Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соотношение понятий правового статуса человека и правового статуса гражданина






 

Взаимоотношения государства и человека в обществе смыкаются как важнейшие параметры свободы человека, его созидательной деятельности, связанной с осуществлением политической власти, хозяйствования, социально-культурного строительства. Эти отношения раскрывают практическое осуществление социальной справедливости как выражения морального прогресса общества, оказывающего самое непосредственное воздействие на политико - юридическую сферу социальной жизни.

Между тем, государство - единственная универсальная организация в обществе, на населенной территории в пределах ее государственных границ. Государству-организации присущи качества, неразрывно связанные с его универсальным характером. В эту организацию входят все находящиеся на данной территории лица, независимо от их желания. Все они принадлежат к этой организации, хотя принадлежат по-разному, имея различные статусы: гражданина, лица без гражданства, лиц с множественным (чаще всего - двойным) гражданством, иностранца (гражданина другого государства). Легализация их положения в государстве осуществляется конституцией, законами, международными соглашениями, другими актами и официальными документами.

В своих отношениях с государством человек выступает в качестве гражданина. Понятие «гражданин» раскрывает специфические политико-юридические свойства человека, занимающие важное место в ее общей структуре, в ее социальных характеристиках. Человек есть субстрат тех общественных отношений, в которых протекает его жизнедеятельность. Государство, разумеется, не сможет абстрагироваться от потребностей человека как природного существа, от моральных и культурных характеристик личности, её психологической структуры. И, несмотря на то, что во взаимоотношениях с государством на передний план выступают политико-юридические свойства человека, в них трансформируются и преломляются также все её иные качества и структурные особенности, и, прежде всего, её моральная направленность

Объем прав и свобод, которыми человек может пользоваться в конкретном государстве, а также объем возлагаемых на него этим государством обязанностей, находятся в прямой зависимости от наличия или отсутствия у него гражданства данного государства. Гражданство - это устойчивая правовая связь человека со своим государством, обусловливающая взаимные права и обязанности граждан и государства в случаях, указанных в законе.

Согласно ст.З ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» вступившего в силу с 1 июля 2002 года, гражданством РФ признаётся устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Гражданин находится под суверенитетом государства, и последнее может потребовать от него выполнения обязанностей, даже если он пребывает за границей. Государство, со своей стороны, должно защищать граждан на своей территории и оказывать им покровительство, когда они находятся за её пределами.

Гражданство и вытекающие из него правовые последствия неотделимы от природы государства, от его социальной направленности. Принципиально новый характер отношений между государством и гражданином возникает в обществе, в котором устанавливается подлинное народовластие, создаются условия для свободного и всестороннего развития всех его членов.

Гражданство, будучи основой правового положения человека в государстве, одновременно является объектом одного из важнейших его прав. Именно обладание гражданством представляет человеку возможность в полной мере осуществлять свои разнообразные права и свободы, включая участие в управлении, и вместе с тем влечет выполнение в полной мере обязанностей по отношению к государству, включая его защиту. Гражданство создает в положение человека ясность и определенность Правом человека является и изменение гражданства. На территории государства находятся лица, не состоящие в его гражданстве. Это могут быть либо граждане иностранного государства (иностранные граждане), либо лица, никакого гражданства не имеющие (лица без гражданства-апатриды), а так же лица с двойным гражданством (бипатриды).

Составные части, различные стороны правового статуса гражданина, всё более взаимообусловливают друг друга. Общая закономерность целостной, гармоничной эволюции правового статуса не означает одинаковости, равного соотношения в уровнях и темпах развития отдельных сторон и видов правового статуса граждан.

Основу, фундамент развития правового статуса граждан составляют их конституционные права, свободы и обязанности. С точки зрения целостности, гармоничности развития правового статуса человека, актуальной остается задача достижения соответствия конституционному статусу человека всех видов его отраслевых статусов на базе совершенствования текущего законодательства. Решение этой задачи главным образом связано с разработкой и принятием новых законодательных актов, направленных на расширение отраслевых прав и свобод человека, на конкретизацию его обязанностей, в полном соответствии с конституционными положениями и установками.

