нужно провести полное обсуждение, поделиться впечатлениями. Процесс контролирует ведущий.

 

Личный опыт

Готовя игру, мы много спорили о ее концовке. Кто должен принимать решение? Сначала мы полагали, что это сделают сами участники. А затем подумали, что это слишком: в 15 лет решать самим судьбу Земли. Достаточно того, что они были причастны к решению и могли на него повлиять. Были ли мы правы? Есть ли другие способы закончить такую игру?.. Что касается той нашей игры, где «земляне» сознательно согласились на «оглупление», то конец игры был следующим. По общему ощущению Земля не смогла себя отстоять. Приняв это тяжелое решение, мы вернулись в зал. Нас, естественно, очень ждали. «Галактический совет принял решение» – далее в полной тишине трое ведущих вышли в центр зала, один передвинул свечу к глобусу звездного неба, другой пог






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.