Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Народные сказания о Ленине.






Основной блок источников составляют сказки изданные в 1930 году в книге: «Ленин в русской сказке и восточной легенде» под редакцией А. В. Пясковского, и книге 1931 года «Ленин в творчестве народов востока». Соловьева Л. В.. Трудно судить о том, в какой мере произведения, вошедшие в книгу, являются продуктом стихийного народного творчества, записанным по случаю. Так или иначе, мысль о некоей направляющей и корректирующей изустное народное творчество твердой идеологической руке возникает, причем корректирующей в определенном, жестко заданном направлении. Можно с уверенностью сказать, что и Великанова и Азадовский не беспричинно обвиняют Пясковского в фальсификации.

В перечисленных книгах присутствуют как совершенно новые анекдотические сюжеты (как наказал Ленин обидчика крестьянского), так и " римейки", переделки традиционных сказочных сюжетов с введением нового актуального героя в привычную фольклорную ткань (как например, сказка " Как Ленин с царем народ поделили", записанная Лидией Сейфуллиной в 1918 г. в Оренбургской губернии).

Особое место должны занять сказки азиатской части СР, сюжеты которых порой совершенно не вразумительны и навязывают мысли о непобедимости традиции восточных деспотий. Ленин в этих легендах возносится на один (а то и выше) уровень с аллахом, борется с шайтанами, собирает волшебные камни и излечивает свои раны целебным червем.
Можно подумать, что это грубый фарс над читателями или над самими собирателями фольклора, если не вспомнить о том, что эти сказания записывались со слов нищих узбекских и туркменских «певцов» - дехканов, которые наверняка за какую-нибудь приятную мелочь готовы были спеть про что угодно.

Другая часть источников - политические частушки, в основном подчерпнутые из книги «Заветные частушки» (Из-собрания А.Д, Волкова).Политические частушки – песенки-исторические хроники, родственны устным меморатам. Их поэтические достоинства не высоки, но они представляют большой интерес, выполняя задачу трансляции народного отношения к происходящему. Обычно их актуальность быстро утрачивается, по этому они короткие быстро исчезающие из памяти, и, следовательно, не проходят процесса дальнейшей фольклоризации.

. До работы Зеленина «Новые веяния в народной поэзии» (1901 вестник воспитания №8 ноябрь), к коротушкам (так их по-другому называют) относились пренебрежительно. Но им нельзя отказывать в серьезном идейном содержании. Они выплескивают индивидуальные переживания (а не обобщенное чувство как в песнях) они реалистичны в отличии от идеального мира песен.

Необходимо отдать должное собирателю этих маленьких народных произведений, Волкову А.Д., порой рискующему собственной жизнью ради своего хобби, собранные в военных госпиталях, в тюрьме, купленные на рынках послевоенной Москвы, скопированные из утерянного собрания Миронова П.Д., его частушки представляют наиболее полный перечень.

Еще один любопытный источник – сборники песен и стихов о Ленине, которых было написано неисчислимое множество и в которых народу доступно и “по-хорошему'' объяснялись, что такое Ленин и как к нему нужно относиться. В основном, песни подчерпнуты из сборника Попова, в котором содержатся песни из изданий «Первые песни вождю» вышедшие в 1926 году и книгу 1925 года «Обзор музыкальных произведений для ленинских вечеров». Попов пользуется как этими изданиями так и включает найденные им самим песни. Также учтен сборник «Красные песенки» 1924 года.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.