Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Критика со стороны католиков 4 страница






 

Еще более кощунственно — противопоставлять Христа (Который “страдал как все”) и неких мудрецов, которые умеют побеждать страдания силой некоего духа. Этим дается понять, что страдания — не для всех, что некоторым избранным “героям духа” удается их преодолевать. Неясно, кого имеет в виду о. Александр, но ясно уже из самого противопоставления, что эта идея — антихристианская. Христос показал единственный путь, которым действительно преодолеваются страдания: нести свой жизненный крест со смирением и терпением ради любви к Богу и людям. Всякий же иной путь преодоления страданий — на ложной основе. Известно, скажем, что от приема наркотиков человек может приобрести нечувствительность к боли. Многочисленные восточные учения излагают системы тренировок, чтобы достичь того же эффекта. Роль наркотика здесь выполняет какая-нибудь страсть, чаще всего — гордость. Заметно, что человек, обладаемый гордостью, бывает способен совершить большие подвиги и легко переносить тяжкие страдания. Чаще всего к этой страсти присоединяется и прямое воздействие демонов, которые еще более помогают человеку “возвыситься” над обычными потребностями и ощущениями естества. Конец таких “сверхчеловеков” известен — вечная погибель, а иногда и при жизни сильное психическое расстройство. И вот этот-то дух демонической гордыни и предлагается взамен несения креста Христова.

 

5. Учение о благодати и вопросы духовной жизни

 

Сила христианства не в том, что оно дает теоретическое учение о Боге, а в том, что оно показывает, как, какими путями приблизиться к Нему. Этот процесс обожения человека, соединения его с Богом осуществляется посредством благодати. Стяжание Божественной благодати — цель христианской жизни. При этом следует подчеркнуть, что благодать — это нетварная Божественная энергия, это Сам Бог в Своих действиях. Дары благодати различны — это и духовные добродетели — кротость, смирение, любовь, это и просвещение способностей человека — мудрость, прозорливость, дар исцеления, это, наконец, и необыкновенные знамения — например, сияние, способность подниматься в воздух и т.п. Эти внешние проявления благодати могут быть похожи на те способности, которыми человек обладает по естеству (кротость, мудрость, проницательность) или в результате общения с демоническими силами. Известно, что бесы по естеству обладают большими возможностями, которые не отняты у них и после их падения. И человеку, добровольно вступившему в союз с ними или прельщенному ими, они могут давать силу летать по воздуху, светиться, видеть происходящее на расстоянии и совершать прочие чудеса. Бесы могут давать человеку способность совершать мнимые “исцеления” (за счет перераспределения энергии), воздействуют на его интеллект, так что человек вдруг как бы приобретает новые силы разума, особенно в области знания иностранных языков и точных наук. Но при всем этом энергия, получаемая от бесов или за счет природных сил самого человека — тварного происхождения и в этом ее главное отличие от нетварной Божественной благодати. В чем проявляется это отличие? Иногда в том, что действие благодати разрушает иллюзию ложных чудес. В житии апостола Иоанна Богослова описано, как он силой благодати разрушил волхвования чародея Кинопса.

 

В книге иеромонаха Серафима (Роуз) приводится случай, когда православный священник силой Иисусовой молитвы рассеял чары индийского факира.

 

Однако главное отличие нетварной благодати Божией от демонических и природных энергий — благодать спасает человека. Получивший исцеление телесной болезни от чародея нисколько не исцеляется духовно — наоборот, в нем укореняются страсти: ненависть, тщеславие, зависть и т.п. И сами обладатели демонических даров непременно бывают заражены гордостью — “любимым” грехом падших ангелов. Отсутствие смирения, отсутствие покаяния, т.е. невидение своих грехов и нежелание признаться в них — таковы признаки всех “сверхчеловеков”, тревожные симптомы, предвозвещающие вечную погибель. Наоборот, искреннее смирение (Лк. 1, 48), искреннее сознание своих грехов (Рим. 7, 21-25), понимание, что сила Божия совершается в человеческой немощи (2 Кор. 12, 9) — признаки святости, нравственного здоровья души. “Видеть свои грехи — более ценный дар, чем способность видеть Ангелов или воскрешать мертвых” — таков главный принцип христианской аскетики.

