Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные подходы к анализу проблем государственного и политического управления.






Аспекты анализа ГУ:

- нормативный и позитивный

- позиционный и ресурсный

- процессуальный (и результативный).

Николас Хенри (Генри) делит на две группы:

Первая группа: акцент на процессах государственного управления. Или процессуальное управление. Включает: элитизм, плюрализм, партисипаторную и нормативистскую концепции. Процессуальный аспект в значительной степени касается представительства интересов.

Второе направление: акцент на результатах. Результирующее направление. Включает: инкрементализм, рационализм, стратегическое планирование.

С точки зрения элитизма – государственное управление, это удел профессиоанлов. Элита формирует стратегические и политические решения, аккумулирую волю нации. Окружение элиты апатично, плохо информировано, не заинтересовано в политике.

Плюралистическая модель – выработка политической стратегии является результатом конкуренции, противодействия, сделок, договоров, консенсуса между различными группами интересов. Есть опасность, что какая-то из групп интересов «захватывает» какие-либо из государственных институтов и использует их в своих целях.

Партисипаторная модель: акцент делается на расширение возможностей масс влиять на принятие политических решений, характерна децентрализация власти, расширение полномочий местных и региональных властей.

Корпоративистская модель формирования политического курса: политический курс формируется благодаря диалогу, треугольнику взаимоотношений между государственными институтами, профсоюзами и бизнесом.

Рационалистическая модель: перекликается с рационализмом в принятии решений. Государственные управленцы анализируют все пути решения государственной проблемы и находят наиболее рациональный путь решения (принцип мини-макса). Рассчитывается как выбор той или иной политики окажет воздействие на разного рода адресные группы. Основной теоретик – Дрор. Идея ограниченной рациональности (Габриэль Саймон). На практике принимается приемлемый вариант, который устроит самых влиятельных заинтересованных лиц.

Инкременталистская модель: частичные улучшения. Данная модель государственного управления строится на методе последовательных ограниченных сравнений. Учитываются ограничения в проведении политики, опора делается на те управленческие модели, которые уже проявили свою эффективность. Плюс добавляется их частичное улучшение. Инкреметализм – это метод частичного улучшения. Он слабо способен реагировать на те проблемы, которые являются новыми и не структурированными. Линдблом.

Стратегическое планирование. Как модель менеджмента возникло в бизнесе и использовалось крупными корпорациями ещё в 60-е гг. в США. Оно формировалось в конкурентной среде, акцент делался как минимум на двух вещах: учет окружающего мнения, попытки задействовать потенциал сотрудников корпорации. Та организация, которая занимается стратегическим планированием должна в себя включать подразделение, занимающееся сбором и обработкой информации.

В современной политологический литературе при объяснение государственного и политического управления используется неоинституцианалимз (ориентирован на концепции публичного выбора и формирование общественных благ*) и новое государственное управление/менеджмента (НГМ) + goodgovernanceи концепция политических сетей

*Стиглец, Бьюкенен, Олсен – изучали концепцию общественных благ.

Характеристики общественных благ (а остальные блага должен, по большему счету, производить бизнес – это либеральная концепция):

- не исключаемы (никого из граждан страны нельзя отделить от потребления этих благ) и неконкурентны (частному бизнесу невыгодно эти блага предоставлять, они затратные).

Модель НГМ была реакцией на затратность, неэффективность государства всеобщего благосостояния, благоденствия. Возникает НГМ в 80-е- 90-е гг. 20 ст. и трактуется как государственное предпринимательство, так как заимствует технологии бизнес-менеджмента. Основные теоретики Ойкан, Осборн, Геблер. Некоторые принципы системы менеджмента в предпринимательском управлении: ориентироваться на потребителей и давать им возможность выбора, а не просто обслуживать; предоставлять государственные услуги, учитывая конкуренцию (и рыночную, и политическую); вкладывать средства в результаты, а не в намерения; поощрять предпринимательский дух при отказе от оценки работы государственных служащих по трате выделенных бюджетных средств. В таких странах как Великобритания (реформы Тетчер) и США (Рональд, Рейган) уже в 80-е гг. проводились административные реформы, основанные на НГМ. Сокращение государственных расходов, сокращение государственных предприятий и услуг. В 1986 г. была создана комиссия под руководством Уолкера, которая изучала состояние гос. службы, а во времена президентства Клинтона была создана программа «Национальный обзор эффективности» (для анализа деятельности Федерального правительства).

РФ: Галтвина, Гамалкина, Туронов.

Тоже были попыткой использовать механизмы нового государственного менеджмента. И для оптимизации гос. управления были разработаны «функциональные обзоры» (Мейнинг).

Goodgovermance: управляемость + соуправление: управление, отвечающее требованиям открытого, динамичного, демократичного общества. Этот термин был использован в 1997 г. в рамках деятельности ПРО ООН. Также Всемирный банк использует эту модель при предоставлении займов (как правило, странам третьего мира). Характеристики данного управления (с точки зрения экспертов ООН):

- сотрудничество и совместная работа граждан и власти

- признание и защита верховенства прав человека

- прозрачность власти, её отзывчивость и оперативность реагирования на социальные проблемы

- подотчетность гражданам государственного и частного секторов, а также сектора гражданского общества

Политологи выделяют модель минимального государства. Модель 60-х-70-х гг.: государство всеобщего благосостояния. Людвиг Эдхард выделяет модель социально-ориентированной рыночной экономики.

Модель эффективного государства: здесь задействуются механизмы нового государственного менеджмента (США, Великобритания) и модель корпоротивного государства (Европа, США).

Модель актвиизирующего госуджарства: в ней госудаство и общесвто разделяют ответсвенность и риски, а также в рамках деятельности государственных служащих используются механизмы нового государственного менеджмента.

Гаман-Галутвина.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.