Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Арт-терапия






Техника коллажирования состоит в прикреплении (приклеивании) к какой-либо основе разнообразных материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре. Материалом для коллажа могут служить глянцевые журналы, разнообразные изображения, природные материалы, предметы, фотографии отряда. Создавать свои собственные коллажи могут как трехлетние малыши, так и взрослые люди. Внезависимости от возраста, любой может стать художником. Именно эта " всеохватность" стала причиной популярности коллажирования.

 

 

Быть собой, быть со всеми

 

В ходе занятия участники создают индивидуальные коллажи, дополняя работы друг друга (каждый участник передает свой начатый коллаж соседу, сидящему слева от него, затем, после дополнения снова передает его дальше по кругу). После того как коллажи проходят полный круг, участники получают свои работы, дополненные всеми членами группы. Тренер помогает детям проанализировать свои работы и осознать преимущества и проблемы, возникающие при использовании различных стратегий социального взаимодействия.

 

При проведении анализа коллажей в данной методике следует ориентироваться на первоначальное расположение элементов на листе, размер элементов, их расположение относительно других элементов, основания выбора того или иного элемента и т.д.. В зависимости от расположения, делается вывод о присущих участникам стратегиях социального взаимодействия. При этом выделяются следующие варианты:

Сотрудничество — элементы пристраиваются друг к другу, дополняют общую идею коллажа, прослеживается общий сюжет;

Противодействие — один элемент заклеивает другой, каждый подчеркивает свою идею, не прослеживается общей смысловой или композиционной линии;

Компромисс — возможно заклеивание элементов, но сохраняется общая идея, настроение;

Уступчивость — изначально выбираются маленькие фигуры и размещаются по краям коллажа, инициатива по созданию сюжета передается другим;

Избегание – элементы наклеиваются в стороне от других, не несут определенной идеи.

 

 

Голос каждого

 

В ходе обсуждения должен высказаться каждый. При этом, дети отвечают на вопросы о том, как можно назвать эту картину, почему они дополнили коллаж именно этим элементом, и главное — как на взгляд ребенка идет взаимодействие в группе.

 

Участники нагладно видят текущее положение дел в отряде, уровень межличностных отношений, осознают особенности их взаимодействия с другими детьми. У психолога появляется возможность обсудить взаимоотношения в отряде, отталкиваясь от результатов работы над коллажом. Именно коллаж помогает им получить новые знания об особенностях социального взаимодействия, повысить уровень коммуникативных знаний.

 

Методика для оценки работы вожатых

 

Так как метод коллажирования не привязан к какому-то возрасту, он может быть успешно использован по отношению к вожатым. В начале участникам в качестве разминки предлагается выбрать и вырезать картинку из журнала, которая могла бы представить их, показать их отношение к работе вожатого. Далее идет объединение в группы и коллективная работа над созданием коллажей на тему «Моя работа». Затем каждая группа презентует свой коллаж, объясняя его основную идею и значение отдельных элементов.

 

В процессе группового обсуждения подводятся итоги того, какие стороны деятельности вожатого затронуты в работах, каким качествам личности было уделено большее внимание, какие трудности возникали у участников в процессе определения содержания коллажа и его изготовления.

 

 

ПРАВИЛА АРТ-ТЕРАПИИ

 

В арт-терапевтическом процессе неприемлемы команды, указания, требования, принуждение.

 

Ребенок вправе выбирать виды и содержание творческой деятельности, изобразительные материалы, а также работать в собственном темпе.

 

Ребенок может отказаться от выполнения некоторых заданий, открытой вербализации чувств и переживаний, коллективного обсуждения. («Включенность» детей в групповую коммуникацию во многом определяется педагогической этикой и мастерством психолога.)

 

Ребенок имеет право просто наблюдать за деятельностью остальных участников или заниматься чем-либо по желанию, если это не противоречит социальным и групповым нормам.

 

В арт-терапии принят запрет на сравнительные и оценивающие суждения, отметки, критику, наказания!

 

Таким образом, арт-терапия позволяет каждому участнику оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными, на его взгляд, детьми, продвигаться в развитии сообразно своей природе. При этом гуманистический подход не декларируется, а реально воплощается на практике.

 

Причем, чем меньше вожатый вмешивается в художественную деятельность детей, тем выше полученный терапевтический эффект, тем быстрее устанавливаются отношения эмпатии, взаимного доверия и принятия.

 

 

МЕРА СТРУКТУРИРОВАННОСТИ

 

Занятия могут быть структурированными или неструктурированными.

 

Для первых характерна заданность темы и/или изобразительных средств. Однако содержание творческой деятельности, форма воплощения задуманного, темп работы определяются самим участником.

 

На неструктурированных занятиях участники самостоятельно выбирают тему, материалы, инструменты.

 

На занятиях зачастую используются музыка, пение, движение, танец, драма, поэзия, сочинение историй и т.д. Такие формы, когда одновременно сочетаются различные способы творческого самовыражения, принято называть мультимедийными.

 

Для малышей и младших подростков, наиболее подходят структурированные занятия.

 

В структуре каждого занятия можно выделить две основные части.

 

Первая — невербальная, творческая, неструктурированная. Основное средство самовыражения — рисунок (живопись).

 

Вторая — вербальная, апперцептивная и формально более структурированная. Она предполагает вербальную интерпретацию нарисованных объектов и возникших ассоциаций.

 

На занятиях также используются механизмы невербального самовыражения и визуальной коммуникации. Создаются благоприятные условия для сотрудничества, появляется возможность показать участникам привлекательность «помогающих» отношений.

 

 

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Оптимальное число участников арт-терапевтической группы от 3 до 15 человек. Пространство для занятий включает круг из стульев, рабочие места (стол и стул) для индивидуального творчества, а также свободную от мебели часть комнаты, в которой можно легко перемещаться, танцевать.

 

Для проведения занятий нужны различные материалы, такие, как карандаши, фломастеры, восковые мелки, пастель, соус, сангина, художественный уголь, краски, гуашь.

 

Необходимы кисти разных размеров, палитра, баночки с водой, губка. Потребуется бумага различных цветов, оттенков, формата, плотности и текстуры, картон, фольга, клей, скотч, ножницы, нитки, веревки. Для коллажей понадобятся старые журналы, репродукции, фотографии. На некоторых занятиях используются ткани, глина, пластилин, специальное тесто, песок с миниатюрными фигурками, дерево, природные и иные материалы для создания объемных композиций.

 

Для театрализованных представлений могут понадобиться грим, свечи, костюмы, музыкальные инструменты.

 

Участники имеют равные права и равную ответственность за происходящее.

 

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

 

Как правило, тема занятия задается вожатым (арт-терапевтом). Однако в определенных ситуациях она может выявляться в процессе коллективного обсуждения

 

В арт-терапии сложились различные подходы к отбору и классификации тем для занятий. В педагогической практике общепризнана классификация, предложенная М. Liebmann:

— темы, связанные с освоением изобразительных материалов;

— общие темы, позволяющие исследовать широкий круг проблем и переживаний участников группы;

— темы, связанные с исследованием системы отношений, образа «Я»;

— темы, имеющие особую значимость при парной работе участников группы, а также темы, предназначенные для работы с группами;

— темы для совместной изобразительной деятельности участников группы.

