Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая и специальная техническая подготовка юных фигуристов






Определим понятие «техническая подготовка юного фигуриста» как процесс, направленный на сознательное изменение поведения юного фигуриста в соответствии с задачами его спортивной деятельности. Так как решение стоящих перед юным фигуристом задач происходит посредством выполнения определенных движений, то в данном случае говорится о процессе, связанном с практическим осуществлением произвольных двигательных действий (и способами их использования), выполняемых в соответствии с задачами и правилами соревнований. Объектом теории технической подготовки являются программы (образы) теоретических представлений и реализации целенаправленных двигательных действий в высших отделах головного мозга. Наличие и количественная оценка степени их совершенства выявляются в ходе двигательной деятельности. Предметом теории технической подготовки следует признать закономерности формирования двигательных умений и навыков. В соответствии с определенными выше объектом и предметом исследования, а также с логикой развития теоретического исследования основными задачами теории технической подготовки являются следующие: - разработка умозрительных и математических моделей опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы; - разработка методов формирования произвольных программ двигательных действий; - разработка методов перестройки программ произвольного управления моделями опорно-двигательного аппарата юного фигуриста; - разработка методов контроля над уровнем технической подготовленности, а также за содержанием технической подготовки; - планирование технической подготовки. Сущность (основная задача) технической подготовки юного фигуриста (процесс управления) заключается в выработке методики (соответствующих планов) тренировки с учетом заданных целей, критериев и информации о строении организма, законах его функционирования и развития. При этом необходимым является обеспечение стабильного, сбалансированного по ресурсам и срокам (при заданных ограничениях) функционирования объекта при стремлении достичь поставленной им цели. Субъекты управления (на что направлено воздействие) – основные морфоструктуры организма юного фигуриста, эффективное управление которым невозможно без широкой всесторонней оценки всех возможных и планируемых результатов его деятельности.

Вопросы теории технической подготовки связаны с исследованиями изменений или стабильностью выполнения так называемых моторных программ. Можно предположить, что при выполнении юным фигуристом определенных движений или перемещений работают некие программы действий, каждая из которых базируется на моторной программе. Программа действий – это модель того, что произойдет с организмом в будущем. Ее можно рассматривать как формирование логики, алгоритма, функциональной структуры в предстоящем двигательном действии. Такая функциональная структура опирается на прошлый опыт, записанный в памяти с вероятностью, равной единице, и актуальное настоящее, куда входит не только изменчивая окружающая среда, но и организм с его потребностями. В результате планируется будущий поведенческий акт, в котором необходимо с той или иной вероятностью предвидеть возможные изменения. Возможность осуществлять осознанные движения предполагает, что человек имеет возможность управлять, с большей или меньшей точностью, целенаправленными движениями всего тела или отдельных его частей. Предположительно понятие «биомеханизм» и положения теории нейронных сетей могут служить основой для теоретического обновления процесса технической подготовки в спорте. Биомеханизмом назовем такую совокупность движений частей тела, независимую от движений других его частей, преобразующих один вид энергии в другой, в результате чего изменяется положение и скорость общего центра масс тела юного фигуриста при решении определенной двигательной задачи.

Построить движение (технику) это значит: - сформулировать цель движения; - задать начальные условия, т.е. позу и кинетические показатели; - определить биомеханизмы, т.е. способы преобразования энергии мышц в целесообразную двигательную деятельность; - распределить реализацию биомеханизмов во времени; - реализовать теоретическую разработку двигательного действия. Высказано предложение, что цель движения, которая решается при действии какого-либо биомеханизма, воспринимается сознанием, следовательно, возможно управление и сознательное изменение этих явлений.