Целостность, гармоничность развития правового статуса человека предполагает преодоление отставания в правовом регулировании отдельных видов прав и свобод человека, в устранении диспропорций между отдельными видами, частями и сторонами правового статуса, существование которых может ослабить его общественную роль, снизить социальную ценность.

Отношения государства и человека опосредствуются системой юридических прав, свобод, обязанностей, которые очерчивает человеку определенную сферу свободы, границы этой свободы. Будучи категорией политико-юридической, права, свободы и обязанности в обществе - это и этическая категория, поскольку в ней воплощены идеи гуманизма, справедливости, представления о добре, чести, достоинстве.

Взаимосвязи государства и человека требуют четкой урегулированности и упорядоченности, что определяется особой важностью такого рода отношений для поддержания существующего строя, его нормального функционирования.

Права и обязанности фиксируют сложную систему взаимосвязей государства и человека. Эти взаимосвязи и отношения формируются на основе объективных закономерностей общественного развития, обусловливающих объем и характер прав и обязанностей человека. Юридические права и обязанности определяют важнейшие параметры поведения человека в структуре общественных связей общества. Права и обязанности - это «система координат», социальных ориентиров, регулирующих отношения человека с государством, обществом, своими согражданами. Эталоны поведения, сформулированные в виде прав и обязанностей - это ценности, в которых выражены представления народа о должном, необходимом, целесообразном, справедливом, законном и т. д. Ценностный смысл юридических прав и обязанностей значительно усиливается благодаря их включённости в единую систему ценностей общества (политическую, этическую). Поэтому при аксиологической характеристике прав и обязанностей следует неизменно учитывать их политическую и эпическую насыщенность, взаимодействие и взаимопроникновение всех форм общественного сознания и соответствующих им видов социальных норм.

Вместе с тем нельзя забывать и о специфике юридических прав и обязанностей, особенностях их воздействия на психологию человека. Эта специфика состоит в том, что, формируясь в общей системе социальных связей, специальных отношений, они официально закрепляются государством и обеспечиваются государственно - правовыми методами воздействия. Права и обязанности органично включены в общественные связи, в различные виды социальной деятельности людей, они помогают человеку осознавать свое место в общей системе социальных связей и оказывать воздействие на их дальнейшее развитие. Права и обязанности опосредуют и регулируют правовые связи, которые представляют особую форму социальных связей, выражающую практические, субъективно-мотивированные зависимости между человеком, обществом, государством, между различными людьми.

С социально - психологических позиций права и обязанности включаются в психологию человека, социальных групп и классов. Преломляясь через психологию человека, права и обязанности опосредуют объективную действительность и индивидуальный его опыт, тем самым, способствуя переводу социального в индивидуальное. Специфика опосредования объективной действительности в системе прав и обязанностей состоит в том, что оно осуществляется в результате действия нормативных предписаний и выбора человеком отношения к правам и обязанностям, реализуемым в практической деятельности. Права и обязанности - это неотъемлемый компонент правового общения людей, в процессе которого происходит трансформация социального, выступающего как система нормативов, адресуемых поведению людей, в индивидуальное, т. е. психологическое осмысление и переработка социального коллективного опыта в личностную плоскость.

Личностное отношение к правам и обязанностям - это проявление степени усвоения социального, выражаемого в характере принимаемых решений, мотивах, способах и средствах реализации юридических нормативов. Перевод юридических прав и обязанностей в личностную сферу, их усвоение - одна из важнейших форм социализации личности.

Права, свободы и обязанности человека, закрепленные в законе, ориентированы на социально полезные интересы, отвечающие как потребностям самого человека, так и потребностям общества. Однако установление в форме юридических прав и обязанностей эталонов поведения, призванных обеспечить сочетание общественных и личных интересов, отнюдь не означает решения этой сложной задачи. Перед человеком стоит проблема выбора, в процессе которого он соотносит свои интересы либо с эталонами поведения, зафиксированными в правах и обязанностях, либо с иными нормами, которые могут противоречить праву и морали. В последнем случае побеждает узкоэгоистический интерес, совершаются действия, выражающиеся или в нарушении обязанности, или в ненадлежащем исполнении права. И те, и другие действия являются одновременно и противоправными, и аморальными.

