Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ существующего положения






1.1 Анализ обстановки с пожарами на объектах здравоохранения

 

Проанализировав статистику пожаров в Российской Федерации за период с 2009 года до 2013, наблюдается тенденция снижения количества пожаров с 187, 6 до 153, 5 тысяч в год [3].

Чаще всего пожары происходили по причине неосторожного обращения с огнем, второй по частоте причиной возникновения пожаров явилось нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования [3].

Основными причинами гибели людей являются отравление токсичными продуктами горения и воздействие высокой температуры. В свою очередь основными причинами, способствующими травмированию, явились нахождение в состоянии алкогольного опьянения и нахождение в состоянии сна [3].

Количество пожаров по объектам здравоохранения за период 2009-2013 год в РФ представлен на рис.1

 

Рисунок 1-Количество пожаров по объектам здравоохранения за период 2009-2013 г в РФ.

Большим количеством жертв в результате пожаров на объектах здравоохранения можно выделить 2013 год, погибло 83 человека, что превысило количество погибших на объектах здравоохранения за период с 2009 по 2012 год на 30 человек [3].

Количество погибших при пожарах на объектах здравоохранения за 2009-2013 год в РФ представлен на рисунке 2.

 

Рисунок 2-Количество погибших при пожарах на объектах здравоохранения за 2009-2013 год в РФ.

 

Согласно представленным выше данным, мы можем наблюдать снижение числа пожаров на объектах здравоохранения в период с 2009 по 2012 год, а в 2013 году количество пожаров увеличилось на 6 пожаров по сравнению с 2012 годом и составило 223 пожара. Однако, с уменьшением числа пожаров, не всегда происходит уменьшение гибели, травм и материального ущерба. Не смотря на то, что в 2011 году количество пожаров меньше, чем в 2010, был нанесен материальный ущерб в размере 22574 тыс. рублей, что на 5701 тыс. рублей превышает материальный ущерб за 2010 год. А в 2012 году количество пожаров уменьшилось по сравнению с 2011, материальный ущерб только увеличился и составил 29821 тыс. рублей, что превысило материальный ущерб за 2011 на 7247 тыс. рублей [3].

Материальный ущерб от пожаров на объектах здравоохранения за 2009 -2013 год в РФ представлен на рис. 3

 

 

Рисунок 3-Материальный ущерб от пожаров на объектах здравоохранения за 2009 -2013 год в РФ.

 

В психоневрологической клинике №14 поселка Раменье Дмитровского района Подмосковья произошел крупный пожар 26.04.2013 года, в результате которого, погибли 38 человек, включая пациентов и двух сотрудников клиники, которые не смогли выбраться из горящего здания. Из 41 человека спастись удалость только троим — медсестре и двоим выведенным ей пациентам. Все погибшие, погибли во сне. Площадь пожара составила 420 квадратных метров. Причиной пожара стало короткое замыкание электропроводки.

В январе 2013 при пожаре в отделении кардиологии Покровской больницы Петербурга погибли два человека, находившихся в отдельных боксах.

Чаще всего от пожаров гибнут обитатели домов престарелых и психоневрологических интернатов. В марте 2007 года пожар в доме престарелых в станице Камышеватская. Ейского района Кубани унес жизни 63 человек. При пожаре в интернате для престарелых в селе Подъельск в Коми 31 января 2009 года погибли 23 человека. В доме престарелых в поселке Велье-Никольское под Тулой 4 ноября 2007 года погибли 32 человека. В декабре 2006 года жертвами пожара в московской наркологической больнице №17 стали 46 человек.

Пожары могут быть спровоцированы поведением пациентов. Так на пример в ноябре 2012 года 78-летний пенсионер, имевший привычку курить в постели, устроил пожар в доме престарелых и инвалидов в поселке Молочное Вологодской области. От полученных ожогов он скончался в больнице. В августе 2010 года один из пациентов интерната для престарелых в Вышнем Волочке Тверской области облил себя бензином и совершил самосожжение. В результате пожара погибли еще восемь человек.

Анализ статистики по местам возникновения пожаров на объектах здравоохранения (Таблица 1.1) показал, что наибольшее количество пожаров происходит в рабочих кабинетах персонала, палатах и подсобных помещениях.

Основными причинами пожаров на объектах здравоохранения согласно статистическим данным за 2013 год являются: неосторожное обращение с огнем (38%), нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования и бытовых электроприборов (27%), а также неосторожность при курении (12%) [3].

 

Таблица 1.1

Анализ статистики по местам возникновения пожаров

№ п/п Места возникновения пожаров Количество пожаров
1. кабинеты  
2. палата  
3. подсобные помещения  
4. подвал  
5. чердачное помещение  
6. коридор  
7. лестничная клетка  
8. складские помещения  
9. тамбур  
10. туалет  
11. Электрощитовая  

 

Анализ обстановки с пожарами показал, что на объектах здравоохраненияпожары часто сопровождаются большим количеством погибших, поэтому необходимо особое внимание уделять вопросам профилактики пожара и системе противопожарной защиты лечебно-профилактических учреждений.

