Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






как оставить белое).

Расцвет акварели начался с отказа от белил.

Индивидуальные возможности акварели, до этого времени, зачастую, подменялись готовыми «живописными» решениями.

Технику «настоящей» акварели, можно сравнить с бегом в мешках. Выигрывает не тот, кто быстрее бегает, а тот, кто быстрее бегает в мешке. Я имею ввиду те, сугубо акварельные, трудности, которые отсутствуют в иных изобразительных техниках при решении «простейших» изобразительных задач.

Важнейшей задачей, пожалуй, является «оставление белого», т. е. «резерважа».

Собственно, по умению выполнять резерважи и определяется класс акварелиста.

 

Резерважем в акварели называется сохранённая белая часть листа.

Каким образом исполняются резерважи? Естественно, что их исполнение имеет особенности при работе «по - сухому», «по - сырому» и «полупросохшему» листу*.

 

1. Небезызвестные «маскировочные жидкости», рассматривать не будем.

Резерважи, выполненные с их помощью, превращают акварель в декоративный «трафарет», и, уж точно, не добавят мастерства акварелисту.

Вне поля зрения оставим накладки бумажным скотчем, парафин, восковые карандаши и т. п.

 

2. Обработка высохшего красочного слоя различными «механическими» способами, с целью «выявления белого» допустима. Однако, нарушает фактуру бумаги, а в больших количествах, может привнести «грязь» и нарочитость. Если честно, то я знаю, хотя бы одного акварелиста, кому удалось вычистить бритвой треть листа ARCHES, размера 56х76 см. Причём очень качественно

 

3. Возможно высветление необходимых мест с помощью кисти по непросохшему или высохшему слою. Подобное «высветление» не достигает цвета бумаги. Кисть, при этом, может быть как «отжатой», так и «наполненной». В последнем случае, при работе по непросохшей поверхности можно получить различные «естественные» формы пятна, что может пригодиться, например, при исполнении «растительности» первого плана в пейзаже. «Вымывать» можно не только чистой водой, но и «цветом».

 

Можно «высветлять» и другими «инструментами», например, салфеткой.

 

Существует, также, приём снятия полупросохшего красочного слоя мастихином или стэками. На мой взгляд, наиболее эффективен на сортах бумаги, с низкой впитываемостью красочного слоя, например, полусинтетических. Имеет узкое применение.

 

4. Думаю, не имеет смысла, подробно рассматривать «обходку» по сухому листу малых размеров.

При больших размерах листа, писать «в обход белого», естественно, сложнее. Если, конечно, ставить себе задачу сохранения «ровности» красочного слоя. В большей части, виной тому страх не успеть продолжить красочный слой до его высыхания и вовремя «сконтактировать» его при обходке. Здесь нужна практика и здоровое нахальство.

 

Край обходки, в этом случае, получается контрастным.

 

5. «Обходка «по-сырому» заключается в умении чувствовать необходимое соотношение количеств воды на бумаге и кисти одновременно, с тем, чтобы краска не затекала за назначенную границу. Приобретается с опытом.

 

Общие советы следующие:

 

При начале работы, лист не должен «бликовать» водой.

 

Чем больше воды на бумаге, тем меньше воды на кисти.

В этом смысле, регулировка воды на кисти, может осуществляться «естественным» путём, в зависимости от выбора кисти по сорту ворса:

 

Белка держит много воды и много пигмента
Колонок набирает меньше воды и более " организован" ввиду своей большей упругости.
Синтетика воду держит на минимуме.

 


Во время «обходки» кисть должна идти не по границе, а на некотором расстоянии от неё, с учётом последующего растекания краски.

 

Понятно, что чем «суше» лист, тем меньше растекание.

 

Наверное, стоит упомянуть о возможности просто подуть на «заплывающий» резерваж, с целью разогнать затекающую краску, или «прижать» его границу феном.

Размытость границ, в данном варианте может варьироваться в широком диапазоне.

 

7. Попробуем объединить 4-й и 5-й пункты.

Просохший верхний слой листа, как можно более равномерно, покрываем водой (или слабым раствором) с помощью кисти (флейца), в обход необходимых мест. На границах сухих островков, убираем отжатой кистью излишние скопления воды. Даём слегка подсохнуть (или подсушиваем феном) и начинаем работать.

Определение необходимой влажности листа, приносит только опыт. Лично у меня, в необходимый момент, возникает ощущение единства с листом и водой.

 

Этот способ позволяет сочетать достаточную чёткость резерважей с «сырым» исполнением.

 

Дальнейшим развитием этого способа, является «активный» рисунок в сочетании с приёмом «проскальзывания» кисти, чему я посвящу, со временем, отдельную статью.

 

 

8. В процессе применения п.3, с учётом п.4 и возможностей по заливкам 5-го пункта, так же зарождается мысль об их «совмещении».

На равномерно влажной поверхности листа, превентивно осушаем отжатой кистью необходимые участки. Такой приём с успехом «проходит» не на всех сортах бумаги.

 

9. Интересные результаты дает работа с феном, когда, ориентировочно, подсушиваем предположительные места резерважей, и (или) задаём градиент влажности листа.
И в этом случае, необходимые места так же можно, до нанесения краски, подсушить беличьей кистью.

Данный вариант, конечно, несёт в себе больше случайностей. Но, как мы знаем, «случайность» в акварели не всегда является недостатком, особенно, если она прогнозируема.

 

 

Отмечу, что ни один приём не универсален. Они могут не вписываться в избранную методику работы над конкретным листом и разрушать «цельность» акварельного листа.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Глава третья. Силуэт. | Все мы с вами прожили полвека. Приобрели определённый опыт и сегодня вам предстоит пройти испытания. Да пусть нам поможет наш опыт!




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.