Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности лидерства и основные принципы делового общения






 

Референтная труппа (эталонная) — это малая неформальная группа из трех-семи человек, которая оказывает влияние на общественное мнение коллектива и складывается помимо ноли администрации. Она может включать
сотрудников разных возрастов и из разных отделов.

Психологическая предпосылка создания группы — нужда в неформальном общении, взаимодействии с другими людьми. Взаимодействие и взаимозависимость служат удовлетворению ситуативных и общих потребностей, например, в уважении, престиже, принадлежности к группе, власти. Помимо этого, работа в составе группы приводит к
возникновению новых потребностей Основной признак неформальной группы - наличие обшей цели, которая не связана с решением производственных задач. Потребность в общении может возникнуть в связи с совместной
учебой, общим увлечением (спорт, хобби) и т.д. Цели неформальной группы:

1) позитивные (способствующие сплочению и эффективному функционированию коллектива в целом);

2) нейтральные (не влияют на эффективность работы);

3) негативные (снижают работоспособность сотрудников).

Потребность в целеполаганин и организации работы
по достижению се цели приводит к возникновению лидеров. Такой процесс имеет место во всех неформальных группах, насчитывающих более трех человек.

Типы лидеров: вожак, лидер (в узком смысле слова) и
ситуативный лидер.

1. Вожак — самый авторитетный член группы, наделенный даром внушения и убеждения. На других членов группы он оказывает влияние словом, жестом, взглядом.Основные качества руководителя-вожака:

• личностные качества — приспособляемость к любым обстоятельствам, уверенность в себе, авторитетность, стремление к успеху;

• интеллектуальные качества — ум, умение принять верное решение, интуиция, творческие способности;

• физические качества — энергичность, здоровье, сила;

способности — коммуникабельность, тактичность,
легкость в общении, дипломатичность.

2. Лидер менее авторитетен, чем вожак. Вместе с внушением и убеждением ему часто приходится побуждать к действию личным примером. Его влияние распространяется только на часть членов неформальной группы.

3. Ситуативный лидер обладает личностными качествами, имеющими значение только в какой-то конкретной ситуации: праздничное мероприятие в коллектив, спортивное соревнование, туристическая поездка и т.п.

Роль лидеров: оказывают активное влияние на морально-психологический климат в коллективе и могут стать источником конфликтов; они являются резервом на выдвижение руководящих кадров.

Выделяют два вида лидерства:

1) формальное (официальные руководители);

2) неформальное.

Разновидности неформальных лидеров: деловые, эмоциональные, авторитарные, демократические, а также позитивные и негативные.

Выявление неформальных лидеров: руководитель должен иметь представление о неформальной структуре своего коллектива, чтобы вовремя предупреждать конфликтные ситуации, отчетливо представлять, кто оказывает влияние на формирование общественного мнения в рабочей
группе, иметь представление о степени авторитетности
своего заместителя и других работников коллектива.

Социометрическая процедура — методика измерения
неформальной структуры группы. Ее суть: сотрудникам предлагают перечень косвенных и прожективных вопросов, например: с кем хотел бы находиться в служебном кабинете; с кем хотел бы выполнять ответственное задание; кто и из сотрудников лучше всего подходит для выполнения обязанностей руководителя и т.п. Такие вопросы позволяют дать оценку реальных связей сотрудников по признакам симпатии-антипатии, обнаружить неформальных лидеров, выявить степень сплоченности членов колектива.

 

Работоспособность коллектива, его способность эффективно решать поставленные задачи во многом зависят от морально-психологического климата в нем, который определяется качественным составом персонала и спецификой отношений между руководителями и подчиненными.

Качественный состав сотрудников. Наиболее эффективными являются рабочие группы, состоящие из лиц разного возраста, пола, темперамента и характера.

Молодые работники быстро воспринимают новое, более энергичны, но порою самонадеянны, не склонны к компромиссам.

Пожилые имеют большой жизненный опыт, более консервативны, не расположены к авантюрам, могут принимать более взвешенные решения, стремятся избегать конфликтных ситуаций.

В женских коллективах чаше происходят различного рода интриги, много времени расходуется на обсуждениежитейских проблем и т.д.

В мужских коллективах в рабочее время нередко прибегают к сквернословию, в них наблюдаются и вредные привычки (например, частые перекуры на работе).

Совместная работа людей разного пола повышает самодисциплину, требовательность к себе. В коллективе необходимы люди с разными темпераментами, так как у каждого из них свои положительные и отрицательные качества.

Неформальные отношения между руководителем и подчиненным. Руководитель обязан знать типичные ошибки присущие людям его статуса, и правильно создавать отношения с коллективом в целом и отдельными его членами.

Основные ошибки руководителя:

1) не дает сотрудникам конкретных заданий, но регулярно задает много вопросов общего характера;

2) ежедневно предлагает новые идеи для достижения поставленных целей:

3) постоянно навязывает свою точку зрения;

4) не доверяет своим сотрудникам;

5) создаст слишком много бумажной волокиты;

6) мало общается со своими сотрудниками;

7) не имеет стандартных решений, предлагаемых персоналу производственных задач.

 

1. Уважение чужого достоинства. Руководитель должен видеть в каждом подчиненном не только работника, но и личность, проявлять доброжелательность и терпимость, с уважением относиться к его личной жизни. При разборе ошибок необходимо разделять человека и поступок, т.е. критиковать конкретные действия, a не личность провинившегося.

Уважение у коллектива вызывают те руководители, которые: а) хвалят при всех, а критикуют наедине; б) никогда не жалуются на своих сотрудников и, если необходимо, берут их вину на себя; в) своевременно и чистосердечно признают свои ошибки.

2. Одинаковые требования для всего коллектива. Руководитель должен предъявлять ко веем подчиненным одинаковые требования, относиться ровно, никого не выделять; при посторонних обращаться к своим сотрудника по имени и отчеству вне зависимости от их возраста, должности.

3. Корректное поведение. Руководителю не стоит чини и нотации и поучать персонал, если он сам не соблюдает установленные правила. Воспитательное значение имеет только личный пример руководителя.

4. Соблюдение дистанции. Необходимо сохранять дистанцию, разделять личное и служебное. Не допускать панибратства, иначе приказ как форма распоряжения будет неэффективен.

5. Доступность информации. Руководитель не должен скрывать от своих сотрудников важную для них информацию.

6. Наличие обратной связи в коллективе. Любой руководитель сталкивается с жалобами своих сотрудников на условия работы, отношения внутри коллектива или с другими подразделениями. Не следует игнорировать обращения подчиненных. Если жалоба касается другого сотрудника, необходимо обязательно выслушать обе стороны, так как часто бывает не права и та, и другая сторона. Если руководитель не может решить проблему, ему следует сообщить об этом вышестоящему начальству или третьему,
достаточно авторитетному лицу для разрешения конфликта.

 


[1] Согласно теории, организм приобретает новые реакции благодаря тому, что сам подкрепляет их, только после этого внешний стимул вызывает реакции






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.