Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 60. Предательство и арест






 

60.1. УХОД ИИСУСА

Когда Иисус, наконец, разбудил Петра, Иакова и Иоанна, Он посоветовал им разойтись по палаткам и выспаться, чтобы быть готовыми к исполнению обязанностей грядущего дня. Но к этому времени апостолы уже окончательно проснулись. Короткий сон освежил их, и, кроме того, они были взбудоражены и встревожены появлением двух возбуждённых гонцов, которые, спросив о Давиде Зеведееве, быстро отправились к нему, после того как Пётр объяснил им, где находится его пост.

Хотя восемь апостолов спали глубоким сном, расположившиеся рядом с ними греки в большей степени опасались возможной беды и поэтому выставили дозорного, который должен был предупредить их в случае опасности. Когда двое гонцов прибыли в лагерь, греческий дозорный поднял всех своих земляков, которые высыпали из палаток в полном одеянии и с оружием в руках. Теперь пробудился уже весь лагерь, кроме восьми апостолов. Пётр хотел позвать своих товарищей, но Иисус категорически запретил ему это делать. Он мягко попросил их всех вернуться в свои палатки, но они не хотели выполнять Его просьбу.

После того как Иисусу не удалось отослать Своих последователей, Он оставил их и направился вниз, к оливковому прессу, стоявшему у входа в Гефсиманский сад. Хотя трое апостолов, греки и другие обитатели не решились сразу последовать за Ним, Иоанн Марк быстро пробрался через оливковые деревья и спрятался под небольшим навесом у пресса. Иисус ушёл из лагеря и оставил Своих друзей для того, чтобы те, кто придут за Ним, могли арестовать Его, не тревожа апостолов. Он не хотел будить апостолов, поскольку опасался, что присутствуя при Его аресте и разгневавшись из-за предательства Иуды, они окажут сопротивление солдатам и будут схвачены вместе с Ним. Иисус боялся, что если они будут арестованы вместе с Ним, то разделят Его участь.

Иисус сел в одиночестве на оливковый пресс и стал дожидаться появления предателя, и в это время из людей Его видел только Иоанн Марк…

Бог желал, чтобы Иисус окончил Свой земной путь естественным путём, не прибегая к чудесам – в этом и заключалось исполнение Иисусом воли Отца, что Он подтвердил в Молитве о чаше. Но Бог не в коем случае не желал, чтобы Иисус испытал те издевательства, которым Его подвергли, как не были эти издевательства «искупительной жертвой Христа за грехи человечества». От начала и до конца всё в этом поразительном проявлении ненависти и жестокости к Иисусу было делом рук порочных и нечестивых людей.

 

60.2. ИУДА В ГОРОДЕ

После того как Иуда Искариот столь внезапно вышел из-за стола и покинул Тайный Ужин, он сразу же зашёл за своим кузеном, вместе с которым отправился прямо к командиру храмовой стражи. Иуда попросил командира собрать солдат и сообщил, что он готов вести их к Иисусу. Поскольку Иуда явился чуть раньше, чем его ожидали, произошла некоторая заминка, прежде чем они двинулись к дому Марка, где Иуда рассчитывал застать Иисуса беседующим со Своими апостолами. Иисус и одиннадцать апостолов покинули дом Марка за пятнадцать минут до того, как предатель явился сюда вместе со стражей. К моменту их появления в доме Марка, Иисус и одиннадцать находились уже далеко за городскими стенами, направляясь в лагерь на Масличной горе.

Иуда был сильно обеспокоен тем, что им не удалось застать Иисуса в доме Марка в обществе одиннадцати человек, лишь двое из которых могли оказать вооружённое сопротивление. Он случайно узнал, что пополудни, покидая лагерь, только Симон Пётр и Симон Зелот были вооружены мечами. Иуда надеялся схватить Иисуса, когда город стихнет и сопротивление будет маловероятным. Предатель боялся, что если он станет дожидаться их возвращения в лагерь, им придётся столкнуться более чем с шестьюдесятью преданными учениками, а он также знал, что в распоряжении Симона Зелота имеется достаточно оружия. Иуда начинал всё больше нервничать, думая о том, как одиннадцать верных апостолов проклянут его, и боялся, что все они будут стремиться убить его.