 

Так, последние из указанных тем («Добро и зло», «Черное и белое», «День и ночь», «Судьба») позволяют развивать коммуникативные навыки, преодолевать социальную отчужденность, выстраивать гармоничные взаимоотношения с коллективом.

 

 

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

 

Первый этап. Настрой

 

Начало занятия — это настрой на творчество. Задача этого этапа — подготовка участников к спонтанной художественной деятельности и внутригрупповой коммуникации. Здесь используются игры, двигательные и танцевальные упражнения, несложные изобразительные приемы. Например, различные варианты техники «каракули» («каракули Винникотта», «каракули тела», «каляки»), техника «закрытых глаз», «автографы», «эстафета линий». При выполнении этих упражнений происходит снижение контроля со стороны сознания и наступает релаксация.

 

Второй этап. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений

 

Здесь можно использовать рисунок в сочетании с элементами музыкальной и танцевальной терапии. Музыка как терапевтическое средство, влияет на настроение человека, улучшает его самочувствие, стимулирует его волю к выздоровлению, помогает ему активно участвовать в лечебном процессе. Для занятий лучше подбирать мелодичные композиции без текста, которые не вызывают протеста у участников. Громкость звучания также устанавливается с общего согласия. Заметим, что необходимо изменить или выключить музыку, если этого желает хотя бы один из присутствующих. Можно сочетать арт- и танцевально-двигательную терапию. Нужно принять во внимание принципы и процедуры игровой психотерапии.

 

Третий этап. Индивидуальная изобразительная работа

 

Этот этап предполагает индивидуальное творчество для исследования собственных проблем и переживаний. Принято считать, что все виды подсознательных процессов, в том числе страхи, сновидения, внутренние конфликты, ранние детские воспоминания, отражаются в изобразительной продукции при спонтанном творчестве. Более того, занятия визуальным искусством, способствуют раскрытию внутренних сил человека.

 

Таким образом, человек невербальным языком сообщает о своих проблемах и чувствах, учится понимать и анализировать свои эмоции. Продукт изобразительного творчества сублимирует разрушительные, агрессивные тенденции автора и предупреждает тем самым их непосредственное проявление в поступках.

 

Участники занятий, как правило, различаются степенью готовности к экспрессии, к контакту с арт-терапевтом, к открытости в вербализации своих переживаний. Некоторые дети и взрослые пытаются создавать реалистичные, красивые рисунки. Поэтому необходимо объяснить участникам занятия, что их работы не будут оцениваться. Важен процесс спонтанного творчества, эмоциональное состояние «рисовальщика», его внутренний мир, поиск адекватных средств самовыражения.

 

Данный этап занятия располагает к косвенной диагностике. Так, некоторые дополнительные сведения об авторе можно получить при интерпретации рисунков в соответствии с устоявшимися критериями известных проективных методик. Однако следует избегать прямолинейных аналогий и поспешных выводов.

 

При выборе изобразительных средств нужно учитывать состояние личности «здесь и теперь», ее потребность в маскировке травматических переживаний, желание контролировать эмоции и др. Обычно на первых занятиях участники стремятся работать знакомыми и привычными средствами. И только по мере преодоления психологической защиты начинают экспериментировать, становятся более экспрессивными.

 

Как правило, люди с высокой личностной или ситуативной тревожностью сначала рисуют простым карандашом, многократно исправляя изображение, а только затем раскрашивают его. Когда преодолены защитные тенденции, краски способны вызвать сильный эмоциональный отклик, стимулировать воображение и свободу творчества. Полифония цветов и оттенков позволяет более точно отразить нюансы настроения и психического состояния.

 

Принято считать, что пластичные материалы (глина, пластилин, тесто) в наибольшей степени подходят для выражения сильных переживаний, агрессивных чувств, страхов.

 

Использование техники коллажа нередко помогает преодолеть неуверенность, ситуативную тревожность человека, связанную с отсутствием, по его мнению, художественного таланта. Коллективная работа над созданием коллажа проясняет взаимоотношения в группе.

 

Четвертый этап. Активизация вербальной и невербальной коммуникации

 

Главной задачей этого этапа является создание условий для внутригрупповой коммуникации. Каждому участнику предлагается показать свою работу и рассказать о тех мыслях, чувствах, ассоциациях, которые возникли у него в процессе изобразительной деятельности. Степень открытости и откровенности самопрезентации зависит от уровня доверия к группе, к арт-терапевту, от личных особенностей ребенка. Если он по каким-то причинам отказывается от высказываний, не следует настаивать.

 

Можно предложить участникам сочинить историю про свой рисунок и придумать для него название. Начинать рассказ можно словами «Жил-был человек, похожий на меня...». Такое начало облегчает вербализацию внутреннего состояния и усиливает эффект проекции и идентификации. По рассказу участника можно понять, кого он осуждает, кому сочувствует, кем восхищается. Поэтому нетрудно составить представление о нем самом, его ценностях и интересах, отношениях с окружающими.

 

Пятый этап. Коллективная работа в малых группах

 

Участники придумывают сюжет и разыгрывают небольшие спектакли. Перевод травмирующих переживаний в комическую форму приводит к катарсису, освобождению от неприятных эмоций.

 

Шестой этап. Рефлексивный анализ

 

Заключительный этап предполагает рефлексивный анализ в безопасной обстановке. Здесь обычно присутствуют элементы спонтанной «взаимотерапии» в виде доброжелательных высказываний, положительного программирования, поддержки. Атмосфера эмоциональной теплоты, эмпатии, заботы позволяет каждому участнику арт-терапии пережить ситуацию успеха в той или иной деятельности. Участники приобретают положительный опыт самоуважения и самопринятия, у них укрепляется чувство собственного достоинства, постепенно корректируется образ «Я». В завершение необходимо подчеркнуть успех всех и каждого.

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ

 

При коррекции проблем личностного развития целесообразны «игры с цветом». Например, можно дать задание нарисовать и раскрасить в соответствии с собственными ассоциациями такие эмоциональные состояния, как счастье, печаль, гнев, страх и т.д. Другой вариант — при рисовании использовать только один цвет, который нравится или, наоборот, не нравится.

 

С помощью техники «Монотипия» можно помочь участникам преодолеть психологические барьеры, негативные переживания, опасения, снять эмоциональное напряжение, тревожность. Рисунок здесь выполняется красками на глянцевой бумаге, стекле или зеркале. Затейливые пятна (отпечатки) — источник интересных ассоциаций.

 

Работа в разных техниках над художественным образом пробуждает у играющих творческое воображение, фантазию, глубокие чувства.

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НАСТРОЯ

 

Упражнение «Зеркало»

 

Первый вариант — один участник исполняет роль лидера, другой — ведомого. Задача последнего — повторять движения лидера как можно точнее, в том же темпе. После обсуждения партнерами чувств и переживаний происходит обмен ролями. В конце упражнения выясняется, в какой роли каждый из участников чувствовал себя увереннее, комфортнее и т.д. Второй вариант — использование тактильного контакта рук. Участникам необходимо встать друг напротив друга, соединить кончики пальцев и попробовать совершать руками синхронные движения. Далее обсуждается, насколько гармоничны были действия каждого в паре. Проявились ли в этом упражнении лидерские позиции? При повторении упражнения тактильный контакт можно усилить (соединить ладони).

