Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зимняя фотоохота. Фотографируем зимой




Фото: Юрий Тамазин

Текст: Юрий Тамазин

Попробуем выбрать хороший солнечный денек с легким морозцем, оденемся потеплее и пройдемся по ближайшему парку. Оказывается, жизнь совсем не замирает с наступлением морозов. Это относится не только к людям, но и к братьям нашим меньшим. Причем там живут как постоянные обитатели городов, так и «транзитные», то бишь перелетные. Но прежде чем мы вплотную приблизимся к нашим птичкам, давайте немного поговорим об экипировке зимнего фотоохотника.

Зимняя экипировка
Фотоаппарат
Без него, сами понимаете, охота бессмысленна. Но зимой к его сохранности желательно подойти более требовательно. Отрицательная температура — вот главный враг техники. При этом нужно признать, что пленочные аппараты менее прихотливы и более надежны в широком диапазоне низких температур. Цифровая техника более капризная и более энергоемкая, что требует существенного увеличения затрат на «питание». С учетом того, что в силу физических особенностей процесса аккумуляторы при низких температурах значительно снижают свою емкость, нужно увеличить их количество и принять меры по их сохранению (по возможности) в тепле до момента съемки. Существует расхожее мнение, что для сохранности аппарата и предохранения его от воздействия мороза лучше держать его за пазухой и вынимать только на время съемки. Это имеет смысл только в том случае, когда вы делаете один-два кадра и опять его убираете на длительное время. Но если ваша съемка длится минуты или десятки минут, то аппарат успевает достаточно сильно промерзнуть. Как только вы его засунете за пазуху, то в условиях повышенной влажности под зимней одеждой на нем мгновенно образуется сильный конденсат, причем и на внутренних элементах тоже. Потом вы его опять вытаскиваете на мороз, и так несколько раз подряд. Какая техника это выдержит?! Да и проделать это можно с более-менее компактным аппаратом. Попробуйте засунуть под шубу Canon EOS 10D с объективом 100—400L IS USM. Это будет весело! Все-таки лучше убирать камеру в сумку — это предохранит аппарат от повреждений при возможном падении (что зимой весьма актуально), и влажность с температурой внутри сумки такая же, как на улице, что исключит резкие перепады этих параметров. Что касается низких допустимых температур, то это отдельная тема для каждого аппарата, здесь следует прочитать инструкцию, чтобы потом не иметь головной боли с ремонтом. Мой опыт работы с Canon EOS 10D и объективом 100—400L IS USM при температуре -15 градусов и времени съемки более двух часов не выявил никаких проблем с техникой. Конечно, пленочные аппараты могут выдержать и более низкую температуру.



Перчатки
Как оказалось, очень важный элемент экипировки. Мной испробовано много моделей от разных производителей. В том числе и специальные зимние фотоперчатки (достаточно дорогие, кстати), которые полностью вязанные плюс покрыты с рабочей стороны ладони прорезиненными пупырышками для предотвращения выскальзывания техники. В конце концов, я остановился на комбинированной модели — рабочая сторона кожаная, без подкладки, тыльная — вязаная. Такие перчатки отлично удерживают технику, не скользят, и хорошо чувствуются органы управления. Зимние перчатки на меху для фотоохоты непригодны совсем, управлять аппаратом в них просто невозможно.

Обувь
В парке в лучшем случае расчищают только дорожки, а в лесу... В общем, хорошие, высокие сапоги, а еще лучше валенки. Но это уже больше вопрос вкуса и пристрастия. Кстати, зимой особое значение приобретает фотоохота на машине, о которой я писал в прошлой статье! В мороз особо ощущаешь комфорт этого занятия. И техника в тепле, и ноги, и термос с горячим кофе всегда под руками… И ожидание пернатых моделей под легкие звуки джаза... Одна оговорка — будьте во много раз осторожнее, чем летом. Съехав с дороги в погоне за снимком в забытом богом месте, вы рискуете капитально застрять со всеми вытекающими последствиями. Поэтому всегда заправляйтесь «под завязку», запаситесь лопатой и… проверьте баланс лицевого счета вашего мобильного телефона!

Фотоохота
Для начала пройдемся по ближайшему парку! Нас, оказывается, уже ждут!

Фото 1.


Этих симпатичных зверюшек не снимает только ленивый. Они настолько привыкли к людям, что берут из рук угощение и позируют, как заправские модели. Их запросто можно снимать на простую «мыльницу». Правда, зимняя съемка имеет свои особенности, причем как положительные, так и отрицательные.
Положительные. Практически полное отсутствие листвы увеличивает общую освещенность и позволяет гораздо проще разглядеть предмет съемки. Наверное, на этом положительные факторы и заканчиваются.
Отрицательные. Про мороз и неудобства, с ним связанные, мы уже говорили. Далее, на фоне снега объект становится очень контрастным. Даже если падающий свет не направлен прямо в объектив, то снег можно считать идеальным отражателем. Поэтому съемка на снегу приравнивается к съемке в контровом свете (об особенностях такой съемки мы говорили в прошлой статье).