Не обнаружив Иисуса в верхнем зале, Иуда попросил командира стражи вернуться в Храм. К этому времени старейшины начали собираться в доме первосвященника, готовясь встретить Иисуса, потому что, согласно их договору с изменником, Иисуса должны были арестовать до полуночи. Иуда объяснил своим сообщникам, что им не удалось застать Иисуса в доме Марка и что для Его ареста придётся отправиться в Гефсиманию. После этого предатель заявил, что вместе с Иисусом в лагере находятся более шестидесяти преданных сторонников и что все они хорошо вооружены. Иудейские старейшины напомнили Иуде, что Иисус всегда проповедовал непротивление, но Иуда ответил, что они не могут рассчитывать на то, что все последователи Иисуса примут это учение. Иуда действительно боялся за свою жизнь и потому осмелился попросить, чтобы ему выделили отряд из сорока вооружённых солдат. Поскольку в подчинении у иудейских властей не было такого числа вооружённых людей, они тут же отправились в крепость Антония и попросили у командира римского гарнизона выделить им стражу. Но когда тот узнал, что они собираются арестовать Иисуса, он категорически отказался удовлетворить их просьбу и отправил их к своему командиру. Так больше часа ушло на хождение от одного начальника к другому. Наконец, им пришлось отправиться к самому Понтию Пилату, чтобы испросить разрешение на использование римских солдат. Был поздний час, когда они прибыли в дом Пилата, который к тому времени уже удалился в свои покои вместе с женой. Пилату не хотелось вмешиваться в это дело, тем более что его жена просила его не давать разрешения. Но поскольку к нему явился глава еврейского Совета, лично ходатайствуя о содействии, Пилат посчитал благоразумным удовлетворить эту просьбу, полагая, что сможет впоследствии исправить любое зло, которое они могли совершить.

Поэтому когда около половины двенадцатого Иуда Искариот вышел из Храма, его сопровождало более шестидесяти человек – храмовая стража, римские солдаты и любопытные слуги старших священников и старейшин.

 

60.3. АРЕСТ УЧИТЕЛЯ

Когда эта группа вооружённых солдат и стражников с факелами и светильниками стала приближаться к саду, Иуда оторвался на достаточное расстояние от отряда, чтобы быть готовым быстро опознать Иисуса и чтобы те, кто пришёл Его задержать, могли легко схватить Его, прежде чем сторонники Иисуса подоспеют на помощь. Была ещё одна причина, по которой Иуда решил обогнать врагов Учителя: он рассчитывал на то, что будет казаться, будто он прибыл сюда раньше солдат, и потому апостолы и другие люди, собравшиеся вокруг Иисуса, будут думать, что его появление никак не связано с вооружённой стражей, следовавшей по пятам. Иуда даже надеялся представить дело так, что он спешит предупредить их о приближающихся врагах, но его план был разрушен уничижительными словами, которыми Иисус приветствовал изменника. Хотя Иисус по-доброму заговорил с Иудой, Он обратился к нему, как к предателю.

Как только Пётр, Иаков и Иоанн примерно с тридцатью соратниками по лагерю увидели, как вооружённый отряд с факелами поднимается на гребень холма, они поняли, что эти солдаты идут арестовывать Иисуса, и бросились вниз, к оливковому прессу, где в лунном свете сидел одинокий Учитель. Отряд солдат приближался с одной стороны, трое апостолов и их товарищи – с другой. Когда Иуда выступил вперёд, чтобы заговорить с Иисусом, обе группы людей замерли. Иисус стоял между ними, а Иуда готовился запечатлеть на Его лбу поцелуй предателя.

Изменник надеялся на то, что, после того как он приведёт стражников в Гефсиманию, он просто укажет солдатам на Иисуса или, по крайней мере, выполнит своё обещание, – поприветствует Его поцелуем, после чего быстро удалится. Иуда страшно боялся, что встретит здесь всех апостолов и что они обрушатся на него за то, что он посмел предать их любимого Учителя. Но когда Иисус приветствовал Иуду как предателя, он был настолько смущён, что даже не попытался бежать.

Иисус предпринял последнюю попытку спасти Иуду от явного акта предательства: ещё до того, как изменник смог подойти к Нему, Он отошёл в сторону и, обращаясь к крайнему воину слева, командиру римлян, спросил: «Кого вы ищете?»

