Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теории поведения личности в деловых коммуникациях.






ТЕМА 3.

ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ

Теории поведения личности в деловых коммуникациях.

2. Коллектив и его социально-психологические особенности: профессиональная зрелость, эффективность, стадии развития

Структура коллектива и классификация психотипов личности в коллективе

Особенности лидерства и основные принципы делового общения

Теории поведения личности в деловых коммуникациях.

1. Личности с активной и динамичной психикой предрасположены к наблюдению за своими действиями и действиями партнера. Отмечают при этом сильные и слабые стороны собственных поступков и особенности сложившейся ситуации. В случае неудач берут ответственность на себя за то, что мало предприняли для установления делового контакта. 2. Личности с пассивной и менее дееспособной психикой гораздо чаще склонны обвинять в неудаче разнообразные внешние факторы пли своих деловых партнеров. Психическая структура — характеристика личности, выражающая ее индивидуальность и психические особенности. Она не является постоянной, а меняется в процессе жизни и развития личности. Составляющие психической структуры личности: инстинкты, способности, темперамент, характер, чувствительность, мотивации, рефлексы, установки. Они обусловливают присущий конкретному человеку ход мыслей и форму поведения, когда он адаптируется к разнообразным жизненным условиям. Изучение личности в трудах известных ученых: Теории Э. Кречмера и У. Шелдона объединили характер психических реакций человека с его физической конституцией. Психоаналитическая концепция 3. Фрейда и аналитическая психология К. Юнга делали главный акцент на выявлении соотношения различных элементов, уровней и систем психической структуры. Представители гуманистического и когнитивного направлений решают проблему соотношения рациональных и интеллектуальных процессов и психике индивида. Большой вклад а изучение проблемы личности внесли российские ученые: Л.С. Выготский, А Н Леонтьев, Б.Г. Ананьев, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов. Г.М. Андреева и др. История изучения личности: основополагающие подходы к анализу психики личности (психоаналитическая бихевиористская, гуманистическая, когнитивная) были разработаны в 30-60-е годы XX в. Сейчас в психологии существует множество теорий личности. Они позволяют предсказывать личностные характеристики индивида, его поведенческие особенности и мотивацию, а также характер и способы межличностных отношений. Особенности поведения личности с различными типами характера У экстраверта психическая энергия направлена на объект, следовательно, он больше ориентирован на то что происходит вне его. Он легко вступает в процесс общения, но не может сопоставлять свои личностные суждения с мнениями других. Ведущим является правое полушарие головного мозга, поскольку оно ориентированона текущее время и пространство. Особенности поведения: экстраверт активен, энергичен, его внимание и действия направлены на делового партнера. Он может пойти на риск, но зависим от внешних условий, объективных факторов конкретной деловой ситуации. Интроверт больше ориентирован на свои собственные ощущения и оценку объекта, чем непосредственно на сам объект. Его психическая энергия направлена вовнутрь она рефлексивна. Особенности поведения: старается изолироваться от большого количества информации исходящей от партнера, и в своих действиях ориентируется на собственные установки и ценности. У интроверта ведущим является левое полушарие, обеспечивающее связи с внешним миром. Юнг выделил следующие типы личности: мыслительный эмоциональный, ощущающий и интуитивный Мыслительный тип склонен анализировать информацию, взыскателен к собеседнику, старается скрывать свои эмоции и чувства. Эмоциональный тип может воздействовать на собеседника своими эмоциями и сам легко поддается воздействию. Он предрасположен к компромиссам, но обидчив. Ощущающий тип быстро ориентируется в процессе делового общения, уверен в себе, реалистичен и не расположен заключать контракты, не обещающие получение выгоды. Интуитивный тип