Поэтому задача государства состоит не только в том, чтобы при формулировании прав и обязанностей правильно отразить, гармонизировать общественные и личные интересы, но и в том, чтобы добиться этого в процессе реализации прав и обязанностей. Сочетание общественных и личных интересов важно и в других сферах общественных отношений - политических, национальных, социальных, экологических, демографических и др. И в этих сферах пока еще могут возникать противоречивые интересы. Это определяется наличием различных форм собственности, что ведет подчас к сохранению специфических интересов классов и социальных групп, различий между городом и деревней, особенностей национальных интересов.

По мере дальнейшего развития общества происходит все более тесное сближение и взаимопроникновение личных и общественных интересов. Однако каждый этап развития общества создает свои противоречия, поэтому необходимо постоянно совершенствовать правовой статус человека, с тем, чтобы гармонизировать его отношения с обществом и государством.

Однако права, свободы и обязанности входят в структуру человека не механически, а в преобразованном виде, в форме психологических феноменов. Интериоризация прав, свобод и обязанностей показывает сложность взаимодействия общественных отношений и человека, раскрывает не только связь, но и нетождественность объективного и субъективного в структуре человека, и на этой основе - систему взаимосвязанных компонентов его внутренней структуры, через которую проявляют себя общественные отношения. Они смыкаются как важнейшие параметры свободы человека, его созидательной деятельности, связанной с осуществлением политической власти, хозяйствования, социально-культурного строительства. Эти отношения раскрывают практическую реализацию социальной справедливости как выражение морального прогресса общества, оказывающего самое непосредственное воздействие на политико - юридическую сферу социальной жизни.

Трансформация социального в компоненты внутренней структуры осуществляется посредством определенного механизма, элементами которого выступают потребности, интересы, цели, мотивы, воля, установка, ценностные ориентации. Особенности трансформации прав и обязанностей в структуре человека, его психологии состоят, прежде всего, в том, что эти права и обязанности четко сформулированы и зафиксированы в правовых нормах. Если для регуляции морального поведения, как правило, достаточно принципа (трудолюбие, честность, порядочность и т. д.), то в правовой сфере общие принципы раскрываются и конкретизируются в юридически значимых и определенных правах и обязанностях. Четкость и формальная определенность прав и обязанностей - это специфический способ перевода требований социально целого в психологию человека, который предопределяется самой структурой правовых связей, развивающихся по своим закономерностям, связанным с установлением четких границ правового общения, границ саморегуляции и свободы выбора. Если в сфере политических и моральных отношений человеку предоставляется широкий простор для саморегуляции, свободы выбора, то в правовой сфере саморегуляция и свобода выбора осуществляются в рамках юридической нормы.

Вместе с тем личностное усвоение прав и обязанностей не может осуществляться без моральной основы. Известно, что нравственные отношения существуют только в личностной форме, являющейся тем фоном, на котором происходит интериоризация политических, юридических и иных норм на базе нравственных оценок и суждений. Поэтому моральные факторы включены не только в само содержание юридических прав, свобод и обязанностей, но и в процесс их осознания и усвоения личностью, определяющий её социальную активность. От активной жизненной позиции человека зависит совершенствование всех сторон образа жизни. В формирование такой жизненной позиции, включены все социальные регуляторы, все формы общественного сознания - политические, правовые, моральные. Для формирования гармонически развитой личности необходимы соответствие политических, правовых и нравственных свойств личности, сочетание политической зрелости, юридической культуры и высокой идейно - нравственной убежденности.

Все эти факторы особенно важны для нормального функционирования сложных связей между государством и человеком, выступающих сторонами общественных отношений, каждая из которых имеет права и несет обязанности, зафиксированные в законе. В основе данных отношений лежит система принципов, фиксирующих наиболее общие параметры связей государства и человека и раскрывающих их политико - юридические и этические характеристики.

Основные принципы взаимоотношений государства и человека - взаимная ответственность государства и человека, гармоничное сочетание интересов государства и человека, законность - опираются на важнейшие категории морали - социальную справедливость, долг, ответственность, свободу, честь, совесть, гуманизм. Эти принципы выступают и как основания оценок любых конкретных ситуаций, объективирующих взаимосвязи государства и человека.

Принцип взаимной ответственности государства и человека раскрывает сложные зависимости между государством и человеком. Их специфика состоит в том, что государство выступает как носитель власти, а человек - как субъект, подчиненный политическому авторитету (власти) государства.