Командир ответил: «Иисуса Назарянина».

Иисус сразу же подошёл к командиру и со спокойным величием сказал: «Это Я».

Многим из вооружённого отряда доводилось слушать, как Иисус учит в Храме, другие знали о Его чудесах. И когда они услышали, как смело Он назвал Себя, стоявшие в первых рядах невольно подались назад. Они были поражены этим спокойным и величественным заявлением. Поэтому Иуде уже не требовалось осуществлять свой предательский план. Иисус смело раскрыл Себя Своим врагам, и они могли схватить его без помощи Иуды. Но изменнику нужно было что-то предпринять, чтобы оправдать своё появление с этим вооруженным отрядом. Кроме того, он хотел продемонстрировать выполнение своей части предательской сделки со старейшинами иудеев, чтобы удостоиться великого вознаграждения и почестей, которые, как он считал, посыплются на него в награду за его обещание выдать им Иисуса.

Когда солдаты справились со своим первым замешательством, вызванным обликом Иисуса и Его необычным голосом, и когда апостолы и ученики начали приближаться к ним, Иуда подошёл к Иисусу и, поцеловав Его в лоб, сказал: «Здравствуй, Владыка и Учитель».

И когда Иуда обнял так своего Учителя, Иисус сказал: «Друг, разве тебе мало этого! Что же ты поцелуем предаёшь Сына Человеческого?»

Апостолы и ученики были буквально ошеломлены увиденным. На мгновение все замерли. Затем Иисус, освободившись от предательских объятий Иуды, подошёл к стражникам и солдатам и вновь спросил: «Кого вы ищете?»

И опять командир ответил: «Иисуса Назарянина».

Иисус вновь ответил: «Я уже сказал вам, что это Я. Поэтому, если вы ищете Меня, позвольте остальным идти своей дорогой. Я готов идти с вами».

Иисус был готов вернуться в Иерусалим вместе со стражниками, а командир римских солдат нисколько не возражал против того, чтобы позволить трём апостолам и их соратникам идти с миром. Но прежде, чем они успели двинуться с места, (и пока Иисус стоял в ожидании распоряжений командира) сириец Малх, телохранитель первосвященника, подошёл к Иисусу и решил связать Ему руки за спиной, хотя командир римлян не давал такого приказа. Когда Пётр и его собратья увидели, что их Учителя подвергают этому бесчестью, они уже не могли сдержать себя. Вытащив свой меч, Пётр, вместе с другими, бросился вперёд, чтобы ударить Малха.

Но ещё до того, как солдаты подоспели на помощь слуге первосвященника, Иисус остановил Петра поднятием руки и сурово сказал: «Пётр, убери свой меч. Взявший меч от меча и погибнет. Разве ты не понимаешь, что воля Отца – в том, чтобы Я выпил эту чашу? Разве ты не знаешь, что и сейчас в Моём распоряжении находится свыше двенадцати легионов ангелов и их союзников, которые могли бы освободить Меня из рук этой горстки людей?»

Хотя таким образом Иисус остановил физическое сопротивление своих последователей, этого оказалось достаточно, чтобы напугать командира стражи, который, с помощью своих солдат, крепко схватил Иисуса и быстро связал Его.

И пока они вязали Ему руки грубой верёвкой, Иисус сказал им: «Почему вы вышли на Меня с мечами и кольями, как на разбойника? Я каждый день бывал с вами в Храме и открыто учил народ, и вы не пытались схватить Меня».

Когда Иисуса связали, начальник стражи, опасаясь, что сторонники Учителя попытаются спасти Его, приказал схватить их. Но солдаты были недостаточно проворны, поскольку – услышав приказ начальника стражи об их аресте – сторонники Иисуса успели бежать назад в лощину. Всё это время Иоанн Марк прятался под соседним навесом. Когда стражники двинулись вместе с Иисусом назад в Иерусалим, Иоанн Марк попытался выбраться из своего укрытия, чтобы догнать бегущих апостолов и учеников. Но в тот момент, когда он вылезал из-под навеса, один из последних солдат, возвращавшихся после преследования бегущих учеников, проходил мимо и, увидев юношу в льняной рубахе, погнался за ним и чуть было не схватил его. Солдат догнал Иоанна и ухватился за рубаху, но юноша сбросил одежду и бежал нагим, оставив солдата с рубахой в руках. Иоанн Марк бросился сломя голову на верхнюю тропу к Давиду Зеведееву. Он рассказал Давиду о случившемся, и они поспешили вдвоём назад к палаткам, где спали апостолы, и сообщили всем восьми о предательстве и аресте Учителя.