Различают общую и специальную техническую подготовку. В ходе общей технической подготовки фигурист осваивает умения и навыки, необходимые в жизни и спортивной деятельности, получает и углубляет теоретические знания в области основ техники физических упражнений. Этот вид подготовки направлен, в первую очередь, на овладение такими умениями, навыками и знаниями, которые будут способствовать изучению техники нападения и защиты. Все это является основой для специальной технической подготовки. Чем больше у фигуриста запас двигательных навыков, тем быстрее и прочнее он овладевает приемами специальной технической подготовки. Это достигается применением широкого круга самых разнообразных упражнений общеразвивающего характера и специальных упражнений, направленных на изучение элементов техники фигурного катания. Наряду с другими упражнениями, развивающими координацию движений, особое внимание следует обратить на упражнения, воспитывающие чувство равновесия, а также на упражнения, целенаправленно воздействующие на вестибулярный аппарат. Это во многом способствует обучению и дальнейшему совершенствованию подготовки фигуристов. В процессе специальной технической подготовки юный фигурист овладевает техникой избранного вида спорта: изучает биомеханические закономерности передвижения, осваивает необходимые двигательные навыки, доводя их до высокой степени совершенства с учетом индивидуальных особенностей. Обучение и особенно совершенствование техники следует рассматривать в тесной связи с развитием физических качеств. Повышение уровня общей и особенно специальной физической подготовки позволяет и дальше совершенствовать технику, поднимая ее на новый уровень развития. Существует и обратная связь: новые варианты техники требуют, в свою очередь, повышения уровня специальной физической подготовки. В этом случае необходимо применение специальных упражнений, направленных на развитие именно тех групп мышц, которые больше участвуют в новом элементе или на повышение уровня каких-то качеств. Специальная техническая подготовка направлена на повышение количества, разнообразия и трудности элементов, чистоты и уверенности их исполнения. Любая односторонность (например, блестящее владение только прыжками и недостаточное — вращениями) препятствует совершенствованию спортивного мастерства. Для этого этапа тренировки характерен целеустремленный поиск индивидуальных форм работы в соответствии с морфологическими, функциональными и психологическими особенностями каждого фигуриста. Важно выявить их способности к обязательным фигурам, произвольному одиночному катанию, к парному катанию или спортивным танцам на льду. Особенности проведения занятий. Ледовая подготовка юных фигуристов на естественном льду, как правило, составляет 2, 5-3 месяца. За это время они должны не только научиться хорошо кататься на коньках, но и овладеть простейшими элементами фигурного катания. Эта задача может быть решена путем применения специальных подготовительных упражнений. Важна также рациональная последовательность обучения. Чтобы уверенно скользить на коньках, нужно научиться удерживать равновесие. Чувством равновесия начинающим фигуристам необходимо овладеть еще до того, как они выйдут на лед, т. е. на занятиях в зале, на спортивной площадке. Для этого используют имитационные и подводящие упражнения, среди которых различные виды ходьбы, способствующие овладению равновесием, удержание статических поз, равновесие на ограниченной опоре. Полезны упражнения, имитирующие толчок, скольжение, спирали, остановки, перебежки вперед и назад. Затем переходят к имитации движений фигуриста на коньках, упражнениям на координацию движений, выполнению поворотов и прыжковых элементов, к игровым упражнениям. Основными упражнениями на льду, которые целесообразно применять на первом этапе обучения (при относительно небольшом объеме тренировочных занятий в условиях большого количества занимающихся), являются упрощенные разновидности движений. К ним относятся: ходьба по льду, приседания на месте, скольжение вперед с опытным фигуристом или тренером, фонарики вперед, скольжение вперед по прямой линии, фонарики назад, змейки вперед и назад. На следующем этапе фигуристы овладевают более сложными упражнениями: торможением, скольжением на двух ногах вперед и назад по прямой и по дугам. Хорошо, если площадка оборудована специальными направляющими поручнями и устройствами, которые облегчают разучивание. После овладения скольжением на одной ноге вперед и назад, скольжением в приседе, простыми спиралями следует разучивание поворота (смена фронта скольжения с переднего хода на задний и наоборот на двух ногах), простых прыжков на месте, в движении, через снежный валик (с двух ног на две и на одну), простых прыжков в 0, 5 оборота, простых вращений на месте, в движении, игровых упражнений на льду. Необходимым разделом в общем комплексе работы секции являются занятия хореографией. Они должны носить специфический характер. Так, занятия классическим танцем сводятся к минимуму, а основное внимание лучше уделить бальным, народным танцам, организации групповых танцев на различные сюжеты. Очень близко к хореографии примыкает ритмическая гимнастика. Безусловно, использование этой группы упражнений будет способствовать более гармоничному развитию занимающихся. Таким образом, в процессе технической подготовки необходимо, чтобы техника юного фигуриста отвечала следующим требованиям: 1. Результативность техники, которая обусловливается ее эффективностью, стабильностью, вариативностью, экономичностью, минимальной тактической информативностью для соперника. 2. Эффективность техники, которая определяется ее соответствием решаемым задачам и высоким конечным результатам, соответствием уровню физической, технической, психической подготовленности. 3. Стабильность техники, которая связана с ее помехоустойчивостью, независимостью от условий, функционального состояния юного фигуриста. 4. Вариативность техники, которая определяется способностью юного фигуриста к оперативной коррекции двигательных действий в зависимости от условий соревновательной борьбы. 5. Экономичность техники, которая характеризуется рациональным использованием энергии при выполнении приемов и действий, целесообразным использованием времени и пространства. 6. Минимальная тактическая информативность техники для соперников является важным показателем результативности. Совершенной здесь может быть только та техника, которая позволяет маскировать тактические замыслы и действовать неожиданно.


