Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие возраста, характеристики процесса развития






Одной из основных характеристик психического развития является протяженность во времени, которая задает направленность развития, его движение. Это понятие возраста. Возраст – это цикл развития, имеющий свою структуру и динамику. Понятие возраста включает в себя ряд аспектов:

1) Хронологический возраст определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту).

2) Биологический возраст – совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом (кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы и т.п.);

3) Психологический возраст выступает как совокупность субъективных переживаний личности проживаемого возрастного этапа, это возрастная характеристика самосознания, зависящего от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой системы самореализации личности.

В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают. Возраст является социально-психологической категорией.

Возраст выступает как системообразующее понятие в концепции онтогенетического развития. Л.С. Выготский отмечал: «Проблема возраста не только центральная для всей детской психологии, но «ключ ко всем вопросам практики». Вместо отдельных психических процессов и функций (восприятие, память, мышление), традиционно изучаемых психологией, необходимо рассматривать целостные возрастные периоды развития. Возраст выступает, согласно Л.С. Выготскому, как «тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной ступени и определяют отношение личности к среде, ее внутреннюю и внешнюю жизнь». Основными составляющими характеристики возраста Л.С. Выготским были выделены: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования в сознании и личности. Целый ряд отечественных психологов Л.И. Божович, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, Д.И.Фелъдштейн, Д.Б.Эльконин развили и обосновали эти психологические характеристики возраста.

Социальная ситуация развития – это система отношений между личностью данного возраста и социальной действительностью как исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного возрастного периода и определяющих целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому, индивид приобретает новые и новые свойства личности (Л.С.Выготский). Социальная ситуация развития задает ту форму активности, которая ей соответствует, типичную для данного возраста деятельность ребенка. Так, для младенческого возраста такой адекватной социальной ситуации деятельностью будет непосредственно-эмоциональное общение. В каждом возрасте потребности в разных видах деятельности разнообразны и имеют свою иерархию. В связи с этим вводят понятие ведущей деятельности.

Ведущей деятельностью называется такой ее вид, который на данном возрастном этапе обуславливает главные, важнейшие изменения в психике ребенка, школьника, в его психических процессах и психических свойствах личности. А.Н. Леонтьев выделяет 3 признака ведущей деятельности:

1) внутри ведущей деятельности возникают и дифференцируются новые виды деятельности;

2) в процессе ведущей деятельности формируются или перестраиваются отдельные психические процессы;

3) от ведущей деятельности зависят основные личностные новообразования ребенка на этой стадии.

Для дошкольного возраста ведущим видом деятельности является ролевая игра, хотя дошкольники в доступных для них формах занимаются и учебной, и трудовой деятельностью. Но именно игра определяет те ведущие новообразования психики и личности ребенка, которые обусловливают необходимость перехода к новому возрастному периоду - младшему школьному возрасту.

Таким образом, психологические новообразования являются результатом, своеобразным продуктом ведущей деятельности. По мысли Л.С. Выготского, психологические новообразования характеризуют сущность возрастного периода, аккумулируя в себе изменения, происходящие в деятельности и личности ребенка.

Обращаясь к психическому развитию, психологи выделяют такие характеризующие его динамику ключевые понятия, как критический и сензитивный периоды.

Критический период — это такой период, в котором на протяжении относительно короткого времени сосредотачиваются резкие капитальные сдвиги и переломы психики личности. Развитие принимает бурный стремительный характер.

Не менее важное значение, чем «критический период», для понимания сущности психического развития имеет понятие возрастной чувствительности. Это особая отзывчивость, восприимчивость к окружающему, избирательность в отношении определенных воздействий.

Изменение с возрастом уровня и направленности возрастной чувствительности и активности приводит к тому, что у растущего человека наступают и сменяют друг друга так называемые сензитивные периоды. В ходе возрастных изменений возникают на какое-то время благоприятные условия для становления и усиления определенных умственных качеств.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.