Примерно в то же время, когда они будили восьмерых апостолов, вернулись и те, кто укрылся в лощине, и они собрались все вместе у оливкового пресса, чтобы обсудить дальнейшие действия. Тем временем Симон Пётр и Иоанн Зеведеев, скрывавшиеся за оливковыми деревьями, уже направлялись вслед за толпой солдат, стражников и слуг, которые вели Иисуса в Иерусалим, как если бы они вели отъявленного преступника. Иоанн шёл рядом с толпой, но Пётр держался поодаль. Выскользнув из рук солдата, Иоанн Марк нашёл для себя рубаху в палатке Симона Петра и Иоанна Зеведеева. Догадавшись, что стражники отведут Иисуса в дом бывшего и почётного первосвященника Ханана, он пробрался окольными путями через оливковые сады и опередил толпу, спрятавшись у ворот перед дворцом первосвященника.

 

60.4. СОВЕЩАНИЕ У ОЛИВКОВОГО ПРЕССА

Оказавшись разлучённым с Симоном Петром и своим братом Иоанном, Иаков Зеведеев присоединился к остальным апостолам и их соратникам по лагерю у оливкового пресса, чтобы решить, что делать в связи с арестом Иисуса.

Андрей уже был освобождён от всякой ответственности за руководство группой своих собратьев-апостолов: поэтому в течение этого величайшего за всю их жизнь кризиса он молчал. После короткого обсуждения Симон Зелот взобрался на каменную стену оливкового пресса и, дав страстную клятву верности Учителю и делу Царства, призвал остальных апостолов и учеников немедленно отправиться вслед за толпой и освободить Иисуса. Большинство присутствующих были готовы последовать его решительному призыву, если бы не совет Нафанаила: как только Симон умолк, он встал и обратил их внимание на то, что Иисус много раз говорил о непротивлении. Он также напомнил им, что ещё вчера вечером Иисус велел им сохранить жизнь для того времени, когда они должны будут отправиться в путь с возвещением Радостной Вести Небесного Царства. Нафанаила поддержал Иаков Зеведеев, рассказавший о том, как Пётр и другие сторонники Иисуса обнажили мечи, чтобы помешать аресту их Учителя, и как Иисус велел Петру и остальным вложить мечи в ножны. Матфей и Филипп также выступили с речами, но собравшиеся пришли к определённому решению только после того, как Фома обратил их внимание на совет Иисуса, данный Лазарю, – не рисковать своей жизнью, – и подчеркнул, что они ничего не могут предпринять для спасения Учителя, поскольку Он Сам отказывается позволить Своим друзьям защитить Его и продолжает настаивать на отказе от использования божественных сил для поражения враждебных Ему людей. Фома убедил их разойтись поодиночке. Было решено, что Давид Зеведеев останется в лагере, который станет информационным центром их группы и опорным пунктом гонцов. К половине третьего ночи лагерь опустел. Только Давид остался здесь с тремя-четырьмя гонцами. Остальные были посланы для сбора информации о местонахождении Иисуса и о том, что с Ним собираются сделать.

Пять апостолов (Нафанаил, Матфей, Филипп и близнецы Алфеевы) прятались в Вифании и Вифагии. Фома, Андрей, Иаков и Симон Зелот скрывались в городе. Симон Пётр и Иоанн Зеведеев следовали за толпой к дому Ханана.

Вскоре после рассвета Симон Пётр опять оказался в гефсиманском лагере, всем своим удручённым видом выражая глубокое отчаяние. В сопровождении одного из гонцов, Давид отправил Петра к его брату Андрею, который находился в доме Никодима в Иерусалиме.

Вплоть до завершения казни Иисуса на кресте Иоанн Зеведеев находился рядом с Ним. Именно он регулярно обеспечивал гонцов Давида информацией, которую те доставляли Давиду в гефсиманский лагерь и которая передавалась скрывавшимся апостолам и семье Иисуса.

