Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






система памяти включает в себя несколько составляющих.






Неспецифическая память — усвоение моторных действий, выполняемых автоматизировано (например, вождение автомобиля).

Специфическая память доступна сознанию и включает в себя:

эпизодическую память — вспоминание автобиографических деталей и других пережитых событий, соответствующих определенному периоду времени

семантическую память — хранение общих знаний об окружающем мире.

Другие важные составляющие памяти:

Кратковременная память — рабочая память, ответственная за немедленное вспоминание небольших объемов вербальной или пространственной информации.

Антероградная память — усвоение нового материала.

Ретроградная память — воспроизведение ранее усвоенного материала.

Развитие памяти(см.вопр.16)

20.1 Приведите пример обучения одному и тому же с точки зрения традиционного обучения и теории развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова

Термин «развивающего обучения» ввел психолог В.В.Давыдов. Развивающее обучение отличается от традиционного обучения объяснительно - сообщающего типа характером преподавания. Одна из развивающих программ обучения - система психологов Даниила Борисовича Эльконина и Василия Васильевича Давыдова. Многие (и педагоги, и родители) называют ее гениальной, поскольку она согласована (внутри системы) и непротиворечива. Еще эту систему называют «безотметочным оцениванием», методы и приёмы, заложенные в этой системе, приводят к мощнейшему развитию ученика, поскольку ученик трудится не на результат (оценку), а на свой личный рост и достижение высоких результатов в образовании, и, что очень важно, оценивает себя сам.

В особенностях этой системы можно выделить плюсы и минусы.

 

1) В системе уходят от обычной цели ученика на хорошую оценку, на уроках создаются условия для стремлений учащегося к обучению, к его росту, достижению больших успехов в учебе, к развитию умений, навыков, получению глубоких знаний. Например, ученик что-то не помнит, но он определенно должен знать, где и как самостоятельно найти ту необходимую информацию, чтобы вспомнить. И еще, учащиеся по этой системе знают, почему при умножении двух определенных чисел (например, 2 умножить на 5) получаем именно столько (будет 10, а не 16).

2) Много внимания уделяют теории и логическому построению.

3) Система Эльконина и Давыдова будет интересна родителям, которые хотят развивать их ребенка и на способность анализировать, и, более того, на умение глубоко мыслить, необычно от сверстников.

4) В учебном процессе много внимания уделяют росту нормальной самооценки у ребенка – посредством своей самооценки ученик уже в начальных классах начинает познавать и реагировать на окружающих, внешний мир вокруг него, потом выбирает тех (например, друзей-одноклассников), которые равны ему, исходя из его самооценки, его умений и

возможностей. Так же программа учит критически оценивать собственные действия (самокритика) и действия своих сверстников, одноклассников. К примеру, в 1-м классе дети учатся выбирать критерии, с помощью которых они сами будут оценивать свои выполненные задания. Некоторые из критериев: насколько аккуратно написано задание, как правильно написаны буквы в соединении с другими буквами в слове, как правильно написаны цифры и т.п. Далее уже в 3-м классе ученики более самостоятельно определяют критерии, по которым будут оценивать свои работы.

5) В этой программе в выполненных работах ученика оценивается каждое его усилие.

6) Оценивают преимущественно шкалами.

Например, урок русского языка - ученикам задано подчеркнуть все гласные буквы, которые смягчают или придают твердость согласным буквам, а затем оценивают свои работы таким образом: в тетрадях на полях страницы чертят линию (наподобие шкалы) и ставят на ней галочку или крестик, который, по их мнению, обозначает, как они справились с заданием. На их шкале, чем выше поставлен крестик, тем лучше они оценивают свои выполненные работы. А потом учитель тут же на их шкале проставляет свои оценки-галочки, и ученики вместе с учителем делают анализ поставленных знаков на шкалах.

7) Личная самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя. Оценка учителя прежде всего помогает ему создать свою собственную нормальную самооценку, не заниженную и не завышенную.

8) Если программа преподносится ученикам так, как это было заложено авторами-психологами, дети, у которых вначале был даже небольшой мотив к учебе, начинают ходить в школу с интересом, на уроках все понимать, хотя возможно и не сразу.

См.вопр.20

 

 

21.1 Приведите пример обучения одному и тому же с точки зрения традиционного обучения и теории П.Я. Гальперина

Традиционное обучение относится к первому типу обучения, характеризуется неполным составом ОО, ориентиры представлены в частном виде и выделяются самим субъектом путем слепых проб. Процесс формирования действия на такой ОО идет медленно, с большим количеством ошибок. Например, в экспериментальном исследовании ученицы П.Я. Гальперина Н.С. Пантиной (1957) на становления графических навыков письма показали достоинства и недостатки разных типов ООД. В группе детей, где обучение проводилось на основе ориентировки первого типа, экспериментатор показывал ребенку изучаемую букву-образец и давал примерно такое объяснение (применительно к букве «И»): «Мы начинаем писать вот здесь (указывает), ведем по линеечке вниз до сих пор (указывает), теперь закругляем на нижнюю линейку, вот сюда (указывает), а теперь поворачиваем вверх и ведем в этот уголочек (указывает)». После этого ребенок приступает к самостоятельному написанию буквы, получая при необходимости помощь экспериментатора. Для правильного написания буквы детям требовалось 174 повторения. Для написания следующей буквы обучаемый должен искать необходимые ориентиры заново.