 

Упражнение «Рисование в воздухе»

 

Размашистые движения воображаемой кисти по «пространству картины» (в воздухе) должны постепенно переходить в мелкие мазки, штрихи, развивающие тонкую моторику пальцев. Упражнение может выполняться в парах и общем круге. В последнем случае характер движений и темп задает арт-терапевт, а затем, по желанию, и другие участники группы.

 

Упражнение «Слепой — поводырь»

 

Задача «слепого» — закрыть глаза и найти в группе «поводыря». Для этого необходимо двигаться по помещению с закрытыми глазами в полной тишине. Первый, с кем столкнется «слепой», и станет его «поводырем». Главное — невербальное взаимодействие. Отметим, что выбор может быть сознательным, если все участники разделяются на пары по обоюдному желанию. Однако для сравнения ощущений полезно повторить упражнение со случайно найденными «поводырями». После смены ролей и повторения упражнения в различных вариантах участники сначала в парах, а затем в группе обсуждают происходившее.

 

Упражнение «Путаница»

 

Оно выявляет степень групповой сплоченности и настраивает участников на взаимодействие. Может использоваться на любом арт-терапевтическом занятии, но лучше всего — на первом и заключительном. Начинается с работы в парах. Участникам предлагается совместно создать на полу 5 точек опоры, затем — 6, 7. Это простое задание. Решение его, как правило, тривиально: четыре точки опоры — это ноги двух участников, пятая — две соединенные руки. Далее «разогрев» продолжается в малых группах по шесть человек. Им предстоит объединиться и создать 4, 6, 9, 15 (16, 17) точек опоры на полу. После чего всем участникам предлагается встать в центре условного круга, придвинуться как можно ближе друг к другу, закрыть глаза и поднять обе руки вверх. Одной рукой нужно на ощупь найти пару. Другая рука остается свободной. Затем арт-терапевт соединяет свободные руки таким образом, чтобы получилась «путаница». Участникам надо «распутаться» и образовать общий круг, не разрывая спонтанно образованные «связи» друг с другом. Это веселое упражнение имеет глубокий арт-терапевтический смысл и замечательно настраивает на дальнейшую работу в группе, задает доброжелательный тон.

 

Упражнение «Прогулка по...»

 

Это может быть, например, прогулка по пространству тетрадного листа. Участникам предлагается представить себя одинокими буквами и прогуливаться по листу, не нарушая поля и границы. По сигналу арт-терапевта все должны замереть. Затем обсуждается, кто в какой части листа находится. Заметим, что некоторые люди плохо чувствуют пространство и ошибаются при ответе на вопрос, где расположена их «буква»: в начале страницы, в конце, на полях. Сказанное особенно характерно для детей с дисграфией. При повторе можно посоветовать участникам-«буквам» объединиться в слова, имена и проч. «Прогулка» может быть свободной, когда человеку предлагается просто почувствовать свое тело при выполнении разнообразных (плавных и резких, медленных и быстрых) движений в определенном пространстве комнаты. Постепенно упражнение усложняется. К примеру, продолжая прогуливаться, участники должны имитировать встречу. В следующем задании — после каждой встречи резко менять направление движения. В частности, по команде арт-терапевта поворачиваться на 90 или 180 градусов, приседать, отпрыгивать и т.п.

 

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ

 

Задание «Могу позволить себе играть как ребенок...»

 

Нарисовать «нерабочей» рукой самую любимую игру (или занятие) своего детства и придумать к рисунку название. Для работы лучше брать мягкие изобразительные материалы (гуашь, мелки, акварель и т.п.), листы бумаги большого формата (А3 и больше). Понятно, что при рисовании левой рукой «правша» как бы раздвигает границы умений, открывает в себе новые чувства, становится более спонтанным. При этом высока вероятность проявления сильных переживаний, детских страхов, и наоборот, появления ярких творческих образов. Важно обсудить, почему именно эта детская игра возникла в воображении? Как чувствовал себя человек, работая над образами? Что чувствует сейчас?

 

Групповое рисование по кругу

 

На листе бумаги необходимо нарисовать незатейливую картинку или просто цветовые пятна, а затем передать эстафету следующему участнику для продолжения рисунка. В итоге каждый рисунок возвращается к своему первому автору. После выполнения этого задания обсуждается первоначальный замысел. Участники рассказывают о своих чувствах. Коллективные рисунки можно прикрепить к стене: создается своеобразная выставка, которая какое-то время будет напоминать группе о коллективной работе в «чужом пространстве». Данная техника может выявить сильные противоречия в групповом процессе, вызвать агрессивные чувства, обиды. Поэтому арт-терапевт должен предупредить участников о бережном отношении к работам друг друга.

 

 

Пример арт-терапевтической формы работы

 

ВЫБОР МЕТОДА И ФОРМЫ

 

Арт-терапевтическая форма работы позволяет:

— создавать демократическую, доверительную атмосферу, связанную с равенством прав и ответственности участников и ведущих;

— членам группы оказывать друг другу взаимную поддержку;

— развивать у участников социальные навыки;

— повышать их самооценку и укреплять личную идентичность;

— развивать у них коммуникативные навыки и способность адаптироваться к групповым нормам.

 

ПРАВИЛА

 

При проведении занятий соблюдались следующие правила.

Ведущие не использовали принуждение, команды, указания, требования.

Ребенок имел право работать в собственном темпе.

Ребенок имел право отказаться выполнять некоторые задания, мог открыто вербализовать свои чувства, что-то коллективно обсудить и т.п.

Ребенок имел право просто наблюдать за деятельностью остальных участников или заниматься чем-то по желанию, если это не противоречило социальным и групповым нормам.

Был введен запрет на сравнительные и оценивающие суждения, отметки, критику, наказания.

 

Таким образом, на арт-терапевтических занятиях каждый участник мог оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными детьми, продвигаться в развитии сообразно своей природе.

 

ПЕРВЫЙ ЭТАП

 

На первом этапе работы главной целью была адаптация детей к новым условиям жизни. Эти занятия состояли из двух частей.

 

Первая включала группу арт-терапевтических упражнений из серии «Восприятие себя». Такие упражнения позволяют ребенку отразить свой биографический опыт, отношение к самому себе и способствуют глубокой рефлексии индивидуальных потребностей и чувств.

 

Вторая часть была представлена играми-упражнениями («Молекулы», «Скульптор и глина», «Таможня», «Узнай меня» и т.д.), направленными на формирование первичных коммуникативных навыков.

 

Темы занятий первого этапа

1. Мое имя

2. Метафорический портрет: я в образе растения

3. Метафорический портрет: я в образе животного

4. Метафорический портрет: я в образе предмета

5. Автопортрет

6. Что я люблю?

7. Мое настроение

8. Я в будущем

9. Рисунок вдвоем

10. Поздравительная открытка

 

Арт-терапевтическим упражнениям предшествовала вводная беседа по выбранной теме, упражнения для разогрева. В начале каждого занятия обязательно разбирались возможные варианты выполнения заданий, предлагаемые и детьми, и ведущими. Это обеспечивало достаточно широкий спектр выбора. На этом этапе полностью самостоятельный выбор нашим детям был пока недоступен. Это показали первые занятия: большинство участников стереотипно ориентировались на первые предложения более активных и развитых детей. После изобразительной деятельности ведущие побуждали детей к высказыванию своих чувств хотя бы на уровне «нравится — не нравится».