Хотя все они смутно сознавали, что Иисус предупреждал их именно об этой ситуации, они были настолько потрясены внезапным исчезновением Учителя, что утратили здравомыслие.

Вскоре после рассвета и сразу же после того как Пётр был послан к своему брату, Иуда – брат Иисуса во плоти – задыхаясь, прибыл в лагерь первым из своей семьи, но смог лишь узнать, что Иисус уже арестован. Поэтому он спешно отправился назад по иерихонской дороге, чтобы рассказать об этом своей матери, братьям и сёстрам. Через Иуду Давид Зеведеев передал семье Иисуса, чтобы они собрались в доме Марфы и Марии в Вифании и ждали известий, которые будут регулярно поступать к ним через гонцов.

Таким было положение апостолов, ближайших учеников и земной семьи Иисуса в течение второй половины ночи в четверг и раннего утра в пятницу. Все эти группы и отдельные люди были связаны друг с другом курьерской службой, которой Давид Зеведеев продолжал руководить из своего центра в гефсиманском лагере.

60.5. НА ПУТИ ВО ДВОРЕЦ ПЕРВОСВЯЩЕННИКА

Прежде чем отправиться с Иисусом в город, командир храмовой стражи и командир отряда римских солдат заспорили между собой о том, куда вести Иисуса. Командир храмовой стражи приказал доставить его к Кайафе, действующему первосвященнику. Командир римских солдат распорядился отвести Иисуса во дворец Ханана – бывшего первосвященника и тестя Кайафы. Он поступил так потому, что по всем вопросам, имевшим отношение к соблюдению еврейских духовных законов, римляне обычно обращались непосредственно к Ханану. Приказ римского командира был исполнен: Иисуса отвели к Ханану для предварительного допроса.

Иуда шагал рядом с командирами и слышал всё, о чём они говорили, но не принимал участия в споре, так как ни еврейский, ни римский командиры не опускались до разговора с предателем – настолько они его презирали.

Примерно в то же время Иоанн Зеведеев, вспомнив о наказе Учителя, – всё время быть рядом, – поспешил подойти поближе к Иисусу, Который шёл между двумя командирами.

Увидев, что Иоанн поравнялся с ними, командир храмовой стражи сказал своему помощнику: «Возьмите его и свяжите. Он один из сторонников этого типа».

Но когда командир римлян услышал это, он обернулся и, увидев Иоанна, приказал, чтобы апостол подошёл к нему и чтобы никто его не трогал.

После этого римский командир сказал еврейскому: «Этот человек не является ни предателем, ни трусом. Я видел его в саду, и он не вытащил меч, чтобы оказать нам сопротивление. У него хватило мужества не прятаться и оставаться со своим Учителем, и ни один человек не вправе поднять на него руку. Римский закон позволяет как минимум одному другу заключённого быть вместе с ним на суде, и никто не смеет мешать этому человеку оставаться со своим заключённым Учителем».

И услышав это, Иуда был столь пристыжен и оскорблён, что отстал от толпы и пришёл ко дворцу Ханана в одиночестве.

Этим и объясняется, почему Иоанну Зеведееву было позволено оставаться рядом с Иисусом на протяжении всех мучительных испытаний этой ночи и следующего дня. Иудеи боялись что-либо говорить Иоанну или хоть чем-то досаждать ему, поскольку он обладал статусом, схожим со статусом римского советника, призванного служить в качестве наблюдателя за судопроизводством в иудейском духовном суде.

Привилегированное положение Иоанна стало ещё более прочным, когда – передав Иисуса командиру храмовой стражи у ворот дворца Ханана – римлянин, обращаясь к своему помощнику, сказал: «Ступай вместе с заключённым и проследи за тем, чтобы эти евреи не убили Его без согласия Пилата. Смотри, чтобы они не расправились с Ним без суда, и позаботься о том, чтобы Его другу, галилеянину, позволили быть рядом и наблюдать за всем, что происходит».

Поэтому Иоанн получил возможность оставаться с Иисусом до самой Его смерти на кресте, хотя остальные десять апостолов были вынуждены скрываться. Иоанн действовал под защитой Рима, и иудеи решились поднять на него руку только после смерти Иисуса.

В течение всего пути к дворцу Ханана Иисус хранил молчание. С момента ареста до появления перед Хананом Он не произнёс ни слова.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.