 

 

1.2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА

 

Здание Областного Государственного учреждения здравоохранения «Томский областной наркологический диспансер» расположено в Советском районе г. Томска по адресу ул.Лебедева, 4. Здание построено в 1989 году, в 2006 была проведена перепланировка.

Здание ОГУЗ «Томский областной наркологический диспансер» четырехэтажное, IIстепени огнестойкости. Класс конструктивной пожарной опасности – К0, класс функциональной пожарной опасности Ф 1.1.

Строительный объём здания составляет 7248 м3, площадь здания в плане 1698, 6м2, площадь застройки 599, 4м 2. Высота здания составляет 12 метров.

Фундамент здания выполнен в виде бутовой ленточной железобетонной плиты и монолитных балок.

Несущие стены кирпичные толщиной 500 мм. Перегородки кирпичные толщиной 120 мм.

Междуэтажные перекрытия ж/б толщиной 200 мм.

Высота этажа составляет 3, 2 м.

В здании размещаются:

В цокольном этаже помещения, предназначенные для процедур и обучения: кабинеты психологической разгрузки, кабинеты физиотерапии, спортивный зал, учебный класс, четыре подсобных помещения.

На первом этаже размещаются административные помещения, амбулаторная служба, одно подсобное помещение.

На втором этаже: - стационар на 14 палат которые включают в себя 56 койко-мест, три кабинета медицинского персонала, один процедурный кабинет.

На третьем этаже: -стационар на 12 палат которые включают 48 койко-мест, два кабинета медицинского персонала, два процедурных кабинета, ординаторскую и пост.

Этажи здания имеют планировку коридорного типа. Для сообщения этажей предусмотрено две лестничные клетки типа Л1.В здании имеется три входа, два в лестничные клетку и один центральный.

Режим работы диспансера: с 8.00 до 17.00 - для посетителей, круглосуточно - для стационара. В дневное время в здании находится 52 работника из числа медицинского персонала, в ночное время дежурная смена в количестве 11дежурных врачей.

Отопление здания центральное водяное от городской сети теплоснабжения.

Рассматриваемое здание обеспечено приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением. Воздуховоды проложены в шахтах стен. Вентиляционные камеры расположены в чердачных помещениях здания.

Система противодымной защиты не предусмотрена.

В здании предусмотрена охранная сигнализация и пожарная сигнализация. Здание оборудовано СОУЭ 3-го типа.

Вблизи здания расположены: капитальный гараж на 2 машины (II степени огнестойкости) на расстоянии 33 метра, хозяйственный корпус (II степени огнестойкости) на расстоянии 24, жилой дом (II степени огнестойкости) на расстоянии 45 метров, Детская поликлиника №3 (II степени огнестойкости) на расстоянии 124 метров.

Для нужд наружного пожаротушения имеется наружный противопожарный водопровод: на расстоянии 100 метров от рассматриваемого объекта по ул. Красноармейская, 16 на линии кольцевого водовода диаметром 150 мм, расположен пожарный гидрант с рабочим напором 40 м и водоотдачей 95 л/с. Также на расстоянии 280 метров от рассматриваемого объекта по ул. Тверская, 26 на линии кольцевого водовода диаметром 150 мм, расположен пожарный гидрант с рабочим напором 50 м и водоотдачей 105 л/с. Максимально возможный напор в сети 60 метров.

Рассматриваемое здание оборудовано внутренним противопожарным водопроводом, на котором смонтированы пожарные краны. Внутреннее водоснабжение объекта защиты осуществляется по двум вводам водопровода диаметром 50 мм, водопроводная сеть закольцована. Расход воды на внутреннее пожаротушение составляет 2 струи по 2, 5 л/сек. Пожарные краны в количестве 8 шт. расположены с учетом, чтобы каждая точка здания орошалась двумя струями. Краны размещены в навесных пожарных шкафах и оборудованы рукавами по 20 м. и стволами Литер «Б». Насосы повысители не предусмотрены.

Здание находится в районе выезда ПЧ 3. Расстояние до ПЧ 3 составляет 2 км по городским дорогам с твердым покрытием. По пути следования пересекаются четыре регулируемых перекрестка.

 

1.3.НОРМАТИВНАЯ БАЗА

Техническое регулирование до недавнего времени осуществлялось различными по статусу нормативными документами по пожарной безопасности (СНиПы, нормы и правила пожарной безопасности, государственные стандарты). Общее количество документов, формирующих нормативную базу, превышало 2000 (более 700 межгосударственных стандартов, более 650 государственных стандартов, 157 норм и правил пожарной безопасности, более 500 СНиП, ПУЭ) и другие.) Эти документы были разработаны органами исполнительной власти различного уровня, содержали более 150 тысяч положений в области пожарной безопасности, многие из которых противоречивы или дублировали друг друга [4].

