Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Содержательные теории мотивации: сущность и характеристика.






Содержательные теории мотивации основаны на идентификации потребностей, которые заставляют людей действовать определенным образом. Наиболее известными являются теории А. Маслоу, К. Альдерфера, Д. МакКлелланда, Ф. Герцберга. Каждый из авторов предлагает свою классификацию потребностей, оказывающих наибольшее влияние на трудовую деятельность человека. Согласно содержательным теориям, управление мотивацией трудовой деятельности заключается в выявлении доминирующей потребности человека и разработке мер по ее удовлетворению.

В своей основе содержательные теории близки друг к другу. Основное их отличие состоит в отношении к первичным (по Маслоу) потребностям. МакКлелланд считал, что, как правило, эти потребности в сегодняшней ситуации уже удовлетворены, а Герцберг полагал, что они существенны только в том случае, когда несправедливо реализованы. Что касается вторичных потребностей (высших уровней мотивации), то, несмотря на различия в формулировках, все три автора содержательных теорий сходились во мнении, что они активно воздействуют на поведение человека.

Основными недостатками данной группы теорий является то, что в реальной жизни проявление потребностей не осуществляется в строгой иерархической последовательности, а является производной от многих ситуационных факторов. Однако несомненная заслуга создателей рассмотренных теорий заключается в том, что они определили потребности как фактор мотивации личности и предприняли попытку классифицировать потребности и установить их взаимосвязь. Классификация потребностей на первичные и вторичные поддерживается большинством современных исследователей, однако единой, общепринятой классификации до сих пор не существует.

 

 

2) Содержательные теории мотивации основаны на анализе потребностей человека. Эти теории изучают структуру и классификации человеческих потребностей, а так же взаимосвязь потребностей с мотивацией.

Выделяют 4 основные содержательные теории:

1) теория Абрахама Маслоу – разработал теорию потребностей, которые находятся между собой в иерархической зависимости.

 

1 и 2 – низшие потребности;

3, 4 и 5 – потребности более высокого ранга.

 

1 – физиологические потребности – потребности в еде,

Воде, т.е. для поддержания жизнедеятельности организма.

2 – потребность безопасности (и уверенности в будущем) -

Связаны со стабильным жизненным положением,

уверенностью в будущем, защищающем от болезней, боли и

и страха.

Удовлетворение низших потребностей является предпосылкой удовлетворения потребностей более высокого ранга.

3 – причастность и поддержка, удовлетворение социальных потребностей. Сущность: человек нуждается в совместных с кем-либо действиях, основанных на общении, дружбе и любви.

4 – потребность в признании и самоутверждении. Эту группу людей характеризует желание быть способными, компетентными и уверенными в себе. Это требует от человека самообразования.

5 – потребность в самовыражении. Эти потребности имеют наиболее индивидуальный характер и связаны со стремлением человека к наиболее полному удовлетворению своих знаний, умений и навыков в творческой работе.

2) Теория Клейтона Альдерфера – как и Маслоу классифицирует потребности человека, но выделяет 3 группы:

1 потребности существования

2 потребности связи

3 потребности роста

Эти группы схожи с группами Маслоу, однако теории имеют одно важное различие. Если Маслоу считал, что удовлетворение потребностей может происходить лишь в одном направлении от низшего к более высшему, то Альдерфер выдвигал мысль, что потребности могут удовлетворяться в обе стороны.

3) Теория Мак-Клелланда – выдвинул теорию приобретённых потребностей. В отличие от Маслоу он представил потребность без иерархичности в виде группы: успех, власть и причастность.

- Потребность в успехе выражается стремлением человека достичь поставленных целей более эффективно, чем прежде.

- Потребность во власти проявляется в стремлении оказать влияние на поведение людей и брать на себя за это ответственность.

- Потребность в причастности – достигается поиском возможности установления хороших отношений с коллективом, получение его одобрения и поддержки.

- Двухуровневая теория Фредерика Герцберга – заключается в том, что факторы, которые вызывают рост неудовлетворённости, при их устранении не обязательно приводят к увеличению удовлетворённости и наоборот. В своей теории он выделил 2 группы факторов:

1 мотивирующий фактор (потребность в росте) – признание, продвижение, возможность роста.

2 факторы здоровья (гигиенические факторы) – потребности в устранении трудностей – ЗП, условия на рабочем месте, распорядок и режим, взаимоотношение с сотрудниками и руководством.

Герцберг доказал, что отсутствие первой группы факторов не приведёт к большой неудовлетворённости, а их наличие увеличит качество выполняемой работы. Отсутствие же второй группы факторов приводит к неудовлетворённости работников, а их наличие – не факт её удовлетворённости.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.