Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Территориальные агентства развития






Чрезвычайно важно избежать повторения ошибки, допущенной правительством РФ, когда при сохранении его наименования на Министерство регионального развития было возложено множество качественно иных предметных областей — начиная с функций прежнего Росстроя и огромного поля задач ЖКХ и завершая сюжетами этнокультурной политики. Важно также избежать ошибки правительства РФ, в аппарате которого вопросами регионального развития заняты лишь несколько специалистов. Руководство регионов имеет полную возможность избежать этих ошибок, и можно считать удачным решением отсутствие в Башкортостане республиканского министерства территориального планирования. Дело не только в том, что умножение числа ведомств сверх разумного минимума неэффективно, но в том, прежде всего, что задачи развития территорий имеют принципиально межведомственный характер, и потому уже они должны находиться в центре внимания правительства как единого целого.

По вопросу членения территории республики на субрегионы (зоны) наша позиция практически идентична позиции ученых башкирской Академии наук и специалистов Министерства экономического развития. Отчетливо просматриваются семь специфических зон: Северо-Западная (от Агидели и Нефтекамска до Бирска и по правому берегу реки Уфы); Северо-Восточная (от левого берега реки Уфы до границы с Челябинской областью); Центральная (от Уфы до городов Октябрьский — Туймазы — Белебей); Южная (от Стерлитамака до Кумертау); Южно-Уральская (Заповедная); Северное Зауралье (Белорецк — Учалы); Южное Зауралье (Сибай — Баймак). Существенное различие природных условий дополнено различиями в формировании социально-экономического профиля каждого из названных субрегионов, в составе которых есть большая или меньшая группа районов. Не затрагивая законную автономию этих районов в решении задач местного значения, рационально выделить задачи зонального горизонта как задачи комплексного территориального развития, агентами которого должны выступить Зональные территориальные агентства.

В опоре на статью 131-ФЗ о межмуниципальном взаимодействии есть все основания сфокусировать работу таких агентств на поддержании баланса природного и хозяйственного комплексов, на вопросах развития рынка труда, рынка потребительских товаров и услуг; на задаче гармонизации отношений между городами и сельскими поселениями по всем вопросам общего интереса.

Во всяком случае, очевидно, что там, где есть основания развить «куст» городов до реальной, договорной агломерации, открывается возможность разработки общей схемы территориального планирования и даже общего генерального плана — уже затем, ради исполнения буквы Градостроительного кодекса, такой общий генплан можно разрезать на генпланы отдельных муниципальных образований. То же относится к «кустовым» схемам для группы районов, тогда как при формальной необходимости иметь схему территориального планирования для субъекта Федерации (к ней, как правило, не возвращаются после утверждения в Министерстве регионального развития РФ) есть содержательная необходимость разработки и периодической корректировки СТП для отдельных зон. По этому пути уже прошла Калужская область, утвердив СТП для трех районов, примыкающих к границе с Московской областью, и для городского округа Обнинск, а в настоящее время аналогичную форму корректировки СТП избрали Псковская область и Карелия.

Формирование зональных агентств может стать основой двух остро необходимых в республике сетей. Это сеть проектных, планировочных мастерских, способных выполнять разработку и текущую корректировку схем территориального планирования для межмуниципальных схем и отдельных муниципальных образований, и сеть статистических бюро, способных с опережением относительно иных субъектов РФ собирать муниципальную статистику, без которой всякое планирование ведется в действительности в обстановке чрезвычайной бедности информации.

Создание республиканского Агентства территориального развития, в реальном времени осуществляющего координацию функционирования и развития в субрегионах и их муниципальных образованиях, а затем и зональных агентств как подразделений этого агентства приобретет принципиальное значение. С учетом недостаточной обеспеченности муниципальных образований квалифицированными специалистами именно Агентство будет в состоянии, по инициативе ведомств и муниципалитетов, разрабатывать технические задания на схемы территориального планирования МО и ассоциаций МО (в том числе агломераций).

Напряженность работы правительства Башкирии над корректировкой и доработкой проектно ориентированных программ производит благоприятное впечатление и создает уверенность в том, что силами руководства и экспертного сообщества республики эта энергичная деятельность принесет результаты.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.