Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные институты гражданского общества и пути их становления






Понятие «гражданское общество» означает уход государства из важных областей человеческой жизни и превращение «политики» в одну из многих сфер жизни, таких, как экономическая, социальная, семейная и личностная. Во время посткоммунистических преобразований конца 1980-х – начала 1990-х гг. лозунг «гражданского общества» обобщал требования о прекращении слияния всех аспектов жизни в единое целое, т.е. разделял государство и общество. Эта задача остается одной из важнейших на современном этапе реформирования российского общества. В этом смысле гражданское общество — тот социальный заказ и та идея, которые во многом определяют магистральный путь развития России. Это означает нахождение того или иного минимума социальности, который бы не подпадал под тотальное огосударствление.

 

В развитом гражданском обществе человеческое достоинство и уважение к личности и семье утверждаются в качестве незыблемого фундамента общественно-политического и государственного строя. Достойное существование человека – это его свобода, благополучие, безопасность и возможность развивать свои способности. Государство – лишь инструмент для достижения этих целей. Смысл его существования в том, чтобы обслуживать граждан, а не приносить их в жертву абстрактным идеям. Основной принцип такого общества: государство для человека, а не человек для государства.

 

По мнению Д. Ловелла, перед посткоммунизмом стоит задача легитимировать вновь созданные институты, как политические, так и гражданские. Именно альтернативные способы легитимации новых институтов и принимаемых ими решений делают необходимым доверие. Оно создает основу широкого общественного сотрудничества, на которой затем возникают добровольные ассоциации и идет экономическое развитие в рамках правового государства. Возможная альтернатива - это попытка обосновать легитимность с помощью этнической или националистической принадлежности. Такое решение не является долговременным, но оно привлекает некоторых политиков, желающих переложить бремя ответственности за собственные политические промахи на чужие плечи.

 

Укрепление доверия способно консолидировать либеральную демократию и подлинно гражданское общество. Для этого необходимо формировать и отстаивать общественный интерес. Граждан необходимо информировать о новой форме и роли политики, а государственных служащих - относительно природы и важности общественного интереса. Прозрачная и подконтрольная система управления способна решительнее противодействовать злоупотреблениям в экономической и других сферах жизнедеятельности. Однако ввести доверие простым указом невозможно. Оно возникает как привычка и требует постоянной практики.

 

Гражданское общество невозможно без признания свободы в качестве абсолютной ценности в жизни человека. Только свободное государство может обеспечить благосостояние и безопасность своих граждан и получить перспективу динамичного развития в XXI веке. Свобода не может сохраниться в обществе, не стремящемся к справедливости. Такое общество обречено на раскол между теми, чья свобода подкреплена материальным благополучием, и теми, для кого она - синоним изнурительной бедности. Исходом этого раскола могут стать либо социальные потрясения, либо диктатура привилегированного меньшинства. Справедливость требует стремиться не только к равенству прав, но и к равенству возможностей граждан в реализации своих способностей, а также гарантировать достойное существование тем, кто их лишен.

 


 

31. Политические партии: определение, признаки и функции.

В жизни современного общества значительное место принадлежит политическим партиям. Слово «партия» – латинского происхождения (partis - часть). Предшественники современных партий – английские тори и виги XVII–XVIII вв., появившиеся в эпоху, когда субъектами политики были только верхи общества. Эти партии напоминали скорее политические кланы, группировавшиеся вокруг лидеров и боровшиеся за влияние при королевском дворе. Война США за независимость, Великая французская революция и последовавшие события в Европе и Америке сделали партии к концу XIX в. обязательным элементом общественной жизни. К концу XIX – началу ХХ в. сложился классический тип партии с массовым членством, сетью местных организаций, периодическими съездами, уставом и членскими взносами. Роль партии возрастала по мере расширения избирательного права и вовлечения в политику широких масс.

Существуют различные подходы к определению политической партии. Одни понимают партию как преимущественно идеологическое объединение, другие связывают ее с избирательным процессом, третьи (марксисты) видят в ней представителя определенного класса. Можно принять за основу наиболее взвешенное, нейтральное определение: политическая партия – это наиболее активная и организованная группа граждан, их добровольный союз, связанный идеологической общностью и стремящийся к обладанию властью в государстве.

Власть – конечная цель любой партии. Какие бы задачи ни ставила партия, будь то построение коммунизма или охрана окружающей среды, она добивается их с помощью борьбы за власть, формирования собственного правительства или включения в коалиционное правительство своих представителей. Придя к власти, партия стремится использовать всю государственную мощь в интересах тех сил, которые она представляет. Этим партия отличается от общественных организаций и движений, лоббистских формирований, которые тоже активно участвуют в политической жизни, но не ставят целью завоевание политической власти в государстве.

К основным признакам политических партий относят: их активное участие в политической борьбе; наличие членства; определенной социаьной базы; политической программы и устава; общих интересов и идеологических взглядов объединившихся в партию людей; наличие одного или нескольких лидеров. В демократическом обществе партии являются самым важным звеном, связующим народ, парламент и правительство. Именно через партии государственные органы обращаются к массам за поддержкой, а массы влияют на формирование и работу парламента и правительства.