Из этой специфики вытекает и своеобразие прав и обязанностей каждой из сторон, которые не являются однопорядковыми субъектами правовых отношений, государство как носитель политической власти обладает особыми полномочиями, направленными на упорядочение своих отношений с людьми.

Прежде всего, государство на основе познания объективных потребностей общественного развития определяет объем и характер прав и обязанностей, составляющих правовой статус гражданина. Государство не может произвольно закреплять объем прав и обязанностей граждан, так как они детерминированы экономическими и иными условиями жизни общества. Поэтому государство должно взвешенно определять такой объем и характер этих прав, который реален для данного этапа исторического развития. Изменение общественных отношений, сопровождается расширением круга прав и обязанностей граждан. Основные параметры связей государства и гражданина обозначены в системе конституционных прав граждан. Однако набор прав и обязанностей гражданина не исчерпывается его конституционным статусом, а развивается и конкретизируется в текущем законодательстве.

Определение объема и характера прав и свобод граждан является важным направлением законотворческой деятельности государства. При этом государство неизменно учитывает в числе других факторов нравственно - психологическое состояние общества; оно морально ответственно за точное и правильное отражение в системе прав и свобод достигнутого уровня общественного развития, за законодательное обеспечение возвышения материальных и духовных потребностей граждан.

Во взаимоотношениях с гражданином государство не ограничивается юридической фиксацией прав. Провозглашая права и свободы, государство берет на себя юридические и моральные обязательства гарантировать эти права и свободы не только правовыми, но и экономическими, политическими, идеологическими, культурными средствами. Поэтому законодательное закрепление прав и свобод граждан влечет за собой систему организационно - хозяйственных, политико - идеологических, социально - культурных и этических мероприятий, направленных на их обеспечение. А поскольку человек с его интересами и потребностями является главной ценностью общества, то обеспечению его прав и свобод подчинены общественное производство, культурно - воспитательная и идеологическая деятельность государства, всех звеньев государственного аппарата, всех должностных лиц. Очень важно, чтобы каждый работник государственного аппарата был воспитан в духе ясного понимания, что усилия, направленные на удовлетворение духовных и материальных потребностей граждан, не являются результатом его благотворительности, а выступают как обязанность, как проявление долга перед каждым отдельным человеком и обществом в целом.

Принимая на себя разносторонние обязательства по обеспечению правового статуса гражданина, государство имеет право требовать от граждан правомерного поведения, соответствующего эталонам, зафиксированным в юридических нормах. Без организованности и дисциплины, без согласования поведения граждан с юридическими предписаниями, выражающими государственную волю, невозможно решение важнейших исторических задач государства. Поэтому государство формулирует свои требования к гражданам в системе обязанностей, которые выражают объективно необходимое поведение, и устанавливает меры юридической и моральной ответственности за невыполнение обязанностей. Государство как носитель политической власти располагает специальными механизмами обеспечения прав граждан и выполнения ими своих обязанностей. Возможность в необходимых случаях применить принудительные меры для обеспечения права, выполнения обязанности - важная гарантия их реальности. Государство имеет право требовать, чтобы использование прав и свобод осуществлялось в соответствии с их назначением и не наносило ущерба интересам общества и государства, правам других лиц.

Для общенародного государства характерно постоянное расширение применения общественно - моральных средств обеспечения обязанностей, зафиксированных в законодательстве. Правильное, диалектически гибкое сочетание мер убеждения и принуждения убедительно показывает неизменную ориентацию государства на возрастание моральных факторов в жизни общества.

Раскрывая права и обязанности государства в его взаимоотношениях с гражданином, следует подчеркнуть, что оно не является субъектом правового общения, свободным от каких-либо ограничений. Существует система политических, юридических и ценностных ограничений полномочий государства в отношении с гражданином. Отмечается, что посредством политики и права государство налагает на себя различные обязательства, обеспечивает разумные, научно обоснованные, стабильные принципы своих отношений с гражданами, создает гарантии против злоупотреблений отдельных официальных представителей государства, которые своими действиями искажают характер данных отношений.