 

Если теперь обратимся к трудам прот. Александра Меня, то найдем, что он самым существенным образом искажает православное учение о благодати, смешивая то, что никак нельзя смешивать — нетварную Божественную благодать и тварные энергии. Приведем пример.

 

“Моисей вернулся с Синая в таком же состоянии, в каком был Магомет, покинув пещеру горы Гиры. Он осознал себя пророком Божиим и был готов начать то дело, которое Ягве возложил на него” (М. 311).

 

Неожиданно, конечно, читать в книге православного автора сравнение пророка Божия Моисея с Магометом. Субъективно, конечно, Магомет тоже сознавал себя пророком. Но объективно... Как отличить истинного пророка от ложного, указывает святой апостол Иоанн Богослов: Духа Божия и духа заблуждения узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога. А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет, и теперь есть уже в мир (1 Ин. 4, 2-3).

 

Согласно этому признаку, указанному апостолом Иоанном Богословом, Моисей — истинный пророк Божий. Сам Христос засвидетельствовал это, когда сказал иудеям: Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне (Ин. 5, 46). Что же касается Магомета, то он признавал Христа как одного из пророков (и притом ниже себя), но никак не признавал Его как воплотившегося Единородного Сына Божия. Отсюда ясно, из какого источника было пророческое вдохновение Магомета и насколько неправомерно сравнивать его состояние — состояние прелести и обольщения — с подлинно благодатньм состоянием пророка Божия Моисея.

 

Преподобный Иоанн Дамаскин прямо называет Магомета лжепророком и пишет о нем, что “он случайно познакомился с Ветхим и Новым Заветом, равным образом побеседовал будто бы с арианским монахом и затем составил собственную ересь. Расположив к себе народ видом благочестия, он пустословит, что ему ниспослано с неба писание. Написав в своей книге некоторые измышления, достойные смеха, он передал ее им для почитания” (О ересях вкратце. // Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. Т. 1. СПб. 1913. С. 149).

 

И еще один пример недопустимого смешения понятий.

 

Современный человек, — пишет о. Александр, — “предпочитает длинный путь особых аскетических упражнений как в индийской Йоге, или в близком к ней (выделено нами — авт.) Исихазме византийских монахов, или через сосредоточение и молитву христианских мистиков Средневековья и нового времени” (М. 377).

 

Хотя эту мысль о. Александр не приписывает себе, это всего лишь цитата из западной книги, однако уже то, что о. протоиерей приводит ее, не опровергая, показывает, что сам он разделяет ту же точку зрения о близости йоги и исихазма. Между тем с точки зрения конечной цели христианской аскетики — стяжания благодати, необходимой для спасения — наверно, ничто так не противоположно, как исихазм и йога, несмотря на кажущееся сходство внешних приемов.

 

В самом деле, что такое исихазм? Это подвиг, связанный с отшельничеством и безмолвием (“исихия” — означает по-гречески “безмолвие”). Смысл этого подвига во внутреннем сосредоточении, в непрестанной молитве, при которой ум соединяется с сердцем. Преуспевшие подвижники удостаивались видеть нетварный небесный свет, подобный свету, озарившему Христа на Фаворе. Возникнув в глубокой древности и восходя к духовному опыту столпов монашества — преподобных Антония Великого, Макария Великого и Иоанна Лествичника, исихазм был в XIV веке “обнаружен” на Афоне представителями западного монашества. Запад, к этому времени уже далеко отошедший от Православия и утверждавший свою “духовную” жизнь на началах рационализма и ложной мистики, так и не смог воспринять учение исихастов. Особенно странными для Запада казались чисто физические приемы, применяемые подвижниками-исихастами для усиления внимания: определенное положение тела, связь молитвы с дыханием, сосредоточение внимания в верхней части сердца и т.п. Между тем эти приемы имеют чисто вспомогательный характер, главное же в исихазме, как и во всяком христианском подвиге — очищение души от страстей. Непрестанная умно-сердечная молитва Иисусова служит к этому основным средством, это оружие для очищения сердца от страстных помыслов. Но и сама непрестанная молитва достигается после как бы предварительной борьбы со страстями: учителя непрестанной молитвы в один голос свидетельствуют, что соединение ума с сердцем и непрекращающаяся молитва — это дар Божий, который подается лишь при глубоком смирении. Сознание собственной немощи, своего бессилия в борьбе с грехом в сочетании с верой во Христа и надеждой на Его всесильную помощь — вот условие к принятию дара со стороны подвижника.

