Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Средства массовой информации в политической коммуникации.






Понятие, основные каналы и функции СМИ в современном обществе.

Средство массовой информации (СМИ) — средство донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую аудиторию и действующее на постоянной основе.

К СМИ относятся:

1) Печатные издания (пресса): газеты, журналы, листовки

2) Электронные СМИ: телевидение, радио, интернет

Отличительными чертами СМИ являются: публичность, т.е. неограниченный и надперсональный круг потребителей; наличие специальных технических приборов, аппаратуры для передачи информации; непрямое, разделенное в пространстве и времени взаимодействие коммуникационных партнеров; однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, невозможность перемены их ролей; непостоянный, дисперсивный характер аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате общего внимания, проявленного к той или иной передаче или статье.

С течением времени рассмотрение СМИ как «информирующих» ушло в прошлое: в зависимости от угла рассмотрения используются эпитеты «развлекающие» и даже «формирующие» (общественное мнение). Развитие механизма обратной связи, то есть наличие формальной возможности влияния или выражения своего мнения со стороны слушателей, зрителей и читателей придаёт СМИ характер не однонаправленной коммуникации. В связи с этим СМИ в социологии именуются как «средства массовой коммуникации».

Функции СМИ

Рассмотрение и анализ функций любой системы социальной деятельности — важнейший момент ее теории. Это связано с тем, что процессы, происходящие в каждой системе социальной деятельности, определяются, в конечном счете, тем, что она осуществляет определенную функцию в более широком целом.

Вообще у СМИ огромное количество функций в совершенно разных сферах. Например, Е. П. Прохоров, считая журналистику полифункциональной системой, выделяет следующие шесть функций журналистики:

1) коммуникативную — функцию общения, налаживания контакта, которую автор называет исходной функцией журналистики;

2) непосредственно-организаторскую, в которой наиболее наглядно проявляется роль журналистики как «четвертой власти» в обществе;

3) идеологическую (социально-ориентирующую), связанную со стремлением оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов;

4) культурно-образовательную, заключающуюся, по мнению автора, в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека;

5) рекламно-справочную, связанную с удовлетворением утилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т. п.);

6) рекреативную (развлечения, снятия напряжения, получение удовольствия).

Но следует отметить, что непонятно выделение автором непосредственно – организаторской функции. Ведь, поскольку журналистика является и четвертой властью в обществе, стало быть, она влияет и на мировоззрение и взгляды людей, мотивирует их поведение. Следовательно, эту функцию можно объединить с идеологической. Однако СМИ проявляют себя в совершенно различных сферах, в каждой из которых СМИ выполняют свою определенную функцию.Так, например, С. Г. Корконосенко выделяет 4 такие сферы: экономическую, политическую, духовно-идеологическую и социальную. В каждой из этих сфер СМИ играют свои социальные роли:

— производственно-экономическую,

— регулирующую,

— духовно-идеологическую,

— информационно-коммуникативную.

Так, в экономической области она становится элементом системы производства, приобретает качества товара. В социальном измерении главным является сбор, накопление, хранение, переработка и распространение информации. В духовной сфере пресса выполняет познавательную, образовательную, воспитательную функции, свойственные всем идеологическим институтам.

Автор полагает, что ролевой подход дает возможность описать сложный комплекс функционирования СМИ. Возможно, но автор считает, что быть товаром есть функция журналистики – а это, по всей видимости, преувеличение, поскольку товар – это продукт труда, способный удовлетворять какую-либо человеческую потребность и предназначенный для обмена. Но каким образом журналистика может служить продуктом обмена? В данном случае это не функция журналистики, а функция информации, которую обрабатывает журналистика. Так же, как и сбор, хранение и т. д. информации, так как это слишком ограниченное определение функции в социальной сфере. Автор также определяет субъектов, которые оказывают влияние на формирование функций СМИ.