В истории становления партий Макс Вебер выделяет три этапа: аристократическая группировка, политический клуб, массовая партия. Сейчас такая классификация партий в политологии общепризнанна. Но вместе с тем все три стадии прошли только две английские партии – консервативная (тори) и либеральная (виги). Большинство же современных партий возникло стразу в виде массовых партий. Клубы отличались от аристократических группировок не только социальной базой (у первых – буржуазия, у вторых – землевладельческая аристократия), но и прочностью идеологических связей, более устойчивой структурой, более широким радиусом деятельности. А вот массовые партии, появившиеся в Европе и Америке во 2-й половине XIX в., отличались от клубов тем, что были ориентированы на поиск путей массового влияния как в парламентской, так и во внепарламентской деятельности. Первая такая партия была основана в Великобритании в 1861 г. под названием «Либеральное объединение регистрации выборов» (в нее затем трансформировалась партия вигов), а через 2 года, в 1863 г., в Германии была основана вторая массовая партия в мире – «Всеобщий германский союз» (считается первой в мире рабочей, социал-демократической партией). Главной причиной становления массовых партий является расширение избирательного права.

Классификация политических партий очень разнообразна. Здесь многое зависит от критериев. Если за критерий брать характер и задачи партии, то все партии сводятся к следующим типам: революционные, выступающие за глубокие изменения в обществе; реформистские, выступающие за умеренные изменения и не посягающие на основы существующего порядка; консервативные, стоящие за сохранение всего этого строя; и реакционные, ставящие задачу восстановления старых структур и порядков. Марксистский анализ подразделяет партии по классовым критериям, выделяя буржуазные, мелкобуржуазные, крестьянские и пролетарские партии. В зависимости от участия во власти партии подразделяются на правящие и оппозиционные. По размещению на шкале политического спектра партии делят на правые, центристские и левые, а между ними выделяют правоцентристские и левоцентристские. По условиям деятельности партии могут подразделяться на легальные, полулегальные и нелегальные.

Основными чертами политической партии являются:

· наличие партийной организации, аппарата, руководящих органов, массовой базы рядовых членов партии;

· разработанная программа или политическая платформа, дающая представление об основных целях партии;

· активное участие в борьбе за власть в государстве как решающее средство реализации программных целей;

· широкая пропагандистская деятельность партии среди различных слоев населения с целью удержать максимальную часть избирателей под своим влиянием.

В современных условиях политические партии выполняют следующие функции:

· формирование и обоснование интересов больших гражданских групп;

· разработка идеологии, политических программ;

· участие в образовании политических систем;

· участие в борьбе за власть в государстве и в ее осуществлении;

· формирование общественного мнения и политическое просвещение общества или его части;

· подготовка и выдвижение кадров для государственного аппарата.

Часть функций партий выполняют политические организации и движения, группы давления.

Оставаясь важным субъектом политики, партии в странах развитой демократии в начале XXI века претерпевают определенную эволюцию. Некоторые крупные партии утратили свою социальную базу, о чем говорит сокращение численности их членов, рост числа тех граждан, которые голосуют то за одну, то за другую партию. Основная причина – партии не всегда оказываются на высоте при решении проблем, стоящих перед обществом. Кроме того, вследствие возрастания роли СМИ, особенно телевидения, государственные и политические деятели получают все бОльшую возможность вступать в контакт с избирателями без посредничества партий. И все же партии остаются одной из активных форм выражения общественного мнения.


 

Вопрос 32

В политической науке существуют различные системы классификации партий. В качестве основания типологизации используются различные факторы – функции, идеология, социальная база, методы деятельности и т.д.

Общепризнанной и наиболее продуктивной является классификация М. Дюверже, основанная на различиях в структуре партий и организации их внутренней жизни.

1. Кадровые партии. Кадровые партии восходят к периоду зарождения демократии, когда избирательное право было ещё ограничено. В том замкнутом политическом пространстве кадровые партии служили средством выражения политических интересов господствующих классов, прежде всего, буржуазии. Их деятельность была нацелена на победу на выборах. Для этого они стремились не к увеличению своих рядов, а к объединению элит, которые могли повлиять на избирателей. Основным структурным элементом кадровых партий являются комитеты. Комитет создаётся по территориальному принципу, и численность его, как правило, невелика.

2. Массовые партии. Массовые партии возникают с введением всеобщего избирательного права. Это партии нового типа, имеющие массовый характер, ориентированные на политическое воспитание масс и формирование элит из народа. М. Дюверже выделил три типа массовых партий: социалистический, коммунистический, фашистский.

3. Социалистические партии. Первичными организациями социалистических партий являются секции по месту жительства в несколько сотен человек. Они объединяются в федерацию. Партия превращается в своеобразный государственный аппарат с разделением властей, где законодательная власть принадлежит конгрессу (или национальному совету), исполнительная – исполкому (или национальному секретариату), а юридическую власть проводит контрольная комиссия.

4. Коммунистические партии. Коммунистические партии создают свои первичные организации (ячейки) по месту работы. Они более однородны и ограничены по размеру. Это позволяет партиям контролировать свой социальный состав, регулировать численность и устанавливать жёсткую партийную дисциплину. Организационным принципом партий является «демократический централизм». На практике иерархическая и централизованная организация существенно ограничивает демократию. Выборы руководителя превращаются в формальность, поскольку их подбор, как и принятие решений, осуществляет централизованное руководство партий.

5. Фашистские партии. Фашистские партии имеют много схожего с коммунистическими: вертикальные связи; централизация власти; жёсткая структура.

Однако фашистские партии отличаются от коммунистических по социальному составу, доктрине, философии. Возникая из полувоенных формирований, они культивировали жестокость и насилие. Первичной организацией фашистских партий является штурмовой отряд численностью от 4 до 12 человек. Входя в более многочисленную группу, штурмовые отряды создают партийную пирамиду по типу кадровой партии.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.