 

Совсем к иному состоянию души приходит человек, занимающийся йогой. Здесь в основе — поиски не Бога, а “духовных утешений”, стремление к “святыни и божественным чувствам” и как результат — самоопьянение, которое ошибочно принимается за “состояние благодати”. Правильный христианский подвиг тоже дает покой душе и утешение, но совершенно на другой основе — когда человек не ищет утешения и не доверяет благодатным чувствам, сознавая себя недостойным их. Чувство виновности перед Богом, своего неоплатного долга перед Искупителем — вот то главное ощущение, которое владеет сердцем христианского подвижника, в том числе и исихаста. Наоборот, в йоге именно культивируется тяга к душевному комфорту, к созерцаниям и откровениям. При таком “аскетизме” человек очень быстро забывает свое истинное положение — положение подсудимого и должника перед Богом — и растворяется в мнимо-духовных переживаниях. Не умея отличить их от посещения благодати, такой “подвижник” скоро становится легкой добычей бесов, которые ловят его на приманку цветовых, обонятельных, вкусовых ощущений, телесной легкости, душевных восторгов и т.п. На высоких ступенях такого “аскетизма” человек “удостаивается” беседы с нечистыми духами, получает от них откровения, почести и тем самым окончательно подпадает под их власть. Основной признак, отличающий ложное подвижничество (не только йогу, но и, скажем, западных “мистиков”) от истинного — сильно развитая гордость и самомнение в противоположность христианскому смирению.

 

Эпилог. Богословие хаоса — путь к " универсальной религии" антихриста

 

Задача православного священника — объяснить своим пасомым, что основной источник всякого зла — грех. И этот источник гнездится внутри каждого человека. И только Христос может помочь в борьбе с грехом. И эта помощь — Божественная благодать — подается только через Церковь — Единую, Святую, Соборную и Апостольскую. Через ее таинства, богослужение, через ее традиции, которые есть опыт православных святых.

 

Основной недостаток трудов о. Александра в том, что он “размывает” эти четкие и в общем-то простые истины православного учения о спасении. Отец протоиерей отрицает, что грех — первопричина зла как в мире естественном, так и в человеческом обществе. Искажает нравственный облик ветхозаветных святых. Ставит знак равенства между Божественной благодатью и энергией демонических сил. Вплотную подводит к отрицанию того, что Христос — единственный Спаситель человечества. И, наконец, отрицает реальность грозного финала человеческой истории — Второго Пришествия Христова.

 

Каковы последствия такого искажения истин православной веры? Самые печальные. Человек, доверившийся идеям отца протоиерея, попадет в объятия антихристианства, что гораздо хуже “чистого” атеизма.

 

Евангелие учит, что один из признаков конца света — крайнее умаление в человечестве истинной веры (Лк. 18, 8). Святой апостол Павел называет это религиозно-нравственное состояние “отступлением”, и говорит, что оно будет предшествовать пришествию антихриста (2 Сол. 2, 3-5). Но это не будет “чистый атеизм”. По толкованию святителя Феофана Затворника, в это время “Евангелие будет всем известно. Но одна часть пребудет в неверии ему, другая, наибольшая будет еретичествовать, не Богопреданному учению последуя, а построевая себе свою веру своим измышлением, хотя на основании слов Писания... Будет часть и содержащих истинную веру, как она предана святым апостолам и хранится в Православной Церкви, но и из этих немалая часть будет по имени только правоверными, в сердце же не будет иметь того строя, какой требуется верою, возлюбив нынешний век... Отступление людей в ложные веры и в нехристианские настроения сердца подготовит почву для... антихриста и арену для его действования” (Толкование на 2 Послание к Солунянам. 1895. С. 491-492).