 

У всех участников постепенно пробуждался интерес к изобразительному творчеству. Вначале многие боялись приступать к выполнению рисунков, отказывались рисовать красками, сомневались в результате, не верили в свои возможности. Но постепенно на смену страху пришло любопытство, а затем — и интерес к творческому самовыражению. Дети с удовольствием рисовали свое имя, себя в образе растения и цветка, автопортреты, свое настроение. Упражнение «Что я люблю» свелось к обсуждению гастрономических предпочтений участников. Изображение себя в образе животного и предмета вызвало у детей значительные затруднения с выбором объекта. Это связано с незрелостью мыслительных операций наших воспитанников, трудностями в возникновении у них ассоциаций и метафор.

 

Большие проблемы вызвала работа в парах и упражнения, предполагающие коммуникацию. Здесь проявилось негативное восприятие детьми многих окружающих и их недоверие к миру. На некоторых занятиях дети не могли определить, кто с кем будет сидеть. Мы учитывали пожелания участников и разрешали им рассаживаться по двое, по трое и по одному. В течение занятия часть детей успевала выполнить несколько рисунков, другие же еле-еле могли закончить один, некоторые откладывали свои работы на следующий день. Часто дети экспериментировали с красками. Иногда они начинали рисовать яркими светлыми цветами, а затем брали темную краску и буквально до дыр замалевывали все пространство рисунка, делая это долго и с удовольствием. Как правило, следующий после этого рисунок был более светлым и спокойным.

 

Иногда дети выражали желание уничтожить свое произведение (смять, разорвать). Мы не поощряли этого, но давали право ребенку самостоятельно распорядиться своим рисунком. На первых занятиях дети непроизвольно прибегали к сравнению своих и чужих работ. Причем у одних это сравнение было постоянно в свою пользу, а другие до слез расстраивались, глядя на более привлекательные, с их точки зрения, работы других детей. Ведущим стоило большого труда приучить своих подопечных к безоценочному взгляду, к умению видеть свои маленькие успехи и быть терпимыми. Ведущие старались создавать ситуации успешности для каждого ребенка на его уровне. Но так как все это проходило медленно и постепенно, на занятиях частенько случались небольшие драмы. Иногда ребенок покидал класс, где проходило занятие, но мы всегда давали ему возможность вернуться, и, как правило, он возвращался до конца занятия.

 

Учитывая, что детям было очень трудно выражать и высказывать свои чувства другому человеку, мы ввели еще одного участника занятий — белую ворону Каркушу (кукла бибабо). Она начинала занятие, задавала каждому вопросы, беседовала с детьми, сглаживала острые ситуации, успокаивала, завершала занятие, ласково прощаясь лично с каждым ребенком. Дети полюбили Каркушу, воспринимали ее как живую, интересовались, где она спит ночью, что делает на каникулах, есть ли у нее дети. Они контактировали с Каркушей и с ведущими даже с бо’льшим желанием, чем со сверстниками. Серьезную обеспокоенность у нас вызвало проведение игровых упражнений, направленных на формирование первичных коммуникативных навыков. Дети с интересом включались в игру, но с трудом соблюдали очередь, капризничали, проявляли вербальную агрессию, не подчинялись правилам. Особенно следует отметить проблемы телесного контакта. Некоторые дети с трудом переносили прикосновения, всячески их избегали, другие же обнаруживали тенденцию «прилипания» ко взрослому. С этими проблемами мы решили поработать отдельно. Таким образом, наш опыт показал нецелесообразность использования на занятиях одновременно и арт-терапевтических, и игровых упражнений.

 

ВТОРОЙ ЭТАП

 

Этот этап арт-терапевтической программы посвятили развитию коммуникативных навыков, коррекции привычных форм поведения и опробованию новых социальных ролей. Упражнения подбирались таким образом, чтобы время взаимодействия детей друг с другом увеличивалось постепенно.

 

Темы занятий второго этапа

1. Подарок: рисование двумя красками на мокром листе

2. Странное животное: рисование втроем

3. Каракули

4. Интервью-презентация

5. Повторялки

6. Кооперативное рисование

7. Рисунок вдвоем

8. Рисунок по кругу на свободную тему

9. Совместное тематическое рисование

10. Совместное свободное рисование

 

Структура занятия: приветствие, упражнения на разогрев, беседа по теме, изобразительный этап, обсуждение, прощание. Первое упражнение являлось подготовительным. Оно выполнялось каждым ребенком в отдельности, и он имел возможность понаблюдать взаимодействие двух красок: синей и желтой, отметить качественно новый результат такого взаимодействия — появление зеленого цвета. Далее была проведена групповая изобразительная игра «Странное животное»: дети в группах по три человека, при участии ведущих, по очереди пририсовывали части тела животного, не видя предыдущего рисунка. Обсуждение проходило живо и с юмором, однако после этого многие выразили желание изобразить свое собственное странное животное в одиночку. Дружно и без конфликтов прошли занятия, на которых дети рисовали друг для друга каракули, обменивались ими и создавали из них образы.

 

Вызвало интерес упражнение «Интервью-презентация». Дети брали интервью друг у друга и у ведущих, а затем изображали самое, на их взгляд, важное и интересное. При этом некоторые посвятили свои рисунки любимым ведущим, то есть все-таки опять взрослым. Упражнение «Повторялки», где дети по очереди повторяли рисунки друг друга, то есть были в роли ведущего и ведомого, понравилось всем. При обсуждении выяснилось, что большинству привычнее и комфортнее быть в роли подчиненного.

 

Упражнение «Кооперативное рисование» было посвящено рисованию сказки. Она была выбрана всеми вместе — «Золушка». Каждому по жребию достался тот или иной герой. В конце занятия все рисунки расположили по порядку и вспомнили сказку. Прием кооперативного рисования понравился детям и был затем повторен в разных вариантах. Упражнение «Рисунок вдвоем» не получилось. Некоторые дети категорически отказывались рисовать в парах, и им было предложено заменить это упражнение рисунком своего настроения. Выполнение упражнения «Рисунок по кругу» напоминало конвейер. Многие совершали стереотипные операции. Одна девочка, вооружившись карандашом и линейкой, на всех поступавших к ней листочках рисовала дорогу. Девочка, сидевшая вслед за ней, «штамповала» цветочки вдоль дороги, а следующий ребенок пририсовывал в углу зайчика. В результате многие рисунки получились почти одинаковыми, при этом дети были вполне довольны результатами. Детям вообще больше нравится монотонная, пусть однообразная, но понятная и хорошо организованная работа. А упражнения, требующие воображения и гибкости, вызывают у них раздражение и нежелание работать. На заключительном занятии было проведено совместное рисование, темы были выбраны детьми — «Весенний лес» и «Город мечты». Сначала детям активно помогали взрослые. Участники рисовали все, что хотели, но остались очень недовольны результатом. Потом, по предложению ведущего, ребята предварительно договорились о том, что будут изображать, и распределили между собой функции. На этот раз они были удовлетворены полученным результатом.

 

Город своей мечты дети рисовали уже практически без участия взрослых. При этом нам было радостно наблюдать, как спокойно, дружелюбно и продуктивно они работали. Мы отмечали каждую мелочь: дети не толкались, не огрызались, просили друг у друга карандаши и ластики, и за все занятие даже никто ни на кого не обиделся! Завершилось занятие награждением участников.

