Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Микрокосмос коня






В предыдущем сюжете мы констатировали, что конь это вид, раз­рабатывающий всего лишь махи ногами... Но как разнообразен мир этих махов! Если вдуматься, то на тесной опорной площадке коня гимнаст может воспроизводить, с физической точки зрения, прин­ципиально все виды вращений и перемещений. В самом деле: абсо­лютно свободное, то есть ничем не связанное физическое тело имеет, какизвестно из механики, шесть так называемых степеней свободы. Это означает, что оно может перемещаться в любом из трех взаимно перпендикулярных направлений и, вместе с тем, вращаться вокруг трех независимых осей20.3 + 3 = 6. Но к коню, на первый взгляд, это не относится. Какие уж там «степени свободы»! — Гимнаст крутится почти на одном и том же пятачке...

Но так лишь кажется. Конечно, конь это не перекладина, не опор­ный прыжок. Здесь абсолютно преобладает положение «теме­нем вверх», но все же движения гимнаста на коне очень разно­образны.

Всмотримся в схему на рис. 96. Выполняя «плоские» махи типа простых скрещений, гимнаст, оставаясь в ручках, вращается вокруг передне-задней оси В. Свободно смещаться вдоль этой оси, то есть поперек коня, гимнаст не может, этому препятствует тело снаряда. Но можно объединить вращение вокруг осей А и В, и тогда получится

20 Ради упрощения, мы опускаем ряд деталей. Наиболее дотошный читатель должен здесь обратиться к понятию о так называемых «углах Эйлера», рассмат­ривающихся в рамках теоретической механики.


 




конь ______________________________________________________

своеобразный конический маятник, а это не что иное, как известные нам классические круги ногами.

На рисунке показана еще одна ось — С. На схеме она условно дана по вертикали, как если бы гимнаст, находясь в отвесном положении, вращался налево-направо; такие движения принято называть «пово­ротами». Но наш рисунок условен. На самом деле ось С это — про­дольная ось тела гимнаста, изменяющая свое положение в простран­стве вместе с телом спортсмена, которое на коне обычно находится где-то между вертикалью и горизонталью.


 

Итак, гимнаст может с большей или меньшей свободой вращаться вокруг всех трех осей, связанных с его телом. Но ему доступны, как мы знаем, и перемещения относительно тела коня. Смещением в на­правлении А-А он может менять одну опорную зону на другую, дела­ет переходы и т. п. упражнения. В направлении оси В перемещение ограничено движениями типа наскоков-соскоков, но если учесть су­ществование элементов типа проходов поперек, то можно условно


109. Что есть «перемах»?

принять, что и смещения в передне-заднем (для гимнаста) направле­нии здесь также исполнимы.

Остались движения вдоль оси С, то есть вверх и вниз. Долгие годы возможность таких перемещений, при которых изменялась бы фиксированная высота рабочего положения на снаряде, не использо­валась (если не считать подъемов на ручку и сходов с нее). Но после появления упражнений с выходом в стойку на руках (ставшей для гимнастов новым рабочим положением на коне) была задействована, наконец, и эта степень свободы.

Итак, на коне возможно — с некоторыми оговорками — вращать­ся и перемещаться самым разным образом. В этом нет, как будто, ничего нового, однако ниже мы еще вернемся к особенностям кине­матики коня и увидим, что многое здесь заслуживает более присталь­ного внимания и не так очевидно, как может показаться на первый взгляд.

109. ЧТО ЕСТЬ «ПЕРЕМАХ»?

Вопрос кажется настолько пустяковым, что жаль даже тратить на него время... И все же.

«Перемахом» издавна принято называть всякое движение, в ходе которого ноги или нога переносятся через опору. Если все ограничи­валось бы этим терминологическим моментом, то на этом можно было бы и закончить... Но все дело в том, что в применении к коню, где на каждом шагу — перемахи, это понятие приобрело особый смысл. Оно стало символом двигательной единицы на коне. С давних времен считалось и писалось, что движения на коне строятся именно из таких пере махов.

Действительно, если речь идет об упражнениях типа плоских ма­хов (скрещения и т. п.), в которых нога, двигаясь вверх и вниз, «пре­одолевает препятствие», все выглядит непротиворечиво. Это и в са­мом деле то, что можно назвать «перемахом».

Совсем иначе обстоит дело с главным для коня движением — кру­гами двумя. Правда, и здесь, на первый взгляд, все те же перемахи. Например, из упора сзади перемах назад в упор плюс перемах вперед вновь в упор сзади; это и есть круг. Ведь так?

Так-то так, но вот другой пример: из упора поперек на теле лицом внутрь — круг. Из каких перемахов состоит этот элемент? Гимнаст лишь один раз проносит тело над конем в упоре сзади, то есть делает полный круг только с одним перемахом. Более того! — Можно де­лать, как известно, полноценные круги двумя, опираясь о голые руч-


Конь







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.