 

Иеромонах Серафим Роуз в своей книге “Православие и религия будущего” отмечает, что видимым проявлением всеобщего отступления будет создание единой универсальной религии, в которой постараются объединить не только различные направления христианства (католицизм, протестантизм, православие), но и нехристианские религии (ислам, иудаизм) и разные формы язычества (буддизм, конфуцианство и др.). Естественно, что христианство, чтобы войти в такое суперэкуменическое объединение, должно изменить самую свою суть при видимом сохранении, быть может, обрядов, и каких-то обычаев. А суть христианства составляет учение о грехе как источнике зла и о Христе, как единственном Спасителе человечества от власти греха.

 

Нужно ли говорить, как способствуют труды о. Александра формированию такой “теплохладной” веры, уводящей от чистого атеизма, но не приводящей к единому истинному Спасителю — Христу! И действует отец протоиерей вполне в стиле ложных пророков последнего времени: он не прямо высказывает нужные ему положения, а как бы подталкивает к ним читателя, стараясь обольстить его. Для этого и ссылки на “современность”, “научность” и обращения к доводам “здравого” (то есть неверующего) разума. Для этого и мешанина понятий, чтобы в этом мутном “богословии Хаоса” поймать современного человека, который знает очень много, но, к сожалению, почти ничего — о самом главном. О смысле своей жизни. О конце человеческой истории. О том, что ему делать, чтобы приобщиться истинному Добру и не сделаться навечно беспомощной добычей зла.

 

Мы не собираемся обвинить покойного отца протоиерея в намеренном распространении разрушительных идей. Более того, мы склонны извинить погрешности его сочинений многими факторами. Это и чрезмерное увлечение западным богословием, католическим и протестантским, о чем упоминалось в предисловии. Это и недостаток систематического богословского образования (о. Александр и в семинарии, и в академии учился только заочно). Это и огромная занятость на приходе, при которой вообще удивительно, как он находил время писать книги, и не удивительно, что в этих книгах оказались сомнительные, а то и просто ложные идеи. Это, наконец, и склад личности о. Александра, пастыря, которому при его осведомленности во многих областях представлялись слишком узкими и тесными строгие рамки “классического” святоотеческого богословия.

 

Но все же факт остается фактом: книги о. Александра разрушающе действуют на самые основы Православия. Как тут не вспомнить предупреждающие слова Спасителя, сказанные о последних временах:

 

Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас (Мф. 24, 4).

 

Сергей, привет.

Согласно заповеди, Мф.18: 15 Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; и т.д.

Ты пишешь мне в переписке, причем сильно подредактировал ее, я только спустя день заметил. Надо было дописывать свои новые мысли в конец темы, а не редактировать внутри, это не сразу заметно.

 

 

1) Здесь все имеют право на мнение, но определение и осуждение ереси находится в компетенции Вселенского Собора, который не собирался уже более 1000- лет. А не в компетенции о.Романа.

 

Ответ: все существовавшие ереси уже определены Вс.Соборами. Диавол неизобретателен и не способен изобрести что-то новое. Для начала, определение, что такое ересь:

Св. Игнатий (Брянчанинов) даёт исчерпывающее определение ереси:

«Ересь есть прикровенное отвержение христианства».

«Ересь – слово греческое (α ί ρ ε σ ι ς) – значит вообще какое-либо отдельное учение. … название ересь усвоилось единственно произвольному и ложному учению о христианстве, отделявшемуся и отличавшемуся от учения Единой, Святой, Соборной, Апостольской Церкви

 

Может ли мирянин обнаруживать и указывать другому человеку на его неправые суждения?

Может. Вся история Церкви об этом свидетельствует. Не нужно собирать Восьмой Вселенский собор, чтобы обличить кого-то в уже известной Церкви ереси.

