Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Щучьи уроки






Прежде, когда возможности даже лучших турнистов не заходили дальше «гладких» одинарных сальто, было популярно сальто назад сгибаясь-разгибаясь или, как его ласково окрестили, «щучка». Как водится, движение вначале эксплуатировалось отдельными мастера­ми, которые были способны в этом упражнении блеснуть (а это воз­можно и сейчас, нужно лишь знать в этом толк!), а затем стало расхо­жим и время от времени появлялось в обязательных комбинациях. То есть его обязаны были делать все. Тут-то и выяснилось, что эле­мент не так прост, как кажется, особенно если стремиться к его высо­коклассному исполнению.

Тренеры и гимнасты1, легкомысленно относившиеся кэтому дви­жению, брали его в работу как обычный вариант сальто назад («бланш»): ну подумаешь, сгиб-разгиб! Вместо движения прогнув­шись «дернуться туда и обратно», вот и все...

Но оказывается — «не всё». Выяснилось, что если гимнаст владеет полноценным, достаточно высоким выпрямленным сальто и хочет именно на этой основе делать «щучку», то всякая попытка «просто» добавить к привычному движению сгибание-разгибание в полете кончается «перекрутом». И чем плотнее и четче гимнаст сгибается в полете (стремясь лучше «продать» движение в полете), тем сокруши­тельнее фиаско. Оно и понятно! Ведь сгибание тела — не что иное,


             
   
 
 
   
 
 
 
   
 

ПЕРЕКЛАДИНА _________________________________________________

как род группировки, а она, как всякий знает, ускоряет вращение в полете.

Какой же вывод делает наш легкомысленный тренер? Он внушает ученику: ну, ты уж разошелся! Это ведь тебе не бланш. Работай по­спокойней, тогда и не перекрутишь! Послушный ученик резко «сбав­ляет обороты», делает очень вялое движение на отход и, едва успевая наметить сгиб-разгиб в полете, с трудом встает на ноги. Не сальто, а эрзац! Тут-то и становится понятно, что существует некая проблема, которую не решишь кавалерийским наскоком.

Как же строить такое движение?

Прежде всего нужно помнить, что в гимнастике практически нет движений, которые не поддаются отличному исполнению. Если есть реальное упражнение — должна быть и достойная его техника! Са­мым беспомощным и некомпетентным было бы решение прими­риться с приспособительным, вялым, стертым исполнением «сгиба-разгиба». Это сальто не только можно, но и должно выполнять с вы­соким вылетом и четкой, подчеркнутой демонстрацией «складки» в полете. Более того, практика показывает (и теоретически это объяс­няется), что самые высокие и эффектные одинарные сальто это имен­но сальто сгибаясь-разгибаясь, а также так называемые «затяжные»!

Что же происходит при грамотном исполнении подобных упраж­нений?

На рис. 19 — принципиальная картина сальто сгибаясь-разги­баясь. Упражнение выполняется по программе «моновращения», то

есть тело в целом все время имеет угловую скорость неизменного на­правления, но со специальными корректирующими контрдейст­виями на опоре. Опорная часть уп­ражнения выполняется, в большей своей части (к.к. 1—5), как это обычно и должно быть — на пол­ной мощности. Но в фазе отхода (к.к. 5— 7) гимнаст больше и мощ­нее обычного разгибается на опоре, «подставляя грудь» и отчетливо от­талкиваясь руками назад, за голову (ср. с движением на рис. 16-в). Мера этого «контртемпа» должна, разумеется, тонко соответствовать всему ходу движения: чем сильнее


24. Сальто выпрямившись. Но как выпрямляться?

«накат» и бросок из виса (20) и чем плотнее и дольше гимнаст намерен сгибаться в полете (к.к. 7—8и далее), тем сильнее должен быть кон­тртемп. Если эти условия выполняются, то получается высокий, эф­фектный соскоке замедленным вращением «по сальто», позволяю­щим выполнить четкую «щучку». По такой же схеме выполняется и так называемое «затяжное» сальто, для которого характерно очень медленное вращение в полете с «зависанием», из которого гимнаст выходит предельно поздней, но быстрой и плотной группировкой.

Побочная деталь: обратите внимание на то, что в обычном сальто выпрямившись (рис. 25) тоже есть разгибание при отходе (к.к. 2—3), но — более умеренное по силе и по углам — только до выпрямления тела. Это означает, что и здесь есть элемент контртемпа, из-за кото­рого вращение в обычном «бланше» — не самое активное. Но оно здесь и не требуется.

Остается последний вопрос: почему же в таком движении, где гимнаст гасит избыточное вращение, может возникать особенно вы­сокое, эффектное движение по траектории?

Дело в том, что, как мы уже говорили и будем еще повторять, энергия, затраченная гимнастом на реальное движение, никогда не пропадает. В таком упражнении, как сальто сгибаясь-разгибаясь, она, благодаря усиленному отталкиванию от опоры, выливается в форме более мощного, чем обычно, переместительного движения с высоким вылетом.

... Известен случай, когда гимнаст, смело пошедший на выполне­ние «щучки», в зале старого образца вылетел до потолочной балки и, разгибаясь, оттолкнулся от нее ногами... А вообще, не стоило бы за­бывать гимнастическую классику! Сальто сгибаясь-разгибаясь с по­воротом на 720°, которое чуть ли не тридцать лет назад демонстриро­вал японский мастер Сигеру Касамацу, стоит любого нынешнего двойного сальто!..

24. САЛЬТО ВЫПРЯМИВШИСЬ. НО КАК ВЫПРЯМЛЯТЬСЯ?

Работа с прямым телом — знак современной гимнастики. С одной стороны это, безусловно, красиво; это символ движения широкого, стильного, не стесненного ограничениями. С другой стороны — это признак высоких технических возможностей. Достаточно сказать, что на базе профилирующего «бланша» (25) можно сразу же сделать Двойное сальто в группировке. Еще более высокий потенциал у Двойных сальто с прямым телом (26). Наконец, полет выпрямившись создает идеальные условия для выполнения поворотов.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.