Все это затрудняло деятельность граждан, предпринимателей и организаций в сфере противопожарной защиты, здоровья и материальных ценностей, а также препятствовала работе органов исполнительной власти и контролирующих учреждений [4].

Если при традиционном подходе проектные решения систем пожарной безопасности жестко регламентированы, то при гибком нормировании, когда возможны альтернативные проектные решения, значительно возрастает потребность в разработке и практическом использовании методов для оценки пожарной опасности объектов и пожарного риска. Эти методы должны позволять на основании заданных характеристик объекта (конструкция, назначение, количество находящихся людей, имеющиеся средства противопожарной защиты) прогнозировать возникновение и развитие пожара, эвакуацию людей, оценивать возможный ущерб.

С введением в действие с 1 июля 2003 года Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» возникла необходимость реформирования нормативной базы в области пожарной безопасности, целью которой является разработка и принятие технических регламентов, устанавливающих обязательные требования, направленные на защиту жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охрану окружающей среды [4].

Федеральным законом «О техническом регулировании» определяется порядок разработки технических регламентов, документов, устанавливающих перечень минимально необходимых обязательных требований.

С вступлением в силу с 1 мая 2009 г. В силу Федерального закона от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» положено начало в создании новой системы противопожарного нормирования.

Технический регламент устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты, в том числе к зданиям, сооружениям и строениям.

С вступлением в силу федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» №123-ФЗ от 22.07.2008 года, раннее действующие нормативные документы в области пожарной безопасности постепенно утрачивают свою актуальность, выходят новые нормативные документы отражающие современные требования. Данный федеральный закон разработан в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты, продукции, в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам в соответствии с Федеральным законом [5].

Названный технический регламент конкретизирует положения технического регулирования, установленные[4], применительно к области пожарной безопасности, а также устанавливает общие требования пожарной безопасности, обязательные для исполнения при проектировании, строительстве, капительном ремонте, реконструкции, эксплуатации и иных стадиях жизненного цикла объектов.

Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий ст.6 Федерального закона [5]:

1) В полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом [6], и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Федеральным законом [5].

2) В полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом [6], и нормативными документами по пожарной безопасности.

Рассматриваемое здание относится к классу функциональной пожарной опасности Ф1.1. На такие здания методика расчета пожарного риска отсутствуют. Таким образом, на рассматриваемом объекте для его соответствия требованиям пожарной безопасности должно выполняться условие соответствия согласно ст.6 п.2 Федерального закона [5], а именно в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с [6] и нормативными документами по пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 4 пункта 4 положения Федерального закона [5](за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений Федерального закона. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

К числу технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» и содержащих вопросы обеспечения пожарной безопасности относят:

Федеральный закон от 22.07.2008 №123-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (с изм. и доп., вступил в силу с 13.07.2014);

Федеральный закон от 30.12.2009 №384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»

Перечень документов обязательного применения определен Распоряжением Правительства РФ от 10.03.2009 №304-р (ред. от 20.01.2011) «Об утверждении перечня национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и осуществления оценки соответствия».

Кроме того, документы обязательного применения определены Распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 №1047-р «О перечне национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил)», в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (утрачивает силу 1 июля 2015 года в связи с изданием Постановления Правительства от 26.12.2014 г. №1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил)», в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а так же иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Перечень нормативных документов по пожарной безопасности добровольного применения определены Приказом Росстандарта от 16.04.2014 №474 (ред. от 20.03.2015) «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Здание диспансера построено и введено в эксплуатацию в 1989 году. В 2006 году была произведена перепланировка. На основании статьи 54 Конституции РФ[7], и статьи 4 пункта 4 Федерального закона [5], при проведении экспертизы обеспечения пожарной безопасности в рассматриваемом здании необходимо учитывать требования Федерального закона [5], и требования нормативных документов по пожарной безопасности действовавшие в 2006 году при реконструкции. При этом если Федеральный закон [5]предъявляет более высокие требования чем документы, действовавшие в 2006 году то в этой части требования Федерального закона на здания диспансера не распространяются. Если же Федеральный закон [5]ослабляет требования, то используются нормативные документы по пожарной безопасности вступившие в силу после введения Федерального закона [5].

При проведении экспертизы существующих архитектурно-строительных и инженерно-технических решений здания с учетом статьи 54 Конституции РФ [7], а также части 4 статьи 4 Федерального закона [5], необходимо использовать следующие документы:

1. Документы, действовавшие в 2006 году при реконструкции:

СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;

СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения»;

СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения»;

СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование»;

СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»;

НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования»;

НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией»;

НПБ 104-03 «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях»;

СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий»; и др.