 

Спаситель Иисус Христос призывает нас обличать братий для их исправления и показывает, что обязанность собрания верующих — продолжать обличения, когда это необходимо: Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово[7]. 75-е апостольское правило не делает никакого различия между мирянами и клириками как свидетелями отклонения епископа: «Во свидетельство против епископа не принимати еретика: но и вернаго единаго не довольно. На устах бо двоих или триех свидетелей твердо станет всяк глагол»[8]. Святитель Иоанн Златоуст подчеркивает обязанность членов Церкви обличать клир, учащий неправославно: «Нужно слушать учителей и священников и не осуждать их, даже если бы жизнь их была худа; однако если вера их погрешительна, тогда нужно не только не слушать их, но и бежать от них и осуждать их

«При возникновении или возобновлении ересей, обязанностью каждого без исключения Православного Христианина является борьба с ними. Преподобный Иосиф, игумен Волоцкий в своей книге " Просветитель" учит, «что всем любящим Христа, следует обнаружить всяческое старание, усилия и благоразумную хитрость в распознавании еретиков, разыскивать их и выведывать о них, узнав же – не утаивать; тот же, кто пытается скрыть еретика – сообщник еретиков».

 

Итак, Православный Христианин с того времени, как он узнал о ереси, должен:

 

а) покаяться в грехе ереси, принеся достойные плоды покаяния, если в разуме или в неразумии каким-нибудь образом принимал участие в ней;

 

б) обличить известных ему еретиков на основе Священного Писания и Священного Предания Православной Церкви в присутствии Христиан, которых еретики пытаются ввести в заблуждение, дабы исправить первых, и предостеречь вторых;

 

в) в случае упорствования еретиков в ереси, согласно предписанию Апостола Павла – «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит. 3, 10-11) и 15-му Правилу Святого Константинопольского Поместного Собора, глаголемого Двукратного, прервать евхаристическое общение с ними, в том числе с предстоятелем «ради некой ереси, осужденной святыми Соборами или Отцами, когда он проповедует ересь всенародно и учит оной открыто в Церкви». Причем, согласно этому Правилу, каждому Православному Христианину дается право ограждать «себя от общения с глаголемым епископом прежде Соборного разсмотрения»;

2) Я честно говоря не знаю, что там можно разбирать. Там, как выяснилось, ни что не противоречит сути Св. Писания. Я же давал ссылки на сайты катехизаторских и воскресных школ, там и многочисленные сайты прав. храмов и никого не смущает эта книга и все пользуются. Если бы не была востребована, ни кто бы о ней не вспомнил. Ещё Мария Евгеньевна ничего не сказала... Если идёт такая полемика, вряд ли мой вариант пройдёт, хотя эта книга была бы хорошим помощником новоначальным. Написано простым и понятным языком, лаконично и по существу.

 

Теперь о искажениях учения Церкви в работе о. Александра Меня «План к изучению Символа Веры и основ Евангелия». Из книги «Смертию смерть поправ»В публикации на сайте его фонда https://www.alexandrmen.ru/books/smertusm/katehiz.html

Вот список найденных мной расхождений с учением Церкви.

1) Синкретизм- признание за другими религиями вне Христианства наличия неких истин, полезных христианам. В т.ч признание Магомета пророком, что противоречит Соборному определению, и

2) Признаки ереси апокатастасиса- учения Оригена о всеобщем спасении после Страшного Суда, что Бог всех спасает, и грешников и демонов восстановит в былом достоинстве ангелов- осуждено на 5-м В.С.

3) Отрицание вечного (безконечного во времени) мучения грешников в геене после Суда

4) Отрицание буквальности понимания Шестоднева, утверждение что вера не учит нас знанию о сотворении Вселенной. Поддерживается идея создания Вселенной путем постепенного развития, т.е допускается эволюция, что противоречит учению Церкви о мгновенном творении каждого вида существ в их гтовом (взрослом состоянии) в течении 6 земных суток

5) Утверждается непрерывная изменчивость канонов- Правил Церкви

6) Утверждается что ересь- такая доктрина, расходящаяся с догматами, что осуждена Вселенским собором. Это не так- анафемы на ереси и еретиков провозглашали и поместные Соборы, уже после 8-го века

7) Утверждается что допускается различное толкование догматов- теологумены. И это не есть ереси. – Только в том случае, если тео-мены не противоречат догмату. Допустимо соревнование мнений. Но никак не противоречие или отрицание смысла догмата

8) О том что возможно спасение вне церкви, какое-то частичное спасение, динамическое, сказано что везде где есть вера (какая именно?) и любовь, возможно спасение, в той или иной степени.