долго раздумывает при принятии решений, может сомневаться, проявляет беспокойство о будущем воплощении делового договора. Типология теорий поведения личности в деловых коммуникациях. Психоанализ и гуманистическая психология. Основные типы теорий личности Первый тип — психодинамические теории (3. Фрейд, К. Юнг и их современные последователи). Основная идея: объясняют динамику личности на основании взаимодействия структурных элементов внутри самой психики: бессознательных мотиваций, влечений, комплексов и архетипов. Второй тип – социодинамические теории (деятельностный подход С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева, культурно-историческая концепция Л.С. Выготского теория оперантного научения[1] Б. Скиннера). Основная идея: главная роль в развитии психики личности принадлежит социокультурным детерминантам, т.е. социальным условиям существования личности, социальному окружению и роду деятельности. Третий тип - интеракционистскнс теории личности (когнитивные теории личности Дж. Келли. А. Бандуры и теория социального научения Дж. Роттера). Основная идея: объясняют динамику психики личности на основе взаимодействия внутренней психической структуры с внешней социальной средой. В практике деловою общении различные подходы к анализу психики индивида могут применяться с целью создания между партнерами эффективных межличностных отношений и согласованного психологического взаимодействии между ними.   Психоанализ. Структура психики но 3. Фрейду Согласно 3. Фрейду, человеческая психика включает в себя три области — системы психического: • сознательное; • бессознательное; • предсознательное. Все эти области находятся в постоянном взаимодействии. Сознательному и бессознательному присуща постоянная борьба, определяющая функционирование всей психической жизни человека. Результат этой борьбы - любой душевный акт и человеческий поступок. Система бессознательного «оно». Система бессознательного «оно»— это источник всех психических сил и энергии личности. По мнению Фрейда, «психическое» и «сознательное» — понятия не идентичные, поскольку в психике человека существуют очень интенсивные скрытые представления, присутствие которых человек не замечает и не осознает, но они обнаруживаются в оговорках, ошибках памяти и речи, забывании имен и т.д. Особенности бессознательного: 1) «оно» — несловесное; 2) «оно» никогда не исчезает, не теряет своей динамической силы и энергии; 3) ему закрыт прямой доступ в сознательное; 4) по своей динамике бессознательное есть нечто вытесненное (представлении, эмоции и др.). создающееся на протяжении всей жизни человека без участия сознания. Бессознательное — внутренняя стихия психических процессов, «кипящий котел» инстинктов, аффектов, врожденных эмоций, влечений. Его основные структурные элементы: ошибочные действия, сновидения, влечения. Ошибочные действия — это оговорки, ошибки, обмолвки, описки, забывание, потери. Такие действия возникают в результате наложения двух различных намерений. Сновидения – психические реакции на действующие во сне раздражители. Влечения - психические элементы внутренних раздражений организма, имеющие телесный характер. Группы влечений: влечения «Я», их цель – самосохранение индивида: сексуальные влечения (libido), цель – продолжение рода. Для делового общения наиболее значимы: сублимация, проекция и рационализация. Сублимация – процесс, при котором личность ориентирует свои действия и поведение на достижение иной цели, взамен той, которая была поставлена сначала, но оказалась невыполнимой. При этом замещение цели приносит личности удовлетворение. В практике делового общениятакое замещение целей ипользуется в диалоговой и согласительной фазах. В диалоговой фазе желательно избегать категоричных суждений и выделить сначала пункты несогласия собеседника, постараться проанализировать их. При утверждении совместного решения в согласительной фазе основное внимание уделяется смягчению или устранению противоречий между выбранными вариантами решения вопроса, поиск компромисса. При этом осуществляется взаимное блокирование определенных психических побуждений собеседников, взамен которых появляются новые, приносящие