2. Нормативные документы по пожарной безопасности вступившие в силу после введения Федерального закона [5]:

Обязательного применения (в части обеспечения пожарной безопасности:

Федеральный закон №184, от 27.12.2002 « О техническом регулировании» (ред. от 23.06.2014)»

Федеральный закон №123 от 22.07.2008 год «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (с редакцией от 13.07.2014)

СНиП II-26-76 " Кровли". Разделы 1, 2 (пункты 2.1 - 2.22, 2.24 - 2.26, 2.28), 3 - 5.

СНиП 2.04.02-84* " Водоснабжение. Наружные сети и сооружения". Разделы 2 (пункты 2.1 - 2.10, 2.26 - 2.28), 4, 6, 7 (пункты 7.1 - 7.17, 7.19 - 7.22), 8 (пункты 8.1 - 8.15, 8.17 - 8.66), 9 (пункты 9.1, 9.2, 9.6 - 9.19, 9.21 - 9.26), 10, 12, 13 (пункты 13.1 - 13.20, 13.22 - 13.55), 15 (пункты 15.1, 15.2, 15.5, 15.7 - 15.81, 15.83 - 15.131*).

СНиП 2.04.01-85* " Внутренний водопровод и канализация зданий". Разделы 2, 7 - 9, 10 (пункты 10.4 - 10.10, 10.12 - 10.20), 12 (пункты 12.1 - 12.20, 12.24 - 12.27), 13 (пункты 13.2 - 13.10, 13.12 - 13.19), 14.

СНиП 2.07.01-89* " Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений". Разделы 1 - 5, 6 (пункты 6.1 - 6.41, таблица 10*), 7 - 9; приложение 2.

СНиП 41-01-2003 " Отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха". Разделы 4 - 6 (пункты 6.1.1 - 6.4.4, 6.4.6, 6.4.7, 6.5.4, 6.5.5, 6.5.7 - 6.5.14, 6.6.2 - 6.6.26), 7 (пункты 7.1.1 - 7.1.5, 7.1.8 - 7.1.13, 7.2.1 - 7.2.4, абзацы первый и второй пункта 7.2.10, пункты 7.2.13, 7.2.14, 7.2.17, 7.3.1, 7.3.2, 7.4.1, 7.4.2, 7.4.5, 7.5.1, 7.5.3 - 7.5.11, 7.6.4, 7.6.5, 7.7.1 - 7.7.3, 7.8.2, 7.8.6, 7.8.7, 7.9.13, 7.9.15, 7.9.16, 7.10.7, 7.10.8, 7.11.18), 9 - 11, 12 (пункты 12.7 - 12.9, 12.11 - 12.21), 13 (пункты 13.1, 13.3 - 13.5, 13.8, 13.9).

СНиП 31-06-2009 " Общественные здания и сооружения". Разделы 3 (пункты 3.1 - 3.13, 3.15 - 3.20, абзац первый пункта 3.21, пункты 3.22 - 3.25), 4, 5 (пункты 5.1 - 5.19, 5.30 - 5.32, 5.34 - 5.40), 7 - 9.

 

Добровольного применения:

СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы (с изменением №1 от 01.02.2011);

СП 2.13130.2012 Система противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты; (с изменением №1 от 02.12.2013)

СП 3.13130.2009 Система противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничения распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям;

СП 5.13130.2009 Система противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические (с изменением №1 от 20.06.2011);

СП 6.13130.2013 Система противопожарной защиты. Электрооборудование. Требование пожарной безопасности;

СП 7.13130.2013 Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требование пожарной безопасности;

СП 8.13130.2009 Система противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требование пожарной безопасности (с изменением №1 от 01.02.2011);

СП 9.13130.2009 Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации;

СП 10.13130.2009 Система противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод (с изменением №1 от 01.02.2011);

СП 11.13130.2009 Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения (с изменением №1 от 01.02.2011);

СП 12.13130.2009 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности (с изменением №1 от 01.02.2011);

СП 30.13330.2012 Внутренний водопровод и канализация зданий;

СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений;

СП 60.13330.2012 Отопление. вентиляция и кондиционирование воздуха;

СП 118.13330.2012 Общественные здания и сооружения (с изменением №1 от 01.09.2014);

 

На стадии эксплуатации объекта должны выполняться требования Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 " О противопожарном режиме"»

При экспертизе необходимо учитывать следующее:

1) Если Федеральный закон [5], ужесточает требования к объекту защиты, то при экспертизе применяются требования действовавших на момент реконструкции нормативных документов по пожарной безопасности.

2) Если Федеральный закон [5]и нормативные документы, выпущенные для его обеспечения ослабляют требования к объекту защиты, то применяются требования последних.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.