 

1.3 Характеристика специальной технической (ледовой) подготовки юных фигуристов. Обучение катанию на коньках начинается с ходьбы по льду, овладения равновесием. Далее новичков знакомят с двумя видами скольжения вперед: скольжением по прямой линии и скольжением по дуге. Скольжение вперед по прямой выполняется отталкиванием ребром конька при мягком положении колена опорной ноги с поочередным переносом веса тела с толчковой ноги на опорную. При правильном выполнении этого движения на льду остается след, похожий на рисунок елочки. Характерными ошибками в этом упражнении являются толчок носком и потеря равновесия при одноопорном скольжении. Чтобы избежать этих ошибок, нужно делать толчки средней частью конька и использовать упражнения, совершенствующие чувство равновесия. Одно из таких упражнений выполняется на три счета: толчок правой ногой, скольжение на двух ногах, пауза; толчок левой ногой, скольжение на двух ногах, пауза и т. д. Скольжение по дуге является основным движением фигуриста, входящим во все виды фигурного катания. Трудность этого движения заключается в необходимости сохранять равновесие при наклоне туловища внутрь дуги. Движение выполняется так же, как и при скольжении по прямой. После толчка нужно наклонить туловище внутрь описываемой дуги. Следует обращать особое внимание на то, чтобы не допускать перекоса линии плеч и подгибания опорной ноги в голеностопном суставе. В качестве подводящего упражнения можно рекомендовать скольжение на двух ногах — змейку (рис. 1). При его выполнении необходимо акцентированное встречное вращение плеч относительно таза, что помогает более естественно выполнить все движение. Другим эффективным упражнением является так называемый фонарик (рис. 1), в котором движение создается за счет активного сведения и разведения ног.

Рис. 1. Упражнения начинающих фигуристов на льду

К числу движений, вызывающих определенные трудности у новичков, относятся толчки. Для овладения ими рекомендуются: имитация толчков с опорой на скользящий впереди предмет (рис.2), а также отталкивание от бортика в двухопорном и одноопорном положении, толчки на дальность скольжения. Овладению правильным толчком способствует упражнение «самокат», при котором толчок постоянно выполняется одной ногой со скольжением на опорной, руки в стороны.

