Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уваров С.С. О некоторых обт,их началах, могущих служить руководством, при управлении Министерством Народного Просвещения






 

«Доложено Его Величеству 19 ноября 1833.

Уваров»

 

По вступлению моему с высочайшего Вашего Императорского Величества пове-

ления в должность Министра Народного Просвещения, употребил я, так сказать,

заглавным местом, лозунгом ** моего управления, следующие выражения:

«Народное воспитание должно совершаться в соединенном духе Православия, Само-державия и Народности».

Вместе с сим, считаю себя обязанным представить Вашему Величеству крат-кий, но чистосердечный отчет в моих понятиях о важном начале, мною принимае-мом в руководство:

Посреди всеобщего падения религиозных и гражданских учреждений в Европе, ш взирая на повсеместное распространение разрушительных начал, Россия к счастию сохранила доселе т.еплую веру к некоторым религиозным, моралънъгм и по-литическим понятиям, ей исключительно принадлежащим. В сих понятиях, в сих священных остатках ее народности, находится и весь залог будущего ее жребия. Правительству, конечно, в особенности Высочайше вверенному мне министерству, принадлежит собрать их в одно целое и связать ими якорь нашего спасения, но сии на-чала, рассеянные преждевременным и поверхностным просвещением, мечтательны-ми, неудачными опытами, сии начала без единодушия, без общего средоточия, и коим в течение последних 30-ти лет предстояла беспрерывная борьба продолжительная и упрямая, как согласить их с настоящим расположенному мое? Успеем ли мы вклю-чить их в систему общего образования, которая соединяла бы выгоды нашего времени с преданиями прошедшего и надеждами будущего? Как учредить у нас народное воспи-тание, соответствующее нашему порядку вещей и не чуждое Европейского духа? По какому правилу следует действовать в отношении к Европейскому просвещению, к Европейским идеям, без коих мы не можем уже обойтись, но которые без искусного обуздания их грозят нам неминуемой гибелью? Чья рука и сильная и опытная, мо-жет удержать стремление у мое в границах порядка и тишины и откинуть все, что могло бы нарушить общее устройство?

Тут представляется во всем объеме Государственная задача, которую мы при-нуждены решить без отлагательства, задача, от коей зависит судьба Отечества-задача столь трудная, что одно простое изложение оной приводит в изумление всякого здравомыслящего.

Углубляясь в рассмотрение предмета и изыскивая те начала, которые состав-ляют собственность России (а каждая земля, каждый народ имеет таковой Палла-диум), открывается ясно, что таковых начал, без коих Россия не может благоден-ствовать, усиливаться, жить - имеем мы три главных:

1) Православная Вера.

2) Самодержавие.

3) Народность.

Без любви к Вере предков, народ, как и частный человек, должны погибнуть;

ослабить в них Веру, то же самое, что лишать их крови и вырвать сердце. Это было бы готовить им низшую степень в моральном и политическом предназначении. Это было бы измена в пространном смысле. Довольно одной народной гордости, чтобы по-чувствовать негодование при такой мысли. Человек, преданный Государю и Отече-ству, столько же мало согласится на утрату одного из догматов нашей Церкви, сколько и на похищение одного перла из венца Мономаха.

Самодержавие представляет главное условие политического существования Рос-ши в настоящем ее виде. Пусть мечтатели обманывают себя самих и видят в ту-манных выражениях какой-то порядок вещей, соответствующий их теориям, их предрассудкам; можно их уверить, что они не знают России, не знают ее положения, ее нужд, ее желаний. Можно сказать им, что от сего смешного пристрастия к Евро-пейским формам мы вредим собственным учреждениям нашим; что страсть к но-вовведениям расстраивает естественные сношения всех членов Государства ме-жду собою и препятствует мирному, постепенному развитию его сил. Русский Колосс упирается на самодержавии, как на краеугольном камне; рука, прикоснувшаяся к под-ножию, потрясает весь состав Государственный. Эту истину чувствует неисчислимое большинство между Русскими; они чувствуют оную в полной мере, хотя и поставле-ны между собой на разных степенях и различествуют в просвещении и в образе мы-слей, и в отношениях к Правительству. Эта истина должна присутствовать и раз-виваться в народном воспитании. Правительство не нуждается конечно в похвальных себе словах, но может ли оно не пещисъ о том, чтобы спасительное убеждение, что Россия живет и охраняется спасительным духом Самодержавия, сильного, человеко-любивого, просвещенного, обращалось в неоспоримый факт,, долженствующий одушев-лять всех и каждого, во дни спокойствия, как и в минуты бури?

