Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перешагивая через стандарты






Однажды на кафедре гимнастики Центрального института физи­ческой культуры в Москве (ныне — Российская государственная академия физической культуры) появилась группа молодых артис­ток цирка, приглашенная для участия в исследовании особенностей механического равновесия у спортсменов. Надо было видеть, с какой простотой и легкостью девушки работали на свободной проволоке и туго натянутом тросе, на различных специальных подставках, стой­ках. Стандартное бревно было для них как бы просторной площад­кой, где можно было позволить себе почти все, что угодно! Одна из цирковых гимнасток взобралась на брусья разной высоты и стала за­думчиво бродить туда и обратно по верхней жерди...

Артистки цирка были превосходными практиками, но на вопро­сы о методике подготовки не могли ответить достаточно вразуми­тельно. «Как научились? Да как... Работали, много трудились и по­стоянно трудимся! Стараемся тренировать себя и так вот и этак, что­бы потруднее было, и чтобы не бояться ничего...».

Но постепенно, по ходу исследований все же стала проясняться картина, позволившая сформулировать ряд важных положений, ко­торые должны лежать в основе специальной равновесной подготов­ки спортсмена46. Не претендуя в этом кратком сюжете на детальное изложение столь сложной проблемы, остановимся здесь на одном важнейшем принципе совершенствования гимнастов и гимнасток (относящемся, разумеется, не только к бревну, но в применении к бревну особенно показательном). Мы условно назовем его «принци­пом перешагивания через стандарты».

О чем идет речь?

Банально, но факт: трудность упражнений на бревне определяет­ся тем, что площадь опоры ограничена, а сама опора поднята над по­лом; любое послабление в соответствующих параметрах снаряда сра­зу упрощает дело: расширение опоры резко снижает требования к точности действий, уменьшает риск ошибок; увеличение длины снаряда позволило бы эффективнее нарастить скорость передвиже­ний вдоль бревна, поднять мощность прыжков; наконец, уменьше­ние высоты опоры сразу снимает психическую напряженность, дает

Исследования И. И. Розена.


               
   
 
     
 
 
   
 

 

БРЕВНО ___________________________________________________________

гимнастке уверенность в работе и т. д. Все это известно, и все это, так или иначе, используется на практике. Любой знает, что все, что нуж­но освоить на бревне, сначала разучивают на полу, на бревне без но­жек, на бревне, укрытом матом и т. д. То есть используется классичес­кий принцип доступности обучения с его правилами «от легкого ктрудному», «отпростогоксложному», «от доступного к менее доступ­ному».

Все так. Но до какого уровня тренированности подниматься по этой лестнице трудности? Достаточно ли добраться до освоения глав­ного, целевого, упражнения и удовлетвориться этим?

Казалось бы—да, чего же еще?

Однако, и жизнь в спорте, и исследования говорят, что даже самое уверенное, пусть даже блестящее владение соревновательным уп­ражнением недостаточно надежно, если в навыке нет определенного запаса прочности. Впрочем, и это давно известно в спорте, теорети­чески обосновано и постоянно используется в тренировочной прак­тике: круги на коне «на количество» — до изнеможения; «крест» на кольцах — 4, 6, 10 секунд вместо положенных двух; комбинация на вольных упражнениях — дважды, а то и трижды подряд, хотя бл> г вчерне... Трудно в учении — легко в бою!

Это — в соревновательной подготовке, при тренировке на тур­нирную выносливость, когда всё, в основном, уже разучено и готово к демонстрации на соревнованиях. А как тот же подход применить в обучении?

В принципе — точно так же, но в случае с бревном он высвечи­вается особенно ярко.

Парис. 156—159 схематически развернуты возможности посте­пенного наращивания трудности учебных и тренировочных упраж­нений по принципу «отклонения от стандарта». Так, если менять лишь высоту снаряда (рис. 156), то надо начинать, как водится, с ра­боты на полу (а), затем постепенно наращивать высоту до нормы, стандарта (б-г), но, не останавли­ваясь на этом, предлагать гимнас­тке делать хотя бы отдельные, пусть не самые рискованные (но постепенно все более сложные)


элементы на высоте, большей, чем стандартная (д), включая макси­мальную (е), под которой можно понимать высоту снаряда, техни­чески и психологически предельную для гимнастки на данном этапе подготовки и мастерства.

Меняя по тому же принципу ширину снаряда (рис. 157), следовало бы начинать с работы на возвышенном, но широком «подиуме» (а), а затем, постепенно достигнув нормы (б-в), не останавливаться на этом и — что очень важно! — пытаться работать на все более узкой опоре, вплоть до опоры типа туго натянутого троса или тонкой доски, по­ставленной на ребро (г, д).

Изменение рабочей длины снаряда (рис. 158) не очень существен­но, если гимнастки тренировались бы на «растянутом» бревне (г), но становится все более ощутимым по мере ее уменьшения (б-в). Наибо­лее красноречив вариант тренировки равновесия на штыре, опорная площадь которого сокращена до размеров 1 ОХ 10 см (а).


                 
   
     
     
 
 
 
 
 
   

БРЕВНО ___________________________________________________________

Приведенные способы отклонения от стандартов умозрительны, но полезны в плане систематизации представлений о стратегии про-грессирования при обучении и совершенствовании на бревне. Услов­но можно принять, что все учебные задания в этих случаях это то, что используется в процессе приближения к норме, а более трудные зада­ния, выполняемые на еще более высоком, узком и коротком бревне, это уже специальная тренировка.

Что касается реальности, то весьма полезны были бы вспомога­тельные снаряды, в которых одновременно, так или иначе, варьиру­ются все параметры бревна или того, что его заменяет {рис. 159). Та­ких варьируемых приспособлений может быть множество, поэтому упомянем для примера лишь наиболее характерные сочетания. Ниж­няя граница трудности — просто пол (а). Предельная трудность для балансирования «на месте» — высокий шест с точечной опорой, по площади меньше квадратного дециметра (г). Характерные сочетания максимально и минимально выраженных признаков: большая пло­щадь, но на большой высоте (б) или—трос, натянутый на минималь­ной высоте (в). Все подобные, очень потенциально разнообразные, снаряды для тренировки навыков сохранения устойчивости на ус­ложненной (но жесткой) опоре могут быть чрезвычайно полезными в подготовке гимнасток и непременно должны применяться.

Внимательный читатель поймает автора на упоминании об имен­но жесткой опоре и спросит: а разве не следует в этом случае трениро­ваться еще и на какой-нибудь свободной опоре? Вопрос уместный, но об этом — в другом сюжете.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.