 

БЕЗ ПООЩРЕНИЙ НЕ ОБОЙТИСЬ

 

Несколько слов о награждении. Первый раз поощряли детей в самом начале занятий за то, что они смогли преодолеть нежелание работать. Это навело на мысль использовать такую систему поощрений, которая выполняла бы коррекционную функцию. Выбрали жетонную систему. Чтобы получить желаемое вознаграждение, надо было «заработать» серию жетонов, которые выдавались за участие в выполнении упражнений. Так мы стимулировали воспитанников к регулярной работе, к преодолению привычки праздно проводить свободное время. Обратили внимание, что на первом этапе дети очень ревниво относились к успехам других и стремились сами получить поблажки, принизив заслуги товарищей. Но постепенно они привыкли сдерживать свои импульсивные желания. Ребята придирчиво следили за справедливостью в распределении жетонов. Нас порадовало, что иногда они указывали на наши ошибки не только по отношению к другим детям, но и к себе. В результате все получили маленькие награды (блокнотики, ластики, карандаши и т.д.). Хочется отметить, что в завершение программы дети, даже те, кто вначале был за уравниловку, смогли спокойно принять тот факт, что количество поощрений у всех разное.

 

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

К концу второго этапа стали отмечаться положительные сдвиги в поведении детей, гармонизацию их эмоциональной сферы, снижение тревожности, повышение самооценки и уверенности в себе. Уже не было серьезных проблем с выбором партнеров для работы, дети легче и охотнее приступали к выполнению работы, почти прекратились вспышки агрессии, повысилась степень принятия своих и чужих рисунков, они стали более открыто и активно участвовать в обсуждении, вербально выражать свои чувства. Наиболее интеллектуально сохранные дети стали обращать внимание на эмоциональное состояние своих товарищей, появилось сочувствие, эмпатия. Некоторые научились выражать одобрение и поддержку другим детям, радоваться чужому успеху, а также в случае необходимости призывать к приемлемому поведению и даже сглаживать конфликты. Таким образом, дети освоили новый для себя опыт общения и взаимодействия.

 

Подводя итог, можно отметить, что арт-терапевтические методы показали свою эффективность в коррекции эмоциональных проблем и привычных неадаптивных форм поведения детей с психической депривацией. Для получения устойчивых результатов необходимо включать арт-терапевтическую работу в комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на развитие личности детей.

Что скрывает детский рисунок

 

 

Вглядевшись внимательнее в любой детский рисунок, можно увидеть все, что творится в душе малыша, и чего он не сумеет объяснить взрослым, даже в самой доверительной беседе.

 

Малыш провел над листом бумаги с карандашами в руках несколько минут – картинка готова. Как много важного для него самого и для родителей скрыто в этом рисунке! Вот ребенок изобразил себя, но поза неустойчива, и нет лица. Он вооружен до зубов. Ему требуется защита. Может быть, кто-то обидел его? Вот малыш в кроватке – прилег отдохнуть. Он устал? А может быть, болен?

 

 

Особенности возраста

 

Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. До трех лет – это только черточки, линии, круги. Малыш «пробует» карандаш или кисть, экспериментирует. К четырем годам у картинок появляется замысел. Маленького художника «вдохновляет» главным образом человек – мама, папа, сам малыш. Люди на рисунках чаще всего выглядят как «головоноги»: существа, тело и голова которых представляют собой единый «пузырь» с ножками.

 

Анализировать рисунок можно начинать с 4-5 лет. Человечек на рисунке уже состоит из двух овалов с ручками и ножками – палочками. Появляется интерес к различным занятиям, предметам, окружению главного героя. К семи годам «живописцы» уже не упускают из виду такие детали человеческого образа, как шея, волосы (или шапка), одежда (хотя бы в схематическом виде), а руки и ноги изображают двойными линиями. Это указывает на гармоничное развитие ребенка.

 

 

Структура рисунка

 

Предложите ребенку нарисовать его семью. Причем, так, чтобы все были заняты каким-нибудь делом. Пусть у него будет выбор цветных карандашей и достаточно бумаги – обычный альбомный лист (формат А4) вполне подойдет. Не стоит торопить малыша или комментировать его рисунок в процессе рисования. А когда он закончит семейный портрет, самое время обратиться с вопросами: кого именно он нарисовал и чем заняты все эти персонажи.

 

Для верного прочтения детского рисунка необходимо довериться своим впечатлениям. Какие эмоции он вызывает? Чтобы точнее определить это, для описания рисунка используйте понятия: «светлый» – «темный», «яркий» –«тусклый», «спокойный» – «тревожный», «агрессивный» – «доброжелательный», «богатый» – «бедный» и так далее. Например, грустный – на котором члены семьи разобщены, находятся в разных частях листа, лица у них безрадостны или вовсе отсутствуют. Агрессивный – с угрожающей мимикой, позами, возможно, с оружием.

 

Если самим вам сложновато, то можно найти таких же заинтересованных родителей и обменяться с ними творениями малышей. А затем поделиться друг с другом ощущениями от рисунков в качестве «независимых экспертов». Все слова, которыми можно описать рисунок, имеют отношение к тому, как сейчас чувствует себя ребенок.

 

Если негативных оценок слишком много, то это может говорить о психологическом неблагополучии ребенка. Однако не стоит делать поспешных выводов по одному-единственному рисунку. Возможно, ребенок просто обижен.

 

Совпадает ли количество членов семьи на бумаге реальному? Первым и самым крупным, как правило, изображается наиболее значимый в понимании ребенка член семьи. Себя дети обычно рисуют рядом с теми, к кому испытывают наибольшую привязанность. А дальше всех на рисунке располагается самый несимпатичный малышу родственник. Изображение в профиль или спиной также свидетельствует о негативе.

 

Не забывайте, однако, что дети живут сиюминутными переживаниями. К примеру, малыш не рисует отца, который уделяет ему мало внимания и бывает груб. А его отсутствие на рисунке объясняет тем, что «папа уехал в командировку». А младшей сестренки на рисунке нет, потому что она «спит в другой комнате». Ребенок не может примириться с тем, что мама из-за сестры не уделяет ему столько же внимания, как прежде. Подобные «коррективы» в состав семьи вносят дети, неудовлетворенные своим эмоциональным положением. Им требуется больше доброжелательного внимания взрослых, а лучше – игр в компании таких же малышей.

 

 

Важные детали

Члены семьи объединены каким-то общим делом – знак хорошей «погоды в доме».

Ребенок нарисовал себя отдельно от остальных - «сигнал» о своей изолированности в семье. Родные отделены друг от друга перегородками –возможный признак проблемах в общении.

Младшего по возрасту брата или сестру малыш рисует крупнее себя – он «занимает много места в их жизни».

На рисунке нет самого маленького художника – «мне нет места» в отношениях между близкими. Проверить это можно, задав малышу вопрос: «Может быть, ты забыл кого-то нарисовать?» Но бывает, что даже прямое указание: «ты забыл изобразить себя» ребенок игнорирует или объясняет: «не осталось места», «потом дорисую». Такая ситуация является серьезным поводом задуматься о семейных взаимоотношениях.

 

 

Манера письма

Частые самоисправления – первый признак повышенной тревожности.

Рисунок состоит из отдельных мелких штрихов – малыш как бы опасается провести решительную линию – также признак опаски.