Однако следует учитывать еще один «ограничительный» фактор - ориентацию общенародного государства на моральные ценности общества. Подлинный гуманизм государства как высшее проявление морального прогресса общества служит все более полному обеспечению всестороннего и гармоничного развития человека, во имя которого совершаются все социальные преобразования. Этические основы лежат и в системе прав и обязанностей, характеризующих отношения человека к государству.

Отношения «государство - гражданин» построены на системе взаимной ответственности, при которой конкретному праву, группе прав или всей системе прав одной стороны соответствуют обязанности другой и, наоборот, обязанности одной стороны соответствует право другой стороны. Именно система прав и обязанностей субъектов данного отношения образует взаимную ответственность государства и гражданина, которая возможна лишь в обществе, где ликвидировано отчуждение человека от общества и государства, где обе стороны глубоко заинтересованы в выполнении своих прав и обязанностей, где эта взаимная ответственность имеет глубокую этическую основу.

В системе прав граждан закреплены их социальные возможности в экономической, политической, социально - культурной и личной жизни.

Это означает, что гражданин имеет право требовать у государства обеспечения реальности своих конституционных и иных прав и свобод. Он имеет право обратиться за помощью к государству в лице его органов для восстановления нарушенного права и требовать наказания лиц, виновных в подобных нарушениях. Граждане имеют право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей.

Гражданин несёт юридическую ответственность перед государством за выполнение возложенных на него обязанностей, соблюдение запретов и ограничений, указанных в законе. Причем юридическая ответственность гражданина неотделима от его моральной ответственности.

Юридическое равенство, или равенство в сфере права, существует в двух основных видах - равенства граждан перед законом и равноправия граждан. Первый из них характеризует форму отношения гражданина к закону и праву, форму отношения закона к гражданам. Этот вид формального равенства ничего не говорит о самих гражданах, оставляет совершенно открытыми вопросы, равны ли они в действительности или нет, различаются ли они друг от друга и каким образом. Он также ничего не говорит и о самом законе, его требования сформулированы безотносительно к характеру последнего. Тут не важно, идёт ли речь о прогрессивном, полезном для членов общества законодательном акте, или о драконовском, дискриминационном, в отношении граждан, законе.

В данном случае подчеркивается лишь то, что закон одинаков для всех, что закону безразличны фактически существующие различия между людьми. От закона требуется беспристрастность, а в идеале - совершенная слепота и социальная неразличимость людей в сфере права. Не случайно, дошедший из античных времён образ богини правосудия Фемиды, с повязкой на глазах, стал символом равенства перед судом, равенства людей перед законом.

Содержательная, субстанциональная сторона юридического равенства представлена идеей равноправия граждан, которая говорит уже не о форме отношения человека и закона, а характеризует самих граждан как субъектов права, их правовое положение в обществе. Когда формальный элемент (равенство граждан перед законом) в теории и на практике становится неотделимым от содержательного (равноправие граждан), только тогда и возникает реальное правовое равенство, только тогда оно и действует как гарант общественных процессов, ведущих к равенству социальному. Принцип равноправия требует, чтобы все граждане имели равные права и обязанности, а поскольку последние могут быть сведены к понятию юридических возможностей свободно - волевых действий человека и его индивидуального развития, то равноправие означает реальное наличие у всех граждан одинакового объема таких возможностей.

Ответственность, пронизывающая все сферы взаимоотношений государства и человека, неотделима от свободы. Государство в юридической форме определяет формы и меры социальной свободы. Однако оно не может произвольно определять ее границы, только научное познание объективных закономерностей движения общества, всесторонний анализ и оценка состояния экономических, политических, нравственных, культурных условий жизни общества позволяют определять подлинные границы социальной свободы для конкретного этапа развития общества.

Вместе с тем известно, что свобода и ответственность - категории не только юридические, но и этические. Поэтому при определении меры свободы государство должно неизменно учитывать и нравственное состояние общества.

Границы и меры морали и свободы шире, чем границы правовой свободы, поскольку они включают такие сферы отношений, на которые право не распространяется, однако мораль всегда подключена к правовому регулированию свободы, к оценочному отношению ответственности. Свобода и ответственность, рассматриваемые с позиций взаимодействия государства и человека, имеют два аспекта.

Прежде всего, речь идет о социальной, моральной, ответственности государства за правильность принимаемых решений, точность определения меры свободы, которая очерчена в системе прав и обязанностей граждан.

