Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тонус тонусу рознь






В заключение главы коснемся еще раз вопроса о мышечном тону­се (1, 104, см. также 162, 163, 170).

Вспомним для начала новичка, пытающегося делать стойку на руках: кольца у него ходят ходуном. И не только потому, что ему трудно удерживать равновесие, но и оттого, что он наивно пола­гает, будто если держать кольца «жестче», то и стойка будет вернее.


Но выходит всё наоборот: чем сильнее, конвульсивнее гимнаст на­прягается, пытаясь обуздать снаряд, тем больше его одолевает «тря­сучка».

Мастер действует иначе. Конечно, он строг, точен, но в стойке отнюдь не перенапрягается и ведет себя спокойно. Мышечный аппа­рат всего тела и, особенно, рук и плечевого пояса, у него мобилизован ровно настолько, насколько нужно, чтобы контролировать задан­ную позу, не больше. И это нужно не только потому, что лишнее возбуждение быстрее утомляет. Это необходимо по той причине, что перенапряженная мышца приобретает ненужные здесь упругие свойства, и всякое движение, возникающее при балансировании (а оно всегда есть!) в этом случае лишь усугубляется, а уж у новичка-то просто идет «в разнос»! Разумеется, расслаблять мышечный аппа­рат тоже никак не следует, но он может и должен находиться в неко­тором оптимальном состоянии, при котором возникающие в системе вредные колебания быстро бы гасились. Но вспомним: в какой среде движение затухает быстрее? Только не в упругой! Лучше всего здесь подходит вязкое состояние среды и (или) движущегося тела. Это оз­начает, что и мышечный аппарат гимнаста при исполнении такого упражнения, как стойка на руках, должен стать как бы вязким, «пла­стилиновым». В применении к мышцам это означает — подрасслаб-ленным. Как только гимнаст начинает это понимать, стойка на коль­цах у него начинает «успокаиваться».

Но вот как бы противоположный пример, связанный с мышеч­ным тонусом — силовые упражнения. Нередки случаи, когда гим­наст, несмотря на отличную силовую подготовку, не может спра­виться с таким упражнением как «дожим» из упора руки в стороны в упор. При этом обычно выясняется, что, уже зафиксировав крест, исполнитель невольно переходит в режим «удержания», фактически отключая часть ранее задействованных мышечных волокон и не­сколько расслабляясь. Субъективно это воспринимается как переход от «упора» к «вису»'9 в кресте. Это касается не только мышц рук и плечевого пояса, но вообще большинства мышц тела; не случайно некоторые «силовики» могут «болтать» ногами в кресте, спокойно разговаривать и даже... петь. Подобное изменение структуры напря­жения мышц с частичным снижением их тонуса, как правило, резко осложняет дальнейшее выполнение силовых действий, требующих

19 Напомним, что «упор» руки в стороны является упором только терминоло­гически. Физически это чистой воды вис, так как ОЦТ тела гимнаста находится ниже опоры, в состоянии устойчивого равновесия.


ТЕХНИКА ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ


непрерывной предельной мобилизации. Гимнаст, не обладающий силовыми супервозможностями, но претендующий на владение эле­ментами типа «дожима» из креста, должен знать, что снижение мы­шечного тонуса, достигнутого при фиксации упора руки в стороны, в их случае — непозволительная роскошь. «Дожать» обычно можно только из упора, а не из виса руки в стороны.

Нечто подобное имеет место и при других, более легких силовых движениях преодолевающего характера. Если гимнаст испытывает трудности, например, с жимом в стойку, не важно каким именно, он должен на протяжении всего подъема поддерживать высокий мы­шечный тонус, непрерывный силовой напор, будучи особенно вни­мательным на границах фаз действий, когда происходят переключе­ния в работе мышечного аппарата. Таковы, например, переходы из «угла» через вертикальный упор в бланшах (78), переходы от одной фазы к другой в «жиме» согнувшись (77, 174) и т. п. Причем это каса­ется, опять-таки, не только мышц плечевого пояса, но и всего тела: на первых порах исполнитель должен быть тотально мобилизован и полностью держать себя «в тонусе».


КОНЬ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.