Преувеличенно большие глаза с густо заштрихованными зрачками – возможно, малыш чего-то боится.

Многочисленные украшения, множество деталей в костюме – желание быть замеченным, тяга к внешним эффектам.

Слабый нажим на карандаш, не по возрасту слабая детальность рисунка – ребенок склонен к быстрому утомлению, эмоционально чувствителен, психологически неустойчив.

Линии не доводятся до конца, рисунок размашистый, небрежный – его автор импульсивен. Стоит обратить внимание на сильный нажим и грубые нарушения симметрии. Иногда рисунок «не помещается» на листе – признак энергии, бьющей через край, даже агрессии.

Все фигуры изображены очень мелко, композиция смещена к краю – малыш не верит в свои силы. Возможно, кто-то из родных слишком строг с ним или требования, предъявляемые ребенку, не соответствуют его реальным возможностям.

Символы агрессии – большие акцентированные кулаки, оружие, устрашающая поза, четко прорисованные ногти и зубы. Взрослым следует разобраться, зачем ребенку понадобилась такая демонстрация своей силы.

 

 

Палитра – зеркало души

 

Обычно в рисунке дети используют 5-6 цветов. Более широкая палитра открывает натуру чувствительную, богатую эмоциями. Более скудная говорит о негативных эмоциях в данный момент.

Темно-синий – сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое, самоанализ;

зеленый – уравновешенность, независимость, упрямство, стремление к безопасности;

красный – сила воли, эксцентричность, агрессия, возбудимость;

желтый – положительные эмоции, любознательность, оптимизм;

фиолетовый – фантазия, интуиция;

коричневый – медлительность, физический дискомфорт, часто – отрицательные эмоции;

черный – подавленность, протест, настоятельная потребность в изменениях;

серый – безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит

 

Артистический

 

Инсценировать сказку " Курочка Ряба", если она:

 

1) комедия

 

2) мелодрама

 

3) фильм ужасов

 

Артпедагогика – лекарство от стресса

 

 

Психическое здоровье детей попадающих сегодня в лагерь, вызывает сегодня у медиков и педагогов серьезную тревогу. Нарастает количество неврозов; отмечается потеря интереса к деятельности и общественной жизни; часты проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздражительности и агрессивности; сильна тяга к табакокурению, алкоголю и наркотикам. Все это побуждает искать новые психолого-педагогические средства предупреждения подобных негативных проявлений. Одним из таких средств является артпедагогика – вовлечение детей в различные виды деятельности (рисование, лепку, слушание музыки, танец, движение и речь). Сущность артпедагогики заключается, во-первых, в ее воспитательной функции, она воздействует на нравственно-этические, эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности и способствует социокультурной адаптации с помощью искусства. Кроме того, артпедагогика реализует еще и психотерапевтическую функцию, помогая детям справляться со своими психологическими проблемами, восстанавливать эмоциональное равновесие, переключаться с отрицательных переживаний на положительно окрашенные чувства и мысли

 

 

ИГРЫ С БУМАГОЙ И КРАСКАМИ

 

Игры-упражнения с изобразительными материалами снижают эмоциональную напряженность детей, помогают им осознавать свои чувства, переживания, учат управлять ими.

Рисунок на асфальте. Дать ребенку цветные мелки и предложить нарисовать все, что ему хочется.

Наскальная живопись. На специально отведенной стене, например в рекреации, крепится большой лист бумаги, где дети рисуют все, что хотят и чем хотят (цветными мелками, фломастерами и т.д.).

Рисунок на стекле. Кусок стекла размером с альбомный лист аккуратно оклеить липкой лентой (чтобы не пораниться) или вставить в деревянную рамку. Рисовать на стекле можно красками, фломастерами, мелками все, что захочется. С обратной стороны листа можно подкладывать разноцветные листы бумаги (фон), из-за чего эмоциональное восприятие рисунка будет меняться.

Восковой рисунок. Лист бумаги натирается свечой. Затем раскрашивается красками или мелками.

Пластилиновая живопись. Педагог, нарисовав предварительно контурное изображение предмета, предлагает ребенку размазать немного пластилина на поверхности картона, не выходя за контур.

Можно использовать несколько цветов, накладывая их друг на друга, чтобы придать объемность. Излишки пластилина убираются.

Отпечатки. Использовать предметы с рельефной поверхностью, найденные на природе (камешки, шишки). Создать из отпечатков целостную композицию или образ.

Изображение своего настроения. Педагог предлагает ребенку выбрать по желанию цвет краски и на белом листе бумаги нарисовать цветовые линии, пятна, круги, узоры, выражающие его настроение в данный момент.

Победа над страхом. Ребенку предлагают нарисовать то, чего он больше всего боится, а затем его рисунок обсуждается. После этого ребенку дают ножницы и предлагают разрезать (или порвать) свой «страх».

Кляксы. Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, какого им хочется, плеснуть «кляксу» на лист бумаги и сложить его вдвое так, чтобы «клякса» отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и рассказать, на кого или на что похожа полученная «клякса».

Рисование спиралеобразными линиями. Педагог делает контурный набросок предметов, а ребенок рисует по нему фломастером или ручкой спиралеобразными линиями.

Рисование по точкам. Педагог заранее готовит схему рисунка, расставляя контурные точки. Ребенку предлагают соединить точки линией. Получившийся контур дорисовать, раскрасить, придумать сюжет и дать название.

Рисование в воздухе. Педагог рисует в воздухе какую-либо фигуру, изображающую простой предмет. Затем просит ребенка повторить изображение сначала в воздухе, а потом на бумаге.

Озорные рисунки. Упражнение выполняется в парах. Один из участников задумывает геометрическую фигуру (цифру, букву) и «рисует» ее в воздухе губами, представляя, что в них зажат карандаш, который нельзя ронять. Задача второго – отгадать «нарисованное». Затем происходит смена ролей.

Графическая музыка. Ребенку предлагают под музыку, закрыв глаза, проводить на бумаге линии в соответствии с восприятием мелодии. Затем найти в этих линиях образы и обвести их карандашами разного цвета (рыбка, черепаха, птица и др.).

Пальцевая живопись. Педагог предлагает детям нарисовать предмет, накладывая цветовые пятна (гуашь) пальчиком или используя палочки. Можно нарисовать не весь предмет, а только его контур.

Танцующие руки. Большой лист оберточной бумаги (или старые обои) раскладываются на полу. Детям предлагают в каждую руку взять по цветному мелку любого цвета, затем лечь спиной на бумагу. Включается веселая музыка. Дети одновременно двумя руками рисуют по бумаге, двигая руками в такт музыке. Затем рисунки обсуждаются.

Волшебный салют. На полу расстилают газету, кладут большой лист бумаги. Нужны жидкие краски, кисти. Манипулируя любым образом кистью, брызгать краску на лист бумаги, устраивая «волшебный салют».

Крупный масштаб. Создать изображение, используя малярные кисти, губки, ноги, руки (отпечатки стоп, кистей). Необходимо иметь под рукой ведро с водой, чтобы вымыть руки, ноги, и полотенце.

Работа с глиной (сжимание, разглаживание, формообразование, затем сплющивание).

Работа с бумагой (коллаж). Необходимо вырезать из журналов картины, иллюстрирующие те или иные позитивно окрашенные события, участниками которых были дети (каникулы, праздник); при этом желательно вспомнить и описать детали этих событий.

