Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задернутое сальто






Как известно (69, 73, 92), существует структурная симметрия между большинством движений, исполняемых на махе вперед и на­зад. С этой точки зрения сальто вперед из виса на перекладине долж­ны быть «отражениями» задних сальто мортале. И действительно, «перелицовывая» технику сальто назад, можно получить все необхо­димые компоненты броскового сальто вперед.

Однако, функциональная асимметрия (69, 73) тела человека нет-нет, но напомнит о себе и здесь.

До сих пор встречаются, например, отдельные исполнители саль­то вперед, особенно двойного, применяющие отход «накатом» (рис. 27-аиз.с. 98). При этом действует стереотип одноименного обо­рота вперед (11), который отдает сальто не только накопленную энергию движения, но и координацию. Что ж, в принципе можно действовать и так, но нельзя не отметить, что в этом случае исполни­тель не только лишается преимуществ, которые имеет бросковое движение на махе назад, но и может потерять крутку. Ведь нетрудно заметить, что при отходе согнувшись ноги гимнаста еще на опоре со­вершают противодвижение в форме курбета (к.к. 1—4). Полбеды, если гимнаст использует пассивный отход (20) и целиком полагается на накат, то есть в момент перехода в безопорное положение не ме­няет ранее принятого положения согнувшись. Если же в момент от­хода сгибание продолжается, то вращение, полученное благодаря большим оборотам, гаситсятш сильнее, чем активнее был курбет.

Техничнее и прогрессивнее бросковое движение на махе назад, которым в норме и исполняются все сальто вперед из виса на пере­кладине (рис. 27-6). Принципиальная схема этого движения — точно такая же, как в аналогичном обороте (10), где наиболее правильной является техника броска ногами с одновременным прогибанием тела и «проваливанием» в плечах (к.к. 1—4).

Отметив это, обратимся к собственно сальто вперед.

Прежде всего обратим внимание на то, что нормальный (у гори­зонтали) отход с выталкиванием (19) здесь возможен только в том случае, если после броска с прогибанием тела (рис. 27-в, к.к. 1—4) гимнаст выпрямляется (к.к. 4—5), то есть выталкивается назад и сра­зу после этого покидает опору (к. 5). Однако это действие довольно коварно. Дело в том, что выпрямиться в этих условиях это значит сгибаться из прогнутого положения до прямого (к.к. 3—5). Но по­скольку это движение выполняется после активного броска, и мыш­цы-сгибатели тела натянуты, его трудно сдерживать, и гимнаст часто




_________ 39. Поворот сгибанием или разгибанием?

проскакивает прямое положение, сразу же переходя к собственно сгибанию (к.к. 4—6). Последнее субъективно воспринимается гим­настом как вполне естественное движение, поскольку нормальная поза в полете при сальто вперед — слегка «закрытая» или с явным сгибанием. Однако, в таком естественном ходе событий таятся не­приятности, так как нужное для отхода выталкивание от опоры сразу после прохождения прямого положения (к. 5) сменяется (при сохра­нении опоры!) притягиванием к ней (к. 6). Результатом такого запаз­дывания с переходом в полет является «задергивание» сальто с опас­ностью прихода ногами на гриф.

Как избежать этой неприятной ошибки?

Главное, наиболее радикальное здесь средство это повышение культуры броскового движения, воспитание навыков тонкой диф-ференцировки основных элементов движения — по времени «удара пятками» при броске, по высоте и направлению маха, по степени прогибания тела и его последующего выпрямления и др. В качестве же более конкретного средства предупреждения или исправления «задернутого» движения может быть рекомендовано исполнение неоформленного сальто вперед (в поролон) в положении прогнув­шись или с осознанным поздним сгибанием тела в полете. Впрочем, на рис. 27-6 показан еще один характерный отход на сальто вперед прогнувшись. Он характерен тем, что гимнаст переходит в полет пря­мо «с броска», без выпрямления тела. Такое действие аналогично от­ходу на сальто назад с активизирующим бросковым движением «на курбете» (20, 31). Оно сопровождается более интенсивным вращени­ем вперед (что совсем нелишне в сальто прогнувшись), но при нор­мальном, то есть у горизонтали, отходе в полет также может привести кдвижениюнагриф, фактически — к тому же «задергиванию», толь­ко не на сгибании, а на прогибании тела. Поэтому здесь требуется корректировка времени отхода с несколько более ранним исполне­нием всех опорных движений, начиная от подготовительных дей­ствий (19). Наконец, от столкновения с грифом можно уйти и за счет ухода от него не назад, а вверх (как на рис. 27-6), но это «темп» не столько для соскока, сколько для сальто в вис (37).