Государство, опираясь на подлинно научное знание объективных законов общественного развития, стремится к точному и всестороннему выявлению как объективных, так и субъективных, в частности морально -психологических, факторов, с тем, чтобы права и обязанности граждан соответствовали достигнутому этапу развития. Свобода человека - это важнейший элемент и движущая сила демократии, основа массового практического участия граждан в управлении делами государства и общества. Поэтому государство может успешно решать свои задачи, лишь опираясь на социальную активность своих членов. Именно эта заинтересованность определяет стремление государства дать в правах и свободах оптимальную меру свободы.

В условиях народовластия социальная ответственность государства за правильность принимаемых решений, за их соответствие объективным закономерностям общественного развития, велика. Каждый новый этап развития общества сопровождается расширением каталога прав и свобод граждан. Расширение конституционного статуса граждан сопровождается усилением его гарантий.

Свобода и ответственность применительно к отношениям государства и человека имеют ещё один аспект, раскрывающий позицию индивида к тому кругу прав и обязанностей, в которых выражены объем и содержание его свободы. Известно, что ответственность человека неотделима от его свободы. Детерминированность человеческих поступков реальными экономическими, социально - классовыми, политическими, нравственно -психологическими, культурными условиями жизни общества убедительно показывает, что «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Поэтому, общество и даёт человеку свои представления о необходимом в системе социального регулирования, политических нормах, нормах права, морали, обычаях, традициях и т. д. В системе этих ценностных ориентиров права и обязанности граждан выполняют особую роль, поскольку в них границы свободы выбора обозначены наиболее четко, формально определены, что обязывает к правильности выбора, в пределах юридически обозначенной сферы свободы.

Содержащиеся в правах и обязанностях ориентиры желательного или объективно необходимого поведения имеют глубокое этическое обоснование. Это не только юридически, но и морально необходимое поведение, так как отступление от ценностных эталонов, содержащихся в системе юридических прав и обязанностей, неизбежно ведёт и к моральным потерям, нарушает нравственные устои общества.

Четкое правовое регулирование возможно лишь в результате тесного взаимодействия прав и обязанностей, их своевременного осуществления. Поэтому свобода распространяется не только на сферу прав, но и на сферу обязанностей. Выполнение обязанностей - это тоже сфера свободы, которая детерминирована объективными условиями и сопряжена с социальной ответственностью человека.

Возрастание социальной ответственности человека в обществе определяется расширением его свободы, ростом сознания, упрочением моральных принципов, глубокой заинтересованностью в активном участии во всех делах общества и государства. Сознание и чувство ответственности индивида за свои поступки, а коллективов - за существующую в них моральную атмосферу, нравы - суть активной нравственной позиции человека. Поэтому возрастание социальной ответственности человека является не результатом расширения «тоталитарных начал», а порождением народовластия, морального прогресса общества, раскрывающего творческие силы граждан страны.

Юридическая ответственность включается в сложную систему общественных отношений, она тесно связана не только с юридической, но и с моральной оценкой действий человека. Чем выше моральные критерии оценки, тем более позитивную направленность приобретает ответственность, выражая стремление человека к выполнению своего долга.

Таким образом, свобода и ответственность в отношениях «государство - человек» определяются объективной необходимостью установления определенных эталонов поведения и ответственностью за их выполнение в соответствии с интересами общества. Именно этими интересами руководствуется государство, требуя выполнения обязанностей и определяя запреты, связанные с ненадлежащим использованием прав и свобод, противоречащим интересам общества и государства, правам других лиц.

Развитие правового статуса происходит на конституционной основе. Конституционные основы - ёмкое понятие, включающее в себя определение Конституцией главных задач, целей государства, направлений его деятельности, принципов взаимоотношений с гражданами и другими лицами. Существенное значение в числе конституционных основ правового статуса граждан имеют их основные права, свободы и обязанности. Они составляют ядро, сердцевину правового статуса. Такое место конституционных прав, свобод и обязанностей граждан в структуре правового статуса определяется социальными и правовыми особенностями конституционных прав, свобод и обязанностей граждан.

Эти особенности обусловлены, прежде всего, характером и значимостью соответствующих общественных отношений, социальным содержанием и формой их правового закрепления, а также местом конституционных прав, свобод и обязанностей, их ролью по отношению к иным правам и обязанностям граждан.

