Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Влияние культуры на организационную эффективность.






Различается два пути влияния культуры на организационную жизнь. Первый, когда культура и поведение взаимно влияют друг на друга. Второй - культура влияет не столько на то, что делают люди, сколько на то, как они это делают. Существуют различные подходы к выделению набора переменных, посредством которых прослеживается влияние культуры на организацию.

Набор переменных, выбираемых руководством для анализа деятельности компании, может быть связан непосредственно с уровнем организационного взаимодействия: организация - внешняя среда; группа - группа; индивид -о рганизация. При этом для каждого уровня могут измеряться как эффективность их функционирования с точки зрения интересов компании, так и удовлетворенность. Кроме того, каждая из указанных групп переменных может рассматриваться во временном аспекте, т.е. быть преимущественно ориентированной на краткосрочную или долгосрочную перспективу. Однако такая трехмерная модель (модель Сате) сложна для применения на практике и в основном используется в исследовательской работе.

В общем виде связь между культурой и результатами деятельности организации представлена в модели американского социолога Т.Парсонса. Модель AGIL разработана на основе спецификации отдельных функций, которые любая социальная система, в том числе организация, должна выполнять, чтобы выжить и добиться успеха:

• адаптация;

• достижение целей;

• интеграция;

• легитимность.

Суть модели состоит в том, что для своего выживания и процветания любая организация должна быть способной адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней среды, добиваться выполнения поставленных ею целей, интегрировать свои части в единое целое и, наконец, быть признанной людьми и другими организациями. Данная модель исходит из того, что ценности организационной культуры являются наиболее важными средствами или инструментами выполнения функций этой модели. Если разделяемые в организации верования помогают ей достигать поставленных целей, то очевидно, такая культура будет влиять на компанию в направлении успеха.

Независимо от того, на какой стадии развития находится организация, высшее руководство может управлять культурой двумя способами. Во - первых, когда руководитель - лидер воодушевляет и претворяет в жизнь базовые ценности компании, что предполагает наличие искренних личных обязательств лидера по отношению к ценностям, в которые он верит. И, во - вторых, когда этот процесс начинается с нижних уровней. Здесь наибольшее внимание уделяется деталям реальной жизни в организации, а менеджеры должны отслеживать по всей компании, что в ней происходит, стараясь при этом шаг за шагом управлять культурой фирмы.

47. Необходимость и сущность инноваций. Формы инноваций; систематизация методов и оценка эффективности инноваций.

На стадии стратегического планирования составляются еще как бы два относительно самостоятельных плана: инноваций и инвестиций.

Планирование инноваций органически связано со стратегическим планированием. Планирование инноваций рассматривается как промежуточный этап между планированием стратегии и детальным планированием инвестиций. План инноваций должен содержать информацию, необходимую для планирования инвестиций.

Само слово инновация происходит от латинского - новшество, нововведение. В настоящее время выработался своеобразный стандарт понятия инновации.

Инновация (нововведение) — это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции либо технологии, практически применимых и способных удовлетворить определенные потребности.

Отсюда следует, что основными свойствами (критериями) инновации являются: новизна, практическая применимость, реализуемость, т.е. способность удовлетворить определенные потребности и запросы потребителей.

Объектами инновациймогут стать: товары (их виды и качество), сырье и материалы, оборудование методы и технология производства, человеческий потенциал, организация труда, менеджмент, финансы, информационные технологии и иные сферы деятельности.

Инновационный процесс представляет собой процесс создания и распространения нововведений (инноваций). Таким образом, понятие " инновационный процесс" шире понятия " инновация".

В общем виде основные составляющие инновационного процесса могут быть представлены следующим образом:

Таблица 17 Основные составляющие инновационного процесса

Новация - новая идея, новое знание Новые идеи, которые могут быть получены в результате научных исследований (фундаментальных и прикладных), опытно-конструкторских разработок, других видов творческой, интеллектуальной деятельности
Инновация или нововведение Внедрение новшества, т.е. достижение практической применимости нового знания с целью удовлетворения определенных потребностей
Диффузия инновации Распространение уже однажды освоенной инновации, т.е. применение инновационных продуктов, услуг, технологий в новых местах и условиях

Характер третьего компонента инновационного процесса - диффузии инноваций — зависит от структуры и мощности коммуникационных каналов, способности хозяйствующих субъектов быстро реагировать на нововведения и т.п. При этом диффузию рассматривают гораздо шире, чем обычный маркетинг.

