Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Элементы убеждённости.






Посетитель. – Допускаю, сударь, что с философской точки зрения спиритическое учение совершенно рационально; но всегда остаётся вопрос проявлений, который может быть решён лишь с помощью фактов; и именно реальность фактов многие люди оспаривают; вы не должны считать странным желание быть тому свидетелем.

A.K. – Я считаю это вполне естественным; но, поскольку я ищу, в чём они могут иметь пользу, то я объясняю, в какие условия лучше всего следует поставить себя, чтобы лучше их наблюдать и особенно, чтобы их понимать; поэтому если кто не желает поставить себя в эти условия, то потому что у него нет серьёзного желания просвещения, и значит, бесполезно терять на него время.

Вы согласитесь, сударь, что было бы странным, если бы рациональная философия происходила из иллюзорных и вымышленных фактов. По логике, реальность действия заключает в себе реальность причины; если первое истинно, то второе не может быть ложным, поскольку там, где нет деревьев, невозможно нарвать плодов.

Конечно, все не могли утверждать факты, поскольку все не ставили себя в желаемые условия, чтобы наблюдать их, и не имели для этого необходимых терпения и упорства. Но здесь, как и во всех науках: что не делают одни, делают другие; ежедневно мы получаем результаты астрономических расчётов, хотя сами не делаем их. Как бы там ни было, если вы находите философию правильной, вы можете принимать её, как вы принимаете и другие, оставляя за собой мнение о путях и средствах, приведших к ней, или, по крайней мере, принимая их в качестве гипотезы вплоть до более пространной констатации.

Элементы убеждения не одинаковы для всех; то, что убеждает одних, не производит никакого впечатления на других; поэтому необходимы все элементы понемногу. Но было бы ошибкой считать, что физические эксперименты являются единственным средством убеждения. Я видел достаточно случаев, когда замечательные феномены не могли поколебать убеждений, а простой письменный ответ на них одерживал триумф. Когда люди видят факт, но не понимают его, то чем более он необычен, тем более кажется подозрительным, и мысль всегда ищет самую простую причину; если же человек отдаёт себе отчёт в феномене, он намного легче принимает его, поскольку понимает причину его существования; и тогда всё чудесное и сверхъестественное исчезает. Конечно, те объяснения, которые я вам дал в этой беседе, далеко не полные; но даже в обобщённом виде, я уверен, они дают пищу для размышлений; и если обстоятельства позволят вам стать свидетелем каких-либо фактов проявлений, то вы уже будете смотреть на них менее предубеждённым взглядом, поскольку вы сможете сделать вывод об их основании.

В спиритизме существуют две вещи: экспериментальная часть проявлений и философское учение. И меня каждый день посещают люди, которые ничего не видели, но которые так же твёрдо, как и я, что за одно занятие они уже освоили философскую часть; для них феномен проявлений – всего лишь побочный эффект; основа – это учение, наука; они видят её такой великой, такой рациональной, что находят в ней всё, что может удовлетворить их внутренним чаяниям, кроме факта проявлений; откуда они заключают, что, даже допуская, что проявлений не существует, учение не утратит ничего от того учения, которое наилучшим способом разрешает множество проблем, считавшихся ранее неразрешимыми. Сколько людей говорили, что эти идеи зародились у них в головах, но были такими туманными. Спиритизм сформулировал их, придал им форму и был для них линией света. Что и объясняет большое количество сторонников, появившихся при первом прочтении Книги Духов. Как вы полагаете, могло бы такое произойти, если бы мы не отошли от крутящихся и говорящих столов?

Посетитель. – Вы были правы, когда говорили, сударь, что из крутящихся столов вышло спиритическое учение; и я был далёк от того, чтобы предполагать последствия, которые могли выйти из того, что рассматривалось как простой предмет любопытства. Я теперь вижу, насколько обширно поле, открытое вашей системой.

A.K. – Здесь я прерву вас, сударь; вы оказываете мне слишком много чести, приписывая мне эту систему, поскольку она принадлежит не мне. Она целиком выходит из учения Духов. Я смотрел, наблюдал, координировал, и я стараюсь дать понять другим то, что я сам понимаю; вот та часть, которая принадлежит мне. Между спиритизмом и другими философскими системами есть основная разница: все они - творение более или менее просвещённых людей, тогда как в той, что вы приписываете мне, нет моей заслуги в изобретении ни одного из принципов. Говорят: философия Платона, Декарта, Лейбница; но никогда не скажут: учение Аллана Кардека, к счастью; поскольку какой вес имело бы какое-то имя в таком серьёзном вопросе? У спиритизма есть помощники, имеющие вес в другом, и рядом с ними мы – лишь частички атомов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.