Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Заключительный этап

Организационный этап

Вводный этап

Основной этап

Заключительный этап

1. Организационный этап (вводный инструктаж) – 1-2 % времени занятия:

- выявление отсутствующих обучающихся;

- проверка внешнего рабочего вида (соответствие одежды требованиям ТБ…);

- организация внимания и готовность обучающихся к занятию.

Вводный инструктаж проводится перед началом изучения темы, под темы или раздела программы. Назначение его – подготовить обучающихся к сознательному выполнению учебно-производственных работ наиболее рациональными приемами, обеспечить соблюдение правил безопасности труда.

2. Вводный этап (часть) занятия– 12-15 % времени занятия:

- сообщение темы;

- ознакомление с целями;

- мотивация деятельности обучающихся;

- повторение материала спец. предметов, теоретических предметов;

- показ и выполнение трудовых приемов, освоенных на предыдущих занятий (актуализация знаний, умений обучающихся);

 

- инструктирование, формирование ориентировочной основы учебно-производственной деятельности по новой теме занятия (показ, объяснение приемов, способов работы, показ техпроцесса, чертежей, инструкционно-технологических карт…);

- пробные выполнения изучаемых новых трудовых приемов, умений;

- объяснение приемов самоконтроля и контроля мастера;

- закрепление требований ТБ;

- определение и разъяснение заданий обучающихся по выполнению операций, упражнений, учебно-производственных работ;

- сообщение норм времени, критериев оценок;

- организация рабочего места.

 

3. Основной этап (текущий инструктаж) занятия – 70-80 % времени занятия:

Деятельность обучающихся – выполнение упражнений, самостоятельная работа, формирование новых трудовых приемов, умений, способов работы…;

- самоконтроль техпроцесса, технических требований, требований ТБ…;

- самостоятельная работа, выполнение учебно-производственных заданий.

 

Деятельность мастера п/о:

◘ мотивация обучающихся по видам учебно-производственных работ;

◘ наблюдение;

◘ целевые обходы;

◘ индивидуальное инструктирование;

◘ коллективное инструктирование;

◘ закрепление с обучающимися новых способов, приемов работы по выполнению операции или производственной работы;

◘ прием результатов работы;

◘ оценивание;

◘ определение дополнительных заданий сильным обучающимся.

 

4. Заключительный этап (заключительный инструктаж) занятия – 5-6 % времени:

- сообщение о достижении целей занятия;

- анализ, самоанализ выполнения учебно-производственных работ или трудовых операций;

- разбор типичных ошибок, допущенных дефектов;

- анализ выполнения ТБ, норм времени;

- сообщение оценок;

- сообщение темы следующего занятия;

- объяснение домашнего задания;

- уборка рабочих мест.

Заключительный инструктаж проводится мастером в форме активной беседы или краткого объяснения, содержащего анализ учебной работы в течение занятия.

Определение содержания деятельности мастера на любом этапе занятия зависит от темы, материальной базы, целей, методов обучения. Каждый этап (часть) занятия п/о взаимосвязан, направлен на активное овладение профессиональными умениями, навыками, на развитие самостоятельности, интереса к профессии.

По каждому структурному этапу занятия п/о мастер определяет количество, содержание и последовательность структурных элементов занятия. Мастер п/о при подготовке к занятию должен руководствоваться следующими структурными требованиями:

- структура занятия должна отражать логическую последовательность этапов;

- должна быть связь между структурными элементами занятиями;

- длительность каждого из них определяется содержанием материала, его ролью в достижении целей занятий;

- не следует перегружать занятие второстепенными структурными элементами;

- структура занятия должна быть гибкой, чтобы можно было использовать различные варианты структурных элементов в зависимости от реальных условий их проведения.

 

4. Вводный инструктаж

Данная квалификационная работа была разработана мной по практическому занятию с обучающимися. С чего и как начинается практическое занятие.

Инструктаж -важнейшая форма методического руководства в производственном обучении. В нем сочетаются различные методы обучения, но преобладает словесное изложение в виде объяснения, указаний и предостережений от ошибочных действий, вместе с тем широкого применяются показ приемов и средств для достижения результатов производственного процесса.
Мастер инструктирует учащихся для того, чтобы дать указания, как использовать имеющийся у них опыт и теоретические знания полученные на уроках «специальных профессиональных дисциплин» - в новых связях и сочетаниях, при выполнении производственных заданий.