Часто существует значительный временной разрыв между первыми двумя компонентами инновационного процесса - новациями и инновациями, что тормозит инновационный процесс в целом. Эти вопросы в настоящее время очень важны, поскольку от скорости воплощения нового знания в практическую деятельность существенно зависит успех стратегии инноваций. Поэтому эффективное управление инновациями предполагает преодоление барьеров, вызывающих задержки практической реализации новых идей, получение и сохранение конкурентного преимущества в результате быстрого выхода на рынок с инновационными продуктами и услугами.

В российской практике выделяют три базовые формы организации инновационного процесса:

административно-хозяйственную;

программно-целевую;

инициативную.

Административно-хозяйственная форма предполагает наличие научно-производственного центра – крупной или средней корпорации, объединяющей под общим руководством научные исследования и разработки, производство и сбыт новой продукции. Большинство фирм, выполняющих научные исследования и опытно-конструкторские разработки, функционируют в промышленности.

Решению задач научно-технических прорывов, особенно в таких прогрессивных отраслях, как микроэлектроника, биотехнология, робототехника и других, служит программно-целевая форма организации НИОКР(Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки). Координационная форма управления целевыми научно-техническими программами предусматривает работу участников программ в своих организациях и согласование их деятельности из центра управления программой. Не менее эффективным надо считать формирование (как правило, на временной основе) новых организаций для решения тех или иных крупных задач. Это так называемая чистая программно-целевая структура.

Комплексной формой организации взаимодействия фундаментальной науки с производством, распространенной в развитых индустриальных странах, служат технопарки и технополисы. Технополис – это научно-промышленный комплекс, созданный для производства новой прогрессивной продукции или для разработки новых наукоемких технологий на базе тесных отношений

и взаимодействия с университетами и научно-техническими центрами.

В технополисе объединяются наука, техника и предпринимательство, осуществляется тесное сотрудничество между академической наукой, предпринимателями, местными и централь­ными органами власти. Стержнем, основой технополиса выступает его научно-исследовательский комплекс.

Технопарки – это крупные скопления промышленных компаний с их научно-техническими подразделениями. Академическая наука здесь отсутствует, научно-исследовательский сектор представлен гораздо слабее, нежели в технополисе.

Научно-исследовательский комплекс в технополисе составляет мозговой центр развиваю­щихся в нем предприятий и отраслей. Он подготавливает радикальные прорывы в технологии на основе фундаментальных научных исследований. Технополис создается таким образом, чтобы

в наибольшей степени облегчить и укрепить взаимодействие научно-исследовательского

и промышленного секторов, обеспечить скорейшее освоение и коммерциализацию результатов научных исследований.

 

Промежуточной формой между административно-хозяйственным и программно-целевым методами руководства процессом научно-технического развития служат временные центры, создаваемые для решения крупных научно-технических проблем. После завершения поставленной перед ним задачи центр реорганизуется.

Одна из прогрессивных форм организации инновационной деятельности — инкубаторы. Инкубатор бизнеса или инкубатор технологий – это элемент инновационной инфраструктуры, комплекс, предоставляющий разносторонние услуги различным инновационным формам, находящимся на стадии создания и становления. Эти услуги могут быть консультативными, информационными, в форме предоставления в аренду оборудования, помещений и др. «Инкубационный период» для фирмы-клиента длится обычно 2–3 года, после чего она покидает инкубатор и начинает самостоятельную деятельность.

 

Инициативная форма организации инновационного процесса состоит в финансировании научно-технической, консультативно-управленческой и административной помощи изобрета­телям-одиночкам, инициативным группам, а также малым фирмам, создаваемым для освоения технических и других нововведений. Значение подобных экономических и организационных механизмов объясняется спецификой самого инновационного процесса, особенно на ранних стадиях, когда велика степень неопределенности. Здесь главная ставка делается на че­ловеческий фактор.