большее удовлетворение. Проекция – наделение других людей собственными чувствами, не приемлемыми с точки зрения «Сверх Я». Чаще всего используется в контактной фазе делового общения. При этом следует уделять внимание психическому состоянию партнера. Доброжелательность, улыбка помогают избежать возможных негативных эмоции партнера, побуждая его к дружелюбному общению. Рационализация – поиск удобных причин для оправдания неисполнимости тех или иных действий. Используется в диалоговой фазе делового общения. При этом следует уделять внимание психическому состоянию партнера, умению слушать и убеждать его. В случае если обсуждение проблемы затягивается, необходимо сделать паузу, оставив открытыми возможности для дальнейшего делового общения и конструктивного диалога. Модель психической структуры личности в аналитической психологии К. Юнга Основные идеи: К. Юнг считал, что ключевым проявлением психической структуры личности и источником ее конфликтов в общении является «психическая энергия как таковая» — все более или менее определенно выраженные и оформленные «душевные побуждения или силы», энергия которых появляется из взаимодействия противоположностей. Он считал, что фундаментом психики индивида, придающего определенную фирму ее содержанию, выступает коллективное бессознательное, составляющее наиболее глубинный уровень бессознательного, существенно отличное от личностного бессознательного. Коллективное бессознательное. Его особенности: 1) своим существованием коллективное бессознательное обязано наследственности; 2) коллективное бессознательное не основано наличном опыте и не формируется индивидуально; 3) содержание бессознательного передано архетипами — предшествующими формами, которые только вторичным образом становятся осознаваемыми. Архетипы являются бессознательными образами или самих инстинктов, или «образцами инстинктивного поведения». Их количество зависит от числа жизненных ситуаций. Архетипические образы раскрывают себя через определенные символы в сновидениях, фантазиях художественного и научного творчества. При деловом общении Юнг советует отдавать предпочтение своему внутреннему голосу совести, как первичному, более старому феномену, авторитет которого всегда выше человеческого рассудка. Рекомендуется больше внимания обращать на непреднамеренные, спонтанные жесты партнера, не совпадающие с вербальной информацией, в конфликтных ситуациях прислушиваться к своим внутренним, интуитивным чувствам. Коллективное бессознательное тесно связано с личностным бессознательным и вместе с ним и другими системами психики создает единую психическую структуру личности. Гуманистическая и когнитивная психология К. Роджерс — основатель гуманистической психологии. Рассмотрение психики личности основывалось в его концепции на принципе самоактуализации. Согласно этому принципу ключевой мотив поведения личности — стремление к самоактуализации. Самоактулизация — реализация личностью своих способностей с целью сохранения жизни и формирования себя более сильной, с максимальной удовлетворенностью своей жизнедеятельностью. Осуществляется при преодолении препятствий в личной и социальной жизни. Основные черты самоактуализации: открытость, опора на себя, незащитные психологические реакции. Концепция психики личности Дж. Келли. Американский психолог Дж. Келли — представитель когнитивного направления в психологии. Когнитивная психология изучает влияние рациональных и интеллектуальных процессов психики на поведение человека. Уделяет особое внимание когнитивным процессам и их образованиям: мышлению, осознанию, воображению, понятиям, суждениям и др. Для Келли важно понять, как люди осознают и интерпретируют свой настоящий опыт. Он делает вывод об общности психических процессов: если человек интерпретирует свой опыт аналогично интерпретации другого человека, то его психические процессы подобны психическим процессам этого другого. Анализируя жизнь человека, его деятельность и постоянное осмысление реального мира, Келли подчеркивает активность психики, ее способность предугадывать и осуществлять контроль жизненных ситуации в зависимости от поставленных вопросов и предложенных ответов.    