9)

Самые серьезные отклонения от учения Церкви в данной работе, подпадающие под определение ересей, так как их признаки определены и осуждены на Вселенских и Поместных соборах:

1) Тема 9, пункт 60

60. Что такое Последний Суд?

Согласно Библии, всякое столкновение человеческой неправды с правдой Божией есть " суд" над миром (Ин. 12.31).. Но Последний Суд, очистив мир от зла, станет рубежом между старым миром и новым этапом бытия, который есть Царство Божие. Мир готовится к Последнему Суду постепенно (см. притчу Мк. 4.25-29). Но поскольку Суд Божий настигает каждого в решающий момент его жизни, все должны быть готовы к " встрече Господа" (притчи Мф. 24.42-51).

 

Примечание: Понятие,, муки вечной" (Мф. 25.46) нельзя связывать с бесконечностью во времени. Это состояние последнего и крайнего богопротивления в Откр. 20.14 названо " смертью второй", т. е. окончательной. По мнению многих богословов, это означает отказ от жизни, от бытия, которое дарует Бог, и уход в небытие, в ничто.

 

Утверждение, что «Понятие,, муки вечной" (Мф. 25.46) нельзя связывать с бесконечностью во времени» осуждено 5-м Вселенским Собором в составе ересей Оригена

https://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejanija-vselenskikh-soborov-tom5/1_8_1

 

«9.Кто говорит или думает, что наказание демонов и нечестивых людей временно и что после некоторого времени оно будет иметь конец, или что будет после восстановление демонов и нечестивых людей, — да будет анафема.»

 

Также учение о конечности мучений было осуждено на одном из Поместных Соборов. В конце XI века в Константинополе состоялся Поместный Собор, осудивший различные околохристианские мнения известного в то время богослова-философа Иоанна Итала. Один из анафематизмов посвящен учению о том, что после окончательного Суда мучения будут не вечны. Этот анафематизм был напечатан в Постной Триоди в чине Торжества Православия и выглядит так[34] (предлагается без перевода с церковнославянского языка, но в русской транскрипции):

 

Отмещущим бессмертие души, кончину века, суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: анафема.

Приемлю́ щим и пода́ ющим тще́ тныя и е́ ллинския глаголы̀, я́ ко предбы́ тие е́ сть душа́ м, и не от несу́ щаго вся бы́ ша и приведо́ шася. Я́ ко конѐ ц е́ сть му́ це, или устрое́ ние па́ ки зда́ ния и человеческих ве́ щей. И тако́ веми словесы̀ Царство Небесное разру́ шенно вся́ ко, и преходя́ щее вво́ дят, егоже ве́ чным и непостижи́ мым Сам Христос и Бог наш научѝ и предадѐ. И всем Ве́ тхим и Но́ вым писа́ нием мы прия́ хом, я́ ко и му́ ка безконе́ чна е́ сть и Царство присносу́ щное. Си́ цевымиже словесы̀, себѐ же погубля́ ющим, и и́ ным в́ ечнаго осужде́ ния вино́ вным бы́ вшим – Анафе́ ма.

 

 

2) Лжеучение Магомета и он сам осуждены Томосом Константинопольского Собора 1180 года (о «боге Мухаммеда») https://azbyka.ru/otechnik/pravila/tomos_konstantinopolskogo_sobora_1180/

 

«анафематствовать же самого Мухаммеда и книгу его, Коран, во [всех пунктах], в которых он противоречит святым учениям Христовым, и иметь следующее изречение [взамен прежнего]:

      «Анафема Мухаммеду, [и его] учению, переданному в Коране, в котором он исповедует, что Господь, Бог и Спаситель наш Иисус Христос не является Сыном Божиим; благое называет дурным, а свет выставляет тьмою, ещё же [анафема] и скверному учению его, противному священным наставлениям Христа и богомудрых святых, а также [анафема] и тому, кто внушил ему и думать и учить этим скверным и презренным вещам, буде это кто-либо из людей, или же злоначальник демонов и отец зла, или же сам скверный Мухаммед породил от себя столь безобразнейшие плоды; кроме того, анафема тем, кто [считает], что Мухаммед — пророк и посланник, от которого приняли учения и заповеди, противные учению Христа».

 

Критика со стороны католиков






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.