Фото 2.
Здесь очень важно не потерять ни фон, ни объект. В данном случае установлен центровзвешенный экспозамер (снимок практически не кадрирован), с экспокоррекцией (-1). При этом снег проработался весьма хорошо, но птичка, естественно, ушла в темноту, поскольку освещение у нас боковое. Но для таких кадров у нас есть Photoshop. Поэтому старайтесь, чтобы объект на фоне снега был максимально освещен со стороны фотографа. Зимой многие птицы подпускают к себе человека гораздо ближе, чем летом. Это можно объяснить голодом, который заставляет их преодолевать страх. К примеру, эта сойка снята с трех метров, в то время как летом она не подпускает ближе чем на восемь-десять метров. При этом она не улетала, а просто перелетала с ветки на ветку примерно в этом радиусе, в ожидании угощения.

Фото 3.
В данном случае птица освещена гораздо лучше, а отсутствие белого фона делает снимок гораздо интереснее. Хотя все равно он получился достаточно аскетичным. В связи с этим старайтесь как можно сильнее размыть фон установкой диафрагмы, чтобы не получить на заднем плане частокол из веток, в котором объект просто потеряется.
Вообще зимой из-за большого количества снега, который просто не дает возможности подобраться к объекту на нужное расстояние (при этом он еще и предательски скрипит), особое значение приобретает фокусное расстояние вашего объектива.

Фото 4.
Эти чудные свиристели сидели на высоте пятнадцати метров на вершине березы. Обычно свиристели прилетают к нам поздней осенью, а улетают весной. Это очень красивые и удивительно прожорливые птицы. Довольно пугливы, размером примерно со скворца. Разглядеть их сразу довольно трудно, но легко определить по характерному «свиристенью». Помните, что я говорил о важности слуха для фотографа!

 

Фото 5.

А вот большой пестрый дятел никуда не улетает зимовать — ему и здесь хорошо.
Этот «экспроприировал» у синичек сало и трескает за обе щеки. Все как у людей!
Конечно, снимать зимой — это в определенной степени экстрим, но охота пуще неволи. Правда, народ смотрит на фотографа с некоторым удивлением и сочувствием. При этом складывается парадоксальная ситуация — для того, чтобы не замерзнуть, нужно походить. Начинаешь ходить или топтаться — разлетаются птички от скрипа снега… Вот тут и вспоминаешь про хорошую обувь.
Вообще, есть в зимней съемке какое-то свое, особое очарование. При всем аскетизме пейзажа живое существо в этом белом безмолвии выглядит как чудо.

Фото 6.

 

Наша прогулка завершается, ноги уже начали замерзать, аккумуляторы почти сели — осталась пара кадров на «всякий пожарный». Подходя к дому, этот завершающий кадр и делаем.

Несколько советов напоследок
• Старайтесь не приникать вплотную глазом к окуляру аппарата — можно примерзнуть (если нет наглазника). А что самое плохое — мгновенно запотевает и покрывается инеем стекло окуляра и его уже не продуешь, можно только протереть (потому и перчатки лучше шерстяные). Используйте вынесенную окулярную точку. • Если у вас большой аппарат со сменной оптикой, то во время прогулки не вешайте его сбоку на плечо — при падении обязательно разобьете или упадете на него. Лучше держать на сгибе руки.
• Обязательно имейте при себе специальную кисточку для оптики для смахивания попавшего снега (ни в коем случае не сдувайте его — запотеет оптика).
• Крышку объектива я практически не одеваю — в перчатках это просто неудобно и можно легко ее уронить в снег так, что потом не найдешь!
• Следите за степенью зарядки аккумуляторов, не дожидаясь, пока они сядут совсем. Положите его в карман. После того как согреется, он может еще поработать.
• Можно держать при себе полиэтиленовый пакет. Когда вы будете пробираться среди ветвей, накроете им камеру для защиты от падающего снега.
• После прихода домой сразу выньте аккумуляторы или батареи и ни в коем случае не включайте аппарат в течение как минимум двух часов. Если у вас пленочный аппарат, то пленку лучше вынуть на морозе, где воздух сухой. Не пытайтесь ускоренно прогреть фототехнику на батарее или феном.
• Очень хорошо воспользоваться пакетом зип-лок (герметичным). Положите в него аппарат перед приходом домой или сразу после съемки и закройте — это предохранит от излишнего конденсата. А если в пакете будет лежать небольшой тканевый мешочек с силикагелем (поглотитель влаги), то это просто идеально.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал