Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 2.Структура экономики Республики Беларусь

Национальная экономика Беларуси имеет сложную функциональную и территориально-производственную структуру, включающую межотраслевые и отраслевые звенья, регионы, комплексы, предприятия и организации. На этапе перехода к рыночным отношениям и под влиянием научно-технического прогресса отмечается возникновение новых структур — концернов, финансово-промышленных групп, холдинговых компаний, свободных экономических зон, технопарков и др.

Соотношение, пропорции между отраслями, межотраслевыми комплексами сферами деятельности отражает отраслевая структура общественного производства. При этом отрасли национальной экономики определяются как качественно однородные группы хозяйственных единиц с особыми условиями производства в системе общественного разделения труда, однородной продукцией и специфической ролью в процессе расширенного воспроизводства. Каждая отрасль представляет совокупность родственных предприятий, организаций и учреждений, обладает определенным производственно-техническим единством. Выделяют следующие основные отрасли экономики: промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, транспорт и связь, торговлю и общественное питание, жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения, образование, здравоохранение, физическую культуру, социальное обеспечение, культуру и искусство, науку и научное обслуживание, финансы, кредит, страхование, управление и др. На этапе перехода к рынку появляются новые отраслевые подразделения — финансовое посредничество, операции с недвижимым имуществом, коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка, информационно-вычислительное обслуживание и др.

Отраслевая структура экономики страны анализируется прежде всего на основе валового внутреннего продукта, а также численности занятых, концентрации основных фондов (основного капитала) по отраслям экономики.

В соответствии с ныне действующим в системе статистического учета и анализа Беларуси классификатором отраслей народного хозяйства все отрасли экономики делятся на две группы — производящие товары и оказывающие услуги в экономике страны в 1991—2011 гг. произошли существенные структурные преобразования — удельный вес сферы производства услуг в ВВП страны превысил удельный вес сферы производства товаров. Это свидетельствует о наметившейся прогрессивной тенденции в экономическом развитии страны — переходе в более высокую стадию — постиндустриальную.

Практически во всех странах мира, относящихся к разным типам экономики, наблюдается одна и та же закономерность: с ростом уровня дохода на душу населения первый (преимущественно сельскохозяйственный) сектор постепенно теряет свою ведущую роль в экономике страны, уступая ее сначала промышленности, а затем сектору услуг (рис. 4.1). Эти две важнейшие структурные перестройки обычно считаются необходимыми стадиями экономического развития каждой страны — индустриализации и постиндустриализации.

Специфика структурных преобразований в Беларуси, как и в других странах СНГ, заключается в быстром росте доли услуг в ВВП страны. Так, на первом этапе (1990—1995 гг.) доля услуг в ВВП Беларуси выросла с 28, 5 до 44, 5 %, в России — с 39 до 55 %. Данный структурный сдвиг произошел в условиях общего падения производства. Переход от индустриальной к постиндустриальной стадии социально-экономического развития определяет главные ориентиры социально-экономического развития Республики Беларусь на будущее. В стране формируется принципиально новая экономическая структура, при которой решающую роль играют образование, культура, наука, информация, знания и творческий труд. Прогнозируется дальнейший рост удельного веса сферы услуг в отраслевой структуре ВВП (до 55—60 %) при стабилизации удельного веса промышленности (на уровне 25—28 %) и снижении удельного веса сельского хозяйства (до 6-7 %).

На первом этапе становления белорусской государственности сказывались унаследованные от ЁНХК бывшего СССР негативные стороны хозяйственного комплекса республики: определенная деформированность структуры хозяйства; ориентация производства прежде всего на общесоюзные потребности; сохранение высокой энергоемкости национального дохода, материалоемкости производства, особенно металлоемкости промышленной продукции; недостаточный уровень развития производств, которые работают на внутриреспубликанское потребление и решение социальных проблем; низкий уровень использования местных ресурсов.

К моменту распада советской централизованной экономики на территории БССР действовало более 1500 промышленных предприятий, находящихся на самостоятельном балансе, около 3000 предприятий в агропромышленном комплексе, более 1000 строительно-монтажных организаций, около 20 предприятий в отраслях транспорта общего пользования и связи, более 500 в торговле и более 200 в сфере бытового обслуживания. [20]

Таблица 1.

Количество объединений, предприятий, организаций, переведенных с 1 января 1988 г. на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, объем продукции (работ и услуг) по отраслям народного хозяйства

  Количество, всего В % к общему количеству в отраслях Удельный вес в % к общей численности занятых в отрасли Объем продукции в % к общему итогу по отраслям за 1987 г.
Промышленность        
Совхозы, колхозы, межхозяйственные организации        
Строительство        
Транспорт общего пользования (железнодорожный, речной, автомобильный)        
Связь     99, 8 99.9
Торговля и общественное питание (основные торговые организации)        
Бытовое обслуживание населения        

 

Основная масса предприятий в БССР создавалась в 60-80 годы ХХ века, когда советская экономическая система уже пережила в своем развитии ряд этапов, на которых по-разному распределялись полномочия по принятию основных хозяйственных решений, изменялись способы привлечения ресурсов, прежде всего трудовых, то расширялись, то сужались права предприятий. В ходе «косыгинской» реформы, проводимой с 1965 г., главными экономическими агентами, которые определяли поведение предприятий, стали отраслевые министерства и союзные республики, на предприятиях вводился хозрасчет, были созданы фонды экономического стимулирования (см. приведенное ранее определение социалистического предприятия из БСЭ). Это обусловило некоторые особенности белорусских советских предприятий, но принципы их организации, результаты работы были детерминированы системой.

Промышленный комплекс является важнейшим межотраслевым комплексом национальной экономики. На его долю приходится 26, 8 % валового внутреннего продукта, 34, 8 % основных фондов, с промышленным производством связано 26, 8 % занятого населения страны. Промышленности принадлежит решающая роль в развитии национальной экономики, она определяет масштабы, структуру и территориальную организацию производительных сил. Промышленность служит основой расширенного воспроиз­водства в национальной экономике. Она непрерывно воспроизводит средства производства как для себя, так и для других отраслей экономики. Особенно велика роль тяжелой индустрии, которая вооружает необходимой техникой и технологиями все отрасли промышленного производства, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, торговли, обеспечивая дальнейший технический прогресс. Под воздействием промышленности развивается сложная система экономических связей, растут города, формируются сельскохозяйственные сырьевые базы, пути сообщения, разрабатываются новые источники сырья, топлива, энергии.

По сравнению с другими отраслями экономики промышленность обладает более высокими конкурентными преимуществами. Она является ведущей в объеме экспорта страны (свыше 90 %) и сумме валютных поступлений, формировании бюджета и внебюджетных фондов, осуществлении инновационной деятельности, реализации научно-технических достижений и развитии НТП в Беларуси.

Индустриализация, рассматриваемая как процесс создания крупного машинного производства на основе высокопроизводительной техники, началась в Беларуси уже на рубеже XIX—XX вв. С начала XX в. ускорилось строительство крупных предприятий, возникли монополистические объединения, тесно связанные с европейским капиталом, усилилась концентрация производства. Наиболее быстрыми темпами начало развиваться производство средств производства, и в 1900 г. удельный вес последних в промышленной продукции в целом достиг 33 % (примерно столько же они занимали в то время в структуре промышленности Германии и Франции).

До революции 1917 года в Беларуси доминировали три отрасли промышленности – пищевая, лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная и легкая, которые развивались на местном сырье. В начальный период советской индустриализации (30-40-е гг.) в число ведущих выдвигается машиностроение и металлообработка, занимавшая до 50-х гг. четвертое место. Основная масса существующих промышленных предприятий была создана в республике в 60-70-х годах ХХ века на базе третьего и четвертого технологических укладов. В 1971-1975 гг. было построено 97 предприятий, в следующую пятилетку – 53, в одиннадцатую – 36, за четыре года двенадцатой – 24.[20, с. 227] Две трети основных промышленно-производственных фондов было создано в 1966-1975 гг. Появились новые отрасли: радиоэлектронная, электротехническая, нефтеперерабатывающая, точное машиностроение, производство автоматических линий, минеральных удобрений, синтетических смол и т.д. К 1990 г. основную долю продукции промышленности производили предприятия машиностроения, легкой, пищевой и химической отраслей. Структура, специализация, направления развития промышленности, как и других секторов хозяйства республики, определялась союзными органами государственного управления. В 1987 г. в общем объеме продукции промышленности 52, 8 % приходилось на предприятия общесоюзных и союзно-республиканских министерств и ведомств, Совету Министров БССР были подведомственны предприятия, выпускавшие 40, 2 % продукции. В 1990 году промышленные предприятия общесоюзной формы собственности выпускали уже 41, 7%, а находящиеся в собственности союзной республики – 49% продукции. [21] «Предпринимавшиеся в прошлом меры по расширению хозяйственной самостоятельности сводились к определению уровня подчиненности либо центральным, либо местным органам. Вопросы планирования производства, снабжения и реализации продукции находились в их ведении.» [22, с. 50] В структуре промышленности наибольший удельный вес занимали предприятия, работавшие на общесоюзные нужды и обслуживавшие военно-промышленный комплекс. Использовали они преимущественно привозное топливо, сырье и материалы, большую часть продукции вывозили за пределы республики. Во многих отраслях машиностроения вывозилось 50-70% производимой продукции, а в тракторостроении и машиностроении – до 95%. Доля промышленности в ВВП республики составила в 1990 г. 38%.[23]

 

Советский период индустриализации в Беларуси характеризовался быстрыми темпами развития машиностроения, электроэнергетики, торфяной и химической промышленности. В 30—40 гг. XX в. было построено и реконструировано более 1800 предприятий, которые давали почти 90 % всей промышленной продукции. Вместе с тем индустриальное развитие, строительство крупных промышленных предприятий сдерживались окраинным (пограничным) положением Беларуси.

После Великой Отечественной войны промышленность была восстановлена в короткие сроки, однако огромные разрушения в ходе военных действий (более 75 % промышленных зданий) и особенности географического положения на западных рубежах бывшего СССР определили отставание темпов развития белорусской промышленности от среднесоюзных. И только с середины 70-х гг. XX в. промышленность Беларуси стала развиваться более высокими темпами, чем в среднем по бывшему СССР. появляются новые отрасли: радиоэлектронная, электротехническая, нефтеперерабатывающая, точное машиностроение, производство автоматических линий, двигателей, минеральных удобрений, синтетических смол, пластмасс и др. Две трети основных промышленно-производственных фондов было создано за 1966—1975 гг. Широкое использование интенсивных факторов развития определило высокие темпы роста промышленного производства: в 1971—1975 гг. среднегодовые темпы прироста общего объема промышленной продукции составили 10, 4 %, в 1981—1990 гг. они были на уровне 5, 3 %.

Промышленность Беларуси, как и бывшего СССР в целом, в 80-е гг. XX в. перестала быть основой устойчивого экономического роста. Из-за изолированности от мирового рынка неконкурентоспособными оказались многие технологии производства и качество выпускаемой продукции. В бывшем СССР до 70 % работников промышленности было занято добычей и переработкой сырья для последующего выпуска военной продукции и космической техники, а не средств производства и потребления (в США их доля была ниже в 2 раза, а в Японии и ФРГ — в 10 раз).

Как и другие секторы экономики Беларуси, промышленность, ее структура и специализация формировались под диктата союзных министерств и ведомств (они контролировали 52 % объема промышленного производства республики), не в полной мере учитывались специфические природные, социально-экономические условия страны, ее экологическая ситуация. В результате структура промышленности была деформирована, наибольший удельный вес заняли отрасли, которые работали прежде всего на общесоюзные нужды и обслуживали военно-промышленный комплекс. Причем они использовали в основном привозное топливо, сырье, металлы, а большую часть готовой продукции вывозили за пределы республики. Особенно это было характерно для многих отраслей машиностроения — вывозилось 50—70 % производимой продукции, а в тракторостроении и автомобилестроении — до 95 %.

На этапе становления государственной независимости, который сопровождался глубоким экономическим кризисом, спад промышленного производства за 1991—1995 гг. составил более 40 %. Основными причинами снижения промышленного производства явились: резкое сокращение государственного заказа на промышленную продукцию, как военную, так и предназначенную для гражданского капитального строительства (его объем сократился более чем вдвое); разрушение сложившихся хозяйственных связей; уменьшение платежеспособного спроса населения и сельскохозяйственных предприятий; сокращение объемов взаимной торговли между странами СНГ. Наибольшие потери понесли наукоемкие отрасли обрабатывающей промышленности, которые на пороге XXI в. определяли конкурентоспособность национальной экономики в целом. И только с 1996 г. в Беларуси начался процесс стабилизации, обеспечивший рост промышленного производства, который опередил рост валового внутреннего продукта (рис. 4.4). Все это позволило в 2000 г. достичь уровня промышленного производства 1990 г.

Развитие рыночных отношений в экономике страны отразизось на структурных преобразованиях форм собственности и в промышленности. За относительно короткий период (с 1990 по 2004 г.) удельный вес государственной собственности в общем объеме производства промышленной продукции снизился до 25, 0 %, а частной — возрос до 73, 0 %, доля иностранной собственности составила 2, 0 %.

Управление промышленным производством в стране осуществляют отдельные министерства и ведомства, концерны. Ведущие позиции занимает Министерство промышленности Республики Беларусь, которое разрабатывает промышленную и научно-техническую политику, осуществляет управление крупнейшими отраслями, прежде всего машиностроительной и металлообрабатывающей промышленностью. Объем производимой промышленной продукции среди управленческих структур распределяется следующим образом: Министерство промышленности — 24 %, концерн «Белнефтехим» — 21, Министерство энергетики — 10, Министерство архитектуры и строительства — 4, Министерство сельского хозяйства и продовольствия — 13, концерн «Беллегпром» — 5, концерн «Белгоспищепром» — 5, другие министерства и ведомства — 18 %.

Промышленный комплекс Республики Беларусь включает более 100 отраслей и в структурном отношении представляет сложную систему. Для системы статистического учета, экономического анализа, разработки социально-экономических программ и других целей специализированные отрасли промышленности, сходные между собой по назначению производимой продукции, используемому сырью или характеру технологии, объединяют в более крупные структуры (всего около 20 отраслей).