39. ПОВОРОТ СГИБАНИЕМ ИЛИ РАЗГИБАНИЕМ?

Мы уже отмечали, что по биомеханическим условиям наиболее естественным и традиционным для гимнаста началом исполнения поворотов как на опоре, так и в полете обычно является разгибание тела в тазобедренных суставах. Вместе с тем, хорошо «обкрученный»


ПЕРЕКЛАДИНА


40. Питомцев - Якунин - Ткачев - Люкин - Маринич - Георгадзе...


 


спортсмен может делать поворот практически из любого (предвари­тельно слегка изогнутого) положения, то есть начинать его не только разгибанием, но и сгибанием тела и даже его боковым изгибом.

Интересно преломляются эти моменты в технике сальто вперед с поворотами.

Наиболее доступной технической формой поворота в этом сальто является именно поворот «от разгибания». Поскольку наиболее рас­хожей, удобной техникой этого сальто является движение в полете со сгибанием тела, то здесь есть и все условия для исполнения такого поворота. При этом простейший полпируэт может делаться в этом случае различными темпами: ранним разгибанием, «ударом» ног кверху (с последующим возможным вращением по сальто назад), «поздним темпом» с разгибанием и поворотом перед самым призем­лением и целым рядом промежуточных между ними способов (187).

Более сложная картина имеет место при исполнениях сальто вперед прогнувшись, хотя и здесь поворот может исполняться по-разному.

Наиболее архаичная и технически грубая форма — бланш, при котором гимнаст, сохраняя прогнутое положение, при отходе оттал­кивается от опоры асимметричными действиями рук. При этом часто возникает печально известное движение «вертолетом», когда враще­ния «по сальто» и «по винту» пофазно совмещаются таким образом, что возникает впечатление будто гимнаст не переворачивается через голову, а поворачивается в горизонтальной плоскости боком вокруг плеча или как бы лежа на животе (подчеркнем, что это лишь впечат­ление, обусловленное специфической кинематикой подобного дви­жения). Картина эта особенно усугубляется, если поворот делается замедленно и растянут на всё безопорное движение, как в этих случа­ях обычно и бывает. Впрочем, такая техника теперь весьма редка, так как гимнасты лучше «обкручены» и владеют быстрым безопорным «винтом», при котором сальто выглядит уже совершенно иначе.

Одна из причин, по которой гимнасты были вынуждены в давние времена обращаться к «вертолетной» форме поворота, была та, что при бросковой технике сальто вперед, переходя в полет, нужно вып­рямляться сгибанием, а сгибание, как мы уже отмечали, менее удоб­ный координационный фон для запуска поворота, чем разгибание; для гимнастов недавнего прошлого это было существенное различие. По этой же причине и доныне используется техника, когда сальто «прогнувшись» делается по следующей схеме (рис. 27-г): вслед за бросковым отходом с выпрямлением тела гимнаст в полете несколь­ко «закрывается» (что не мешает воспринимать движение как сальто


выпрямившись) и лишь после этого, разгибаясь, начинает быстрый безопорный поворот. Биомеханически эта техника довольно удобна и эффективна, хотя и тут, в известном смысле, отдается дань недоста­точной вращательной подготовленности гимнаста.

Внимательный читатель резонно заметит: зачем, собственно, спе­циально организовывать какое-то сгибание перед поворотом, если есть вариант отхода накатом (рис. 27-а), при котором гимнаст и так переходит в полет согнувшись (38)? Зачем лишние движения? Ответ не менее резонный: отход накатом, какуже говорилось, плох потерей крутки, опасен возможностью задергивания на перекладину, но главное даже не это. Техника, типа показанной нарис. 27-г, позволя­ет прекрасно организовать отход с люфтпаузой (32), четко отделяю­щей опорные действия от начала поворота в полете, не говоря уже о том, что здесь создаются удобные условия для запуска поворота.

Но в принципе наиболее рациональна для сальто вперед техника поворота, начинающегося сгибанием тела с последующим конусооб­разным движением звеньев. В этом случае не надо ни отталкивания от опоры, провоцирующего утрированный выход тела из основной плоскости сальто, ни искусственной организации разгибания в поле­те, от которого был о бы удобнее делать винтообразующие действия. Как и всякий чисто безопорный поворот, это движение прекрасно управляется: оно может быть интенсифицировано благодаря более активным действиям в полете и, напротив, мгновенно и полностью остановлено, если нужно, еще до начала входа в фазу приземления. Причем на основе этой техники можно делать повороты любой слож-ности! Единственным недостатком этой техники является то, что она координационно сложнее и поэтому не всеми и не всегда бывает пол­ноценно освоена. Но это — как недостатки, присущие молодости. Они, как известно, проходят.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.