2.Коллектив и его социально-психологические особенности: профессиональная зрелость, эффективность, стадии развития

Залогом успешной деятельности любой организации
является эффективное взаимодействие членом ее коллектива. Ключевые условия успешной деятельности в коллективе предприятия:

1) взаимная поддержка действий, убеждение в их оправданности и целесообразности;

2) свобода и открытость информационного обмена
между членами коллектива;

3) доверие, дружелюбие в отношениях взаимодействующих сторон.

Факторы, способствующие взаимному доверию:

• существование нейтральных лиц, облегчающее взаимные успехи;

• возможность получить предварительную информацию о действиях коллеги;

• личностные качества участи и кон взаимодействии.

Рабочая группа (коллектив) — социальная группа, единство людей, объединенных совместным занятием и взаимной ответственностью, общностью целей, интересов, отношениями поддержки и взаимопомощи. С другими социальными группами рабочую группу связывает постоянное общение и взаимодействие ее членов друг с
другом, чувство принадлежности к данной группе, существование коллективных потребностей, интересов и мотивов поведения. Данный коллектив отличается от других социальных групп своеобразием значимой цели деятельности и органов управления и руководства.

Классификация коллективов возможна по следующим критериям:

1) значимости (первичные, вторичные);

2) формам собственности (государственные, смешанные, частные);

3) формам связи (контактные, неконтактные);

4) времени действия (постоянные, временные);

5) характеру деятельности (научные, производственные, торговые, учебные, воинские);

6) степени формализованности (жесткая и гибкая организации) и т.д.

Основные компоненты рабочей группы: материальный
и духовный.

Материальный компонент — физические члены рабочей группы, конкретные индивиды.

Духовный компонент — идеология и психология рабочей группы.

Идеология рабочей группы — совокупность идей и взглядов, отражающих социально-политические суждения, регулирующие конечные цели трудовой деятельности. Психология рабочей группы — совокупность установленных социально-психологических явлений, возникающих в процессе ее развития и функционировании на основе становления внутренних связей в коллективе,
форм и способов взаимного удовлетворения потребностей его членов, а также морально-психологический климат, способы общении, обычаи и традиции, особенности внутригрупповых конфликтов и т.п.

Основные сферы отношений в коллективе: профессиональная, ценностно-мировоззренческая, сфера межличностных отношений.

Профессиональная сфера включает отношения, формирующиеся в процессе решения производственных задач:

• связанные с координацией совместной деятельности
всех членов коллектива;

• между руководителями и подчиненными;

• в системе «человек—компьютер».

Основные компоненты ценностно-мировоззренческой сферы:

• взаимосвязь между личными и корпоративными ценностями;

• нравственные установки, доминирующие в конкретной социальной группе. Их соотношение может изменяться от полной поддержки до полного разногласия и конфронтации. Сфера межличностных отношений связна
с осуществлением потребности в общении и самоутверждении личности в рамках коллектива, степенью удовлетовренности формальным и неформальным статусом, своей профессиональной деятельностью.

 

Профессиональная зрелость рабочей группы – характеристика, которая подчеркивает крепкие связи между ее членами, возникающими на основе общих ценностных ориентиров поведения. Следствия профессиональной зрелости: дисциплина на достаточно высоком уровне, личные разногласии быстро исчезают, у сотрудников возникает чувство гордости за коллектив, устанавливаются устойчивые традиции, появляется возможность выявил
свои творческий потенциал, увеличивается энтузиазм выполнения установленных задач.

Основные негативные признаки, мешающие эффективной работе коллектива:

• длительные и безрезультативные совещания;

• стремление сотрудников обезопасить себя при помощи инструкций и докладных записок;

• недостаточная информированность исполнителей;

• недооценка коллективного руководства;

• неясность целей деятельности сотрудников;

• поиск виновных в случае провала;

• сотрудник дистанцирован от принятых решений;

• недостаток времени для планомерной работы;

• сотрудники имеют слабое представление о критериях опенки их труда;

• разделение коллектива на новичков и ветеранов;

• групповой эгоизм;

• отсутствие энтузиазма при выполнении работы;

• оценка работы происходит на уровне эмоций и поверхностных наблюдений.

Группы факторов, определяющие степень зрелости коллектива:

1) экономические — формы оплаты труда работников,
особенности формы собственности и т.д.;

2) технологические — специфика совместного применения орудий и предметов труда, например, прогрессивных технологий, использование персональных компьютеров и т.д.;

3) организационные — взаимоотношения в системе
«руководитель—подчиненный»;

4) ценностно-мировоззренческая и психологическая совместимость работников.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.