Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Петушиное словцо






Так в народе говорят о «заветном» слове, творящем чудеса. Как важно тренеру владеть таким «петушиным словцом» хотя бы иногда! Молвил — и ученика словно осенило...

К сожалению, сказка она сказка и есть. В жизни все гораздо слож­нее. Как нередко бывает, гимнаст, гимнастка бьются вместе со своим наставником, казалось бы, над пустяком, а толку нет. Заколодило! То ли они не разобрались в ошибке, то ли общего языка нет...

Часто так: тренер говорит дельные вещи, но до учеников они не доходят, так как от слов тренера до конкретных ощущений, усилий — ох, какая большая дистанция! Опытные и, прямо скажем, более ум­ные ученики эту дистанцию преодолевают легче, они сами могут по­нять и представить себе все то, что нужно конкретно, совершенно конкретно выполнить, чтобы воплотить слово тренера в реальное действие. Но наделе сплошь и рядом бывает иначе.

Однажды автор этих строк, работая на очередном сборе с гимнас­тками страны в качестве консультанта, участвовал в такой сцене. Гимнастки трудились над новой обязательной комбинацией, в кото­рой был мах дугой из виса ноги врозь вне на в/ж. Мастер экстраклас­са должен делать это движение, конечно, на максимальной амплиту­де. А что такое предельно высокая «дуга» из виса согнувшись ноги врозь вне? Это, фактически, так называемый «штальдер» с прохож­дением через стойку на руках {рис. 190-бна с. 488). Граница между высокой дугой «в вис» и «штальдером» очень ненадежная: чуть «пе­редал» (а) — и ты за стойкой. Комбинация «завалена».

И вот мы видим гимнастку, которая мучается именно в этой ситу­ации. «Штальдером» она владела всегда, у нее стойкий навык, а при попытке выполнять мах дугой получается либо недопустимо низкое движение, либо — все тотже «штальдер». А более тонко дифференци­ровать движение в зоне стойки на руках ей никак не удается. Только грубо!

Тренер требует: «Разгибайся раньше!». Результаттотже. Пробует говорить более определенно: «Ударь ногами вон туда» (показывает куда). Нет результата. Как только гимнастка, начав спад в «заклад­ке», попадает в уже привычный ей ритм действий, в известный поток


               
 
   
     
     
 
 
 

ощущений, срабатывает старый навык и получается все тот же «штальдер». Что ж, ситуация оче­видная. Называется: «отрица­тельный перенос двигательного навыка» или интерференция. Прочный старый навык немед­ленно «вылезает наружу» как только запускается сходный ме­ханизм с привычными действия­ми, движениями и чувственным восприятием.

Как же быть? Действительно, проблема эта традиционная, ста­рая, трудная. И — особая, о ней надо было бы говорить отдельно.

Что же было в нашем случае?

Совместно с тренером решили

копнуть ощущения гимнастки поглубже, подойти ближе к конкрет­ным управляющим действиям гимнастки, нужным для коррекции движения.

В главе о мужских брусьях мы уже рассматривали роль рабочего положения в исполнении оборотовых движений разгибом (61, 62). Здесь был применен тот же подход. Гимнастке разъяснили: если у тебя в висе согнувшись таз расположен высоко, и ты активно «на­крываешься» ногами при сгибании {а), то, скорее всего, получится именно «штальдер». Опустишь таз пониже (б) — будешь на гра­ни «дуга-штальдер»; это уже лучше, но еще не надежно. Попробуй для начала опустить таз сразу низко (в), сравни ощущения и ре­зультат.

Результат оказался обнадеживающим, но нестойким: пока гим­настка сознательно контролировала рабочее положение в висе со­гнувшись, выходила неплохая, высокая дуга, но при повторах ста­рый навык то и дело смешивал карты, грозя вернуть гимнастку на прежние позиции.

Нужны были еще более определенные, четкие чувственные ощу­щения для контроля движения.

Гимнастке напомнили о том, что в висе согнувшись важно поло­жение головы. В данном случае, если голова наклонена назад, к спине («разогнута»), стимулируются мышцы-разгибатели плеча, тянущие жердь «к себе», и тогда таз поднимается (а). И, напротив, наклонив 488


_____________________________________ 191. Петушиное словцо

голову вперед, «согнув» ее (в), мы поощряем работу мышц-сгибате­лей и тогда есть вероятность, что таз будет опускаться.