В системе социальных возможностей человека, складывающихся в обществе, выделяются основные, которые наиболее полно и глубоко выражают суть взаимоотношений общества и человека, государства и граждан, законодатель закрепляет их юридически в Конституции (Основном Законе) государства. Указанные особенности содержания конституционных прав, свобод и обязанностей граждан определяют еще одно очень важное их свойство - стабильность, их действие рассчитано на вполне конкретный исторический период. Но это не означает, что они не развиваются. Динамизм - характерное свойство конституционных прав, свобод и обязанностей, неразрывно связанное с их стабильностью. Но динамизм конституционного статуса граждан особый. Следует различать два аспекта развития конституционных прав, свобод и обязанностей граждан. Первый аспект заключается в развитии их социального содержания, в реальном обогащении конституционных прав, свобод и обязанностей, не требующем изменения их юридического содержания. Так, конституции предусматривают право выбора профессии, рода работы и занятий. Это право в юридическом плане является равным для всех граждан. Но, конечно, оно имеет для различных групп населения, различных граждан, свое специфическое социальное содержание. Возможности у граждан для реализации этого права не одинаковы. Это обусловлено уровнем и видом полученного образования, приобретенными профессиями, видами работы в населенном пункте, где проживает гражданин, общественными потребностями, которые не всегда могут совпадать с личными устремлениями граждан, и другими обстоятельствами.

Социальное содержание конституционных и иных прав, свобод и обязанностей является определяющим и наиболее активным в развитии. Поэтому эволюция конституционных и отраслевых прав, свобод и обязанностей граждан, осуществляется, прежде всего, путем обогащения их социального содержания.

Второй аспект развития конституционных прав, свобод и обязанностей связан с изменением их юридического содержания. Такая необходимость наступает тогда, когда количественные изменения в социальном развитии конституционных прав, свобод и обязанностей перерастают в качественные и требуют соответствующего, адекватного юридического отражения.

Развитие конституционных прав, свобод и обязанностей отражает общую тенденцию расширения свободы человека в обществе, совершенствования демократии. Конституционный статус гражданина становится более содержательным, весомым. Он обогащается за счет новых основных прав, свобод и обязанностей граждан. Составляя ядро (стержень) правового статуса граждан, конституционные права, свободы и обязанности служат основой (базой), являются определяющими, решающими для всех отраслевых прав, обязанностей.

Правовой статус граждан отражает социально-экономическую природу государства, создавшего необходимые условия и предпосылки для гармоничного развития человека. Обладая относительным постоянством, стабильностью, правовой статус в то же время не есть нечто раз и навсегда данное. Он обогащается по мере укрепления демократии, расширяя возможности граждан активнее участвовать в управлении обществом и государством, в хозяйственном и культурном строительстве, полнее удовлетворять потребности, всесторонне развивать свои способности.

На основании вышеизложенного, можно определить, что правовой статус гражданина и правовой статус человека соотносятся как часть и целое, т.к. правовой статус человека - интеграционная категория, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи, тогда как понятие статуса гражданина входит в понятие правового статуса человека как один из видов данного статуса. Общий правовой статус - это и есть статус лица как гражданина государства, члена общества, он определяется, прежде всего, Конституцией и не зависит от различных текущих обстоятельств, является одинаковым и единым для всех, характеризуется обобщённостью, относительной статичностью. Права и обязанности, которые предоставлены и гарантированы всем и каждому Основным Законом страны, составляют главным образом содержание такого статуса. Изменение этого содержания зависит от воли законодателя, а не от каждого отдельного лица.

Субъекты права многообразны, с множеством особенностей, отличий, общий правовой статус не в состоянии учесть всего этого, поэтому в него не входят многочисленные субъективные права и обязанности, которые постоянно возникают и прекращаются у субъектов в зависимости от их деятельности, характера правоотношений, в которые они вступают, других ситуаций. Если бы все эти права и обязанности были бы включены в понятие общего статуса гражданина, то сам данный статус получился бы крайне нестабильным и неопределённым. Он уже не был бы единым. Общий правовой статус является исходным, базовым для всех остальных. Именно по нему можно судить о характере, социальной природе, степени демократичности общества.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.