Большое влияние на структурные сдвиги в 1991—1995 гг. оказал ценовой фактор. Именно рост цен на энергоносители обусловил, несмотря на огромный спад производства, увеличение доли продукции электроэнергетики, химической и нефтехимической промышленности, промышленности строительных материалов, сохранение доли топливной промышленности в общем объеме промышленного производства. Пофакторный элементно-структурный анализ выявил неэффективность отраслевых структурных сдвигов в этот период: увеличение затрат на один рубль промышленной продукции сопровождалось резким снижением рентабельности, уровень которой составил в 1995 г. всего 11 % и был недостаточным для нормального функционирования и воспроизводства промышленности, особенно в таких отраслях, как машиностроение, химическая и нефтехимическая, легкая промышленность

На фоне общей стабилизации удельного веса обрабатывающей промышленности (прежде всего машиностроения и пищевой) возросла доля топливной и черной металлургии, однако этот рост был обусловлен различными факторами. В топливной промышленности при относительно невысоких темпах развития сильное воздействие оказал ценовой фактор, в черной металлургии происходило сопряжение роста цен на сырье и материалы с высокими темпами развития.

На период до 2010 г. прогнозируются следующие изменения в отраслевой структуре промышленности: повышение удельного веса продукции электроэнергетики (до 8, 2—8, 4 %), машиностроения и металлообработки (до 24, 1—24, 3 %), химической и нефтехимической (до 14, 2 %), лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной (до 6, 0—6, 3 %), пищевой (до 20 %); уменьшение удельного веса топливной (5, 7 %) и промышленности строительных материалов (4, 0—4, 1 %); стабилизация доли продукции легкой промышленности (7, 8—8 %).

Среднегодовая численность промышленно-производственного персонала наиболее быстро сокращалась в первом периоде — с 1536, 9 тыс. чел. в 1990 г. до 1176, 2 тыс. чел. в 1995 г. Несмотря на последующую стабилизацию, общий спад был весьма существенным — на 31, 2 % за 1991—2004 гг. сократилась численность промышленно-производственного персонала в машиностроении, легкой промышленности и промышленности строительных материалов. Отмечаются рост занятости и повышение удельного веса электроэнергетики, черной металлургии, пищевой промышленности.

Динамика региональной структуры промышленности Беларуси во второй половине XX в. характеризовалась общим повышением удельного веса Брестской и Гродненской областей, что обеспечивало относительно равномерное размещение производительных сил и эффективное использование ресурсов всех регионов страны. На рубеже веков возрастает доля Минской области и г. Минска, в совокупности они производят свыше одной трети промышленной продукции республики.

целевыми ориентирами являются обеспечение устойчивых высоких темпов роста промышленного производства, совершенствование его структуры и повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции. Предусматривается опережающее развитие экспортоориентированных и импортозамещающих, высокотехнологичных и наукоемких производств. Для достижения поставленных целей потребуется стимулирование структурных преобразований в промышленности; модернизация и техническое перевооружение производства на основе внедрения ресурсе-, энергосберегающих, экологически чистых технологий; дальнейшее развитие производств, использующих местные сырьевые ресурсы.

Топливно-энергетический комплекс является важнейшей структурной составляющей национальной экономики, Топливно-энергетический комплекс Республики Беларусь включает системы добычи, транспорта, хранения, производства и распределения основных видов энергоносителей: природного газа, нефти и продуктов ее переработки, твердых видов топлива, электрической и тепловой энергии. Роль комплекса в экономике страны определяется следующими параметрами: он производит 26, 0 % промышленной продукции страны, осваивает четвертую часть всех инвестиций в основной капитал промышленности, в нем сосредоточено 22, 6 % промышленно-производственных основных фондов, занято 5, 3 % промышленно-производственного персонала.

В ТЭК Беларуси выделяют топливную промышленность (нефтяную, газовую, торфяную) и электроэнергетическую промышленность. ТЭК имеет развитую производственную инфраструктуру, включая сеть нефтепроводов и газопроводов, в том числе магистральных, а также высоковольтные линии электропередач Управление развитием топливно-энергетического комплекса осуществляют Министерство энергетики Республики Беларусь (ПО «Белтопгаз», ПО «Белэнерго», ОАО «Белтрансгаз»), концерн «Белнефтехим» (нефтеперерабатывающими предприятиями) и другие государственные организации.

Индустриальное развитие Беларуси прежде всего сказалось на повышении удельного веса отраслей, обеспечивающих преобразование отдельных видов топлива и энергии, что соответственно ведет к уменьшению доли прямого сжигания топлива. Углубление электрификации во всех сферах экономики, рационализация энергетического хозяйства определили повышение удельного веса электроэнергетической промышленности в валовой продукции ТЭК в 1990—1995 гг. Сказались также такие процессы, как рост тарифов на электрическую и тепловую энергию, резкое сокращение (почти в 3 раза) объемов переработки нефти. Доминирующими отраслями ТЭК в перспективе попрежнему останутся электроэнергетика и нефтеперерабатывающая промышленность.

На всех этапах индустриального развития Беларуси одной из важнейших проблем является укрепление топливно-энергетической базы. Первоначально она решалась в значительной степени за счет использования местных видов топлива, особенно торфа. Еще в 60-е гг. XX в. доля торфа в структуре топливно-энергетического баланса республики составляла около 40 %. Расширение объемов производства, рост энергоемкости продукции вызвали необходимость увеличения поставок в Беларусь более экономичных и эффективных видов топлива. Нефть и природный газ в 80—90 гг. XX в. стали на две трети формировать топливно-энергетический баланс республики, в отдельные годы значительное место занимал уголь, а роль торфа постепенно снизилась до 3 %. Одновременно усиливается зависимость экономики Беларуси от внешних поставок энергоносителей.

Природный газ и нефтетопливо (мазут) занимают доминирующее положение, их доля в топливном балансе на рубеже столетий достигла 90 %, особенно велик удельный вес природного газа — около 75 %. Учитывая мировые тенденции, а также необходимость обеспечения энергетической безопасности страны, считается нецелесообразным дальнейшее наращивание удельного веса природного газа в топливно-энергетическом балансе. Разрабатываются конкретные мероприятия по увеличению потребления местных энергоресурсов.

Топливная промышленность. Занимает ведущее положение по значению и объему выпускаемой продукции в составе ТЭК. Беларусь — одна из немногих стран Европы, в экономике которых нефтяная промышленность представлена нефтедобычей и нефтепереработкой (доминирует последняя). В настоящее время разведано 65 месторождений нефти, 39 из них разрабатываются. Нефть в них залегает в средних и малых месторождениях площадью от 50 до 1—2 км2. Дебит скважин небольшой, основной способ добычи — насосный. Более крупные месторождения выработаны, и годовой объем добычи упал до 1, 8 млн т.

Нефтеперерабатывающая промышленность обеспечивает потребности страны в моторном и котельно-печном топливе, маслах, продуктах для нефтехимического производства. Суммарная мощность двух нефтеперерабатывающих предприятий составляет около 40 млн т в год в пересчете на сырую нефть. Крупнейшим в Европе является Новополоцкий НПЗ (ПО «Нафтан»), устанвленная мощность которого достигает 25 млн т в год, завод выпускает более 75 наименований продукции.

Поставки сырой нефти на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) осуществляются из России с использованием системы магистральных нефтепроводов «Дружба»; Мозырский НПЗ перерабатывает также белорусскую нефть. Трубопроводный транспорт используется и для перекачки нефтепродуктов (дизельного топлива и бензина) по территории Беларуси и на экспорт. Важнейшими направлениями организационно-технологических преобразований в нефтеперерабатывающей промышленности являются: • увеличение глубины переработки нефти до 85 %; • наращивание производства и экспорта высококачественных нефтепродуктов, соответствующих требованиям международных стандартов; • снижение энергетических и материальных затрат в процессах нефтепереработки и нефтехимии; • вовлечение в глубокую переработку топочного мазута как основного и наиболее экономичного направления увеличения выработки моторных топ лив.

Электроэнергетика. Отрасль осуществляет выработку, передачу и распределение электрической и тепловой энергии. На ее долю приходится 7, 1 % валовой продукции промышленности, 15, 3 % основных промышленно-производственных фондов. Электроэнергетика Беларуси представляет собой постоянно развивающийся высокоавтоматизированный комплекс, объединенный общим режимом работы и единым централизованным диспетчерским управлением. Производственный потенциал Белорусской энергосистемы представлен 22 крупными электростанциями, 25 районными котельными, включает почти 7 тыс. км системообразующих и около 250 тыс. км распределительных линий электропередачи высокого напряжения и более 2 тыс. км теплввых сетей Основу электроэнергетики Беларуси составляют тепловые электростанции, они вырабатывают 99, 9 % всей электроэнергии. Среди тепловых электростанций различают конденсационные (ГРЭС) и теплоэлектроцентрали (ТЭЦ). Их доля в общей установленной мощности составляет соответственно 43, 7 % и 56, 3 %.

Машиностроительная и металлообрабатывающая промышленность является ведущей отраслью национальной экономики и служит одним из основных источников валового внутреннего продукта и валютных поступлений. В ней создается 22, 2 % стоимости произведенной промышленной продукции, сосредоточено 26, 0 % промышленно-производственных основных фондов, занято 36, 3 % общей численности промышленно-производственного персонала страны Машиностроение — ядро комплекса, имеет сложную и дифференцированную структуру (по международной классификации, принятой ООН, в машиностроении выделяют около 200 производств). В зависимости от целевого назначения выпускаемой продукции оно делится на отрасли: транспортное, тракторное и сельскохозяйственное, строительно-дорожное машиностроение, производство технологического оборудования для промышленности и другие группы. Каждая из отраслей в свою очередь состоит из нескольких подотраслей. Особое место принадлежит станкостроению, производству роботов и робототехники, кузнечно-прессовых машин, инструментов, которые обеспечивают развитие самого машиностроения.

В 90-е2000-е произошло заметное снижение выпуска продукции автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, станкостроительной и инструментальной промышленности в общем объеме машиностроительной продукции. Падение конкурентоспособности продукции привело к уменьшению удельного веса станкостроения. Сократилось производство продукции оборонного назначения, соответственно снизилась доля наукоемких отраслей.

Потребности внутреннего рынка обусловили расширение масштабов производства и рост удельного веса машиностроения для легкой и пищевой промышленности, бытовой техники, машин и оборудования для животноводства и кормопроизводства. Освоено производство многих видов новой продукции — персональных ЭВМ, троллейбусов, зерноуборочных комбайнов, электропылесосов и др. Вместе с тем объемы производства машиностроительной продукции в натуральном выражении по ряду показателей не достигают уровня 1990 г. Автомобильная промышленность. Подотрасль занимает ведущие позиции в отечественном машиностроении, производит четвертую часть всей его продукции. Автомобилестроение представлено 38 предприятиями и организациями. Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение. Подотрасль включает более 35 предприятий, которые обеспечивают техникой агропромышленный комплекс страны.

Станкостроительная и инструментальная промышленность. Подотрасль является базой научно-технического прогресса в машиностроении и объединяет предприятия по производству автоматических линий, металлообрабатывающих станков, универсальной технологической оснастки, кузнечно-прессового и литейного оборудования, металлообрабатывающего инструмента, гидроаппаратуры и других изделий общемашиностроительного назначения. В настоящее время станкостроение Беларуси представлено 32 предприятиями, а также специальными конструкторскими бюро, научно-исследовательскими и проектнотехнологическими организациями. Номенклатура выпускаемой продукции включает примерно 350 типоразмеров металлорежущих станков, 60 типоразмеров деревообрабатывающих станков, 45 типоразмеров кузнечно-прессовых машин. Удельный вес продукции, поставляемой на экспорт, составляет более 40 %, в том числе в страны СНГ — 36 %, в дальнее зарубежье — 4—5 %. Приборостроительная, радиотехническая, электротехническая, электронная, оптико-механическая промышленность. Машиностроительные предприятия выпускают разнообразные технологически сложные товары длительного пользования: телевизионные радиоприемные устройства и магнитофоны, фотоаппараты; часы бытовые; бытовую технику для приготовления и хранения пищи (холодильники и морозильники, машины для механической обработки продуктов, электрокипятильники); бытовую технику для регулирования климата в жилище (электрокамины, электрорадиаторы); технику для ухода за одеждой (утюги, стиральные машины).

Металлургическая промышленность включает черную и цветную металлур

Химическая и нефтехимическая промышленность является одной из важнейших отраслей промышленного комплекса Беларуси. Ее роль возрастает в связи с тем, что она пополняет сырьевую базу промышленности и строительства, обеспечивая их новыми эффективными материалами. Применение химических удобрений способствует интенсификации сельского хозяйства. Кроме того, в отрасли производятся товары народного потребления, а расширение сферы применения химических технологий способствует повышению производительности труда.. на долю химической и нефтехимической промышленности приходилось 11, 3 % валовой продукции промышленного комплекса, в ней было занято 9, 6 % численности промышленно-производственного персонала, сконцентрировано 19, 6 % промышленно-произзодственных основных фондов. Число предприятий в отрасли составляло 79, основная их часть входила в состав концерна «Белнефтехим». Фактически основные предприятия химической и нефтехи­мической отрасли были созданы в Беларуси в последние 40— 45 лет. Многие из них строились на базе передовых технологий иностранных фирм. Поэтому отрасль развивалась стабильно, а ее удельный вес в структуре промышленного комплекса повышался.

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность включает группу отраслей, связанных с заготовкой, механической обработкой и химической переработкой древесины. Эти отрасли, отличаясь друг от друга технологией производства, назначением выпускаемой продукции, используют одно и то же сырье. Продукция отрасли находит применение практически во всех сферах экономики Беларуси.