После этого работа пошла еще более сознательно, и число удачных исполнений возросло. Однако должной уверенности в действиях гимнастки все же не было. Пришлось еще больше конкретизировать указание в надежде на формирование нужных ощущений. Как? Атак, что движения головой ведь тоже осуществляют мышцы. Гим­настке посоветовали: «расслабь шею, особенно почувствуй расслаб­ление со стороны спины». И после серии удачных и нескольких неудачных попыток еще точнее: «Расслабь, совсем расслабь вот эти мышцы, почувствуй, как ты это сама, сознательно делаешь». При этом гимнастку заставили принять вис согнувшись ноги врозь вне на н/ж и, «разминая» ей пальцами заднюю поверхность шеи, дали прочувствовать, что расслабление именно этой группы мышц провоцирует наклон головы вперед и, как следствие, опускание таза со всеми вытекающими из этого техническими последствиями. И дело пошло.

Итак, в процесс работы по коррекции движения здесь пришлось все глубже погружаться от слов к все более предметным двигатель­ным представлениям и ощущениям. При этом тренер и тот, кто помо­гал гимнастке, как бы брали на себя труд, «додумывать» систему уп­равления движением, который другая, более понятливая гимнастка, могла бы проделать и сама. В этом же случае успех пришел только тогда, когда гимнастку вплотную подвели к абсолютно конкретным ощущениям, от которых зависит построение движения.

...Иногда во время соревнования тренер дает утомившемуся уче­нику съесть шоколадку или выпить натурального сока, богатого глюкозой. «Прямо в кровь», говорят в этом случае, то есть гимнаст сразу получает то, что не требует долгого переваривания...

Так и в освоении техники. Гимнасты с богатым опытом и хорошей головой легко и быстро «переваривают» любые указания тренера, даже если они представляют собой пищу не вполне удобоваримую. А иным нужно помочь «петушиным словцом».


Предметный указатель


ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ


«Бурда» см. мах дугой


 


Акцентировка движений в висе согнувшись —13, 62, 191 Амортизация при отталкиваниях — ногами

—в акр. в связках -149

—в стрикоссате —159

—в оп. прыжках — 133 —руками в оп. прыжках

—традиционных— 136, 139

— «ямасита» —143
Амплдитуда махов, конь — 1 12
Антикурбет, обр. курбет — 20, 77, 149, 154
Асимметрия движений — при отталкиваниях, акр. — 150

— функциональная — 38, 73
«Ауэрбах» см. сальто.

Базовые упражнения —акробатика— 153, 157, 158, 160 -конь-108, 111, 120

—перекладина — 18, 24, 25, 26, 28 Балансированиебревно — 163, 169

подвижная опора — 169

кольца

 

—в висе (баланс качей) — 87

—в стойке на руках — 106 Бег, техника —130

«Бланш» см. сальто

— стойка силой, брусья — 78

— кольца— 102
Большие обороты см. обороты
Бросковое движение, «бросок»

—брусья — 69, 75

—брусья р.в. — 178

—кольца — 86

—конь— 118

—перекладина —7, 10, 27, 31, 33, 52


Вариативность движений параметрическая — 25, 157

—в связи со сложностью — 36

—темпоритма на коне — 1 1 9 Ведущая и ведомая нога, конь — 121 «Вертолет» — конь — 111

—см. сальто

«Вертушка», м.н. подлет с поворотами — 49, 183

«Верхний темп» в сальто см. «отходы толчковые»

Взаимодействие звеньев тела — 44, 50, 182

Взаимосвязь характеристик — вариативность — сложность — 36

— вращений в сальто и поворотах — 189
«Винт» см. круги, повороты
Виртуозность— 157

Висбрусья р.в. — 175

кольца — 89

перекладина —1, 4

— сзади— 12
Возврат в обучении — 153

Волна — механический импульс — 8, 22, 43, 64, 86

— при балансировании — 168
Вращение- в полете -20, 28, 38, 78, 141, 142, 143

—вокруг мгновенной оси («вокруг плеч») — 157

—лимитированное —23, 28, 38, 140

—факторы, управление — 20, 79, 141, 147, 190

на опоре, конь — 108

— см. отходы
Время

—отхода см. отходы

—полета —29, 31, 157

Вход — на коне (выход)122, 124

— на перекладине — 52
Выпрямление тела в полете — 24, 1 57
Высотаброска

—в движениях дугой — 50

—в оборотах — 27, 175, 179

 

—вылета — 31

—маха руками при отталкиваниях ногами — 155 Выталкивание от оп. при мах. отходах см. отходы


 




ТЕХНИКА ГИМН АСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.