Рис.2.Упражнения для обучения скольжению

 


Обучение остановкам является важной частью программы обучения новичков. Различают остановки в двухопорном и одноопорном положении. Наиболее простой является Т-образная остановка. Торможение в этом случае осуществляется при скольжении вперед в двухопорном положении путем давления на внутреннее ребро ноги, находящейся сзади. Опорная нога слегка согнута, руки разведены в стороны. Более сложной является остановка, в которой торможение достигается поворотом двух ног перпендикулярно к направлению движения. Одна нога на внутреннем ребре конька, другая — на наружном. Плечи и голова повернуты в сторону движения. Тело слегка наклонено в сторону, противоположную направлению движения. Распространенными видами торможения являются остановки; способами «полуплуг», «плуг», ребром конька в одноопорном положении (рис. 3). При торможении первым способом занимающийся выносит ногу вперед, разворачивает стопу поперек движения. Торможение осуществляется давлением на внутреннее, ребро конька. В момент выполнения торможения ноги чуть согнуты в коленях, спина прямая.

Рис. 3. Различные способы торможения

 

Способ «плуг» по своей технике схож с торможением «полуплуг». Отличие состоит в том, что торможение осуществляется обоими коньками. В момент торможения занимающийся сгибает ноги, поворачивает их носками внутрь и нажимает на внутренние ребра. Остановка ребром конька в одноопорном положении сложна для новичков. Это объясняется необходимостью выполнить плавный переход от скольжения к торможению. Принцип выполнения торможения такой же, как и в способе «полуплуг». Указанные способы остановок применяются при выполнении скольжения вперед. Встречающиеся в практике способы торможения — носком, пяточной частью — неправильны, часто приводят к нежелательным навыкам. Так, например, использование носковой части конька для выполнения не только торможения, но и толчка является грубой ошибкой и противоречит правилам. Торможение пяточной частью конька в большинстве случаев неэстетично и затрудняет дальнейшее освоение приемов правильного торможения ребрами конька. Чтобы остановиться при скольжении назад, занимающийся ставит ногу на внутреннее ребро, перпендикулярно к направлению движения, и переносит на нее вес тела. Дуги. Подготовка к исполнению обязательных фигур связана в первую очередь со скольжением по дугам, кривизна которых соответствует кривизне обязательных фигур, скольжением по спиралям и кривым, близким к окружности. Юных фигуристов нужно ознакомить с понятием о продольной и поперечной осях фигуры, линиях «коридора» и другими характеристиками геометрии обязательных фигур. Хорошо, если скольжение по дугам выполняется с различными положениями рук и свободной ноги. Перетяжки. Овладение перетяжками, начинается с имитации на месте с помощью тренера. Затем исполняются змейки на двух ногах, кривизна которых соответствует кривизне перетяжки. Хорошо, если на льду есть ориентиры: комочки снега, фишки, флажки. В дальнейшем переходят к имитации перетяжки при скольжении с помощью тренера и без него. Тройки. Это наиболее простые повороты. Имитация тройки на месте, в движении с фиксацией положения тела до и после выполнения тройки относится к начальному этапу разучивания. Выполнение тройки как элемента произвольного катания способствует быстрому ее овладению. Для подготовки к исполнению петлевых фигур скользят по маленьким полуокружностям и окружностям, близким по размеру росту юного фигуриста.

Шаги. Наиболее распространенной разновидностью шагов является перебежка. Упражнение служит хорошим средством для набора скорости скольжения, является связующим элементом в программе. Первые попытки выполнения упражнения иногда приводят к ошибкам. К ним в первую очередь относятся толчки носком и вертикальные перемещения туловища. Упрощенным вариантом перебежки является перебежка, выполненная с двухопор-ным скольжением на четыре счета. К простейшим шагам относятся: беговые шаги, троечный и четырехшажный переход, а также серии других шагов. Комбинации этих элементов необходимо постоянно усложнять, подбирая те из них, которые способствуют овладению выраженной реберностью скольжения, заставляют скользить по крутым дугам разной конфигурации.