Легкая промышленность является одной из важнейших составных частей промышленного комплекса Республики Беларусь. Она объединяет более 10 крупных отраслей и десятки производств, непосредственно участвующих в материальном обеспечении потребностей населения. Доля изделий легкой промышленности в общем объеме товарооборота непродовольственных товаров составляет около 40 %. Кроме того, отрасль выпускает и часть продукции производственно-технического назначения. Значительная часть продукции легкой промышленности (примерно четверть всего производства) поставляется на экспорт. В легкой промышленности Беларуси функционируют 425 предприятий, которые выпускают сотни видов продукции более 5000 наименований. Доля ее в валовой продукции промышленного комплекса составляет 5, 4 %, в структуре промышленно-производственных основных фондов — 4, 5, в численности промышленно-производственного персонала — 12, 6 % (Наиболее крупные предприятия (свыше 350) входят в состав Белорусского государственного концерна по производству и реализации товаров легкой промышленности («Беллегпром»), на долю которого приходится 87 % промышленной продукции отрасли. Преобладающее большинство предприятий концерна «Беллегпром» имеют негосударственную форму собственности. Отличительной чертой легкой промышленности в целом является высокий удельный вес продукции, выпускаемой на негосударственных предприятиях (около 85 %)

Пищевая промышленность в индустриальном производстве занимает 2 место 16, 6 % общего объема выпускаемой промышленной продукции, 8, 1 % промышленно-производственных основных фондов, 12, 1 % среднегодовой численности промышленно-производственного персонала

Сельское хозяйство является одной из наиважнейших отраслей материального производства, которая занимается выращиванием сельскохозяйственных культур (растениеводство) и разведением сельскохозяйственных животных (животноводство). Ему принадлежит главная роль в снабжении населения продуктами питания и производстве сырья для пищевой и частично легкой промышленности. Примерно 2/3 розничного товарооборота в Республике Беларусь составляют продукты сельского хозяйства и товары, производимые из сельскохозяйственного сырья. Такие специфические советские формы организации сельскохозяйственного производства как колхозы и совхозы были принудительно созданы в республике в годы коллективизации (более 10000 хозяйств в 1940 году) и до 70-х гг. ХХ века работали на основе доиндустриальных технологий - в 1913, 1940 и еще в 1960 годах урожайность и валовой сбор зерна были примерно одинаковыми. [24] Активная механизация, химизация, электрификация коллективных хозяйств была развернута в 70-80-е гг., но рост фондовооруженности этих предприятий так и не обеспечил устойчивого производства сельскохозяйственной продукции[20]. В общесоюзном разделении труда колхозы и совхозы республики специализировались на животноводстве, льноводстве и картофелеводстве (более 60% продукции). Для сельского хозяйства в ВВП в 1990 году – 23%.[23] Сельское хозяйство занимает важное место в структуре национальной экономики. По данным., на его долю приходилось 8 % в структуре ВВП, в нем было занято 10, 7 % работающих, концентрировалось 14, 8 % основных фондов.

Строительство Предприятия строительного комплекса производили в 1990 году 7, 8% ВВП республики. Трехкратное увеличение их количества произошло в 1965-1980 гг., в период перехода республики в разряд индустриальных стран. [23] Отрасль формировалась в течение ряда десятилетий и была запрограммирована на поступательный рост крупномасштабного строительства. Если в начале ХХ века строительство было сезонным, а его материальная база – маломощной, то к 90-м гг. ХХ века в республике действовали крупные предприятия стройиндустрии, производящие конструкции и детали из тяжелого сборного железобетона (35% общего объема товарной продукции). Строительные предприятия специализировались также на выпуске цемента, извести, отделочных, кровельных материалов. Производство этой продукции является фондо-, материало- и энергоемким. Сборный железобетон, крупнопанельные изделия, тяжелые металлоконструкции и другие подобные материалы обусловили возрастание массы возводимых объектов, увеличение сроков, замораживание средств. Более 2/3 продукции строительного комплекса направлялось в производственный сектор, около 30% - в непроизводственную сферу.

 

Транспорт и связь являются важнейшими отраслями национальной экономики, обеспечивают перевозки грузов и пассажиров, передачу и распространение информационных потоков, необходимых для удовлетворения потребностей населения, нормального функционирования производственных процессов всех субъектов хозяйствования и управления государством. Транспорт и связь производили в 1990г. 6, 5 % ВВП республики. Транспортная отрасль была представлена трубопроводным (наибольшая доля грузооборота), железнодорожным, автомобильным, воздушным и речным транспортом. Она являлась крупнейшим потребителем ресурсов в экономике – ей ежегодно требовалось около 70% бензина, более 50% дизельного топлива, использовалось более 6% электроэнергии и трудовых ресурсов, более 10% основных фондов республики. [25, с. 5, 6] При наличии собственных проблем у каждой подотрасли для транспорта в целом было характерно отставание в развитии качества путей сообщения (электрификация железнодорожных, покрытие автомобильных), уже отмеченная ресусоемкость, низкая скорость и точность доставки, ориентация на перевозку больших объемов однородных грузов. Связь (1% ВВП) – почтовая и электро – была направлена в первую очередь на решение задач управления государством, обеспечения обороноспособности, централизованного руководства народным хозяйством, и в последнюю – на удовлетворение культурно-бытовых и информационных потребностей населения. О состоянии предприятий отрасли свидетельствуют следующие факты: более 50% ручного труда на почте или то, что международная телефонная связь в республике могла осуществляться только через Москву. [26]

Комплекс социально-культурных отраслей (социально-культурный комплекс) представляет собой совокупность видов деятельности, назначением которых является оказание населению социально значимых услуг: образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обслуживания и др. (в экономической литературе используются близкие, но не тождественные понятия — социальная сфера, социально-культурная сфера, социальная инфраструктура и др Роль и значение комплекса в национальной экономике Беларуси возрастают. Так, за 1991—2004 гг. его доля в структуре валового внутреннего продукта увеличилась с 4, 9 до 9, 0 %, а удельный вес занятых в социально-культурных отраслях относительно общей численности занятого в экономике страны населения возросла с 15 до 20, 1 %. Комплекс включает учреждения, организации и предприятия различных форм собственности и видов хозяйствования. Ведущие позиции занимают государственные учреждения и предприятия, являющиеся собственностью субъектов Республики Беларусь. Сохраняется ведомственная сеть социальнокультурных учреждений, которая представлена прежде всего объектами (поликлиники, детские сады, клубы и т.д.), находящимися на балансе предприятий, предоставляющих своим работникам бесплатные или частично оплачиваемые дополнительные социальные услуги. Зарождается частный сектор, создаваемый предпринимательскими структурами, домашними хозяйствами; наиболее высока его доля в сфере культуры и развлечений. управление социально-культурным комплексом строится на основе принципа совокупности отраслей и направлений, призванных решать поставленные цели социального развития. В настоящее время управление социально-культурным комплексом осуществляется Министерством образования, Министерством здравоохранения, Министерством культуры, Министерством спорта и туризма, Министерством труда и социальной защиты, Министерством информации, другими министерствами и ведомствами республики. Структура министерств постоянно совершенствуется, что отражает стремление приспособить ее к меняющимся условиям социально-экономической и политической жизни страны. Вместе с тем отмечаются следующие недостатки нынешних структур: отсутствие целостности управления, разнонаправленность действий министерств и других республиканских органов государственного управления при проведении социальной политики, слабость межведомственной координации, дублирование ряда функций и обусловленное этим нерациональное использование финансовых ресурсов.

