Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессиографические методы






Анализ документации. Это, прежде всего, ознакомление с мо-

нографиями по технологии данного производства, статьями в перио-

дических изданиях, с руководствами, инструкциями, которое дает

возможность выявить наиболее общие особенности профессиональ-

ной деятельности, необходимыми при разработки плана наблюдения и

схемы беседы со специалистами. Важным является и изучение теку-

щей документации (медицинская документация, всевозможные акты

и т. д.) Для определения лучших и отстающих работников при сравни-

тельном анализе специалистов применяется анализ анкет, служебных

характеристик, отчетов.

Метод опроса. В зависимости от цели исследования, от круга

лиц, подлежащих опросу, от лимита времени и технических возмож-

ностей опрос может проходить в форме устной беседы или с помо-

щью анкетных бланков. Преимущество беседы перед анкетнымметодом

в том, что при беседе можно выяснить все непонятные технические

вопросы, беседа позволяет изменить формулировку вопроса, если он

воспринят недостаточно правильно. При этом обращаются не только к

высококвалифицированным специалистам, но и к менее квалифици-

рованным, чтобы изучить трудности, с которыми встречаются люди,

приступающие к работе или испытывающие в ней неудачи. Трудности

опроса заключаются в том, что даже люди, успешно работающие на

производстве много лет, не всегда могут дать себе отчет в характере

своих действий. Иные существенные для работы подробности кажут-

ся специалисту настолько самоочевидными, что он о них даже не упо-

минает. Поэтому следует проделать большую подготовительную работу,

чтобы в процессе беседы выявить секреты мастерства.

Анкетирование – получение письменных ответов на поставлен-

ные вопросы – может быть двух типов. Можно проводить анкетирова-

ние по типу «свободного ответа» (ответ пишется в произвольной форме)

и по типу «выбранного ответа» (нужно подчеркнуть один из заранее

обусловленных ответов). Анкеты первого типа не сковывают инициа-

тивы опрашиваемого, но требуют большего времени для заполнения и

не гарантируют точного ответа. Анкеты второго типа удобнее обраба-

тывать, они быстрее заполняются, но ограничивают возможность от-

ветов, не предусмотренных экспериментатором.

1 1

Основным условием получения достоверных сведений в ходе

опроса является убеждение опрашиваемого, что сообщаемые им све-

дения не будут использованы во вред ему и его коллегам, что целью

анализа не является повышение норм или темпов работы.

Метод опроса является вспомогательным в профессиографии, он

может, быть использован на предварительном этапе ознакомления с

профессией или для изучения тех сторон профессиональной деятель-

ности, которые плохо поддаются наблюдению и экспериментальной

проверке.

Метод наблюдения. Наблюдение за ходом рабочего процесса и

поведением специалистов позволяет дать более точное описание дей-

ствий, приемов, движений работающих в соответствии с производ-

ственными задачами и результатами труда. Наблюдению подвергаются

также оперирование орудиями, материалами, общение в процессе ра-

боты. Психологический анализ профессиональной деятельности про-

водится в тесной связи с изучением ее производственно-технической

структуры: наблюдение позволяет не только выявить психологические

требования, выдвигаемые профессией, но и установить, какие момен-

ты профессиональной деятельности обусловливают те или иные требо-

вания к работающему человеку. Основные элементы деятельности

заранее шифруются, а в процессе наблюдения в соответствующую

временную графу бланка заносится только шифр операции. Затем с

наблюдательного листа все данные переносятся в сводку одноимен-

ные элементов. Данные наблюдения обычно дополняются объективны-

ми данными.

Самонаблюдение и самоотчет. Самонаблюдение в професси-

ографии выступает в двух формах: в виде самоотчета специалиста и в

виде самонаблюдения психолога, совмещающего в одном лице ис-

следователя и рабочего. В первом случае специалист получает инст-

рукцию думать вслух в процессе работы, т.е. «проговорить» каждую

операцию, каждое наблюдение за прибором, каждое восприятие сиг-

нала. Иногда с этой целью специалиста просят рассматривать наблю-

дателя как ученика и объяснять ему необходимые действия. Во втором

варианте использования самонаблюдения в профессиографии сам пси-

холог становится учеником и систематически изучает профессию, при-

обретая постепенно трудовые навыки, все больше и больше в них

1 2

совершенствуясь. Это позволяет проследить специфические трудно-

сти и особенности овладения профессиональной деятельностью. Та-

кой прием получил название трудового метода.

Экспериментальный метод. Эксперимент в профессиографии

служит для проверки уже составленной психограммы. С этой целью

выделяют несколько групп специалистов с различной профессиональ-

ной успешностью. У членов каждой группы с помощью специальных

приборов, методик, бланков проверяются свойства, признанные в ори-

ентировочной психограмме профессионально-важными. Результаты эк-

спериментального исследования сопоставляются с профессиональной

успешностью при помощи метода корреляции. Если, например, оказы-

вается, что большинстволучших работников при испытании какого-либо

свойства дают наилучшие результаты, а отстающие работники– относи-

тельно низкие, то это доказывает значение исследованного свойства для

данной профессии. Лишь в том случае, когда получается достаточно

большое совпадение между экспериментальными оценками и практи-

кой (высокий коэффициент корреляции), можно признать данные про-

фессиографического анализа правильными и обоснованными. Если

предварительной психограммы нет, то с помощью экспериментального

метода нащупывают психологическую сущность профессии вслепую и

подчас приходят к неверным выводам. Производственный эксперимент

проводится в естественных для изучаемого работника условиях труда,

на обычном для него рабочем месте (в цехе, в самолете, в кабине элек-

тровоза и т. п.). Создание экспериментальной ситуации может остаться

вне сознания участников эксперимента; в этом случае положительным

для исследования фактором является полная естественность наблюдае-

мого. Такой производственный эксперимент является разновидностью

классической формы естественного эксперимента. В других случаях

(например, при изменении структуры изучаемой трудовой деятельности

или организации рабочегоместа) экспериментальная ситуация создает-

ся открыто, сам работник становится активным участником создания

экспериментальной ситуации и проведения эксперимента. Такое иссле-

дование требует особенно тщательной подготовки.

Особенностями производственного эксперимента являются неиз-

бежное наличие неконтролируемых факторов (т. е. факторов, действие

которых не установлено или не может быть количественно измерено)

и необходимость получения максимальной информации в предельно

короткий срок во избежание помех производственному процессу.

1 3

2. Личностные методы.

Если анализ документации, опрос, наблюдение и другие методы

профессиографии позволяют получить информацию как об особенно-

стях профессиональных задач, объекта труда и других элементов про-

фессиональной среды, так и о некоторых свойствах специалиста,

личностные методы направлены только на изучение субъекта труда,

притом таких его особенностей, которые не поддаются тестированию

или простому наблюдению. Свойства и отношения личности, лежащие

в основе профессиональной успешности, могут иметь множество раз-

личных проявлений, оцениваемых либо самим испытуемым (в боль-

шинстве личностных вопросников), либо людьми, хорошо его

знающими по совместной работе (в методе независимых характерис-

тик). На основе этих оценок экспериментатор судит об интересующих

его свойствах личности работника.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.