Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы психологии развития






Методы, применяемые в той или иной исследовательской области, целиком и полностью определяются спецификой предмета изучения. Предметом психологии развития являются процессы развития, а основными исследовательскими задачами – выявление тенденций и отслеживание динамики протекания личностных изменений. В силу этого в психологии развития ведущее значение приобретают следующие методы.

1) Лонгитюдинальный (или лонгитюдный) метод часто называется «продольным исследованием». Здесь прослеживается развитие одного и того же ребенка (или группы детей) в течение длительного времени, на разных возрастных этапах. Исследование такого типа дает возможность построить индивидуальную кривую развития каждого ребенка и соотнести уровень его развития с возрастной нормой. Организация лонгитюдного исследования предполагает одновременное использование других методов: наблюдения, тестирования, анализа продуктов деятельности, эксперимента.

2). Метод срезов и сравнительный метод. Суть метода срезов (так называемое «поперечное» исследование) состоит в следующем: в достаточно больших детских группах с помощью конкретных методик (тест, беседа, констатирующий эксперимент и др.) изучается определенный аспект развития, например, уровень интеллекта. В результате получают данные, характерные для этой группы детей одного возраста. Недостаток метода срезов заключается в том, что результат такого исследования часто представлен характеристикой «усредненного» ребенка соответствующего возраста как абстрактного носителя измеряемых психологических свойств. Когда делается несколько срезов, подключается сравнительный метод: данные по каждой возрастной группе сравниваются между собой и на основе этого делаются выводы о том, какие тенденции развития здесь наблюдаются и чем они обусловлены.

Итак, мы рассмотрели особенности методов, заключающиеся в различии стратегий организации исследований – лонгитюдный метод, метод срезов и сравнительный метод. Наряду с ними в исследованиях психологии развития используются и общепсихологические методы – наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, эксперимент и др.

Контрольные вопросы по теме:

1. Что изучает психология развития? Какие разделы выделяются в структуре психологии развития?

2. Назовите круг задач психологии развития.

3. Что общего и различного в понятиях: рост, формирование, развитие?

4. Какие факторы определяют психическое развитие человека?

5. Раскройте сущность понятий «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития».

6. Раскройте сущность понятия «ведущий вид деятельности»?

7. Роль возрастных кризисов в психическом развитии?

8. Какова роль сензитивных периодов в психическом развитии ребенка?

9. Какое практическое значение (для педагога) имеет знание закономерностей психического развития?

10. Каковы характеристики основных методов психологии развития?

11. Каковы характеристики вспомогательных методов возрастной психологии?

12. В чем преимущества и недостатки наблюдения и эксперимента?

13. Какова специфика применения метода тестирования в исследовании ребенка?

 

Литература:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академия, 1997.

2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – М: Академический проект. 2001.

3. Аснин В.И. Об условиях надежности психологического эксперимента: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Ч. 1. М., 1980.

4. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик. М., 1984.

5. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 3. М., 1983.

6. Гальперин П.Я. Метод " срезов" и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления // Вопросы психологии. 1966. № 4.

7. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.И. Возрастная психология: личность от молодости до старости. М., 2001.

8. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М.: Изд. УРАО, 1997.

9. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Изд. Академия, 1998.

10. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2004.

11. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М., 1995.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.