Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Другая вынуждает ориентироваться на оценку






окружающих (коллег, соседей, родственников и
т.д.), и именно этот фактор задерживает пере­
дачу тех свобод, в которых нуждается ребенок
для своего развития.__________________________

Получается замкнутый круг, разомкнуть который поможет информация о механизмах стереотипно­го поведения ребенка.

До 11-12 лет дети зачастую копируют поведение родителей, но проходит время, и ребенок начинает понимать, что он не чья-то копия, и что мотивация его по­ступков исходит от него самого. Он не может не развивать свою самостоятельность. А для дости­жения этого ребенку следует принимать решения, отличные от родительских, хотя бы для осознания того, что он может генерировать свои идеи (на­помнить о кризисе 3-х лет). Но детям страшно на­чинать принимать решения, и они частенько пыта­ются вернуться в “клетку” своих стереотипов.


Чтобы заставить родителей принимать решения за них, дети
пользуются примерно такой схемой:
7. У ребенка появляется дерзкая мысль принимать
собственное ответственное решение._____________

2. Чувство страха или тревоги охватывает его.

3. Ребенок совершает поступок, который, как он
знает, затронет родителя и вынудит принять
решение за пего._____________________________

4. Реагируя на это, осуществляя надзор, одобряя или
нет поведение ребенка и т.п., родители, фактиче-
ски, говорят, как ему следует поступать._________

Когда ребенку удается перенести ответственность на ро

дителей, он становится свободен от необходимо­сти принимать собственные решения, и можно снова начать возмущаться творимым над ним дик­татом, делать все, что хочется, не обременяя се­бя чувством ответственности. Ребенок вновь ма­нипулирует родителями, чтобы они оставались рядом. Он привыкает получать отрицательное внимание, и, как только появляется возможность принять собственное решение, снова провоциру­ет родителей принять ответственность на себя При этом дети используют различные хитрости v провокации.

Следует предупредить родителей, чтобы они не попада' лись в ловушки высказываний и поведения своих детей.- Так, например, высказывания типа: “А что, если на дне рождения у... будет вино? " или “А ведь в 13 лет уже можно забереме- неть” - это прямая провокация к отрицатель ному вниманию, чтобы еще раз убедиться, что родители стоят на страже, и можно обойтись бе принятия самостоятельных решений.

Напрашивается вывод, что многое из того, что огорчает ро


дителей, делается ребенком специально, чтобы заставить уделить ему отрицательное внима­ние, и тем самым спастись от необходимости при­нимать собственные решения. Ребенок привыкает к отрицательному вниманию как к своего рода наркотику, а родители оказываются торговцем этим наркотиком. Подобный наркотик оказывает разрушительное действие на ребенка, поощряя его увиливать от принятия ответственности за свое поведение. И чем тверже родители будут следовать принципам передачи ответственности, тем скорее дети поймут их и изменят свое поведе­ние.

Предложить несколько советов при ухудшении поведения ребенка в ответ на передачу ему ответственно­сти:

1. Когда Вы увидите, что беспокоившее Вас поведение

ребенка повторилось, Вашей реакцией может быть вспышка гнева, досады и т.п. Попытайтесь остановиться и ничего не предпринимать.

2. Ваши переживания - первый шаг на пути к предос-

тавлению ребенку отрицательного внимания.

3. Своим поведением ребенок не делает Вам ничего

плохого. Это поведение влияет на его жизнь, а не на Вашу. Успокойте себя и рассмотрите ситуацию в перспективе, постарайтесь представить, что все это делает не Ваш ребенок, а кто-нибудь из Ва­ших друзей, сверстников или Ваш родственник. Вы можете испытать при этом чувство сожаления или озабоченности, но не гнева.

4. Оставайтесь твердыми в своем решении: не заби-

рать вновь рычаги управления в свои руки.

5. Вы можете почувствовать острое желание отреаги-

ровать на поведение ребенка в привычной для


 


ҐҐ


 


 


Вас манере: испытать огорчение, выразить трево­гу, начать задавать вопросы, дать совет и т.п. Не делайте этого!

6. Постарайтесь удержать в памяти мысль о том, что

Вы поступаете верно, и проблема не у Вас, а у другого человека (ребенка), который ничего пло­хого Вам не сделал.

7. Старайтесь даже не замечать то поведение ребен-

ка, которое влияет только на его жизнь. Если Вы все же заметили подобное поведение, ничего не делайте до тех пор, пока:

*_______________________________________ Вы уже не можете думать о чем-то другом;

Сам ребенок не расскажет Вам об этом поведении

или не начнет вести себя подобным образом перед
Вами. НО НЕ РАЗЫГРЫВАЙТЕ ИЗ СЕБЯ ДЕ­
ТЕКТИВА, РАЗУЗНАВАЯ ПОДРОБНОСТИ
ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА._____________
.

Желательно каждый совет обсудить с родите-
_____ лями до его полного принятия.__________________

Дать понять родителям, что будет нелегко спокойно делать это без каких-либо уступок, не позволять себе ру­гаться, обвинять, испытывать чувство вины из-за того, что ребенок сделал что-то не так. Поэтому полезно настроить себя заранее: “Что-бы ни слу­чилось, я спокойно и не спеша сделаю то, что по­кажется мне оптимальным”. Разобрать реальную ситуацию, в которой постараться показать, что именно ребенок, а не родитель, ответственен за его действия. (Например, если родителям звонит сосед по поводу поджога или разбитого окна, пусть постараются сделать так, чтобы с ним пого­ворил ребенок и сам уладил это дело. Если сооб­щают из школы, что ребенок плохо себя ведет, пусть скажут, что дают администрации полное


право делать все, что принято, и передадут этот разговор ребенку).

При этом действия родителей как бы говорят
ребенку, что они проявляют о нем заботу как о
человеке, но последствия его поведения будут
ложиться на его, а не на их плечи, _______________

Сказать, что если поведение ребенка, крайне опасное для его жизни или здоровья, или других людей (суици­дальные высказывания, наркотики, явные угрозы окружающим) не изменится, то контроль необхо­димо усилить, причем контроль будет сильнее Ва­шего (милиция, больница и т.д.). В этом случае внешний контроль им важнее, чем свобода.

Узнав о беспокоящем Вас поведении, поговорите с ребен­ком, при этом принимая ответственность за свое поведение и отказываясь от ответственности за поведение ребенка, пользуясь, преимущественно, Я-высказываниями, примерно по такой схеме:

1.

Ясно сформулируйте в одном предложении, о чем Вы хотите сказать:

“Я обнаружил(а), что ты оставил(а) гору грязной
посуды после обеда с друзьями”.______________

“Я заметил(а), что ты вчера пришел выпивший”.

2. Скажите ребенку, что Вы чувствуете по поводу этой ситуации, используя Я-высказывания: " Я обеспокоен(а), слыша это”,

“Я огорчен(а) этим”.

Я у див лен(а)” и т.п.

____________________________

3. Укажите на последствия, которые, по Вашему мне­нию, могут произойти:


 


((Если ты сделаешь это, то, как мне кажется, последствия будут такими-то и такими-то”.

Последствия поведения можно приукрасить,
преувеличить, довести до абсурда._____________

4. Покажите нейтральность Вашей позиции (т.к. это от-

носится к жизни ребенка) и выскажите пожелание, что следовало бы сделать ему:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.