Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типология консультационного взаимодействия .






В настоящее время в психологии и педагогике сложилось понятие, консультационной культуры.Оно предполагает:

1.высший уровень мастерства консультанта, формирующийся в процессе профессиональной деятельности и проявляющийся в многообразии оказываемых консультационных услуг

2.сложное профессионально личностное свойство, которым отражается нравтвенные позиции консультанта, особенности его создания и поведения.

3.комплексная технология профессионального поведения консультанта (преверженность консультационной модели, психологических традиций, совокупность методов и форм работы).

Наличие всех этих компанентов служит отличительным признаком консультирования в отличие от квазиконсультирования(ненастоящее)

- готовые рецепты и советы, рекомендации не снижающие напряжения, негативные оценки деятельности и поведения.

В теории и практике консультирования сложились несколько типов консультационной деятельности:

1.информационно экспертное консультирование: консультант отвечает на вопросы, которые ставит перед ним клиент, консультант в этом случае может быть, специалистом располагающий информацией и обладающий знаниями, которые позволяют клиенту самостоятельно выбрать способ решения задачи.

2.диагностическое консультирование: консультант определяет проблему разрабатывает рекомендации, а клиент создает условия для проведения диагностических исследований и обеспечивает реализацию предложенных рекомендаций

3.процессное консультирование (консультирование по процессу- клиент и консультант тесно взаимодействуют, создавая единую команду для решения проблемы в отличие от предыдущих 2 типов консультант непосредственно участвует, осуществлению принятых решений совместно.

Существуют также модели консультационного взаимодействия, которые можно классифицировать по следующим признакам:

1.по ценностным ориентациям

А) лечебная или оберегающая

Б) барьерная или приодалевающая

2.по ролевой позиции консультанта

А) инструктирующая (даются рекомендации)

Б) побуждающая (инициирует поиск самостоятельного решения)

3.по форме взаимодействия

А)актуализирующий диалог

Б)сценическое консультирование

Лечебная или оберегающая модель предлагает взаимодействие с клиентом в обстановке особо психологического комфорта, снятие коммуникативных барьеров, снятие напряжения, щедящее педагогическое воздействие, ориентация на особенности личности клиента его внутренний мир Я – концепция, профессиональные особенности, эта модель не всегда связана с решения проблемы индивида или группы, иногда более значимым, является совместный поиск решения проблемы. В этой модели широко распространению кооперативного собеседования, оно включает психологические и социологические блоки.

Психологический блок: эмпатическое слушание (сочувствие), открытые вопросы, воспроизведение мысли (понимание мотивов и установок клиента, воспроизведения чувств)

Педагогический блок (управление) структуирование – соблюдение этапов и фаз консультирования.

Предъявление позиций консультанта – это собственное мнение по поводу проблемы, которое оставляет место для свободной дискусии.

Прояснение ролевой позиции. Консультант выступает в роли педагога и наставника, обладающий знаниями по той или иной проблеме и одновременно модернизатора, помогающего клиенту самостоятельно прийти к истине.

Барьерное консультирование – в этой модели барьеры рассматриваются, как средства актуализации внутренних сил клиента и активизации его адаптационных возможностей, при этом барьер рассматривается как психологическая реакция человека на то или иное жизненное препятствие. Преодоление барьеров имеет 3 взаимосвязанных стороны:

1.эмоционально волевая

2. познавательная

3.

В процессе барьерного консультирования идет поиск средств и стимулирования позволяющих самостоятельно выйти из ситуации затруднения (формирования установок)

Барьерное консультирование может проходить в индивидуальной и групповой форме.

В ходе группового барьерного консультирования часто используется эффект лобилизации (это переживается личностью неадекватности привычных форм поведения, это своеобразная проверка нервно-психологической устойчивости личности ее способов к поведению адаптации в стрессовых ситуациях).

При индивидуальном консультировании внимание клиента концентрируется на существенных препятствиях его деятельности (источники: характер, опасности, развитие)

Этапы барьерного консультирования:

1.диалог с другим Я

2.актаулизация своего профессионального Я

3.мобилизация внутренних ресурсов

4. расшатывание стереотипов

5. лобилизация преодоления барьеров

6. рефлексия

7.желаемое состояние

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.