Спирали. Для овладения ими рекомендуются скольжение на двух ногах с переходом в циркуль вперед - внутрь и назад - внутрь, полуласточки, скольжение в приседе, пистолетик, ласточки, кораблик на согнутых ногах. Вращения. Разучивание этих важных элементов начинается с простых вращений, выполняемых на двух ногах с места и затем с небольшого разбега из положения выпада. Основное внимание должно быть уделено обучению центрованности и скорости вращения. В дальнейшем из вращения на двух ногах переходят к вращению на одной: левой и правой. Прыжки. Разучиванию этой важнейшей группы движений предшествуют простейшие прыжковые упражнения: подскоки на месте, в движении, по прямой, перепрыгивание с одной ноги на другую, прыжки через снежный валик. Далее следуют прыжки на двух ногах вполоборота, вполоборота с двух ног на одну, серии этих прыжков («блинчики»). Рекомендуются прыжки с бортика (высота 10—20 см) с двух ног на одну, прыжки с бортика вполоборота с двух ног на одну, подскоки разных видов. Овладению прыжками с большим числом оборотов способствуют: прыжки на двух ногах в один оборот, выполняемые из скольжения вперед и назад, перекидной «козлик», сальхов с двухшажного подхода, полуфлип. Расположение элементов на площадке. С первых шагов на льду необходимо изучать различные формы разбега к прыжкам, разнообразные подходы к вращениям. Умение располагать шаги, спирали, прыжки и вращения на площадке очень важно для фигуристов любой квалификации. Обязательной частью занятий с начинающими должно быть объяснение основных правил расположения элементов на площадке, их ориентации по отношению к судейскому бортику. Формирование эстетических основ связано в первую очередь с обучением исполнению элементов под счет, метроном, музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом, а затем с более сложным. Другая сторона этого процесса — овладение комплексом основных хореографических упражнений в зале и. на льду. Особенности методики начального обучения Основной формой учебно-тренировочной работы при начальном обучении являются групповые занятия в зале, на спортивной площадке, на льду. Время занятий — 45—60 мин с обязательным 10—15-минутным перерывом. При организации и проведении занятий необходимо учитывать возраст занимающихся, их индивидуальные особенности. Когда юный фигурист приступает к занятиям на льду, целесообразно дать ему походить по хорошо утоптанному снегу вперед, назад, в стороны, сделать приседания на месте для того, чтобы обрести уверенность. С первых же шагов на льду самое пристальное внимание должно быть уделено осанке фигуриста, так как первые попытки часто приводят к падениям. Необходимо, чтобы внимание занимающихся было обращено на поддержание рационального положения тела, предотвращающее травмы. Ноги должны быть согнуты, руки слегка вытянуты вперед. При этом недопустимо акцентировать внимание на самом факте падения и тем более его разучивании. Фигуриста с первых же шагов необходимо готовить к четкому и стабильному выполнению элементов, а не к «спасительному» падению при ощущении малейшего неудобства. Изучение основ фигурного катания должно осуществляться в последовательности, предусматривающей одновременное изучение упражнений со скольжением вперед и назад, включением в каждое занятие упражнений из различных групп движений. В отдельных случаях обучения необходима помощь тренера. Катание с тренером или опытным фигуристом позволит юным фигуристам уточнить характер движений изучаемых упражнений, предотвратит возникновение неправильных навыков, травм.

Чрезвычайно важно использование в процессе обучения игрового метода. Посредством игр, в которых должны присутствовать изучаемые элементы, совершенствуются навыки катания на коньках, воспитывается ловкость, ориентировка в пространстве, выносливость. Ниже дается описание нескольких простых игр. Эстафетный бег на коньках. Группа делится на несколько команд в зависимости от количества занимающихся. Ребята бегут до условного места. Выигрывает команда, быстрее всех преодолевшая расстояние. Эстафетный бег можно усложнить по мере освоения программного материала ходами скольжения вперед, назад, прыжками через препятствия. Здесь также можно рекомендовать бег по прямой на скорость, задание с усложнением: первая половина расстояния — скольжение вперед, вторая — скольжение назад.