Инструктаж должен иметь указания о методах и приемах в выполнения поставленного производственного задания, т.е. «технологическую карту» по его выполнению, а также возможных неполадках в работе оборудования, ошибках в выполнении действий, нарушениях правил технических операций, правил безопасности труда.
По мере обучения инструктаж становиться основной формой методического руководства учащимся со стороны мастера и становится все более кратким: даются лишь основные указания, все большее значение приобретает письменный инструктаж, т.е. «технологические карты», побуждающие учащихся к самостоятельному принятию решений.
В соответствии вышесказанным можно выделить два основных взаимосоставляющих вида инструктажа:

1. Устный инструктаж

2. Письменный инструктаж

и определить формы и методы используемые в их проведении

Под методом производственного обучения следует понимать основные способы совместной взаимосвязанной деятельности мастера и учащихся, с целью достижения учащимися профессионального мастерства, воспитания у них добросовестного отношения к труду, развития творческих способностей.

Методы производственного обучения имеют свои особенности, отличающие их от методов теоретического обучения. Определяются своеобразием характера, содержание и организации учебно - производственной деятельности учащихся в мастерских, учебных лабораториях, на рабочих местах предприятий. Это зависит и от разнообразия форм организацией производственного обучения, характер профессий и других условий.

12

В связи с этим можно выделить три основные группы методов производственного обучения: словесные, наглядные и практические.


К словесным методам относятся рассказ и объяснение, беседа, работа с технической литературой. Устное и письменное инструктирование. Производственные семинары.
Наглядные методы - показ мастером трудового процесса, приемов, демонстрация различных объектов, пособий и средств, самостоятельные наблюдения учащихся.
Практические методы - это упражнения в выполнении производственных действий, т.е. совокупность таких методов как решение производственно- технических задач, лабораторно-практических работ и т.д. – в основе которых лежит самостоятельная практическая деятельность учащихся по достижению результата поставленного задания.

И так возвращаемся к основной теме нашего доклада «Цели, роль и методы инструктажа производственного обучения в овладении профессии», в основе которой вложена -

понятие, роль и применение устного и письменного инструктажа в производственном обучении профессии.
Устная форма инструктажа широко распространена в методи­ке производственного обучения. Основная форма общения с уча­щимися при устном инструктаже — словесная. Устное объяснение мастер сопровождает показом способов и приемов выполнения операций, путем устного объяснения проводится – вводный, текущий заключительный инструктаж- являющееся основой производственного обучения.

Вводный инструктаж. Цель вводного инструктажа — подготовка учащихся к предстоящему учебно-производственному заданию.
Методика вводного инструктажа различна. Она зависят от времени изучения темы и вида учебно-про­изводственных работ. Если методическая ситуация складывается так, что учащиеся хорошо ориентируются в теоретических вопросах, если виды учебно-производственных работ не новы для них и целью урока является совершенствование практических умений и навыков, то мастер производственного обучения ограничивается напоминанием основных операций.
В процессе разработки методики вводного инструктажа важно: ознакомить учащихся с содержанием предстоящей работы; проанализировать инструкционную карту, технологическую документацию;
ознакомить учащихся с инструментарием; объяснить правила безопасности при работе с электрооборудованием; разъяснить структуру трудовой деятельности; показать способы выполнения отдельных операций; предупредить о возможных ошибках.
13

При вводном инструктаже применяются следующие методы: показ трудовых, профессиональных действий, алгоритмический, диалогический методы.

 

В результативности вводного инструктажа большую роль игра­ют такие факторы, как мастерство мастера производственного обучения теоретические знания учащихся.
Методически правильно проведенный вводный инструктаж нацеливает учащихся на практическую деятельность. Вводный инструктаж, как правило, носит фронтальный или групповой характер, если все учащиеся группы будут выполнять одну и ту же учебно-производственную работу.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Буддизм. | Введение. О сопротивлении злу силою




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.