 

При использовании этих приемов в работе с младшими школьниками необходимо учитывать, что каждый изобразительный материал имеет определенный диапазон возможных способов действия с ним, стимулирует ребенка к определенным видам активности. Подбирая изобразительные материалы в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребенка, можно в какой-то мере управлять его активностью.

 

Например, в работе с гиперактивными и расторможенными детьми не рекомендуется использовать такие материалы, как краска, глина, пластилин... Эти материалы стимулируют неструктурированную, ненаправленную активность ребенка (разбрасывание, разбрызгивание, размазывание и пр.), которая легко может перейти в агрессивное поведение. Более уместно предложить таким детям листы бумаги среднего размера, карандаши, фломастеры, т.е. изобразительные средства, требующие от них организации и структурирования своей деятельности, тонкой сенсомоторной координации и контроля над выполнением действия, и соответствующие задания, например «Рисование по точкам».

 

Напротив, детям, эмоционально «зажатым», с высокой тревожностью более полезны материалы, требующие широких, свободных движений, включающих все тело, а не только область кисти и пальцев. Таким детям следует предлагать краски, большие кисти, большие листы бумаги, прикрепленные на стенах, глину и пластилин, рисование мелом. Наибольший эффект для ослабления эмоциональной напряженности и тревожности имеют задания «Рисование пальцами», «Волшебные пятна».

 

 

МУЗЫКА ДЛЯ НАСТРОЕНИЯ

 

Музыка снижает эмоциональное напряжение у детей и устраняет страхи. Благодаря своим специфическим особенностям (темпу, ритму, интонации) музыка влияет на физиологические процессы организма (пульс, дыхание, мышечный тонус), проникает в глубинные слои личности (подсознание). Музыка способна устанавливать общее настроение: быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции, мягкие ритмы успокаивают.

 

Детям можно предложить прослушать специально подобранные музыкальные произведения, обсудить собственные переживания, воспоминания, мысли, возникающие у них в ходе прослушивания, а затем в соответствии с ними создать образы-впечатления (рисунки, поделки из глины, пластилина). Такой прием помогает ребенку раскрепоститься, «услышать» себя, свою внутреннюю гармонию; «самовыразиться»; снять стрессы.

 

Музыка может использоваться для создания хорошего настроения. С этой целью во время занятий может тихо звучать музыкальное произведение, близкое по теме тому, что изображают дети, или просто хорошая, спокойная музыка.

 

Звуки и чувства взаимосвязаны. Поэтому можно использовать музыку для обучения детей распознаванию эмоций. С этой целью детям выдаются карточки с изображением детского лица с различной мимикой – радости, гнева, грусти, удивления, внимания, задумчивости (карты настроения). Прослушав музыкальную пьесу, дети должны поднять одну из карт, соответствующую настроению музыки. В последующем дети учатся словесно описывать чувства, которые у них вызывают музыкальные произведения, и соотносить их с «картами настроения». Для характеристики музыкальных образов, своих чувств дети пользуются двумя наборами полярных определений: веселый – грустный, бодрый – усталый, довольный – сердитый, спокойный – взволнованный, смелый – трусливый, медленный – быстрый, праздничное – будничное, теплое – холодное, ясное – мрачное, красивая – некрасивая. Этот прием помогает детям понимать свое эмоциональное состояние.

 

 

ТАНЕЦ ТЕЛА

 

Известно, какое негативное влияние на физическое и психическое самочувствие детей оказывает ограничение двигательной активности. Ребенок начинает напрягать свои мышцы, чтобы сдерживать слезы или гнев; возникают психологические «зажимы» на теле. Таким образом, ребенок постепенно лишается первоначальной органической связи со своим телом. Необходимо помочь ему вновь обрести полноценное ощущение своего тела. С этой целью используется прием спонтанной двигательной активности.

 

Этот прием основан на взаимосвязи движений человеческого тела и эмоций. При любых эмоциональных сдвигах меняется самочувствие, как физическое, так и душевное, и, соответственно, меняется характер наших движений. Спонтанные движения свободной формы (под разную музыку) позволяют снять контроль сознания над собственным телом; способствуют высвобождению скрытых, подавляемых ребенком чувств (агрессии, страхов); улучшают физическое и душевное самочувствие, расширяют самосознание.

«Сочини свой танец». Ведущий встает в центр круга. В такт музыке (быстрой или медленной) он выполняет несколько различных танцевальных движений, все остальные копируют его танец. Затем он дотрагивается до любого участника, тот выходит в центр, сочиняет свой танец; далее игра продолжается по кругу.

«Подари движение». Участники встают в круг. Звучит веселая музыка. Ведущий начинает танец, выполняя какие-либо однотипные движения в течение 15–20 секунд. Все остальные повторяют эти движения. Затем кивком головы он дает знак следующему начинать свои движения в такт музыке, и так продолжается по кругу.

«Танец пяти движений» (Габриэла Рот). Для выполнения упражнения необходима запись с музыкой разных темпов, продолжительность каждого темпа – 1 минута.

«Течение воды» – плавная музыка, текучие, округлые, мягкие, переходящие одно в другое движения. «Переход через чащу» – импульсивная музыка, резкие, сильные, четкие, рубящие движения, бой барабанов.

«Сломанная кукла» – неструктурированная музыка, хаотичный набор звуков, вытряхивающие, незаконченные движения (как «сломанная кукла»).

«Полет бабочек» – лирическая, плавная музыка, тонкие, изящные, нежные движения.

«Покой» – спокойная, тихая музыка или набор звуков, имитирующих шум воды, морской прибой, звуки леса – отсутствие движений, «слушание» своего тела.

«Свободный танец». Детям предлагается под музыку (ритм, громкость которой периодически меняются) с закрытыми глазами танцевать, выполняя любые, какие им хочется, движения, не мешая друг другу.

«Джаз тела» (Габриэла Рот). Танцующие встают в круг. Звучит ритмичная музыка. Ведущий показывает порядок выполнения движений. Сначала нужно совершать движения только головой и шеей в разные стороны, вперед и назад в разном ритме. Затем двигаются только плечи, то вместе, то попеременно, то вперед, то назад, то вверх, то вниз. Далее – движения рук в локтях, потом – в кистях. Следующие движения – бедрами, затем – коленями, далее – ступнями. А теперь надо постепенно прибавлять каждое отработанное движение по порядку: голова + плечи + локти + кисти + бедра + колени + ступни. В конце упражнения надо стараться двигаться всеми этими частями тела одновременно.

«Танец огня». Танцующие тесно сжимаются в круг, руки поднимают вверх и постепенно в такт бодрой музыке опускают и поднимают руки, изображая язычки пламени. «Костер» ритмично покачивается то в одну, то в другую сторону, становится то выше (танцуют на цыпочках), то ниже (приседают и покачиваются). Дует сильный ветер, и «костер» распадается на маленькие искорки. Они свободно разлетаются, кружатся, соединяются друг с другом (берутся за руки) по две, три, четыре вместе. «Искорки» светятся радостью и добром.

«Зеркальный танец». Участники разбиваются на пары. Звучит любая музыка. Один из пары – зеркало, он с наибольшей точностью старается повторить танцевальные движения другого. Затем пары меняются местами.