«Слалом» (разновидность эстафетного бега). Каждый участник команды должен объехать флажки с правой и с левой стороны поочередно. Эти флажки расставляются перед каждой командой. Целесообразно чередовать бег вперед, назад, шаги. На льду можно проводить игры, составленные из регламентированных двигательных действий, являющиеся упрощенным вариантом круговой тренировки, так называемой цепочки. Занимающиеся должны выполнить обусловленные заранее задания в определенной последовательности в обозначенных местах ледяной площадки. Упражнения выполняются от ориентира до ориентира. Вот примерный перечень таких заданий: дуги вперед - наружу, фонарики, змейка, прыжок с двух ног на две в скольжении вперед, вращение на двух ногах с небольшого разбега, остановка (любым способом). Лучше, если выполнение игровых заданий осуществляется поточным способом, чтобы повысить плотность занятий. В начальном периоде обучения целесообразно соблюдать принцип симметричного исполнения упражнений. Фигурист должен стремиться делать попытки выполнять основные упражнения в обе стороны, как на левой, так и на правой ноге. Соблюдение этого правила способствует равномерному и разностороннему физическому развитию фигуриста. Соблюдая принцип симметричности в начальном обучении, можно легко и естественно разделить фигуристов с правым и левым вращением. Существенное значение имеют оптимальные интервалы отдыха между упражнениями. При их отсутствии могут возникнуть переутомления, что отрицательно влияет на развитие организма. Важным моментом начального обучения является постоянный педагогический и врачебный контроль, а также текущая оценка успеваемости. Это позволяет занимающимся судить о росте своего мастерства от занятия к занятию. Необходимо подчеркнуть особо важную роль тренера в подготовке и воспитании начинающих фигуристов. От его повседневной вдумчивой работы во многом зависит не только успешное овладение основами фигурного катания, но и формирование личности начинающего фигуриста.

Заключение

Фигурное катание на коньках является сложно – координационным видом спорта. В связи с этим от спортсмена требуется высокий уровень развития специальной технической подготовки. Эта сторона подготовки фигуриста является ведущей и направлена на освоение большого числа сложных двигательных навыков, чтобы на льду спортсмен мог выполнять сложнейшие упражнения выполнять легко, непринужденно, а это требует особенно большого труда.

Поэтому в спортивную подготовку фигуристов необходимо включать специальные упражнения и приемы для развития специальной технической подготовки, что в конечном результате будет способствовать повышению уровня специальной технической подготовки и готовности фигуриста добиваться определенных спортивных результатов.

Для того чтобы правильно сформировать специальную техническую подготовку фигуристов, необходимо разрабатывать и применять в тренировочном процессе специальные упражнения.

Список используемой литературы

 

1. Андрианов, Ю.Я. Влияние режимов чередования нагрузки и отдыха в уроке на уровень проявления координации в фигурном катании на коньках / Ю.Я. Андрианов. Киев, 2004. - 97 с.

2. Анохина, П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П.К. Анохина. М.: Медицина, 2008.-65с.

3. Апарин, В.А. С чего начинается обучение фигурному катанию на коньках / В.А. Апарин. -М.: Терра-Спорт, 2000. 24 с.

4. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б.А. Ашмарин. М.: Физическая культура и спорт, 2008.-223 с.

5.Батайзин Сайфурин Исследование психических изменений при напряженной мышечной работе координационного характера у юных гимнастов: Автореф. дис. канд. пед. наук / Батайзин Сайфурин 13.00.04.-М., 2005. 19 с.

6. Безматерных, Г.П. Совершенствование способности мальчиков 7-9 лет дифференцировать движения в пространстве при обучении гимнастическим упражнениям: Автореф. дис. канд. пед. наук / Г.П. Безматерных 13.00.04. Омск, 2007. - 19 с.

7. Бернштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии / Н.А. Бернштейн. М.: Физкультура и спорт, 2011. - 288 с.

8.Абсалямова, И.В. Обоснование и разработка режима тренировки при обучении и совершенствовании обязательных упражнений в фигурном катании на коньках: Автореф. дис. канд. пед. наук / И.В. Абсолямова 13.00.04..-М., 2003.-20 с.

9. Алабин, В.Г., Алабин, А.В., Бойко, Ю.И., Гавриков, А.В., Добрынин, С.Н., Лисов, В.Г., Солавцов, В.Н., Тютюков, В.Г., Халло, В.Н. Сто тренировочных заданий для построения урока: Метод, рекомендации /-Хабаровск, 1988.-81 с.

10.Брянчина, Е.В.Своды стопы и их укрепление прыжковыми упражнениями в младшем школьном возрасте: Автореф. дис. канд. пед. наук / Е.В. Брянчина 13.00.04. М., 2007. - 22 с.

11. Бондаревский, Е.Я. Структура, методы и оценки, уровни развития и пути совершенствования равновесия у спортсменов: Учеб. пособ. / Е.Я. Бондаревский, Б.А. Нариманов. -М.: ГЦОЛИФК, 2011. 56 с.

12. Бондаревский, Е.Я., Нариманов, Б.А. Структура, методы оценки, уровни развития и пути совершенствования у спортсменов: Учеб. пособ. / Е.Я. Бондаревский, Б.А. Нариманов. М., 2011. - 55 с.

13. Бузюн, А.И. " Чувство времени" как средство саморегуляции сложно-координационных действий (на примере спортивной гимнастики): Автореф. дис. канд. пед. наук / А.Ю. Бузюн. 13.00.04. -М., 1. ГЦОЛИФК, 2002.-22 с.

14. Валлан, А. Психологическое развитие ребенка / А. Валлан. М., 20077.

15. Великая, Е.А. Програмные основы тренировки юных фигуристок на этапе предварительной подготовки: Автореф. дис. канд. пед. наук/ Е.А. Великая 13.00.04. Омск, 1990. - 23 с.

16. Вильчиковский, Э.С. Развитие двигательной функции у детей / Э.С. Вильчиковский. Киев: Здоровье, 2003. - 223 с.

17.Волкова, И.П. Практикум по спортивной психологии / Под ред. И.П. Волковой. СПБ.: Питер, 2002. - 288 с.

18. Выготский, JI.C. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. 2006. - № 6. — с. 62 - 76.

19. Выдрин, В.М. Физическая культура как составная часть общей культуры / В.М. Выдрин // Спорт в современном обществе. — М.: Физкультура и спорт, 2010. с. 8 - 26.

20. Вишнякова и др. Совершенствование функциональных возможностей спортсменок на начальных этапах подготовки в художественной гимнастике: Учеб.-метод. пособ. / С.В. Вишнякова, И.Н. Соло-пов Б.М. Волгоград, ВГАФК, 2008. - 56 с.

21. Гандельсман, А.Б. Физиологические основы фигурного катания: Лекция / А.Б. Гандельсман. Л-81, 12 с.

22. Геллерштейн, С.Г. Развитие восприятия времени под влиянием специальных упражнений: Матер, совещания по вопр. психологии / С.Г. Геллерштейн. АПН, РСФСР, 2007. - с. 206.

23.Горская, И.Ю., Суянгулова, И.А. Базовые координационные способности школьников с различным уровнем здоровья / И.Ю Горская. — Омск, Сиб. ГАФК, 2000. 221 с.

24. Глазырина, Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошк. учреждений / Л.Д. Гла-зырина, В.А. Овсянкина. М.: Гуманит. изд. центр Владос. 2011. -176 с.

25. Горская, И.Ю. Базовые координационные способности школьников с различным уровнем здоровья / И.Ю. Горская., JI.A. Суянгулова; СибГАФК. Омск, 2010. - 212 с.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.