Состояние отраслей социально-культурного комплекса определяется уровнем и направленностью развития национальной экономики, использованием имеющихся у общества финансовых, материальных, кадровых и иных ресурсов. До конца 80-х гг. XX в. практически единственным источником финансирования социально-культурных учреждений был государственный бюджет. Организации и учреждения, не имеющие, как правило, своих доходов и финансируемые из бюджета, получили название бюджетных. Все их расходы определяются на основе специального планового документа — сметы, а порядок планирования называется сметным. Действовавший в течение продолжительного периода времени сметно-бюджетный порядок финансирования социальнокультурной сферы сыграл значительную роль в развитии образования, здравоохранения, культуры и других отраслей. Однако в целом по отношению к данным отраслям чаще всего практиковался принцип остаточного финансирования. Хозрасчетные товарно-денежные отношения были весьма ограничены. Такие категории, как цена, прибыль, практически не применялись. К 2003 г. расходы на социально-культурные мероприятия повысились до 39, 4 %, однако не достигли уровня 1996 г. Наибольший удельный вес составляют расходы на образование — 18, 4 %, здравоохранение и физическую культуру — 14, 2, мероприятия проводимой государством социальной политики — около 5, 0 %

Роль здравоохранения в экономике Беларуси определяется следующими показателями: в структуре ВВП доля здравоохранения (включая физическую культуру и социальное обеспечение) составляет 3, 5 %; здесь сосредоточено 7, 6 % общей численности занятого населения; 4, 3 % инвестиций в основной капитал (

Вклад культуры и искусства в национальную экономику страны определяется следующими параметрами: 0, 5 % в структуре ВВП, 1, 8 % в общей численности занятого населения.В подотрасль «Искусство» включаются театры, цирки, филармонии и другие концертные организации; организации кинематографии; творческие мастерские; организации народных промыслов (ремесел); научно-проектные и производственные реставрационные организации; зрелищные предприятия и учреждения. Научно-технический прогресс оказал большое влияние на сферу культуры, в которой сегодня используются новейшие достижения информатики и радиоэлектроники, лазерной физики, кабельного и спутникового телевидения, производства аудио- и видеопродукции, рекламы, качественно изменившие рынки товаров и услуг культурного назначения. Создается принципиально новая информационная инфраструктура отрасли на базе вычислительной техники и телекоммуникационных систем, что положительно сказывается на качестве услуг, способствует сохранению предметов культуры, управлении и др. В Беларуси продолжается автоматизация библиотек и формирование сводного электронного каталога, ведутся работы по созданию автоматизированных технологических систем в музеях страны, информационной системы по культуре и искусству Беларуси в сети Интернет и др. Все это привело к расширению толкования отрасли «Культура и искусство», включению в нее новой подотрасли, получившей название «Индустрия культуры».

Основу современной системы социального обслуживания составляют территориальные центры социального обслуживания населения Сеть новых нестационарных учреждений развивается на базе отделений социальной помощи на дому, которые существуют в структурах социального обеспечения с начала 1990-х годов Сегодня на учете в центрах социального обслуживания находится почти 700 тыс. граждан. Главным направлением работы территориальных центров является обслуживание на дому пожилых людей и инвалидов

Социально-потребительский комплекс объединяет производство материальных благ и услуг для населения и включает торговлю и общественное питание, бытовое обслуживание населения и жилищно-коммунальное хозяйство. Такие отрасли, как внутренняя торговля и общественное питание, бытовое обслуживание населения и жилищно-коммунальное хозяйство производят примерно 15, 0 % валового внутреннего продукта; еще больше их доля в общей численности занятых в экономике Беларуси — почти 19 %. Опыт зарубежных стран показывает, что без успешного развития этих отраслей нельзя создать высокоэффективную рыночную экономику.

Отрасли социально-потребительского комплекса – торговля и общественное питание, бытовое обслуживание населения и жилищно-коммунальное хозяйство, производившие в 1990 г. 7, 3% ВВП, финансировались в советской экономике по остаточному принципу, работали в рамках централизованного планирования. Индустриальные технологии только начали проникать в эту сферу. Продукция предприятий социально-потребительского комплекса не соответствовала потребностям населения ни количественно, ни качественно, она была не только трудоемка, но и энергоемка. По расчетам белорусских экономистов полные затраты производственных ресурсов на 1 руб. платных услуг оказались в этот период в 3, 1 раза больше, чем на товары народного потребления (услуги ЖКХ – в 4, 8 раза). При учете только материальных затрат и капвложений ресурсоемкость была выше в 3, 2 раза. [27, с. 172-173]

Торговля — одна из крупных отраслей экономики Республики Беларусь. Численность занятых в розничной торговле и общественном питании достигла 439, 8 тыс. чел., что в 1, 5 раза больше, чем в 1990 г.

В общегосударственном классификаторе Республики Беларусь 015-97 «Услуги населению» к бытовым отнесено более 600 видов деятельности. Их выполняют свыше 8 тыс. предприятий, на которых в 2003 г. было занято 59, 6, в 1990 г. — 131, 5 тыс. чел. Бытовое обслуживание населения — единственная из отраслей сферы услуг, в которой резко сократилась занятость. Это обусловлено рядом причин: сокращением дефицита потребительских товаров в розничной торговле, ростом цен на бытовые услуги, снижением уровня жизни населения, повышением обеспеченности населения бытовой техникой (например, стиральными, швейными машинами) и др.

Среди важнейших направлений социально-экономических преобразований в Республике Беларусь выделяется реформирование и развитие жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), которое создает необходимые условия для жизнедеятельности человека. Именно данная отрасль обеспечивает воспроизводство и содержание жилищного фонда, а также доведение жилищно-коммунальных услуг до непосредственных потребителей.

В состав жилищно-коммунального хозяйства входят следующие подотрасли: жилищное хозяйство (жилищная сфера); гостиничное хозяйство; коммунальное хозяйство, осуществляющее ресурсное обеспечение жилого фонда и других зданий и помещений (водоснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение), уборку и благоустройство территорий населенных пунктов (содержание дорожно-мостового хозяйства, озеленение, вывоз и утилизацию мусора, канализацию), всего более 30 видов деятельности. Основными направлениями реформы ЖКХ являются: • развитие системы оплаты жилья и коммунальных услуг, повышение уровня оплаты со стороны населения, дифференциация ставок оплаты жилья в зависимости от его качества и местоположения; совершенствование системы социальной защиты при оплате жилья и коммунальных услуг путем упорядочения существующей системы льгот, усиления адресной направленности средств, выделяемых на социальную защиту населения; совершенствование системы управления, обслуживания и контроля за счет формирования специализированных организаций по управлению жилым фондом, перехода на договорные отношения, демонополизации ЖКХ, развития конкурентной среды; передача жилищного фонда в управление непосредственным собственникам жилья.

