Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория нормального и патологического нарциссизма Х.Когута.






Я (селф, самость). Я образует ядро личности, " независимый центр инициативы", и имеет историю развития в контексте взаимодействия врожденных особенностей и окружения. Зрелое Я составляют амбиции, идеалы и базовые таланты и навыки человека. Патологические состояния Я Кохут описывает как архаическое Я (доминирует Я-конфигурация раннего детства), расщепленное (фрагментированное) Я (нарушена связность Я-конфигурации), опустошенное Я (снижена жизненная сила).

Селфобъект (Я-объект). Селфобъекты - объекты, которые переживаются как часть нашего Я. Они определяются переживанием своей функции, направленной на поддерживание, восстановление или трансформацию Я, то есть термин применяется к субъективному, интрапсихическому опыту переживания присутствия Другого. В настоящее время чаще употребляется термин селфобъектное переживание для описания соответствующих процессов.

Нарциссизм и нарциссистические потребности. Нарциссизм, с точки зрения Кохута, - не патологическое явление, а любое обращение к поддержанию, модификации Я-переживаний. Детский нарциссизм с развитием не исчезает, а переходит в зрелые формы, такие как творческая деятельность, эмпатия, принятие собственной смерти, способность к юмору и мудрость. Однако, зрелый нарциссизм требует удовлетворения в процессе развития основных нарциссистических потребностей (в соответствующем селфобъекте) - потребностей в признании кем-то (отражении собственной грандиозности), в идеализации кого-то сильного и мудрого, в подобии с кем-то похожим. Неадекватный опыт удовлетворения этих потребностей ведет к нарушениям Я-переживаний и различным психопатологиям, в завистмости от степени повреждения Я.

Селфобъектные переносы. В общем, переживания пациентом аналитической ситуации, которые конструируются и ассимилируются в соответствии с первичной организацией Я, с потребностями в подходящей селфобъектной матрице, называются селфобъектными (нарциссическими) переносами.

Зеркальный перенос. Проявление потребности пациента в принятии, признании, одобрении терапевтом, подтверждении значимости Я. Направлен на усиление полюса личных амбиций в Я.

Идеализирующий перенос. Проявление потребности пациента в идеализации терапевта, в чувстве защиты сильным и мудрым селфобъектом. Направлен на усиление полюса идеалов в Я.

Двойниковый (близнецовый) перенос. Проявление потребности пациента в присутствии терапевта как кого-то подобного ему самому, в переживании опыта тождественности.

Перенос слияния. Архаическая форма всех селфобъектных переносов, проявление потребности в слиянии с селфобъектом посредством расширения своего Я до включения в него терапевта. Характерен для личностных психопатологий и ситуаций недавно пережитой острой травмы.

Эмпатия. Можно лишь приблизительно определить понятие эмпатии, например, как готовность переживать то, что переживает другой, в его терминах. В ранних работах Кохут определял эмпатию как замещающую интроспекцию и предлагал использовать лишь как средство сбора субъективных данных, инструмент наблюдения. Позже он расширил свое понимание эмпатии и описал такие ее функции, как поддержание психологической связи между людьми и обеспечение необходимых условий для психического развития индивида.

Интернализация. В процессе селфобъектных переживаний (у ребенка - в семье, у пациента - в психотерапии) происходит постепенная реорганизация субъективного поля, при которой переживаемые качества селфобъекта ассимилируются Я-структурой субъекта.

Терапевтическая работа. Применяя эмпатию как метод наблюдения, терапевт использует селфобъектные переносы (зеркальный, идеализирующий, двойниковый) для трансформации архаического нарциссизма пациента в его зрелую форму посредством микроинтернализаций и выстраивания новой структуры личности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.