Общие управленческие игры создаются в высшем управленческом звене, где основные функциональные подразделения предприятий используются для достижения его основных организационно-деятельностных целей, таких, как максимальная масса прибыли, доход от инновационных инвестиций, достижение определенного уровня продаж, овладение определенной долей рынка. К этому классу можно отнести следующие виды деловых игр:

1) проблемные деловые игры;

2) проблемно-ориентированные деловые игры;

3) апробационно-поисковые игры;

4) инновационные игры.

Таким образом, инновационные игры – это игры, используемые для решения наиболее сложных социально-экономических задач, когда требуется объединение усилий специалистов различных направлений, когда рассматриваются кризисные ситуации, в которых инновационно-инвестиционная деятельность предполагает повышенную мотивацию и ответственность высшего управленческого звена в выработке решений, выводящих объект управления из кризиса.

Тип метода Наименование метода
Методы выявления мнения Интервью; анкетирование; выборочные опросы; экс­пертиза.
Аналитические ме­тоды Системный анализ; написание сценариев, сетевое планирование; функционально-стоимостной анализ.
Методы оценки Оценка продукта; оценки научно-технического уров­ня и конкурентоспособности разработок; оценка организационно-технического уровня производства; оценка затрат, метод деревьев значимости (ПАТ­ТЕРН); оценка порога прибыльности; оценка эффек­тивности инноваций.
Методы генерирования идей Мозговая атака; метод 6-3-5; метод синектики; мор­фологический анализ; деловые игры и ситуации.
Методы принятия решений Экономико-математические модели; таблицы решений; построение дерева решений; сравнение альтернатив.
Методы прогнозирования Методы наглядного представления Экспертные; экстраполяция; аналогия; метод Дельфи; регрессионный анализ; эконометрические и имитационные модели. Графические модели; физические модели; должностные описания и инструкции
Методы аргументирования Презентации; ведение переговоров

Общие правила эффективного инновационного менеджмента заключаются в следующем:

 

· Создание и стимулирование плодотворного инновационного климата на инновационном предприятии:

· Использование неординарных организационных решений:

· Разработка и применение методов управления инновационными проектами:

· Подготовка производства и продвижения на рынке инновационной продукции:

Инновационная деятельность организации и ее инновационная стратегия обуславливают способы конкуренции, обеспечивающие получение конкурентных преимуществ. В тоже время эффективность управления инновациями и инновационной деятельностью определяется той научно-технической и инновационной политикой, которая проводит организация.

Инновационная составляющая деятельности организации связана с ситуацией неопределенности и риска. В данном случае риск многогранен в своих проявлениях и представляет собой сложную систему факторов, проявляющуюся в виде набора рисков, индивидуальных для каждой организации в количественном и качественном отношении.

48. Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает

«обновление» и приставке «in», которая переводится с латинского как «в

направление», если переводить дословно «Innovatio» — «в направлении

изменений». Инновацией является не любое новшество или нововведение, а только

такое, которое может серьёзно повысить эффективность действующей системы.

Инновациями в сфере управления обычно называют изменение традиционных принципов управления, процессов и методик, который значительно изменяет принцип работы менеджеров. А к основным принципам работы менеджеров относят:

- определение целей и планирование;

- управление производством;

- распределение ресурсов;

- накопление ресурсов;

- приобретение, поддержку и развитие деловых связей и т. д.

Изменение этих принципов работы и качественное внедрение в организацию для многих компаний позволяют намного улучшить качество работы сотрудников, производительность предприятия, так как это главные принципы работы и на них опирается работа менеджеров.

По опыту многих крупных компаний можно сделать вывод, что инновации только помогают производству, но при внедрении новшеств нужно обязательно решать следующие задачи:

- поставить вопрос о внедрении инноваций на первое место;

- выделять долю ежегодных инвестиций на инновационные проекты;

- обеспечить инновационность каждого проекта развития товара;

- зарегистрировать каждого служащего в онлайн-курсе по инновациям в

сфере бизнеса;

- включить оценку инноваций в долгосрочный план вознаграждения

менеджеров;

- предусмотреть дополнительное время на ежеквартальных совещаниях

для обсуждения инновационной работы каждого подразделения компании и др.

Инновационный менеджмент охватывает все содержание процессов управления инновациями в организации (предприятии, фирме) или любой другой локализированной организационно-экономической системе (отрасли, производственном кластере, территориально-производственном комплексе, свободной экономической зоне и т. п.).

