Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогические способности. Уровни педагогических способностей






Для того чтобы успешно справляться со своей работой, педагог должен иметь развитые педагогические способности. Педагогические способности – это устойчивые свойства личности учителя, отражающие структуру педагогической деятельности, которые являются условием ее успешного выполнения.

Если в структуре личности педагога гармонически сочетается несколько способностей при ведущей роли педагогических, то можно говорить о талантливости педагога. Соче­тание способностей обеспечивает достижение очень высоких результатов в педагогической работе.

Педагогические способностиимеют профессиональную на­правленность тогда, когда они способствуют развитию, как уча­щихся, так и самого педагога. Слабое развитие какой-либо педагогической способности не является препятствием к вы­полнению педагогической деятельности: во-первых, ее можно развить, и, во-вторых, компенсировать развитием другого профессионального качества личности.

Педагогические способности проявляются в динамике ов­ладения знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного выполнения профессиональной деятельности.

К специальным педагогическим способностям относят педагогический такт, способности к воспитанию детей и педагогическому общению. Такт учителя всегда представляет собой единство высокоморального отношения к учащимся и педагогически совершенной формы обращения с ними.

Если в структуре личности педагога гармонически сочетается несколько способностей при ведущей роли педагогических, то можно говорить о талантливости педагога. Соче­тание способностей обеспечивает достижение очень высоких результатов в педагогической работе [1].

Педагогические способности имеют два взаимосвязанных уровня: 1) рефлексивный; 2) проективный (Н.В. Кузьмина).

Рефлексивный уровень включает три вида чувствительно­сти: чувство объекта – умение увидеть, какой отклик находят у ребенка объекты реальной действительности, проникнуть в психологию учащегося; чувство меры или такта – умение по­нять изменения, происходящие в личности ребенка (в его дея­тельности) под влиянием различных средств педагогического воздействия, а также причины изменений; чувство причастнос­ти — способность оценить свои достоинства и недостатки, а также и свою деятельность.

Проективный уровень включает в себя пять видов чув­ствительности: гностическую – к требованиям педагогической системы (т.е. требования к учащимся, родителям и самому учи­телю), к результатам действий педагогической системы, ранее полученным на выходе, к причинам продуктивного или не­продуктивного функционирования этой системы, к систематизации знания, к познанию индивидуальных особенностей детей; про­ектировочную – к изменениям, которые должны произойти в личности ученика к моменту выхода из данной педагогической системы, к педагогическим средствам, последовательности их применения, способствующим этим изменениям, к проектиро­ванию личности ученика, возможности его развития, а также своей деятельности; конструктивную – к способам отбора и композиционного построения учебно-воспитательной информа­ции, вызывающей у учащихся эмоциональный, интеллектуаль­ный и практический отклик; коммуникативную – к способам установления педагогически целесообразных взаимоотноше­ний с учащимися и их перестройке в соответствии с развитием целей и средств воздействия, а также к способам мотивирова­ния, эмпатии, суггестии; организаторскую – к способам вклю­чения учащихся в различные виды деятельности, превращения коллектива в инструмент воспитательного воздействия на каж­дую личность учащегося, формирования способности к само­организации, самовоспитанию, самообразованию, самораз­витию. Рассмотрим более конкретно некоторые виды педагогических способностей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.