Генеральным субъектом по отношению к журналистике является общество. На удовлетворение потребностей всего общества направлены функции интеграции и познания, выполняемые журналистикой. Отдельные социальные структуры, как субъекты, своими потребностями в завоевании и удержании власти определяют такие функции журналистики, как пропаганда, агитация, организация. Личность определяет функции ориентации, морально – психологического удовлетворения. Для такого специфического вида социальных субъектов, как журналисты, журналистика выполняет служебно-профессиональную и творческую функции. Однако вызывает сомнение само деление субъектов, поскольку журналист может выполнять не только творческую и профессиональные функции, но также использовать прессу в своих собственных интересах.

Автор полагает возможным различать еще и социальное назначение журналистики, или ее генеральную функцию, которая состоит в регулирующем и преобразующем воздействии на социальную практику в соответствии с актуальными общественными интересами. Но при этом автор не связывает эту функцию ни с одним субъектом.

Но данные авторы, по всей видимости, отождествляют функции журналистики и функции СМИ. Функции средств массовой информации более разнообразны и журналистика не исчерпывает весь спектр деятельности СМИ. Однако различная деятельность средств массовой информации выходит за рамки деятельности журналистики, как, например, прямая трансляция по телевидению заседания какого-либо съезда или сессии парламента, трансляция по телевидению или радио балета (спектакля, эстрадного концерта), публикация (оглашение) законодательных актов, указов и прочих нормативных актов государственных властей, трансляция урока английского (или любого другого) языка, трансляция (публикация) программы передач, сводки погоды, рекламы очередного товара. То есть понятие «журналистика» может появиться тогда и только тогда, когда дается оценка текущему событию. Только при этих условиях комментатор становится журналистом, а комментарий — элементом журналистской деятельности.

Таким образом, мнение журналиста-практика — руководителя еженедельника «Тайм», приведенное С. Г. Корконосенко в своей работе, является достаточно объективным: «Мы по-прежнему имеем дело с оценкой текущих событий и не претендуем на беспристрастность». Таким образом, различные авторы по-разному рассматривают функции средств массовой информации. Но, на мой взгляд, самое простое разделение функций можно встретить в современных исследованиях:

— гуманитарные функции СМИ — информирование, образование, развлечение и т. п.;

— политические функции СМИ — формирование массового общественного сознания и/или направленное влияние на отдельные группы населения.

Видимо, эти функции названы политическими, поскольку политическая власть воздействует на общественное мнение, формирует определенную идеологию в массах, привлекает к политическим идеям различные группы лиц. Особенно сильно процесс влияния на общественное мнение происходит во время политических выборов, когда внедряются установки, стереотипы, навязываются свои цели и человек побуждается к определенному действию.

 


62 Политические конфликты и кризисы: сущность, типология и пути разрешения.

 

Политический конфликт – это столкновение, противоборство различных социально-политических сил, субъектов политики в стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные, прежде всего, с борьбой за власть, ее перераспределением, изменение своего политического статуса, с политическими перспективами развития об-ва. Ф-ции: поз и нег.

Структура: субъект, объект – гос.власть, ее сохр или сверж.

Источники: Внесоциальные(основываются на чуствах страха, голода, паники – бунты самосуды идр. акции), социальные(специфика разнообразных сфер политики, характер субъектов), комбинированные(устойчивое сочетание мотивов социального и внесоциального хар-ра).

Фазы протекания конфликтов:

Скрытое(стороны не принимают никаких политических действий, которые могли бы нанести ущерб противнику) и Открытое(конкретные действия).

Типы политических конфликтов:

·По зонам и масштабам: внутриполитические и внешнеполитические;

·По временным характеристикам: долговременные и кратковременные;

·По динамике развития: остротекущие, быстроразвивающиеся, угасающие, разрастяющиеся.