отраслевая (по производимым и потребляемым потребительным стоимостям) и воспроизводственная (по произведенной и потребленной стоимости) структура экономики республики за десятилетие практически не изменилась. Например, основную долю продукции промышленности производили отрасли топливной (17, 6%), химической (13, 3%), пищевой промышленности (17, 9%), машиностроение и металлообработка (22%). Вклад электроэнергетики, промышленности стройматериалов, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, а также легкой промышленности - от 7 до 4% каждой (в сумме около 20) % выпуска. Доли отраслей сохраняются в ВВП в течение десятилетия с незначительными колебаниями

В объеме выпуска экономики в 1995 году 43% составляла продукция промышленности, 16, 6% продукция сельского хозяйства, 5, 7% - строительства, 33, 8% - производство услуг, среди которых транспорт и торговля производили по 6, 5% продукции каждая, чуть меньше – от 3 до 2% коммунальное хозяйство, жилищное хозяйство, образование, здравоохранение и кредитование. Доля промежуточного потребления в выпуске составляла по народному хозяйству 64, 5%, по промышленности – 76, 5%, по сельскому хозяйству – 73, 2%, по строительству – 62%, по производству услуг – 48, 5%. Доля этих же отраслей в промежуточном потреблении в экономике в целом была соответственно 51% для промышленности, 19% для сельского хозяйства, 5, 5% для строительства и 24% для производства услуг. Доля в ВВП составила: промышленности – 28%, сельского хозяйства – 12, 5%, строительства – 6, 5%, услуг – 51, 6%, в том числе, транспорта и торговли по 10, 6 и 9, 2%, коммунального и жилищного хозяйства – 8, 9%, от 5, 9 до 3, 4% была доля образования, кредитования и здравоохранения (каждого). Самыми масштабными отраслями промышленности в 1995 году были электроэнергетика (13, 8% объема выпуска промышленности), химия и нефтехимия (14, 3%), машиностроение и металлообработка (23, 3%), пищевая промышленность (17%), легкая промышленность (8%), топливная, лесная и промышленность стройматериалов производили по 4-5% выпуска. Наиболее мощные экономические организации так же существовали в этот период в промышленности - 1937 предприятий со среднесписочной численностью персонала 1175 тыс. человек, причем около 500 тыс. человек работало на 420 предприятиях машиностроительной отрасли, более 90 тыс. на 52 предприятиях химии и нефтехимии, более 100 тыс. на 210 предприятиях лесной, 184 тыс. на 422 предприятиях легкой и 107 тыс. на 422 предприятиях пищевой промышленности.

 

Беларусь: Источники экономического роста в прошлом

и перспективы роста в будущем.

 

Экономические достижения Беларуси за последнее десятилетие были впечатляющими: среднегодовой рост ВВП составил 7, 5 %, волатильность роста была ниже, чем в других странах СНГ, удельный вес бедного населения сократился с 30-40 до 5-6%, улучшились другие показатели, в частности, индекс человеческого развития.

Экономический рост стимулировали ряд факторов со стороны предложения и со стороны спроса, действие которых, однако, сокращается. Рост предложения природных ресурсов, труда и капитала в белорусской экономике замедлился, а по некоторым факторам, например, труду, и вовсе остановился (численность населения в трудоспособном возрасте, возраставшая в предшествующее десятилетие, начала снижаться и тенденция эта будет устойчивой и долгосрочной). Касается это и земли: из хозяйственной деятельности надо выводить земли, на которых при нынешних технологиях вообще невозможно обеспечить положительный баланс энергии (13, 6% площади пашни и почти 16% площади всех обрабатываемых земель).

Производственные мощности белорусских предприятий, согласно данным официальной статистики, в 2011 году использовались на 70%. В лучшие годы в американской экономике коэффициент загрузки производственных мощностей доходил до 83%, что заставляет предположить некоторые ресурсы роста. Но степень износа основных фондов в республике составляет около 50%, а средний возраст производственного оборудования в промышленности – около 20 лет, тогда как средний срок работы американского – 6-7 лет. Поэтому увеличение загрузки оборудования в республике возможно при снижающихся показателях производительности труда, энергоотдачи и экологичности.

Инвестиции в течение предшествующего десятилетия были важным фактором экономического роста, однако, их окупаемость упала (за указанный период предельный коэффициент капиталоотдачи, рассчитываемый путем деления темпа роста ВВП на отношение инвестиций к ВВП, снизился с 4, 5 до 0, 5).

Сравнительный анализ различий в экономическом росте стран в последнее десятилетие, проведенный ОЭСР, показал, что значительное влияние на темпы роста оказывали затраты на научные исследования и технические разработки, образование и обучение так же играли существенную роль в различиях темпов роста. И, наконец, было отмечено, что высокая степень влияния внешней торговли на экономику оказывает существенное позитивное влияние на темпы роста. Отношение внутренних затрат на научные исследования и технические разработки к ВВП в Беларуси в указанное десятилетие колебалась вокруг цифры 0, 7%, а расходы республиканского бюджета на науку в процентах к ВВП снизились с 0, 39% в 2000 до 0, 31% в 2010 году. Снизилась и доля образования (в ВВП с 4, 5% до 4%, в расходах консолидированного бюджета – с 47, 4% до 38, 8%). Поэтому рассчитывать на эти факторы как ускорители роста в перспективе нет серьезных оснований. Условия внешней торговли расширяли предложение факторов, пока обеспечивали льготные цены на импортируемые энергоносители. Но этот источник роста на протяжении периода демонстрировал неустойчивость, как и условия привлечения внешнего финансирования.

Существенная часть динамики роста в части спроса была обусловлена увеличением внутреннего спроса: государственными программами и повышением заработной платы. Активный рост российской и мировой экономики в этот период благоприятно сказался на экспорте.

Экономика растет, если повышается спрос на продукцию и есть желание и способность людей участвовать в ее производстве. А последнее тесно связано с социально-демографической структурой общества и настроениями людей. Чем меньше ВВП страны, тем активнее потребители стремятся сократить отставание от стран-эталонов, и соответственно, тем выше темпы роста экономики. Анализ зависимости роста ВВП от душевого ВВП по ППС в мире показал, что страны с уровнем ВВП по ППС от 10 до 15 тыс. долл. демонстрируют «естественные» темпы роста от 2 до 3% в год. Душевой размер ВВП по ППС в республике 12 тыс. долл., что соответствует среднему темпу роста ВВП около 3% в год. По мере роста благосостояния рост ВВП будет замедляться. Он будет замедляться и вследствие старения населения, так как молодые люди вынуждены строить свое материальное благосостояние заново, имеют более современные знания и потребности, являются более активными потребителями и производителями. В силу этого для роста экономики важна группа младшего трудоспособного возраста – от 20 до 35 лет. Достаточно точно связан с ростом ВВП медианный возраст населения. Наибольшую скорость экономика набирает при медианном возрасте около 25 лет, а при медианном возрасте 40-45 лет нормальным становится не рост, а снижение ВВП. В Беларуси средний возраст населения – около 39 лет, рабочих – более 40. «Естественные» темпы роста ВВП, проистекающие из данного положения, составляют менее 2%.

Факторам спроса, обусловленным внешней торговлей, присущи следующие тенденции. Технологические новации, лежащие в основе современной экономики, в основном базируются на научном багаже, накопленном в XIX – первой половине XX века. Получение новых знаний о природе, обеспечивающих принципиально новую производительность труда и более высокое качество жизни, требует гораздо больших усилий, чем прежде. Возможно, создание научной базы для нового технологического рывка может потребовать много десятилетий. Пауза в развитии науки затормозит технический прогресс и, как следствие, будет способствовать замедлению экономического роста. Неспособность выработать образец нового качества жизни, основанный на более эффективных технологиях, лишает население развитых государств ориентира в повышении потребления и снижает их экономическую активность. Поэтому в ближайшие годы в экономически развитых странах не ожидают значительного роста производительности труда.