Выделяются два вида инновационного менеджмента - функциональный (оперативный) и стратегический.

Функциональный менеджмент сконцентрирован на конкретных мероприятиях по управлению разработкой, ее внедрением, производством и коммерциализацией.

Стратегический менеджмент ориентирован на разработку и реализацию долгосрочных задач управления, планирование стратегий изменения в технологических и организационно-структурных подсистемах экономики в ответ на изменение внешней конкурентной среды, внешние вызовы и угрозы.

Объектом инновационного менеджмента выступают процессы качественного изменения технического базиса труда и производства институциональных, организационно - экономических и социальных технологий, т. е. совокупность мероприятий и форм деятельности, имеющих своей целью практическое использование новшеств и нововведений, их продвижение на рынок.

Инновационная деятельность по своей предметной форме включает научно-исследовательскую, проектно-конструкторскую, проектно-маркетинговую, внедренческую и организационно-управленческую деятельность, охватывая, таким образом, все фазы инновационного цикла.

В содержание понятия инновационного менеджмента следует также включать совокупность материально-вещественных и организационно-институциональных условий управленческой деятельности, а также кадровую, информационную составляющую, инфраструктуру ее поддержки.

В структуру основных компонентов инновационного процесса как объекта управления входят:

o результаты законченных исследований, опытно-конструкторских работ и иных научно-технических видов деятельности, выступающих в форме открытий, рационализаторских предложений, методик, инструментальных средств, маркетинговых технологий и т.п.;

o результаты трансформации научно-технической разработки в новый или усовершенствованный продукт и услугу, реализуемые на рынке;

o инфраструктура коммерциализации инноваций (внедренческие фирмы, венчурные фонды, технопарки, бизнес-инкубаторы, страховые фонды и т. п.);

o результаты диффузии инноваций - распространение их в смежных отраслях производства и услуг, массовое освоение инноваций в отраслях производства и социальной сфере.

Таким образом, инновационный менеджмент как наука - это целостная система научных знаний о принципах, методах и формах управления инновационными процессами в организации или любой локальной социально-экономической или организационно-производственной системе.

В инновационном менеджменте используется вся совокупность научно-прикладных и инструментальных методов анализа и воздействия на внутреннюю и внешнюю среду организации - системный, структурно-функциональный, маркетинговый, процессный метод изменений по результатам, методы и инструментарий параметрических оценок эффективности управления, методы прогнозирования (метод Форсайта) и другие широко используемые в экономической науке методы анализа, оценки, мониторинга, планирования, прогнозирования и контроля.

Исходя из предмета (предметной области) и методов инновационного менеджмента функции инновационного менеджмента можно представить следующим образом:

o функция прогнозирования - разработка стратегий и приоритетов развития и роста организации, производства новых товаров и услуг, производственных, экономических и социальных технологий;

o функция планирования - разработка стратегий и мероприятий по экспансии в новые отрасли экономики, новые рынки, повышение качества и конкурентоспособности товаров и услуг;

o функция адаптации к условиям внешней среды - анализ макроэкономической и рыночной конъюнктуры, поведения конкурентов, емкости рынков, объемов продаж и т. п., а также разработка на этой основе стратегий адаптации к изменениям внешних условий деятельности организации;

o функция модернизации внутренней среды - оценка конкурентных преимуществ, условий, факторов и методов повышения эффективности использования ресурсов и производственной базы организации в целях повышения ее конкурентоспособности на отраслевых рынках;

o функция мотивации корпоративной солидарности и поведения персонала - разработка мероприятий по повышению корпоративной ответственности и творческой активности персонала организации на всех уровнях иерархии управления;

o функция контроля - мониторинг выполнения миссии организации, роста стоимости ее бизнеса и конкурентоспособности на мировых, национальных и региональных рынках; осуществление контроля за исполнительской, технологической дисциплиной и качеством работ.

Основная, ключевая, задача инновационного менеджмента, таким образом, состоит в обеспечении разработки и реализации эффективных стратегий непрерывного обновления инновационных ресурсов организации, создании необходимых институциональных, организационно-экономических и социальных условий для поддержания высокой инновационной активности организации в производстве и коммерциализации продуктовых и услуговых инноваций, продвижения их на мировые конкурентные рынки.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.