«Лес». Ведущий рассказывает детям: «В нашем лесу растут березка, елочка, дуб, плакучая ива, сосна, травинка, цветок, гриб, ягода, кустики. Выберите сами себе растение, которое вам нравится. По моей команде под музыку мы с вами превратимся в лес. Как ваше растение реагирует на: тихий, нежный ветерок; сильный холодный ветер; ураган; мелкий грибной дождик; ливень; очень жаркий день; ласковое солнце; ночь; град; заморозки?».

«Музыкальный театр». Это двигательно-мимический групповой процесс, направленный на осознание того, как каждый из участников группы воспринимает значимые жизненные ситуации и моделирует свое поведение в них. При этом тема не формулируется словесно, а рождается в процессе восприятия музыкальных образов. Завершает работу обсуждение.

«Ритмы и звуки тела». Участники прислушиваются к дыханию, чтобы почувствовать, какой звук хотелось бы произнести на выдохе, выразить этот звук, почувствовать свое тело. Аналогично прислушиваются к пульсации в теле, изображают услышанный ритм. Такие упражнения стабилизируют дыхание, снимают мышечные зажимы, активизируют глубинные структуры психики, повышают самоосознание (прежде всего собственного тела).

 

 

БЕЗ СЛОВ

 

Психогимнастика – это специальные упражнения, в которых участники общаются друг с другом без помощи слов; выражают свои переживания и эмоциональные состояния посредством движений, мимики и пантомимики; учатся снимать психофизическое напряжение, преодолевать барьеры в общении, лучше понимать себя и других.

 

Ниже представлены некоторые психогимнастические упражнения, которые можно использовать в работе с младшими школьниками.

«Передай ритм по кругу». Вслед за одним из участников все остальные поочередно по кругу повторяют, хлопая в ладоши, заданный ритм.

«Передай движение по кругу». Один из участников начинает действие с воображаемым предметом. Стоящий с ним рядом продолжает это действие. Таким образом, воображаемый предмет (пушистый котенок, птенчик и др.) обходит весь круг.

«Передай чувство по кругу». Дети сидят в кругу с закрытыми глазами. Один из детей передает какое-либо чувство своему соседу с помощью прикосновения. А тот должен передать это чувство дальше, своему соседу, сохранив его содержание, но выразив с помощью собственных средств.

 

Упражнения на снятие психофизического напряжения. Состоят из простейших движений, например: «Я иду по воде», «Я иду по льду», «Я иду по горячему песку» и т.д.

 

Упражнения на изображение эмоций. Нужно изобразить радость, раздражение, обиду, сочувствие. Данные упражнения могут выполняться под музыку, которая поможет ребенку войти в нужное эмоциональное состояние или будет служить фоном, усиливающим его эмоции и образные представления.

«Зеркало». Дети разбиваются на пары и по очереди повторяют движения своего партнера (смотрят в зеркало). Можно играть в эту игру и группой.

«Разговор через стекло». Договориться друг с другом о чем-либо без слов, только с помощью жестов. Например: «На улице очень холодно, а я забыл надеть шапку. Принеси ее, пожалуйста», «Принеси мне стакан сока, я хочу пить».

 

Следует иметь в виду, что все предметы и события, используемые в психогимнастических упражнениях, должны быть воображаемыми. Недопустимо использование каких-либо атрибутов.

 

 

НА СЦЕНЕ – КУКЛЫ

 

Проигрывание детских сказок, басен позволяет детям научиться выражать свое эмоциональное состояние, развивает навыки общения и взаимодействия. Постепенно драматические постановки могут усложняться, разрабатываться какие-то специфические темы (например, страхов, агрессии). Как обычно, при распределении ролей учитываются индивидуальные особенности и проблемы ребенка.

 

Драматизации возможны не только с помощью живых актеров, но и с помощью кукол. В работе с младшими школьниками хорошо себя зарекомендовали следующие виды кукол.

Пальчиковые куклы. Наиболее простым вариантом пальчиковых кукол являются шарики от настольного тенниса или пустые скорлупки от яиц, на которых нарисованы различные персонажи или различные выражения лиц. Пальчиковые куклы могут также изготавливаться из плотного картона в виде небольших цилиндров, размер которых подбирается по размеру пальцев ребенка.

Плоскостные куклы. Представляют собой модель куклы, вырезанной из плотного картона. Руки куклы крепятся на шарнирах и свободно двигаются. Кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям.

 

Важно, чтобы куклы вызывали у детей положительные эмоции, желание работать с ними. Дети могут сами изготовить кукол на уроках труда.

 

Приведенные выше игры и упражнения, направленные на снятие психоэмоциональной напряженности, могут использоваться вожатыми и воспитателями младших отрядов в лагере.

 

Ассоциации

 

 

Задачи: развитие ассоциативного мышления.

 

Период смены: вторая половина основного периода.

 

Возраст детей: от 12 лет.

 

Продолжительность: от 30 минут.

 

Количество детей: весь отряд.

 

Место проведения: отрядное место.

 

 

Сначала вожатый объясняет значение слова ассоциация. Затем говорит: «Сейчас я загадаю одного из вас. А вы спрашиваете у меня с каким деревом, камнем, животным, растением и т.д. он у меня ассоциируется».

 

После того как дети отгадают загаданного ребёнка, ведущий меняется или ведущий загадывает другого ребёнка.

 

 

Мяч перекидывается в кругу (произвольно) и каждый у кого в руках мяч, называет слово. Тот, кому перекинули называет слово- ассоциацию к сказанному предыдущим участником. Может быть задана тема для ассоциаций. Игра может быть переходом от одной темы к другой.

 

 

вариант в слова

 

Правила игры просты. Участник говорит какую-нибудь фразу или слово, (желательно фразу) а следующий, кто сюда заглянул, должен сказать какую ассоциацию у тебя вызывает данная фраза. Опять фразой или словом.

 

Пример:

1-ый игрок: Офигительный крем для торта

2-ой игрок: День рождения!

следующий игрок: День рождения - раз в году

 

И т.д. по кругу…

 

Играют 4 человека двое на двое. Игроки располагаются по кругу так, что двое, играющих вместе, находятся друг напротив друга. Один из игроков (Вася) задумывает слово (существительное, в ед. числе, в им. падеже, не являющееся именем или названием) и сообщает его (на ухо) следующему за ним по часовой стрелке игроку (Пете). Теперь в каждой команде один игрок знает слово, а другой нет. Цель каждого из игроков, знающих слово, состоит в том, что, называя ассоциации на эти слова, добиться того, чтобы другой игорок из его команды додумался до того, какое слово задумано, причем раньше, чем игрок из другой команды. Угадавшая команда получает очко, и теперь задумывать слово будет игрок, следующий после того, кто задумывал в этот раз. Отгадывание происходит так. Игрок, которому сказали слово (Петя), начинает первым. Он произносит вслух ассоциацию — существительное, в ед. числе, в им. падеже, не являющееся именем или названием, и не являющееся однокоренным с задуманным словом. (Если при назывании ассоциации игрок нарушает это правило, то его команда автоматически проигрывает очко, и задумывается новое слово уже следующим игроком). Другой игрок из его команды сообщает вслух свою версию. Если он угадал, игра заканчивается. Если же не угадал, то теперь Вася делает свой намек: он произносит вслух свою новую ассоциацию, а также может произнести какие-либо ассоциации на это слово из тех, которые уже упоминались (независимо о






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.