Экономики большинства европейских стран лишены основных преимуществ, которые стали основой их благополучия. Трудоспособное население в этих странах не растет или снижается. Они больше не располагают монополией на новые технологии и производство сложной современной продукции, не обладают полным контролем над инвестиционными потоками, требующимися для создания эффективных современных предприятий. У них нет уникальных природных ресурсов, необходимых для развития экономики. Они отягощены долгами, которые не могут быть покрыты без девальвации местных валют. По оценкам экспертов, «экономика долга», в рамках которой «старые» индустриальные страны поддерживают потребление за счет растущих заимствований, может просуществовать еще 7-10 лет. В течение этих лет темпы роста экономик «старых» индустриальных государств составят в среднем, вероятно, не более 2-3% в год.

Экономики развивающихся стран, напротив, будут быстро расти. Для них источниками технологических инноваций останутся развитые страны, они же будут источником инвестиций для создания более эффективных производств. Население развивающихся стран (помимо того, что оно будет увеличиваться) сохранит высокую экономическую активность, вызванную стремлением обеспечить себе высокое качество жизни в соответствии с «западными» стандартами. Так что страны Азии, Африки и Латинской Америки с невысоким душевым ВВП в ближайшие десятилетия станут основным локомотивом мировой экономики.

Особенностями положения России в мировой экономике являются богатство природными ресурсами и недостаток рабочих рук. В качестве направления развития страны избрано наращивание производств, не требующих большого количества труда и использующих большое количество природных ресурсов - поставка на рынок сырья и продукции его первичной переработки. Считается, что это позиционирование может принести устойчивые доходы в долгосрочной перспективе. Природные ресурсы, в отличие от знаний и технологий, не являются тиражируемым ресурсом. Россияне считают, что практически любая страна при наличии инвестиций может освоить производство сотовых телефонов или автомобилей. А значимые объемы нефти на мировой рынок поставляют не более 20 государств, и со временем их число будет сокращаться.

Среднемировой ВВП на душу населения более чем в три раза отстает от среднего показателя для еврозоны. Стремление населения развивающихся стран достичь качества жизни, характерного для «старых» индустриальных государств, будет обеспечивать их ускоренное развитие, повышение объемов мирового производства товаров и услуг, которое, в свою очередь, будет требовать все большего объема сырья и энергии. За счет этого в среднесрочной перспективе Россия, несмотря на сокращение численности трудоспособного населения, сможет поддерживать рост ВВП на уровне 4-5% в год.

Для республики это будет означать смещение спроса на российское сырье с западного на восточное направление, рост цен на сырьевой импорт, рост спроса на рынках России и развивающихся стран, рост конкуренции на рынках традиционных белорусских товаров. Использовать открывающиеся за счет внешней торговли возможности белорусская экономика сможет при повышении конкурентоспособности – опережающем росте продуктивности дорожающих факторов производства.

Эмпирический анализ развития стран мира показал, что макроэкономическая политика, сфокусированная на стабильности, имеет существенное влияние на производительность экономики. Уменьшение инфляционных колебаний оказывает прямое позитивное воздействие на экономический рост, основной эффект стабильного уровня инфляции ощущается в притоке инвестиций. Высокие уровни налогообложения и государственных расходов так же влияют на рост как напрямую, так и косвенно, через инвестирование. Высокие налоги обычно уменьшают рост производительности. В частности, совместный эффект однопроцентного роста суммарных налогов влечет за собой спад производительности в размере 0, 6 – 0, 7%.

Эмпирические результаты указывают на отрицательное непосредственное воздействие на уровень производства, оказываемое барьерами на рынках товаров и факторов производства. Более того, если учитывать взаимодействие между ограничительными нормативными положениями и отставанием в области высоких технологий, то проявляется еще больший побочный эффект, возникающий вследствие замедленного внедрения передовых технологий. Жесткая нормативная база оказывает особенно пагубное влияние на уровень производства в странах, не относящихся к технологическим лидерам, не позволяя расширить масштабы обмена знаниями.

Существуют доказательства негативного влияния КЗОТ (законодательства о труде) на уровень производства там, где распространена практика договорной заработной платы для отрасли без координации на национальном уровне, что стало характерным для Беларуси и проявилось в необоснованной существенной межотраслевой дифференциации оплаты труда. В противовес этому, данные свидетельствуют о том, что КЗОТ не влияет на уровень производительности в странах с сильной централизацией/ координированием и в странах децентрализованного типа.

Уменьшение количества и строгости нормативных актов, регулирующих рынки, может задействовать внутренние резервы экономики, заключающиеся, прежде всего, в экономическом потенциале населения республики. Чтобы активы и активность граждан республики заработала во благо страны и на их благосостояние, необходимо перестроить существующие и создать новые механизмы доступа субъектов к рынкам, факторам экономической деятельности и национальному богатству.

Для этого следует активизировать работу по спецификации прав собственности. В республике зарегистрированы права собственности более чем на 5 млн. объектов(1, 3 млн. земельных участков, 1, 7 млн. капитальных строений и 1, 9 изолированных помещений в собственности граждан). Государственное имущество, несмотря на многочисленные акты законодательства, по различным причинам в полном объеме в регистре не значится. Отсутствие специфицированных прав собственности порождает известную в экономической науке «трагедию общедоступности», проявляющуюся в чрезмерной эксплуатации ресурсов, в частности, в хроническом недоинвестировании государственных предприятий. Для решения этой проблемы необходимо произвести систематическую регистрацию прав на все объекты собственности в республике (в том числе государственные) принятым в рыночной экономике способом. Тем более что в этой сфере в стране создан серьезный задел в виде Единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, разработаны процедуры регистрации.

Необходимо законодательно осуществить передачу ряда полномочий в отношении объектов собственности, находящихся ныне в компетенции органов государственного управления различных уровней, субъектам хозяйствования, гражданам и их объединениям. Например, исключить из процедуры перевода жилого помещения в нежилое этап принятия решения по этому поводу райисполкомами; придать действительно рекомендательный характер ЕТС, внеся изменения не только в Инструкцию по ее применению, но и в 80 нормативных актов, регулирующих сферу труда в республике; оформить легальный статус существующего ныне неформального рынка земельных участков; ограничить вмешательство органов государственного управления в процессы ценообразования и др. В рамках перераспределения полномочий в отношении объектов собственности осуществить приватизацию ряда государственных предприятий, следуя единой концепции целей и методов. Так как преобразования отношений собственности предполагают длительное сосуществование государственного и частного секторов, тем более что отсутствуют эмпирически доказанные свидетельства более низкой эффективности государственных предприятий, работающих в рыночной среде, по сравнению с частными, необходимо реформировать управление государственными предприятиями, введя их в рамки частного права. Для отработки механизмов реформирования госсектора провести в разных отраслях республики серию экономических экспериментов по использованию, например, различных форм контрактных отношений между государственными органами и предприятиями.

Для эффективного использования соответствующим образом зарегистрированных и перераспределенных прав собственности осуществить мероприятия по развитию конкурентной рыночной среды, например, произвести трансформацию определённой части отечественного экономического законодательства (Инвестиционного кодекса, Банковского кодекса и т. д.), направленную на общее сближение используемых здесь принципов и норм

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Персептрон | и молодежной политике Администрации города Тюмени




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.