Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Схема 2.






 

Воспроизведение – основная характеристика па­мяти, преобразование основная характеристика воображе­ния. Все представления воображения строятся из материа­ла, полученного в прошлых восприятиях и сохраненного в памяти. Деятельность воображения всегда является пере­работкой тех данных, которые доставляются ощущениями и восприятиями. Из «ничего» воображение творить не мо­жет (слепой от рождения не может создать цветовой об­раз, глухой – звуков).

Воображение – одна из фундаментальных характеристик человека. В нем наиболее наглядно проявляется отличие че­ловека от животных предков. Философ Э.В. Ильенков писал: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, при­надлежит к числу не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от жи­вотного. Без нее нельзя сделать ни шагу не только в искусст­ве... Без силы воображения невозможно было бы даже перей­ти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты». При помощи воображения человек отражает реальную действительность, но в иных, необычных, часто неожи­данных сочетаниях и связях. Во­ображение тесно связано с мышлением, поэтому способ­но активно преобразовывать жизненные впечатления, полученные знания, данные восприятия и представления и со всеми сторонами психи­ческой деятельности человека: с его восприятием, памя­тью, мышлением, чувствами и пр.

Физиологическая основа воображения – образование новых сочетаний из временных нервных связей, уже сфор­мировавшихся в коре больших полушарий мозга.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец, пятая функция – это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценки их правильности, процесса реализации. С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.

При помощи специальных упражнений и приемов можно развивать воображение. В творческих видах труда – науке, литературе, искусстве, инженерии и других – развитие воображения, естественно, происходит в занятиях данными видами деятельности.

 

Контрольные вопросы по теме:

1. Что вы знаете о структуре психических явлений?

2. Дайте общую характеристику познавательных процессов.

3. Какова роль памяти в структуре познавательной деятельности?

4. Каковы индивидуальные особенности памяти?

5. Перечислите условия, способствующие успешному хранению информации.

6. В чем проявляется отличие мышления человека от мышления животных? Что свидетельствует о многогранности человеческого мышления?

7. Выделите специфические особенности мышления как высшей формы познавательной деятельности. Чем мышление отличается от чувственного познания?

8. Назовите основные мыслительные операции, которые необходимы для сравнения понятий.

9. Охарактеризуйте ощущение как познавательный процесс, виды ощущений, основные свойства и характеристики ощущений.

10. Что такое восприятие, в чем его отличие от ощущений?

11. Раскройте виды и свойства восприятия, покажите индивидуальные особенности восприятия.

12. Дайте определение воображения, в чем его значение как познавательного процесса?

13. Как внимание связано с познавательными процессами?

 

Литература:

1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк. Изд. 2-е. М.: Просвещение, 1967.

2. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр.соч. Т.2. М., 1982.

3. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. М., 1984.

4. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2000.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999.

6. Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001.

7. Тихомиров О.К. Психология мышления. М., 1984.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.