Наряду с сими двумя национальными началами, находится и третье, не менее важное, не менее сильное: Народность. Дабы Трон и Церковь оставались в их могу-ществе, должно поддерживать и чувство Народности, их связующее. Вопрос о Народ-ности не имеет того единства, какое представляет вопрос о Самодержавии; но тот и другой проистекают из одного источника и совокупляются на каждой странице Истории Русского народа. Относительно Народности, все затруднение заключается в соглашении древних и новых понятий; но Народность не состоит в том, чтобы ит-ти назад или останавливаться; она не требует неподвижности в идеях. Госу-дарственный состав, подобно человеческому телу, переменяет наружный вид по мере возраста: черты изменяются с летами, но физиономия изменяться не должна. Без-умно было бы противиться сему периодическому ходу вещей; довольно того, если мы не будем добровольно скрывать лицо под искусственной и нам не сродной личиной; если мы сохраним неприкосновенным святилище наших народных понятий; если мы примем их за основную мысль Правительства, особенно в отношении к Народному Воспита-нию. Между обветшалыми предрассудками, восхищающимися единственно тому, что было у нас за полвека и новейшими предрассудками, которые без жалости стре-мятся к разрушению существующего, посреди сих двух крайностей, находится обшир-ное поле, на коем здание нашего благосостояния-твердо и невредимо укрепиться может.

Время, обстоятельства, любовь к Отечеству, преданность Монарху, все дол-

жно нас уверить в том, что пора нам, особенно касательно народного воспитания,

обратиться к духу Монархических учреждений и в них искать той силы, того единства, той прочности, коих мы слишком часто думали открыть в мечтательных призраках равно для нас чуждых и бесполезных, следуя коим нетрудно было бы нако-нец утратить все остатки Народности, не достигнувши мнимой цели Европейского образования.

К составу общей системы Народного Просвещения принадлежит много других предметов, как-то: направление, данное Отечественной Литературе, периодическим сочинениям, театральным произведениям; влияние иностранных книг; покровитель-ство, оказываемое художествам; но разбор всех сил отдельных частей повлек бы за со-бою довольно обширное изложение и мог бы легко обратить сию краткую записку в пространную книгу.

Конечно, принятие такой системы требовало бы более, нежели жизнь и силы од-ного или нескольких человек. Не тому, кто посеет сии семена, определено Промыслом пожинать плоды оных; но что значит жизнь и силы одного, когда дело идет о благе всех? Два или три поколения быстро исчезают с лица земли, но Государства долговеч-ны, пока в них сохраняется священная искра Веры, Любви и Надежды.

Дано ли нам посреди бури, волнующей Европу, посреди быстрого падения всех подпор Гражданского общества, посреди печальных явлений, окружающих нас со всех сторон, укрепить слабыми руками любезное Отечество на верном якоре, на твердых основаниях спасительного начала? Разум, испуганный при виде общих бедствий наро-дов, при виде обломков прошедшего, падающих вокруг нас, и не прозревая будущего сквозь мрачную завесу событий, невольно предается унынию и колеблется в своих за-ключениях. Но если Отечеству нашему-как нам Русским и сомневаться в том не-льзя - охраняемому Промыслом, даровавшим нам в лице великодушного, просвещен-ного, истинно Русского Монарха, залог невредимой силы Государства, должно устоять против порывов бури ежеминутно нам грозящей, то образование настоящего и будущих поколений в соединенном духе Православия, Самодержавия и На-родности составляет бессомненно одну из лучших надежд и главнейших потребно-стей времени и вместе одно из труднейших поручений, коим доверенность Монарха могла бы почтить верноподданного, постигающего и важность оного, и цену каждого мгновения и несоразмерность своих сил, и ответственность свою перед Богом, Госуда-рем и Отечеством.

 

2. П.Я.Чаадаев. ФИЛОСОФИЧЕСКИЕ ПИСЬМА*






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.