Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Трудный синтез статики и динамики






Неискушенный зритель, впервые попавший на гимнастические соревнования высокого ранга, бывает поражен тем, как мастера чув­ствуют себя на бревне: двигаются быстро, свободно, под ноги себе не


смотрят... Не говоря уж об ошеломляющих трюках. И никаких этих осторожных балансирующих действий с заранее раскинутыми в сто­роны руками! Правда, всё это до тех пор, пока трюки удаются...

Действительно, как и всякое высокое мастерство, мастерство в движениях на бревне «освобождает» гимнастку от ненужной осто­рожности, сообщает ей уверенность в действиях, дает возможность выбора вариантов реакции на ту или иную двигательную ситуацию. Но легкость и естественность движений, которые непосвященному кажутся следствием простой «непринужденности» и безумной сме­лости, на самом деле — плод предельно рационального поведения на снаряде, когда гимнастка, увы, заученно переходит от одной фазы действия-движения к другой и «свободна» лишь настолько, насколь­ко полученный результат не отличается от ожидавшегося.

В этой связи полезно было бы различать три условные категории упражнений на бревне, техника сохранения равновесия и устойчиво­сти в которых показательным образом различаются в зависимости от скорости характерного для них двигательного действия и инерцион­ного движения.

Первая категория— малоинерционные движения и фиксированные позы. Это любые равновесные положения: стойки, силовые выходы в них, изменения позы в этих положениях, несложные «спокойные» перемещения по бревну и простейшие повороты. В физическом смысле это упражнения, базирующиеся на механизме «статического» (с известными нам оговорками) равновесия. Здесь важны, прежде всего, такие технические факторы, как правильная осанка и «охран­ный» мышечный тонус (162, 163) при точном расположении проек­ции ОПТ тела относительно реальной площади опоры (172, 173). При этом, чем меньше движений совершает гимнастка, тем надежнее равновесие.

Вторая категория — высокоинерционные движения. Эта катего­рия — антипод первой. В нее входят все скоростные, остро динами­ческие движения типа прыжков с быстрыми поворотами, шагами, бег по бревну и, разумеется, прыжковая акробатика. Соответственно этому, здесь на первый план выходят закономерности динамиче­ского равновесия, когда адекватность расположения тела гимнастки относительно опоры обеспечивается благодаря выраженному инер­ционному движению. В отличие от малоинерционных движений, в которых точность равновесного положения тела должна контроли­роваться постоянно, быстрые движения носят импульсный характер: получив от опоры мощный начальный импульс, тело гимнастки или ее звено в дальнейшем движется по инерции как после выстрела, и


 




БРЕВНО







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.