Обучение, базирующееся на ориентировочной основе третьего типа, начинается с объяснения принципа выделения системы ориентиров: опорные точки нужно ставить в тех местах буквы, где составляющая ее линия меняет направление. Ребенку показывается это на одной букве, а затем его учат это делать на типовых буквах алфавита. Интересно, что, начиная с 8-й буквы, ребенок безошибочно копирует любую букву любого алфавита. Усвоенное действие легко переносилось в новые ситуации – при письме в тетради в широкую линейку, на нелинованной бумаге.
Поэтапное формирование умственных действий по этой классификации типов обучения соответствует третьему типу. Но успешность обучения такого типа обусловлена не только полной, обобщенной и самостоятельно создаваемой ориентировочной основой действия, но и отработкой действия на разных уровнях его формирования (в разных формах).

 

22.1 Приведите пример обучения одному и тому же (понятию, действию) с точки зрения бихевиористского и когнитивного подходов.

Формирование понятий (образование понятий) — усвоение или выработка человеком новых для него понятий на основе опыта.

Формирование понятий — это переход от единичных вещей и явлений, данных в чувственном опыте, к обобщению этого опыта в понятиях, фиксирующих существенные признаки этих вещей и явлений.

Поня́ тие — отображённое в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам.

 

Бихев.

Формир.понятия о форме

 

Основная цель методов когнитивного обучения заключается в развитии интеллекта, а точнее всей совокупности умственных способностей и стратегий, делающих возможным процесс обучения и адаптации к новым ситуациям. Основа стратегии когнитивного обучения – «предпочтительнее учить тому, как учиться, а не обучать отдельным понятиям и навыкам». Когнитивное обучение призвано исправлять недостатки познавательной интеллектуальной деятельности, развивая при этом внимание, память, восприятие, мыслительную способность, волю.

Основная ориентация — на ребенка. При таком подходе основой преподавания в классе яв-ся ориентация на нужды ребенка, а не учебный план или какую-нибудь государственную программу контроля качества образования. Обучение осуществлялось бы в значительной мере индивидуально или в маленьких группах, а не путем преподавания чего-то всему классу.

Подход, использующий ориентацию на ребенка, отличается также от прямого обучения тем, что учитель здесь не является первичным источником обучения (как это обычно бывает при преподавании всему классу, преподавании по типу лекции), а действует вместо этого как направляющий обучения. Учитель находится в классе, чтобы отвечать на индивидуальные вопросы учеников и действовать в качестве «гида», в то время как каждая малая группа детей занята выполнением разных учебных заданий, используя для этого различные источники сведений в своем окружении.

Основное внимание - на развитие мыслительных схем. В подходящее (с точки зрения развития мышления ребенка) время преподавание математики и естественных наук, в частности, сосредоточит основное внимание на том, чтобы помочь детям развивать у себя и использовать схемы мышления для помощи в решении различных задач. Например, в 1-3-м классах детей можно было бы учить правильно решать задачи на сохранение. В 4—6-м классах концептуальный акцент делался бы на задания, связанные с сериацией, инверсией, классификацией, конкретного соответствия. Начиная с последних классов школы, основное внимание уделялось бы преподаванию того, как нужно мыслить и рассуждать логически, а не просто запоминать наизусть факты и формулы. В каждом случае преподаватель стремился бы помочь учащимся развить схемы, которые позволяли бы им понимать, объяснять яв-ления окружающего мира.

Таким образом, когнитивное обучение следует понимать как активный процесс познания. Знания и возможности, полученные при таком подходе, способствуют развитию высокого уровня интеллекта, формированию творческого потенциала, накоплению практического опыта, необходимого будущему специалисту, формированию необходимых в новых образовательных условиях профессиональных компетенций.

 

23.1 Сформируйте в соответствии с теорией П.Я.Гальперина одно понятие на выбор (прямой угол, биссектриса, млекопитающее).

Согласно теории П.Я. Гальперина, формирование понятий осуществляется благодаря действию по распознаванию объектов. Такое действие должно опираться на соответствующие критерии, признаки формируемого понятия. Благодаря действию соотнесения признаков понятия с набором специально подобранных заданий устанавливается принадлежность объектов данному понятию. Вначале процесс распознавания происходит развернуто – во внешнем материальном или материализованном плане, а в конце ребенок как бы непосредственно видит искомый образ. Между началом и концом процесса действие проходит уже описанные этапы, где всегда подчиняется системе заранее продуманных условий. Однако признаки понятия не исчерпывают его содержания.

 

Согласно П.Я. Гальперину, подлинное содержание понятия составляют функции соответствующих объектов в конкретной предметной ситуации, и признаки понятия принадлежат именно ей. Не предметы или их свойства сами по себе, а выполняемая ими функция, по мысли П.Я. Гальперина, является «подлинным ядром понятия», и собственно ей, а не объектам принадлежат его отличительные признаки. Именно функция объектов должна быть выделена и представлена в виде пространственной схемы, отражающей отношения объектов, подводимых под соответствующее понятие. Так, например, в исследовании, посвященном формированию простой системы научных понятий из области физики («давление твердых тел»), ребенок, прочитав задачу, должен сначала по тексту задачи восстановить на рисунке проблемную ситуацию, а затем преобразовать изображение ситуации в схему – обвести в кружок все составляющие силы давления, отметить на нем все места опоры и от них нарисовать линию, обозначающую давление; затем перерисовать эту схему рядом и заполнить ее конкретными числами и знаками. В этом и во многих последующих исследованиях, выполненных под руководством П.Я. Гальперина, было показано, что между предметом и понятием всегда стоит схема, без построения которой невозможно формирование полноценных понятий. Из этого следует, что во внутренний план переносится не только схема действия, но и схема объекта, отражающая его функцию в соответствующей проблемной области.

ассоц.ряд.

рисунок---вывод составляющих этого рисунка---выделение того что необходимо






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.