·По уровню публичности: открытые и закрытые;

·По положения: вертикальные(различные уровни власти) и горизонтальные(между субъектами и носителями власти);

·По формам проявления: мирные и немирные

·По кол-ву участников: многосубъектные и двусторонние Типология амер. Теоретика А. Рапопорта: 1. Схватка - с нулевой суммой (до конца полное поражение одной из сторон), 2.Дебаты - небольшой, но выигрыш, копромисс. 3. Игры - с ненулевой суммой (достижение взаимного согласия, есть способ нахождения согласия).

Управление – урегулирование(возможно вновь)и разрешение

Этапы разрешения конфликтов:

1) Подготовительный. Определяется наиболее оптимальный вариант деятельности по ликвидации конфликтной ситуации.

2) Переговорный. Непосредственный контакт участников конфликта.

3) Завершение конфликта. Соглашение конфликтных сторон о временном или полном примирении

Политический кризис – такое состояние политической системы, когда острота противоречий в ней достигает высшего накала, а необходимость преодоления этой ситуации становится необратимой.

Типы политич кризисов:

ü Правительственный – потеря органами исполнительной власти контроля над ситуацией(устраняется при перестановке в правительстве или его отставке)

ü Парламентский – изменение соотношения сил в парламенте(роспуск парламента и назначение новых выборов)

ü Конституционный – прекращение действия Конституции(принятие новой)

ü Внешнеполитический, общенациональный

 

 


 

63. Политическая идеология: понятие и функции. П. наука и П. идеология

В общефилософском смысле идеология понимается как наука об идеях, существующих в определенном обществе в определенных исторических обстоятельствах. Социально-экономические условия формируют идеологию, определяют ее сущность и развитие, опираясь на сложившиеся исторические традиции и ценности. Идеология – одна из форм общественного сознания, интеллектуальное отражение деятельности различных социальных групп, имеющих свои системы ценностей. Идеология направлена на укрепление веры в ценности, необходимые для нормальной работы власти и завоевания ее социальной группой. В этом ее основная социально-политическая функция. Как и наука, идеология основывается на теоретически выводах, использует рациональные методы рассуждения и убеждения. Но в отличие от науки, идеология направлена не на познание истины, а на достижение определенных политических целей. Наука не допускает оценок, а идеология на них строится. Научная теория должна строиться на проверенных фактах, а идеология часто основывается на субъективных предпосылках.

Отталкиваясь от этих особенностей идеологии, ряд мыслителей объявил ее ненужной. В 60-е гг. американский ученый Д.Белл преложил вообще избавиться от идеологии как устаревшей формы сознания (концепция «деидеологии») и считал, что место ее должна занять наука. Но уже в 70-е гг. и Белл, и др. авторы выступили с концепцией «реидеологизации» - формирования новой идеологии, которая соответствовала бы современности. Таким образом, попытки «отменить» идеологию успехом не увенчались.

Политическая идеология – это систематизированная совокупность политических идеалов, взглядов, ценностей и оценок, служащих для обоснования политических действий по завоеванию и учреждению власти. На практике она реализуется в виде политических теорий, доктрин и программ. Политическая теория – это моральное оправдание политических действий, объяснение смысла политики. Политическая доктрина (от лат. «учение») переводит общетеоретические положения политической идеологии на язык конкретной политики, понятный любому. Политическая программа – это высший вид политической «конкретности», так как она переносит принципы политической идеологии и доктрины в сферу политических действий.

Противоречивые интересы различных политических сил отражаются в различных политических идеологиях. Особенное внимание среди них следует уделить тем теориям, которые имеют длительную историю и долго изучались политологией. Это консерватизм, либерализм и социалистическая идеология в ее 2 направлениях – социал-демократическом и коммунистическом. Кроме них, важное место в политической жизни занимают такие идейные течения, как левый и правый радикализм, анархизм, альтернативные идеологии. У всех них есть и общие черты: все идеологии призваны отвечать на один и те же вопросы, которые ставит сама жизнь, и преложить решения сложных общественных проблем, т. е. у них схожая проблематика. А вот программы у всех разные.



 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.